Нижний Тагил, 2016 г.
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы укрупненной группы направлений подготовки специалистов среднего звена 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
самостоятельной работы - 64 часа.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | История возникновения, развития и становления математики как основополагающей дисциплины, необходимой для изучения профессиональных дисциплин. Связь математики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами. | 2 | 1 |
Раздел 1. Элементы высшей алгебры | 40 | |
Тема 1.1. Основные понятия линейной алгебры | Матрицы и действия над ними. Определитель матрицы и его свойства. | 2 | 2 |
Определители второго, третьего и высших порядков. Вычисление определителей. | 2 |
Практическое занятие №1. «Нахождение суммы, разности, произведения матриц, умножение матрицы на число» | 2 | |
Практическое занятие №2. «Вычисление определителей третьего и четвертого порядков, разложение определителя по элементам, какой – либо строки и столбца» | 2 |
Практическое занятие №3. «Матрицы и действия над ними. Определитель матрицы и его свойства. Вычисление определителей» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Матрицы и действия над ними» Решение задач по теме «вычисление определителей высших порядков» | 6 |
Тема 1.2 Система линейных уравнений и методы их решения | Этапы решения систем линейных уравнений методами Крамера и Гаусса. | 2 | 2 |
Матричный метод решения систем линейных уравнений. | 2 |
Практическое занятие №4: «Решение систем линейных уравнений методом Крамера» | 2 | |
Практическое занятие №5: «Решение систем линейных уравнений методом Гаусса» | 2 |
Практическое занятие №6. «Решение систем линейных уравнений методами матричного исчисления» | 2 |
Практическое занятие №7. Решение систем линейных уравнений | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Системы линейных уравнений и способы их решения» Решение задач по теме «Системы линейных уравнений высших порядков» | 6 |
Раздел 2. Математический анализ. | 104 | |
Тема 2.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. | Функции одной переменной. Свойства функций. Способы задания функции. | 2 | 2 |
Предел числовой последовательности. Основные свойства. Вычисление предела последовательности. | 2 |
Непрерывность функций. Производная функции, ее геометрический и механический смысл. Таблица производных. | 2 |
Применение производной к исследованию функций. | 2 |
Неопределенный интеграл. Таблица интегралов. Способы нахождения неопределенного интеграла (замена переменной, нахождение интегралов тригонометрических функций). | 2 |
Способы нахождения неопределенного интеграла (метод интегрирования по частям, интегрирование рациональных дробей). | 2 |
Вычисление определенного интеграла. Геометрический смысл определенного интеграла. Функции нескольких переменных. | 2 |
Приложение интеграла к решению прикладных задач. Частные производные. | 2 |
Практическое занятие №8. Вычисление пределов функций. | 2 | |
Практическое занятие №9. Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательных пределов. | 2 |
Практическое занятие № 10. Исследование функций на непрерывность. | 2 |
Практическое занятие №11. Нахождение производных по алгоритму. | 2 |
Практическое занятие №12. Вычисление производной сложных функций. | 2 |
Практическое занятие №13. Дифференцирование функций. Исследование функций методами дифференциального исчисления. | 2 |
Практическое занятие №14. Интегрирование простейших функций. Решение простейших определенных интегралов. | 2 |
Практическое занятие №15. Вычисление интегралов различными способами интегрирования. | 2 |
Практическое занятие №16. Решение прикладных задач. Нахождение частных производных. Интегрирование. Решение прикладных задач | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Вычисление пределов» Решение задач по теме «Исследование функции с помощью производной» Решение задач по теме «Интегрирование. Решение прикладных задач» Решение задач по теме «Решение задач с применением определенного интеграла» | 10 |
Тема 2. 2. Обыкновенные дифференциальные уравнения. | Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Понятие дифференциального уравнения. | 2 | 2 |
Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. Общие и частные решения | 2 |
Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. Общие и частные решения | 2 |
Однородные дифференциальные уравнения первого порядка. | 2 |
Линейные однородные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами. | 2 |
Практическое занятие №17. Решение дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными. | 2 | |
Практическое занятие №18. Решение однородных дифференциальных уравнений первого порядка. | 2 |
Практическое занятие №19. Решение линейных дифференциальных уравнений первого порядка. | 2 |
