СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»  является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 11.02.12 Почтовая связь.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Русский язык и культура речи"»


.


УТВЕРЖДЕНА

Зам.директора по УМР

____________________


«_____»_____ 20__ г.
















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


СГ.06 Русский язык и культура речи































2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 11.02.12 Почтовая связь, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 967 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 11.02.12 Почтовая связь» (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2021 г.) (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2014 г. рег. № 33771)










Организация-разработчик. Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»









Разработчик:

Грязнова Ирина Сергеевна, преподаватель первой квалификационной категории













Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол № ____ от «____» ________ 2024 г














СОДЕРЖАНИЕ






1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10












































ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


1.1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 11.02.12 Почтовая связь.



1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в вариативную часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла.


1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания


Код ОК

Умения

Знания


ОК 04

ОК 05

ОК 09


Уметь пользоваться словарями русского языка; определять лексическое значение слова; определять нормы литературного произношения;строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи; употреблять основные выразительные средства русского литературного языка;

продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.


Знать правила речевого этикета; различия между языком и речью; специфику устной и письменной речи; невербальные, вербальные средства общения; три аспекта культуры речи: нормативные, коммуникативные, этические; сущность литературного языка; нормы русского литературного языка; правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; лексическое ударение; орфоэпические нормы;

лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии;

употребление профессиональной лексики и научных терминов;

способы словообразования;

синтаксический строй предложения;

правила правописания;

функциональные стили литературного языка.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов.





  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем


часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

10

Промежуточная аттестация в форме зачета








































Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды общих компетенций

(указанных в разделе 1.3)

1

2

3


Раздел 1. Литературный язык

и языковая норма




ОК 4,ОК5

Введение. Предмет курса

«Русский язык и культура речи».

Содержание учебного материала

2

1

Язык и речь.

Понятие «язык», «речь». Единицы языка, единицы речи. Виды речевой деятельности.

2


Тема 1.1.

Три аспекта культуры

речи: нормативный,

коммуникативный, этический

Содержание учебного материала

2


2

Культуры речи и речевой этикет.

История культуры речи и особенности речевого этикета. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение.

2


Тема 1.2.

Литературный язык – Высшая форма развития национального языка

Содержание учебного материала

2


3

Сопоставление устной и письменной речи.

Литературный язык: устная и письменная разновидности.

2


Раздел 2. Система языка и её стилистическая характеристика



ОК 4,ОК5

Тема 2.1.

Фонетика


Содержание учебного материала

2

4

Фонетика как учение о звуковой стороне речи.

Средства фонетической выразительности. Интонация. Понятие о звуке. Фонетический разбор слова.

2

Тема 2.2.

Орфоэпия

Содержание учебного материала

2

5

Практическое занятие. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения

Орфоэпические нормы. Характеристика функций словесного ударения.

2

Тема 2.3.

Лексикология.

Полисемия. Омонимы, паронимы, их функции



Содержание учебного материала

4

6

Слово в лексической системе языка.

Введение понятия «Лексикология», «Полисемия». Примеры полисемии в русском языке. Лексика с точки зрения ее употребления. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок.


2

7

Практическое занятие. Лексические ошибки в речи и их исправление.

2

Тема 2.4.

Фразеология.


Содержание учебного материала

2

8


Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов.

Фразеология. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов.

2

Тема 2.5.

Словообразование.

Содержание учебного материала

4

9

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.

2

10

Словообразовательные нормы.

Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.

2

Тема 2.6.

Морфология.


Содержание учебного материала

12

11

Морфологические нормы имени существительного.

Употребление правильных форм имен существительных в речи.


2

12

Нормативное употребление прилагательных в речи.

Основные признаки прилагательных. Значение степеней сравнения прилагательных.

2

13

Нормативное употребление местоимений в речи.

Разряды местоимений. Закрепление правил правописания местоимений. Случаи употребления местоимений в речи.

2

14

Практическое занятие. Нормативное использование форм имен числительных в речи.

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Типичные ошибки в употреблении числительных.

2

15

Нормативное употребление глагола и глагольных форм в речи.

Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

2

16

Нормативное употребление служебных частей речи и наречий в речи.

Общая характеристика наречия. Виды степеней сравнения. Виды ошибок в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий и их предупреждение.  Отличие наречий от слов-омонимов. Использование в речи предлогов, союзов. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

2

Тема 2.7.

Синтаксис. Пунктуация.


Содержание учебного материала

10

17

Синтаксические нормы русского литературного языка.

Основные единицы синтаксиса. Основные синтаксические нормы русского литературного языка. Употребление предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами.

Согласование подлежащего со сказуемым.

2

18

Синтаксические нормы в построении сложного предложения.

Стилистическое использование разных типов сложных предложений.

2

19

Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

2

20

Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос.

2

21

Практическое занятие. Исправление ошибок в тексте, связанных с нарушением синтаксических норм.

2

Раздел 3. Текст как речевое произведение





ОК 4,ОК5, ОК 9

Тема 3.1.

Текст и его структура.


Содержание учебного материала

2

22

Текст и его структура.

Основные признаки и структура текста.

2


Тема 3.2.

Система функциональных стилей русского языка

Содержание учебного материала

4

23

Практическое занятие. Виды стилей. Нормы русского делового этикета в деловом общении.

Основные стили русского литературного языка. Понятие «Этика», «Этикет». Языковые особенности делового стиля. Оформление деловой документации.

2

24

Зачетное занятие.

2


Всего:

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • комплект электронных видеоматериалов;

  • задания для контрольных работ;

  • профессионально ориентированные задания;

  • материалы экзамена.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • проектор с экраном.

Залы:

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Русский язык и культура речи. Практикум : учебно-практическое пособие / В. Д. Черняк, Е. В. Сергеева, А. В. Кузьмина [и др.] ; под ред. В. Д. Черняк, Е. В. Сергеевой. — Москва : КноРус, 2023. — 227 с. — ISBN 978-5-406-11975-4. — URL: https://book.ru/book/950160 (дата обращения: 24.09.2023). — Текст : электронный.

  2. Русский язык и культура речи : учебник / Е. В. Сергеева, В. Д. Черняк, А. И. Дунев [и др.] ; под ред. Е. В. Сергеевой, В. Д. Черняк. — Москва : КноРус, 2023. — 343 с. — ISBN 978-5-406-10486-6. — URL: https://book.ru/book/945210 (дата обращения: 24.09.2023). — Текст : электронный.



Дополнительные источники:

  1. Тищенкова, Л. М., Русский язык и культура речи. : учебник / Л. М. Тищенкова. — Москва : КноРус, 2012. — 208 с. — ISBN 978-5-4365-0069-0. — URL: https://book.ru/book/915099 (дата обращения: 24.09.2023). — Текст : электронный.

  2. Власенков, А. И. Русский язык [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А. И. Власенков, А. И. Потемкина. – 4-е изд., стер. – Москва: Дрофа, 2009. – 269 с.


Словари

1.Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

2.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

3.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

5.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

6.Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

7.Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

8.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

9.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Интернет–ресурсы:


  1. Информационно-справочный портал [Электронный ресурс] / slovari.gramota.ru. – Режим доступа: http://slovari.gramota.ru, свободный.– Загл. с экрана.

1. http://www.gramota.ru - «Русский язык и культура речи»

2. Ресурс Цифровые учебные материалы http://abc.vvsu.ru/

3. Ресурс ЭБС BOOR.RU

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных нормативов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


Должен уметь:

пользоваться словарями русского языка;

определять лексическое значение слова;

определять нормы литературного произношения;

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

употреблять основные выразительные средства русского литературного языка;

продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.



Должен знать:

правила речевого этикета; различия между языком и речью;

специфику устной и письменной речи; невербальные, вербальные средства общения;

три аспекта культуры речи: нормативные, коммуникативные, этические;


сущность литературного языка;

нормы русского литературного языка;

правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров;

фонемы, особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; лексическое ударение; орфоэпические нормы;

лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии;

употребление профессиональной лексики и научных терминов;

способы словообразования;

синтаксический строй предложения;


правила правописания;


функциональные стили литературного языка.




устный опрос, результаты выполнения практических заданий;

устный опрос, результаты выполнения практических заданий;

устный опрос, решение тестовых заданий;

устный опрос, результаты выполнения практических заданий ;

устный опрос, решение тестовых заданий;

решение тестовых заданий ;




устный опрос, практические задания;


устный опрос, выполнения практических заданий ;

устный опрос, выполнения практических заданий ;


устный опрос, оценка решения тестовых заданий;




устный опрос, оценка решения тестовых заданий

устный опрос,

выполнения практических заданий;

устный опрос, оценка выполнения тестовых заданий;


устный опрос,

тестовые задания;

практические задания;


устный опрос,


устный опрос, выполнения практических заданий;

устный опрос,

решение тестовых заданий;


устный опрос, решение тестовых заданий;

практические задания.
























3