МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
ГБПОУ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ
СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА
2018г.
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) начального профессионального образования (далее НПО) Технический и социально-экономический профиль_
Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Разработчик:
__Жигулина Татьяна Николаевна - преподаватель_
Рекомендована научно- методическим советом ГБПОУ «БРТСиПТ» № ,
протокол №__ от -_______ 20___ г.
Рассмотрена на ПЦК ________________________ протокол №___ от _______ 20____ г.
Утверждена заместителем директора по СПО (НПО) приказ №____ от __________ 20_______г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 21 |
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 23 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________________________Информатика ______________________
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессиям НПОтехнического и социально-экономического профиля
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательный циклпрофильные общеобразовательные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.;
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося162 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося108 часов;
самостоятельной работы обучающегося54 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 103 |
контрольные работы | 5 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: -
внеаудиторная самостоятельная работ: работа над материалом учебников, конспектом лекций; -
выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет -
подготовка к практическим занятиям -
подготовка реферативных сообщений -
создание электронных презентаций по конкретной теме | |
Итоговаяаттестациявформе экзамена. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины______ИНФОРМАТИКА _____________
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | 6 | |
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов | Содержание учебного материала | |
1 | Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. | 2 |
2 | Работа с программным обеспечением. Форматирование и дефрагментация гибкого диска |
Практические занятия | 4 |
| Самостоятельная работа Информационная культура. Правовая охрана программ и данных. Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. -246с.: ил. С. 213 | |
Тема1. 2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов | Содержание учебного материала | |
1 | Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление | 3 |
Практические занятия | 2 |
Контрольная работа №1 «Информационная деятельность человека» | 1 |
Самостоятельная работа Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи». С.58 Вопросы 1-3 | |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | 30 | |
Тема2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. | Содержание учебного материала | | |
1 | Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. | 3 |
2 | Файлы и файловая система. Операции над файлами и папками (каталогами) |
Практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа Подготовить доклады по темам: «Примеры компьютерных моделей различных процессов» и «Язык как способ представления информации, двоичная форма представления информации, ее особенности и преимущества». Реферат « Файлы и файловая система» Подбор и решение задач по теме: «Единицы измерения информации» | |
Тема2. 2. Информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. | Содержание учебного материала | | |
1 | Представление информации в различных системах счисления. | 3 |
2 | Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита |
3 | Компьютер как исполнитель. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. |
Практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа: Решение вариативных задач по теме: «Представление информации в двоичной системе счисления»; «Представление информации в различных системах счисления». Работа с учебным материалом | |
Тема2. 2.1. Принципы обработки информации компьютером | Содержание учебного материала | | |
1 | Среда программирования. Тестирование готовой программы. | 3 |
2 | Алгоритмы и способы их описания. Правила оформления блок – схемы. |
Практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач[5] С.44 №1,3,5 Решение задач [5]С.132 №16,18 | |
Тема2.2.2. Архивация. Запись информации | Содержание учебного материала | | |
1 | Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. | 3 |
2 | Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. | | |
Практические занятия | 4 | |
Самостоятельная работа Работа с архиватором 7-Zip. Архивирование файлов типа .doc .exe и сравнение размеров обоих файлов. Внесение данных в таблицу. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Архивирование файлов с помощью программы WinRAR. | |
Тема2. 2.3. Поиск информации с использованием компьютера | Содержание учебного материала | | |
1 | Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. | 3 |
2 | Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. |
Практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Зайти на портал http://www.gramota.ru/ и проверить правильности написания слов. Работа по учебнику:Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. | |
Тема2.2.4 Передача информации между компьютерами | Содержание учебного материала | | |
1 | Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь | 3 |
2 | Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. |
3 | Создание ящика электроннойпочты,телеконференция |
Практические занятия | 6 |
Контрольные работы №2: «Информация и информационные процессы» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Записать в тетради основную функцию внешней памяти, а так же определение понятия «накопитель». Заполнить в тетради таблицу, содержащую основные характеристики устройств долговременной памяти. | |
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | 14 | |
Тема3. 1. Персональный компьютер. Его состав и назначение | Содержание учебного материала | | |
1 | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. | 3 |
2 | Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | | |
Практические занятия | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Проверить, какие марки монитора и видеоадаптера установлены в Windows и соответствуют ли они реально установленным в компьютере. Результаты исследования представить в письменном виде. Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ | |
Тема3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователя в локальных компьютерных сетях | Содержание учебного материала | | |
1 | Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. | |
Практические занятия | 2 |
Самостоятельная работа: Работа по учебнику Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети | |
Тема3.3. Безопасность, гигиена. Эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита | Содержание учебного материала | | |
1 | Представление о сервисах Интернета. Этика сетевого общения. | 3 |
2 | Защита информации, антивирусная защита. |
3 | Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. |
Практические занятия | 6 |
Контрольная работа №3: «Средства информационных и коммуникационных технологий» | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить реферат по теме: ««Вредное воздействие компьютера. Способы защиты». Проверка объектов на наличие вирусов | |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 46 | |
Тема 4.1. Назначение и принцип работы текстовых редакторов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Знакомство с программами MicrosoftOffice. Создание деловых документов в редакторе MSWord | 3 |
2 | Оформление текстовых документов, содержащих таблицы |
3 | Создание комплексных документов в текстовом редакторе |
4 | Оформление формул редактором MSEguation |
Практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа: Оформить схемы по образцу Используя мастер формулMSEguation, набрать формулы по образцу Создать меню студенческого кафе и рекламный проспект по образцу Создать публикацию о редакторе Word. Работа по учебнику: Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии | |
Тема 4.2. Назначение и принцип работы электронных таблиц. | Содержание учебного материала | | |
1 | Знакомство с табличным процессором MicrosoftExcel. Создание электронной книги. | 3 |
2 | Электронные таблицы. Структура окна программы. Основные типы и форматы данных. Выполнение расчетов. |
3 | Относительные и абсолютные ссылки. Математические и логические функции |
4 | Организация расчетов в табличном процессе MSExcel. Относительная и абсолютная адресация в MSExcel. |
5 | Использование формул и функций в MSExcel |
6 | Форматирование изменение внешнего вида диаграмм в MSExcel. Визуализация числовых данных с использование диаграмм различных типов. |
7 | Комплексное использование приложений MSExcel для создания документов. |
Практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа: Заполнить таблицу, произвести расчеты. Выполнить условное форматирование оклада и премии за октябрь,ноябрь месяц Построить круговую диаграмму к таблице Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ | |
Тема 4.3. Назначение и принцип работы СУБД. | Содержание учебного материала | | |
1 | Знакомство с системой управления базами данных MSAccessСоздание таблиц | 3 |
2 | Редактирование и модификация таблиц базы данных в СУБД MSAccess |
3 | Создание пользовательских форм для ввода данных в СУБД MSAccess |
4 | Таблицы, формы, запросы, связи, отчеты. Создание структуры базы данных. Ввод и редактирование данных. |
5 | Создание форм, запросов, связей, отчетов. Поиск данных с помощью запросов и фильтров |
Практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа: В БД создать таблицу «Культурная программа», «Друзья и хобби» в режиме таблицы. Создать формы, запросы, связи, отчеты. Реферат «Базы данных в СУБД MSAccess». Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. | |
Тема4.5. Назначение и принцип работы графических и мультимедийных редакторов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Графические редакторы: растровые и векторные. Создание изображений в векторном редакторе, входящим в состав текстового редактора Word. | |
2 | Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий. Создание презентации с помощью PowerPoint. Редактирование и сортировка слайдов. | |
3 | Использование гиперссылок в презентациях. Звуковое сопровождение презентации. Сохранение презентации. Горячие клавиши MicrosoftPowerPoint | |
4 | Демонстрация систем автоматизированного проектирования. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. |
5 | Создание презентации на социальную тематику |
Практические занятия | 10 |
Контрольные работы №4 «Технологии создания и преобразования информационных объектов» | 2 |
Самостоятельная работа: Создание презентации с эффектами анимации и звуковым сопровождением на тему «Города герои», «Планеты гиганты» Сообщение «Электронные презентации» Создать проект «Презентация о своей группе». Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ | |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 12 | |
Тема 5.1. Назначение и принцип работы телекоммуникационных систем. | Содержание учебного материала | | |
1 | Аппаратные средства Интернета. Доменная система имен. Каналы связи. Программное обеспечение Интернета. | |
2 | Поиск информации в Интернете. |
Практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа: Работа по учебнику Презентация «Интернет и всемирная паутина» | |
Тема 5.2. Методы создания и сопровождения сайта | Содержание учебного материала | | |
1 | Методы, средства создания и сопровождения сайта. | 3 |
2 | Вставка изображений в Web-страницы |
Практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа: Создание собственной WEB-страницы на основе портфолио (используя язык разметки сайта HTML) Разработка сайта с использованием языка разметки текста НТМL Создать Web- сайт произвольной фирмы, состоящий не менее чем из четырех страниц Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. | |
Тема 5.3. ПОдля организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. | Содержание учебного материала | | |
1 | Адресация в Интернете. БраузерПримеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, примеры работы сИнтернет-библиотекой и пр. | |
Практические занятия | 2 | |
Контрольные работы№5 «Телекоммуникационные технологии» | 2 |
Самостоятельная работа: Создание презентации «Организация форумов в сети Интернет» или «Правила формирования запросов при работе в сети Интернет» Подготовить электронное письмо. Работа с интернет-библиотекой, поиск в учебнике Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ текста «Работа в интернете». Регистрация почтового ящика на бесплатном почтовом сервере Web-почты Создание, отправка и получение сообщений электронной почты | |
Итого | | 162 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Информатика.
Оборудование учебного кабинета:рабочее место преподавателя, рабочие места по количеству обучающихся, шкафы для хранения наглядных пособий, интерактивная доска, журналы по технике безопасности
Технические средства обучения: компьютеры, , мультимедиа, экран, , микрофон, локальная вычислительная сеть, принтер, сканер
Программные средства обучения:
- операционная система WindowsXP;
- приложения WindowsХР;
- антивирусная программа AVP;
- пакет MS-Office.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- персональные компьютеры для деления обучающихся на подгруппы;
- медиапроектор;
- экран;
- звуковые колонки;
- локальная вычислительная сеть
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика.Учебник 10-11 кл.- М.,2007;Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика.Задачник- практикум 10-11 кл.- М.,2007; Угринович Н.Д. Информатика 10-11 кл. М.,2007
Дополнительные источники: _Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям. М.: Издательский центр «Академия»,20010
Интернет - источники:
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека online
http://www.kopilkaurokov.ru
http://www.nsportal.ru
http://www.prezentacii.com
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
должен знать: -
различные подходы к определению понятия «информация»; -
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; -
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных компьютерных сетей); -
назначение и виды информационных моделей описывающих реальные объекты или процессы; -
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; -
назначение и функции операционных систем. Уметь -
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; -
распознавать информационные процессы в различных системах; -
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; -
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; -
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; -
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; -
просматривать, создавать редактировать сохранять записи в базах данных; -
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и др.; -
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и др.); -
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка контрольной работы. Оценка практических работ. Оценка практических работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы |
8