ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ программа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
г. Петропавловск-Камчатский
2022 г.
ОДОБРЕНА ЦМК общеобразовательных дисциплин | Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело», | |
Протокол № От «___» ___________ 20___ г. | | |
Председатель ЦМК общеобразовательных дисциплин ___________ / Гагарина Е.С. подпись | Заместитель директора по учебно-методической работе ___________ / Коровашкина С.В. подпись | |
Составитель: Азимова Сабина Сахиб кызы, преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж» Гагарина Екатерина Сергеевна, преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж» | |
Рецензент: Каташевич Людмила Валерьевна, старший методист, ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж» | |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗуЛЬТАТОВ ОсВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 20 |
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родная литература», в соответствии с Методическими рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (Методические рекомендации Министерства просвещения РФ в форме письма №05-401 от 14.04.2021 г.).
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям: 34.02.01 «Сестринское дело». Составлена в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требованиями к средствам обучения и воспитания, утвержденными Минобрнауки РФ 26 декабря 2013 г. N 06-2412вн.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
«Родная литература» является учебной дисциплиной по выбору из обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» ФГОС среднего общего образования. Учебная дисциплина «Родная литература» входит в состав дисциплин общеобразовательного учебного цикла на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Изучается в 1 и 2 семестрах 1 курса. Взаимосвязан с другими учебными дисциплинами и предметами: литература, история, иностранный язык, биология, гигиена и экология человека, основы латинского языка с медицинской терминологией, генетика человека с основами медицинской генетики, здоровый человек и его окружение, химия, физика, математика, информатика.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Результатом освоения дисциплины станет овладение студентами следующими общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуация и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразование, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
На основе рабочей программы разработаны задания для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Личностные результаты освоения программы по учебному предмету отражают:
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 3. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию духовных традиционных ценностей многонационального народа России.
ЛР 4. Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 11. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 13. Проявляющий навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности.
ЛР 14. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.
ЛР 18. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп.
ЛР 19. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных и духовно-нравственных традиций и ценностей многонационального российского государства.
ЛР 21. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.
ЛР 22. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 24. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часа, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
– самостоятельной работы обучающегося 36 час.
По учебному плану дисциплина запланирована в течение года.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная учебная аудиторная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: теоретические занятия | 72 |
практические занятия | 72 |
Профессионально ориентированное содержание | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
заполнение таблиц, составление схем | 5 |
работа по выразительному чтению стихотворений | 7 |
создание презентаций по заданным темам | 4 |
написание рефератов | 7 |
Развёрнутый ответ на вопрос | 9 |
Работа над проектом | 4 |
Итоговая аттестация – дифференцированный зачет | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родная литература»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ЛР |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Введение. | 2 | | |
Тема 1.1 Даль Владимир Иванович «Толковый словарь живого великорусского языка» | Содержание учебного материала Даль Владимир Иванович «Толковый словарь живого великорусского языка»: человек-мыслитель и человек-деятель.** Биография В.И. Даля, основные события его жизни.* Как В.И. Даль создавал свой словарь? Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение видео материала на платформе Moodle | 2 | 3 | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
| Самостоятельная работа: Проект «Герои сказок В.И. Даля». Подготовить буклет, брошюру или обложку книги своими руками, не используя информационные технологии. | 1 | | |
Раздел 1. | Человек и его внутренний мир в произведениях писателей 19 века | 6 | | |
Тема 1.1 Нравственная основа сказок В.И. Даля | Содержание учебного материала: Устное народное творчество в сказках В.И. Даля. Герои сказок В.И. Даля. Защита проектов «Герои сказок В.И. Даля». Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение видео материала на платформе Moodle. | 2 | 1 | ЛР11 ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Самостоятельная работа: Развёрнутый письменный ответ на вопросы: 1.Мой любимый герой в сказках В. Даля. 2. За что я люблю сказки В. Даля? | 1 | | |
Тема 1.2 Лирика Константина Батюшкова. | Содержание учебного материала Жизнь и творчество К. Батюшкова. Лирика поэта. Стихотворения «Мой гений», «Беседка муз», «Мои пенаты», «Тень друга». Виссарион Белинский о К. Батюшкове. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение видео материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР11 ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Самостоятельная работа: Составление словаря мифологических, библейских имен и названий; выучить один стих. | 1 | | |
Тема 1.3 Разносторонняя личность поэта Глинка Фёдор Николаевича. | Содержание учебного материала: Разносторонняя личность поэта Глинка Фёдор Николаевича. Лирика поэта, обзор стихотворений: «В защиту поэта», «Утро вечера мудренее», «Я кем-то был взнесен на острый верх скалы...». Ф.Н. Глинка как участник декабристских обществ.** Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение видео материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР11 ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Самостоятельная работа: Подготовить выразительное чтение стихотворения и его анализ | 1 | | |
Раздел 2. | Человек, семья и общество в произведениях писателей 19 века | 6 | | |
Тема 2.1 Особенности драматургии А.В. Сухово-Кобылина. Трилогия «Свадьба Керчинского»: семейные и родственные отношения в комедии | Содержание учебного материала: Творчество А.В. Сухово-Кобылина и особенности его драматургии. Трилогия «Свадьба Керчинского», жанр, сюжет. Семейные и родственные отношения в комедии. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение видео материала на платформе Moodle | 2 | 2 | ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР24 |
Самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Характеристика Керчинского и Расплюева». | 1 | | |
Тема 2.2 Своеобразие конфликта и система образов в комедии А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». | Содержание учебного материала: Жизнь и творчество А.Н. Островского. * Конфликта и система образов в комедии «Женитьба Бальзаминова».** Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение видео материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР24 |
Самостоятельная работа: Презентация «Герой комедии «Женитьба Бальзаминова» (значение имени, характеристика персонажа, портрет/актёр) | 1 | | |
Тема 2.3 Место человека в семье и обществе: Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича» | Содержание учебного материала: История создания произведения Место человека в семье и обществе: Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича». Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle ИНТЕГРАЦИЯ: Понятие смерти в медицине. | 2 | 1 | ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР24 |
Самостоятельная работа: Сообщение «Отношение героев к смерти главного персонажа» (выбрать одного героя). | 1 | | |
Раздел 3 | Человек, общество и государство в произведениях писателей 19 века | 10 | | |
Тема 3.1. Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А. Герцена «Кто виноват?» | Содержание учебного материала: Жизнь и творчество А. Герцена. Значение эпиграфа. Как соотносятся между собой название романа и его эпиграф? Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А. Герцена «Кто виноват?» Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle ИНТЕГРАЦИЯ: Владимир увлекался ботаникой, но медиком не стал. Занятиям медициной помешало отсутствие способности к «долгим, постоянным, неутомимым трудам». | 2 | 2 | ЛР1 ЛР13 ЛР14 ЛР18 ЛР19 ЛР21 |
Самостоятельная работа: Выписать цитаты, характеризующие персонажей. Предлагаются портреты мужских персонажей романа (Алексей Абрамович Негров, Дмитрий Яковлевич Круциферский, его отец Яков Иванович Круциферский, доктор Семен Иванович Крупов, отец Бельтова, Владимир Петрович Бельтов, мсье Жозеф, его воспитатель); женских персонажей (Глафира Львовна Негрова, Любовь Александровна Круциферская, Софья Бельтова). Далее предлагается составить словесный портрет двух персонажей (диптих) на выбор. | 1 | | |
Тема 3.2. Д.В. Григорович рассказ «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека. | Содержание учебного материала: Жизнь и творчество Д.В. Григоровича. Сюжет и композиция рассказа «Гуттаперчевый мальчик». Влияние социальной среды на личность человека. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 2 | ЛР1 ЛР13 ЛР14 ЛР18 ЛР19 ЛР21 |
Самостоятельная работа: Проведите исследование, на материале текста (работа по подгруппам) «Цирк – праздник или тяжелый труд», аргументируйте свой ответ на примере деятельности героев. | 1 | | |
Тема 3.3. Н. Чернышевский роман «Что делать?» | Содержание учебного материала: Творчество Чернышевского.* Характеристика героев романа «Что делать?»* Круг «новых людей» в романе.** Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР1 ЛР13 ЛР14 ЛР18 ЛР19 ЛР21 |
Самостоятельная работа: Развёрнутый ответ на вопрос «Что же «прекрасно» в жизни, нарисованной Чернышевским в «Четвертом сне»? | 1 | | |
Тема 3.4. Картина общественно-политической жизни в романе И.С. Тургенева «Рудин». | Содержание учебного материала: Картина общественно-политической жизни в романе И.С. Тургенева «Рудин». Образ самозванца в литературе 19 века Рудин в галерее «лишних» людей. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР1 ЛР13 ЛР14 ЛР18 ЛР19 ЛР21 |
Самостоятельная работа: Сообщение «История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений». | 1 | | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Тема 3.5 Майков поэма «Елисей или раздраженный Вакх». | Содержание учебного материала: Жизнь и творчество Майкова.* Поэма «Елисей или раздраженный Вакх». Образ Греческих Богов в поэме.** Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР1 ЛР13 ЛР14 ЛР18 ЛР19 ЛР21 |
Самостоятельная работа: Проект «Понятийный словарь поэмы «Елисей или раздраженный Вакх». | 1 | | |
Раздел 4 | Личность, природа и цивилизация в произведениях писателей 19 века | 8 | | |
Тема 4.1. Картины русской природы в лирике Майкова | Содержание учебного материала: Лирика Майкова. Картины русской природы в лирике Майкова. Основное направление в лирике Майкова. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Самостоятельная работа: Подготовить выразительное чтение стихотворения и его анализ | 1 | | |
Тема 4.2. Поэтика рассказов В.М. Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы, на примере рассказа «Красный цветок» | Содержание учебного материала Творчество В.М. Гаршина. Поэтика рассказов В.М. Гаршина. Проблемы и вызовы рассказа «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle ИНТЕГРАЦИЯ: больной герой | 2 | 1 | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Самостоятельная работа: Развёрнутый ответ на вопрос «Почему всё, с чем он борется, сконцентрировано в красном цветке? Что в нём особенного?» | 1 | | |
Тема 4.3 Чувство природы в произведениях М. Пришвина | Содержание учебного материала: Творчество М. Пришвина. Чувство природы в произведениях писателя. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Самостоятельная работа: Рассказы М. Пришвина несут в себе «Восхищение красотой природы и познавательную функцию». Подтвердите это выражение на примере одного произведения. | 1 | | |
Тема 4.4. А.К. Толстой. Лирика Козьма Прутков | Содержание учебного материала. Жизнь и творчество А.К. Толстого. Природа в лирике А. К. Толстого Кто такой Козьма Прутков? Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 2 | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Самостоятельная работа: Реферат «Козьма Прутков - литературная маска» | 1 | | |
Раздел 5 | Личность, история и современность в произведениях писателей 19 века | 4 | | |
Тема 5.1. Тема «праведничества» в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». | Содержание учебного материала Теория литературы: особенности рассказа как жанра эпоса. Историческая эпоха в рассказе и необычная жизненная позиция главного героя. «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР3 ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР22 |
Самостоятельная работа: Развёрнутый ответ на вопрос «О чем заставил вас задуматься этот рассказ? Что взволновало, какие чувства вызвало прочтение рассказа?» | 1 | | |
Тема 5.2. В. Гиляровский «Москва и москвичи». Бытописание как особый жанр литературы. | Содержание учебного материала Очерк жизни и творчества В. Гиляровского. Бытописание как особый жанр литературы. Особенности произведения «Москва и москвичи». Отражение времени в произведении. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 2 | ЛР3 ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР22 |
Самостоятельная работа: Презентация «Жизнь Москвы 19 века». Задание: выбрать одну сферу жизни и подготовить презентацию с цитатами из книги Гиляровского и фото из сети Интернет | 1 | | |
Раздел 6 | Человек и его внутренний мир в произведениях писателей 20 века | 8 | | |
Тема 6.1. Человек перед судом своей совести в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось». | Содержание учебного материала Творчество Г.Н. Щербаковой Сюжет повести «Вам и не снилось».* Человек перед судом своей совести.** Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР11 ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Самостоятельная работа: Сообщение «Понятие человеческой совести на примере повести «Вам и не снилось». | 1 | 3 | |
Тема 6.2. Судьба человека, становление личности конфликт долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной | Содержание учебного материала Творческий путь Беллы Ахмадулиной. Конфликт долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной.** Судьба человека, становление личности в поэзии Б.А. Ахмадулиной.** Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР11 ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
| Самостоятельная работа: Подготовить выразительное чтение стихотворения и его анализ. | 1 | | |
Тема 6.3. Нравственная проблематика в рассказе Б. Екимова «Говори мама, говори…» | Содержание учебного материала Творчество Б. Екимова.* Проблема взаимоотношения родителей и их детей в рассказе. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 2 | ЛР11 ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
| Самостоятельная работа: Проведите сопоставительный анализ «Проблема взаимоотношения родителей и их детей» в русской литературе. | 1 | | |
Тема 7.4. Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакала» | Содержание учебного материала Творчество Ю.П. Казакова. Человек и его внутренний мир в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакала». Понятия гуманизма на примере рассказе. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР11 ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
| Самостоятельная работа: На материале текста проанализируйте место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения. Аргументируйте свой ответ. | 1 | | |
Раздел 7 | Человек, семья и общество в произведениях писателей 20 века | 6 | | |
Тема 7.1. Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры». | Содержание учебного материала Творчество А.Н. Арбузова. Любовь и доверие в жизни человека: пьеса «Жестокие игры».** Тема равнодушия и цинизма молодого поколения, история о трудностях в отношениях детей и родителей, о жестокости близких. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР24 |
| Самостоятельная работа: Провести сравнительный анализ пьесы А.Н. Арбузова «Жестокие игры» и романа И. Тургенева «Отцы и дети» (взаимоотношения поколений – «отцов» и «детей») | 1 | | |
Тема 7.2. Взаимоотношения в семье в повести А.Г. Алексина «Домашний совет». | Содержание учебного материала Творчество А.Г. Алексина. Взаимоотношения в семье в повести А.Г. Алексина «Домашний совет». Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР24 |
| Самостоятельная работа: Определить ключевые слова-образы по содержанию прочитанной книги «Законы, по которым живет наша семья, рождаются на семейном совете.» | 1 | | |
Тема 7.3. Тема беззаветной материнской любви в рассказе А. Куприн «Святая ложь». | Содержание учебного материала Сюжет рассказа А. Куприн «Святая ложь». Характеристика героев. * Беззаветная материнская любовь в рассказе А. Куприна «Святая ложь».** Тема любви: забота, любовь в семье. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР4 ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР24 |
| Самостоятельная работа: Развёрнутый письменный ответ на вопросы: Есть ли «святая ложь»? Как преображается Иван четыре раза в год, когда идет навещать свою мать? | 1 | | |
Раздел 8 | Человек, общество и государство в произведениях писателей 20 века | 6 | | |
Тема 8.1. А.А. Фадеев «Молодая гвардия»: влияние социальной среды на личность человека | Содержание учебного материала Творчество А.А. Фадеева. * Гражданственность и патриотизм в романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Интересы личности, интересы государства; морали и государственные законы в романе.** Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР1 ЛР13 ЛР14 ЛР18 ЛР19 ЛР21 |
| Самостоятельная работа: Реферат «Гражданственность и патриотизм в романе «Молодая гвардия». | 1 | | |
Тема 8.2. Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э. Веркина «Облачный полк» | Содержание учебного материала Творчество Э. Веркина. Сюжет повести «Облачный полк». Образы подростков-партизанов. Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э. Веркина «Облачный полк». Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР1 ЛР13 ЛР14 ЛР18 ЛР19 ЛР21 |
| Самостоятельная работа: Напишите сценарий и подготовьте выступления к одной из глав романа (работа в группах) | 1 | | |
Тема 8.3. Лирика периода ВОВ. | Содержание учебного материала Поэзия В. Седокова «Медсестра», «Когда последний взрыв раздался», В. Высоцкого «Песня о конце войны», «Почему все не так? Вроде все как всегда», Ю. Воронова «В блокадных днях мы так и не узнали…», «31 декабря 1941 года». Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР1 ЛР13 ЛР14 ЛР18 ЛР19 ЛР21 |
| Самостоятельная работа: Подготовить выразительное чтение стихотворения и его анализ. | 1 | | |
Раздел 9 | Личность, природа и цивилизация в произведениях писателей 20 века | 6 | | |
Тема 9.1 Комфорт и духовность; современная цивилизация, её проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны». | Содержание учебного материала Творчество Л.С. Петрушевской.* Современная цивилизация, её проблемы и вызовы в рассказе «Новые робинзоны». Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Самостоятельная работа: Провести сравнительный анализ повести Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» и романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». | 1 | 3 | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Тема 9.2 В. Розов «Дикая утка». Гуманное отношение к тем, кто слабее; чувство сострадания, великодушия, вера в людей. | Содержание учебного материала Творчество В. Розова.* Чувство сострадания, великодушия, которое сильнее голода.** Сюжет рассказа «Дикая утка».* Проявление гуманного отношения к тем, кто слабее.** Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
| Самостоятельная работа: Сообщение на тему «Гуманное отношение к тем, кто слабее» по материалу произведения. | 1 | | |
Тема 9.3 К. Паустовский «Нет ли у вас молока?» Особая забота о детях войны. | Содержание учебного материала Творчество К. Паустовского.* Проблема милосердия в произведении. ** Особая забота о детях войны. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
| Самостоятельная работа: Презентация «Особая забота о детях войны». | 1 | | |
Раздел 10 | Личность, история и современность в произведениях писателей 20 века | 10 | | |
Тема 10.1 А. Лиханов «Никто». Нравственные проблемы в повести. Мир детей и взрослых. | Содержание учебного материала Творчество А. Лиханова.* Сюжет повести «Никто». Нравственные проблемы в повести. Мир детей и взрослых.** Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР3 ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР22 |
| Самостоятельная работа: Плакат «Мир детей и взрослых». (нарисовать безопасный мир, как сложилась бы жизнь Топорика в вашем плакате) | 1 | | |
Тема 10.2 Нравственное и эмоциональное воспитание личности в повести Л. Улицкой «Сонечка». | Содержание учебного материала Творчество Л. Улицкой. Воспитание личности в повести «Сонечка». Понятие «неосентиментализм».** Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР3 ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР22 |
Самостоятельная работа: Заполнить таблицу: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» & Л. Улицкая «Сонечка». (понятие сентиментализм) | 1 | | |
Тема 10.3 Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» | Содержание учебного материала Творчество Ю.О. Домбровского. Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе. Сюжет романа Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 1 | ЛР3 ЛР13 ЛР14 ЛР19 ЛР22 |
Самостоятельная работа: Развернутый ответ на вопрос: Ю.О. Домбровский в романе прямо указывает на связь с Достоевским: «Достоевский — вот это да! Этот понимал!.. Мысль – преступна.» согласны ли вы с этим высказыванием? Аргументируйте свой ответ на примере образов героев. | 1 | | |
Тема 10.4 Проект | Содержание учебного материала Произведение родной литературы, которое хочется перечитать | 2 | 3 | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
Тема 10.5 Итоговое занятие по курсу дисциплины «Родная литература» | Содержание учебного материала Проведение контроля уровня освоения норм родной литературы. Выполнение контрольной работы по всем разделам курса. Информационное обеспечение: видеоконференция и изучение материала на платформе Moodle | 2 | 2 | ЛР13 ЛР14 ЛР19 |
| Всего: | 108 | | |
Для характеристики уровня самостоятельной работы используются следующие обозначения:
* - задания для обучающихся с ослабленным здоровьем;
** - задания для обучающихся со средним уровнем знаний и одаренных детей.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
1) Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- книжный шкаф;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор;
- программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы отвечает особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Русский язык» включает обеспеченность компьютерной техникой, аудио-видеотехникой и оборудованием, учебными видеофильмами, и презентациями.
При проведении занятий обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей, поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
1) для слепых:
- письменные задания для выполнения самостоятельной работы, заданий для текущей и промежуточной аттестации зачитываются лаборантом;
- письменные задания надиктовываются лаборантом;
2) для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
- задания для выполнения, а также методические указания для выполнения аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования.
4) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих занятия проводятся в письменной форме.
5) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
- письменные задания надиктовываются лаборантом.
На теоретических занятиях при изучении данной дисциплины используется компьютерная и мультимедийная техника, специализированное программное обеспечение.
Для студентов с нарушениями слуха.
Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств.
Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации. Имеются специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
Используемые образовательные технологии
В образовательном процессе используются: социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Обучение студентов с нарушением слуха строится через реализацию следующих педагогических принципов:
• наглядности,
• индивидуализации,
• коммуникативности на основе использования информационных технологий, разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций,
• использования учебных пособий, адаптированных для восприятия студентами с нарушением слуха,
• использования электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам для студентов с нарушениями слуха.
Обучение студентов с нарушением зрения. Специфика обучения слепых и слабовидящих студентов заключается в следующем:
• дозирование учебных нагрузок;
• применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, расширяющих познавательные возможности студентов;
• специальное оформление учебного кабинета;
• организация лечебно-восстановительной работы;
• усиление работы по социально-трудовой адаптации.
Обучение студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - ДЦП). Обучение студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы, которая ведется в следующих направлениях:
• посильная медицинская коррекция двигательного дефекта;
• терапия нервно-психических отклонений;
• купирование соматических заболеваний, (сочетается с лечением на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими занятиями на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра).
Обучение студентов-инвалидов предполагает следующие этапы:
• использование указаний, как в устной, так и письменной форме;
• поэтапное разъяснение заданий;
• последовательное выполнение заданий;
• повторение студентами инструкции к выполнению задания;
• обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
• демонстрация уже выполненного задания (например, решенная задача);
• близость к студентам во время объяснения задания;
• разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;
• акцентирование внимания на хороших оценках;
• распределение студентов по парам для выполнения проектов, чтобы один из студентов мог подать пример другому;
• сведение к минимуму наказания за невыполнение задания; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
• составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения студента;
• игнорирование незначительных поведенческих нарушений. Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
Преподаватель способствует созданию доброжелательной атмосферы во всех группах, где студенты могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа, отмечает достижения студента относительно его успехов, нестандартные достижения.
Перечень технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса:
-технология поэтапного формирования умственных действий;
- технология коллективного взаимодействия;
-технология адаптивного обучения;
-технология дистанционного компьютерного обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Литература : учеб. : в 2-х ч. Ч. 1 / [ Г.А. Обернихина и др.]. - Москва : Академия, 2018. - 384 с.
Литература : учеб. : в 2-х ч. Ч. 2/ [ Г.А. Обернихина и др.]. - Москва : Академия, 2018. - 400 с.
Для преподавателей
Амелина, Е. В. Литература : общеобразовательная подготовка [Текст] : учебное пособие / Е. В. Амелина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 447 с.
Белинский, В.Г. Статьи о русской литературе [Текст] / В.Г. Белинский. - Л. : Лениздат, 1987. - 206 с.
История русской литературы конца ХIХ - начала ХХ века [Текст] : в 2-х т. Т. 2 / авт. кол. под ред. В.А. Келдыша. - Москва : Академия, 2007. - 352 с.
Лебедев, Ю.В. Русская литература 19 в. [Текст] : учебник, Ч. 1. - М. : Просвещение, 2018. - 378 с.
Лебедев, Ю.В. Русская литература 19 в. [Текст] : учебник, Ч. 2. - М. : Просвещение, 2018. - 378 с.
Лейдерман, Н.Л. Русская литература ХХ века (1950-1990-е годы) [Текст] : Т. 1. 1953-1968 / Н.Лейдерман, М.Н. Липовецкий ; 3-е изд. - Москва : Академия, 2008. - 416 с.
Лейдерман, Н.Л. Русской литература ХХ века (1950-1990-е годы) : Т.2, . 1968-1990 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий ; 3-е изд., стериотип. - Москва : Академия, 2008. - 688 с.
Обернихина, Г.А. Литература : Книга для преподавателя : метод. пособие. - Москва : медиц, 2012. - 208 с.
При организации образовательной деятельности используются различные образовательные технологии, в том числе позволяющие обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Преподавателями колледжа создается электронное методическое обеспечение по каждой теме, включающее электронные образовательные ресурсы - презентации, электронные версии учебных пособий, алгоритмы выполнения практических работ, видеофильмы, нормативно - директивную документацию, рекомендации основных (одного или двух) учебников по теме занятия, имеющихся в библиотеке колледжа, ссылки на базы сайтов, сетевых ресурсов, задания для контроля качества освоения учебного материала.
Учебно-методические ресурсы размещаются в веб - приложениях: Moodle, Test Раd, Google Класс и др., а также на сайте колледжа.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: - воспроизводить содержание литературного произведения; | - пересказ художественного текста; - анализ отдельных глав литературного текста; - домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями); |
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - литературные викторины по изучаемому художественному произведению; - сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст; |
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | - творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи); - контрольные работы; - тестовые задания; |
- определять род и жанр произведения; | - практические работы (анализ художественного текста); - работа по карточкам; |
- сопоставлять литературные произведения; | - творческие работы (сочинение); - рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ |
- выявлять авторскую позицию; | - рубежный контроль; - исследовательские работы обучающихся; - контрольные работы; Доклады, рефераты обучающихся; |
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | - чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста; |
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | - устный опрос обучающихся; - творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос); |
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; | - письменные творческие работы обучающихся; |
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. | - фронтальный опрос обучающихся; - тестовые работы; - контрольные работы; - составление библиографических карточек по творчеству писателя; – подготовка рефератов; – работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке; - внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста); |
Знания: - образную природу словесного искусства; | - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; |
- содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; | - составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы; |
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | - фронтальный опрос обучающихся; - беседа с обучающимися по прочитанному тексту; - исследовательские и творческие работы обучающихся; |
- основные теоретико-литературные понятия; | - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; |
При проведении процедуры оценивания результатов образования обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями.
При необходимости обучающимся инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на выполнение заданий.
Инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме).
Доступная форма предоставления заданий оценочных средств: в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются лаборантом.
Доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, с использованием услуг лаборанта, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.
Проведение процедуры оценивания результатов обучения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием электронных образовательных технологий.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе:
- проведения практических занятий,
- выполнения индивидуальных работ и домашних заданий
- тренировочного тестирования.
В качестве видов текущего контроля успеваемости используются:
- контрольные работы,
- устные опросы,
- письменные работы,
- тестирование.
В качестве форм промежуточного контроля используются итоговые контрольные работы и дифференциальный зачет.
Вид промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).