Практическое занятие №20. Решение линейных однородных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами. | 2 |
Практическое занятие №21. Решение линейных однородных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами. Решение прикладных задач. | 2 |
Практическое занятие № 22. Решение прикладных задач. | 2 |
Практическое занятие №23. Решение дифференциальных уравнений | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения» | 6 |
Тема 2.3. Дифференциальные уравнения в частных производных. | Простейшие дифференциальные уравнения в частных производных. | 2 | 2 |
Простейшие дифференциальные уравнения в частных производных. | 2 |
Дифференциальные уравнения линейные относительно частных производных. | 2 |
Дифференциальные уравнения линейные относительно частных производных. | 2 |
Практическое занятие №24: Решение простейших дифференциальных уравнений линейных относительно частных производных. | 2 | |
Практическое занятие №25: Решение простейших дифференциальных уравнений линейных относительно частных производных. | 2 |
Практическое занятие №26. Решение дифференциальных уравнений в частных производных | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Дифференциальные уравнения в частных производных». | 4 |
Раздел 3. Аналитическая геометрия | 46 | |
Тема 3.1. Основы алгебры векторов. Уравнение прямой на плоскости. | Определение декартовой и полярной систем координат. | 2 | 2 |
Формулы перехода от декартовых координат к полярным. | 2 |
Действия над векторами (сложение, вычитание, умножение). | 2 |
Общее уравнение плоскости и прямой в пространстве. | 2 |
Практическое занятие №27. Определение координат вектора, длины векторов и угол между ними. | 2 | |
Практическое занятие №28. Вычисление скалярного и векторного произведения векторов. | 2 |
Практическое занятие №29. Нахождение уравнения прямой в пространстве | 4 |
Практическое занятие №30. Нахождение уравнения плоскости и прямой в пространстве | |
Практическое занятие № 31 Действия над векторами. Нахождение уравнения плоскости и прямой в пространстве | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач по теме «Нахождение уравнения плоскости и прямой в пространстве. Действия над векторами». | 8 |
Тема 3.2.Кривые первого и второго порядков. | Уравнения кривых первого и второго порядка. Основные элементы и свойства. Окружность и эллипс. | 2 | 2 |
Уравнения кривых первого и второго порядка. Основные элементы и свойства. Гипербола. | 1 |
Уравнения кривых первого и второго порядка. Основные элементы и свойства. Парабола | 1 |
Практические занятия №32: Нахождение уравнений кривых первого и второго порядка. | 2 | |
Практические занятия № 33: Нахождение уравнений кривых первого и второго порядка, основных элементов и определение свойств кривых первого и второго порядка | 2 |
Контрольная работа. Определение типа кривых первого и второго порядков. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Кривые первого и второго порядков» | 8 |
Консультация к экзамену | 2 | |
Итого: | 192 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебногокабинета математических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количествуобучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-планирующаядокументация, рекомендуемые учебники, дидактический материал,раздаточный материала.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Малугин В.А. Математический анализ. Курс лекций. – М.: Эксмо, 2009.-272с.
Соболь Б.В. Практикум по высшей математике / Б.В. Соболь, Н.Т. Мишняков, В.М. Поркшеян. – Изд. 6-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010-630с.
Блехман И.И., Мышкис А.Д. и др. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. С примерами из механики. Учебное пособие. – М.: Ком.книга, 2011-376с.
Афанасьева О.Н., Бродский Я.С., Павлов АЛ. Математика для техникумов. -М.: Наука, 2010
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Высшая школа, 2002
Бутузов В.Ф., Крутицкая Н.И. Математический анализ в вопросах и задачах. - М.: Физматлит, 2009
Валуцэ И.И. Математика для техникумов. - М.: Наука, 2009
Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. - М.: Росткнига, 2011
Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. Часть 1 и 2. - М: Высшая школа, 2011
Задачи по высшей математике. Щипачев B.C. - М.: высшая школа, 2006
Натансон И.П. Краткий курс вышей математики. - С-Пб.: Лань, 2010
Пехлецкий И. Д. Математика. - М.: Мастерство, 2009
Подольский В.А. и др. Сборник задач по математике: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2003
Щипачев B.C. Основы высшей математики. - М.: Высшая школа, 2011
Реализация программы учебной дисциплины требует дополнительного обеспечения специальных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования.