РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор
МОУ«Школа № 3 МОУ«Школа № 3
города Докучаевска» города Докучаевска»
Протокол от _________№ ____ __________ Я.В. Хоменко
Рабочая образовательная программа
по предмету
«Украинский язык и
литературное чтение»
Класс: 2-Б
Учитель: Лаврова Ольга Сергеевна
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета Программа по учебному предмету «Украинский язык и литературное чтение» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ГОС НОО) и определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения данного учебного предмета, его основное содержание, а также рекомендации к условиям её реализации.
Основная цель изучения курса «Украинский язык и литературное чтение» - развитие коммуникативной компетенции.
Учебный курс интегрированный: включает язык и литературное чтение, что позволяет учителю более широко охватить содержание предмета и экономить время.
Изучение предмета направлено на достижение целей по формированию:
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, которые проявляются в способности успешно пользоваться украинским языком (всеми видами речевой деятельности) в процессе общения, познания окружающего мира, решения жизненно важных задач;
социокультурной компетентности, которая охватывает личностное развитие учащихся, адаптацию их к жизни в определённой социальной среде; гражданское, патриотическое, эстетическое воспитание;
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
учебных действий с языковыми единицами и умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Основными задачами обучения украинскому языку в начальной школе есть:
обеспечение позитивной мотивации к усвоению украинского языка; формирование умений и навыков по всем видам речевой деятельности в устной и письменной форме;
усвоение элементарных знаний о наиболее важных языковых единицах, необходимых и достаточных для формирования речевых умений и навыков; обогащение словарного запаса;
усвоение украинской графики и орфографии;
формирование уважительного отношения к украинской культуре через знакомство с детской литературой, воспитание толерантного отношения к представителям украинского народа; обеспечение интеллектуального, морального, социокультурного и эстетического развития личности младшего школьника.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения украинскому языку основывается на речевой, языковой, социокультурной, деятельностной линиях, которые тесно взаимосвязаны между собой и направлены на достижение планируемых результатов в течение всего периода обучения. Ведущая линия – речевая. Она реализуется на каждом уроке в течении всего года. Вся деятельность, по реализации содержания направлена на развитие и приобретение навыков для общения в устной и письменной формах.
Устная форма общения предусматривает формирование и развитие умений слушать и понимать собеседника, спрашивать и отвечать, вести диалог и монолог, работать с текстами на украинском языке, а также обогащение словарного запаса школьников, овладение учащимися орфоэпическими, лексическими и грамматическими умениями и навыками.
Письменная речевая деятельность в начальной школе предусматривает овладение украинской графикой и орфографией, формирование умений писать с соблюдением правил (списывать с печатного текста, писать под диктовку), пересказывать и составлять тексты разных типов и записывать их с помощью учителя, соблюдая правила культуры оформления работы, а также формирование умений правильно и осознанно читать на украинском языке.
Языковая линия предусматривает овладение учащимися элементарными знаниями по украинскому языку и правописанию, нахождение общего и различного в русском и украинском языках. Изучение грамматики украинского языка строится на принципе сопоставления и сравнительного анализа материала русского и украинского языков и изучении особенностей украинского языка.
Социокультурная линия реализуется на каждом уроке в течение всего года, направлена на знакомство учащихся с украинской культурой, творчеством украинских писателей, этикетной лексикой, устным народным творчеством, фольклорными сокровищами Донбасса, на воспитание духовно-моральных ценностей подрастающего поколения. Большое внимание уделяется формированию правильной гражданской позиции учащихся. Социокультурная линия является очень важной в достижении поставленных перед школой целей и усиливает практическую направленность учебного процесса, его связь с жизнью.
При определении содержания обучения программа учитывает, что до сих пор дети разговаривали в основном на русском языке и продолжают находиться в русскоязычной среде. Развитие умений разговаривать на украинском языке (диалогическая и монологическая речь) осуществляется на каждом уроке как на готовых образцах (текстах), так и с помощью дидактических материалов в виде ситуативных и несложных сюжетных рисунков, опорных слов, вопросов, ситуаций общения, созданных учителем на уроке, составления рассказов об увиденном и услышанном. Конечным результатом обучения является продуктивное общение.
Особое внимание следует уделить на уроках буквам (і, є, ї, ґ), знаку «апостроф» ( ’ ), буквосочетаниям ьо и йо и буквам, которые пишутся на русском и украинском языке одинаково, но имеют разное звуковое значение (ч, щ, г, и, е). Методика изучения букв, а именно и, і, є, е, должна основываться на сопоставлении с соответствующими звуками и буквами в русском языке, нахождении общего и различий. Во всех остальных случаях используются знания и умения, усвоенные на уроках родственного русского языка. Особое внимание необходимо обращать на правильную постановку ударения и произношение. Во время чтения на начальном этапе основная задача – добиться правильного (по всем нормам орфоэпии и соблюдении интонации) чтения и понимания прочитанного. Темп чтения по мере овладения этими навыками возрастает постепенно, ускорять этот процесс не рекомендуется.
Во 2 классе учащиеся начинают овладевать и письмом, употребляя буквы украинского алфавита, которые отличаются графическим изображением і, є, ї, ґ, знак «апостроф» и буквосочетания ьо и йо без правил правописания. Требования к технике письма не отличаются от требований к технике письма в русском языке, поэтому формировать каллиграфию рекомендуется на уроках русского языка и продолжать эту работу на уроках украинского языка. Основные виды работ, которые используются на этом этапе: списывание с проговариванием и комментированием, словарные диктанты, письмо под диктовку с комментированием. Отдельный урок по развитию речи в начальных классах не предусмотрен. В конце каждого полугодия целесообразно проводить контрольное списывание (возможно, с заданием), для проверки и контроля знаний. Развитие устной и письменной речи проводится на одном и том же лексико-грамматическом и образовательно – воспитательном материале.
Практическая направленность начального изучения украинского языка обуславливает контроль практического применения знаний в процессе устной и письменной речи.
Большинство орфографических правил в украинском языке имеют фонетическую основу, поэтому их усвоение происходит с опорой на знания фонетики и литературного произношения. Сравнительный анализ правил даёт возможность распределить все правила в 3 группы:
правила, которые полностью совпадают в русском и украинском языках;
правила, которые частично совпадают и различаются;
правила, которые свойственны только нормам украинского языка.
Большинство правил относится ко второй группе, поэтому их следует постоянно повторять и отрабатывать. На этапе объяснения необходимо использовать приём сопоставления (в русском и украинском языках). Во время формирования орфографических умений продолжается работа над совершенствованием навыков употреблять буквы украинского алфавита. В течение всего процесса обучения следует формировать графическую и орфографическую зоркость учащихся, умения самоконтроля, самопроверки и взаимопроверки. Пунктуационные умения полностью совпадают с русским языком, поэтому школьники пользуются уже сформированными умениями.
Формирование читательских умений осуществляется в единстве с речевыми умениями. Система читательских компетенций отображает закономерности процесса восприятия произведения, а речевая линия – закономерности процесса создания собственного высказывания по прочитанному или прослушанному.
В 3-4 классах отрабатываются (практически, только обучающие виды деятельности) следующие виды речевой деятельности: аудирование, чтение (вслух, молча и др.), работа с разными видами текста, говорение, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность учащихся.
Первоначальные умения работы с текстом формируются на уроках русского литературного чтения, а на уроках украинского чтения данные умения развиваются и совершенствуются.
В качестве литературоведческой пропедевтики учащиеся учатся находить в художественном тексте средства выразительности, ориентируются в литературных понятиях, различают фольклорные произведения и авторские художественные произведения, имеют общее представление об особенностях построения произведений разных жанров.
Творческая деятельность учащихся предполагает чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, работу с деформированным текстом, создание собственного текста на основе художественного произведения.
Тематика детского чтения:
произведения устного народного творчества разных народов: детские песни, скороговорки, игры, пословицы и поговорки, сказки, легенды;
произведения украинских писателей;
научно-художественная литература;
детская периодика (газеты и журналы);
справочная литература (словари, справочники, энциклопедии).
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015года.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, разработанной и утвержденной совместным приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015года и Министерства образования и науки №322 от 17.07.2015года.
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №310 от 04.04.2016 года.
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №843 от 03.08.2016.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №691 от 07.08.2018 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году».
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от «23» августа 2018 года №725 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №691 от 07.08.2018 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году».
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12.10.2015 № 4574 «Рекомендации к ведению классного журнала 1-11-х классов общеобразовательных организаций».
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений учащихся в системе общего и среднего образования (по 5-балльной шкале), утвержденные научно-методическим советом Донецкого ИППО «29» января 2015 года протокол №1
Критерии оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников) в системе общего среднего и начального профессионального образования, студентов среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.08.2018 г. № 13.
Украинский язык и литературное чтение: 2-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 51 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты учащихся:
формирование ценностей полиэтничного общества, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание);
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться) учащихся:
развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей, составлять тексты в устной и письменной форме;
формирование умения использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение действиями сравнения, анализа, классификации, обобщения, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;
формирование умения выполнять и проверять письменные работы, анализировать свои знания по украинскому языку на межпредметном уровне;
выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска (учебники, цифровые электронные средства, словари различного типа, справочные источники в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровом формате измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
формирование умений использовать украинский язык с целью поиска различной информации, умения составлять диалог на заданную тему;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общие цели совместной деятельности и путей ее достижения; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свой вклад в общее дело, собственное поведение и поведение окружающих;
проявлять готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты учащихся:
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на украинском языке, расширение лингвистического кругозора;
знание основных правил правописания, умение применять изученные правила в школьной и повседневной жизни;
умение читать вслух и молча, деление текста на части, составление плана, пересказ, составление вопросов к тексту и т.д.;
формирование умений применять орфографические и пунктуационные правила в объеме изученного материала, находить, сравнивать, классифицировать звуки, буквы, части слова, части речи, члены предложения;
умение правильно строить речевые высказывания в соответствии с задачами, составлять тексты в устной и письменной форме, владеть навыками смыслового чтения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Ко 2 классу дети практически овладели орфоэпическими и грамматическими умениями и словарным запасом русского языка. Они свободно высказывают мысль. Поэтому во 2 классе курс «Українськамова і літературнечитання» должен решить следующие задачи:
развивать аудиативные умения;
формировать у учащихся орфоэпические умения и навыки;
обогащать словарный запас;
формировать грамматические умения.
Названные умения – базовые. На их основе формируются коммуникативные умения.
Речевая линия
Речевые умения: развитие умения слушать и понимать украинскую речь, различение межъязыковых омонимов (неделя-неділя, луна-луна), слушание и распознавание текстов разных жанров. Развитие умения правильно отвечать на вопросы учителя, вступать и поддерживать диалог по заданию учителя, употребляя этикетную лексику, строить вопрос с целью получения информации. Развитие умения пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составлять рассказ по содержанию рисунка или описание, строить высказывание (3-4 предложения) о себе. Знакомство с украинским алфавитом, развитие навыка чтения слов и предложений. Развитие умения правильно читать предложения.
Развитие оперативной памяти: запоминание ряда слов (5-6); 2-4 строчных стихотворений, загадок, скороговорок, начала и конца текста.
Языковая линия
Лексика: обогащение и активизация словарного запаса школьников, повторение слов по изучаемым темам. Усвоение синонимов и антонимов и устойчивых словосочетаний (без употребления терминов).
Усвоение межтематической лексики: указательных слов (ось, це, ця, цей); предлогов до, біля, під, над, з со словами – названиями предметов и местоимениями; личных местоимений и их форм (без употребления терминов), указательных (без употребления терминов: мій, моя, моє, мої); вопросительных (без употребления терминов: хто?, що?, який?, яка?, яке?, скільки?, коли?, куди?, де?); слов на обозначение действия и места действия (йти, бігти, читати, писати і т. п.; тут, там, скрізь); количество (багато, мало, кілька); временные отношения (вчора, сьогодні, завтра, торік, минулого року); признаков предмета по цвету, размеру, форме, вкусу; утвердительные и отрицательные слова (так, ні, ніколи, згоден, незгоден і т. п.); форм обращения к ровесникам и взрослым.
Фонетика и орфоэпия: знакомство с понятиями гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, слог, ударение. Закрепление и совершенствование орфоэпических умений: чёткое произношение звуков [о], [а] во всех слогах, всегда твёрдый звук [ч], звуки [шч] на месте буквы щ; всегда мягкий звук[ц’]; чёткое произношение звонких согласных в слабой позиции 10 (не оглушаются); произношение неслогового звука [у] на месте буквы в после гласных в начале и в конце слога и перед согласными в начале слова; произношение фрикативного звука [г] в словах с этим звуком и окончаниях имён прилагательных – ого; произношение звука [ґ] в самых употребляемых словах украинского языка; произношение звуков [дж], [дз], [дз’]. Произношение звукосочетаний [йа], [йу], [йе], [йи], после апострофа, смягчённое произношение согласных [ж’], [ш’] перед [і] правильное произношение мягких долгих согласных звуков [т'], [ц':а], [с':а]в глагольных формах.
Грамматика: Закрепление и совершенствование грамматических умений: практическое усвоение терминов (предложение, точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак); употребление указательных и личных местоимения для устранения повторов, употребление предлогов, форм обращений, чередований. Существительные, которые в русском и украинском языках различаются родом. Окончания в грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов.
Графика и письмо: звук и буква. Буква – знак звука. Украинский алфавит. Написание букв украинского алфавита. Употребление букв і, и, е, є в словах. Написание слов с апострофом, буквосочетанием ьо, йо (без употребления терминов и правил). Правила записи предложений. Культура оформления письменных работ.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ (КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ):
№ п/п | Виды проверок | Количество проверок по классам |
2 | 3 | 4 |
І-II ч. | III-IV ч. | І-II ч. | III-IV ч. | І-II ч. | III-IV ч. |
1. | Аудирование | - | 1 | 1 | - | - | - |
2. | Устная диалогическая речь | 1 | - | - | - | 1 | - |
3. | Устная монологическая речь | - | - | - | - | 1 | - |
4. | Чтение вслух | - | - | - | 1 | - | 1 |
5. | Чтение молча | - | - | - | - | - | - |
6. | Письменное изложение | - | - | - | - | - | - |
7. | Письменное сочинение | - | - | - | - | - | - |
8. | Списывание | - | 1 | - | - | - | - |
9. | Диктант | - | - | 1 | - | - | 1 |
10. | Знания по языку, языковые умения | - | - | - | 1 | - | - |
| Общее количество проверок | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Украинский язык и литературное чтение» 2-4 класс рекомендуется использовать следующие документы:
«Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составленные в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015);
Государственным образовательным стандартом начального общего образования ДНР на 2015-2017гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015 на основании методических рекомендаций «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно-методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.);
«Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.);
Таблица «Сводный перечень видов обязательного текущего контроля» (откорректирована в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики по соответствующим образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2017-2018 учебном году (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 629 от 15.06.2017);
«Единый орфографический режим по заполнению и ведению документов в начальной школе (классный журнал, ученические тетради и дневники)», утверждённый решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методика навчання української мови в початковій школі: навчально-методичний посібник для студентів вищих навчальних закладів / За наук. ред. М.С.Вашуленка. – К.: Літера ЛТД, 2011. – 364 с.
Пентилюк М.І. Вивчення української мови в школах з російською мовою навчання. – К.: Рута, 2000. – 128 с.
Пути выращивания письменно-речевой деятельности: Уроки Валерии Ниорадзе. Книга для учителя. 1-4 классы. Экспериментальные материалы / Запись М.Н.Шишовой. – Хмельницкий: Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики, Центр инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, Подольский культурно-просветительский Центр им. Н.К.Рериха, 2010. – 422 с.
Савченко О.Я. Дидактика початкової освіти: підручн. – К.: Грамота, 2012. – 504 с.
Хорошковская О.Н. Методика навчання української мови у початкових класах шкіл з російською мовою викладання. – К.: Промінь, 2006. – 256 с.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | | Личностные, предметные и метапредметные результаты |
план | факт |
ТЕМА 1. Устный курс (13 ч.) |
1 | 04.09 | | Знакомство. Донбасс – мой родной край. Загадки. Колискові пісні. | 1 | Формировать начальные представления об украинской речи, как средстве общения, умения слушать и понимать украинскую речь, четко произносить гласные и согласные звуки. Различать слова русского и украинского языков. |
2 | 11.09 | | Дружба. Детские игры и развлечения. Лічилки. Потішки. Заклички. Гра «Гуси, гуси, додому!» | 1 | Развивать умения четко произносить слова со звуками [о], [а], [ч], [шч]: называть слова с этими звуками; правильно произносить их в процессе говорения. Различать потешки и считалки. |
3 | 18.09 | | Школа. Класс. Наталя Забіла. «Весела абетка» | 1 | Развивать умения орфоэпически правильно произносить звуки, звукосочетания и слова украинского языка. Различать отдельные реплики в диалоге. |
4 | 25.09 | | Учебные принадлежности. Счет. Казка «Вовк і семеро козенят» | 1 | Развивать умения разучивать стихотворения со слов учителя. Рассказывать стихотворение, голосом передавая эмоциональное состояние. Воспринимать на слух содержание сказки. |
5 | 02.10 | | Вежливость. Волшебные слова. В.Сухомлинський «Скажи людині «доброго дня!» | 1 | Развивать умение звонкого произношения звонких согласных в слабой позиции. Усваивать формы обращения к детям и взрослым. Различать и называть чувства и эмоции, возникшие в процессе усвоения произведения. |
6 | 09.10 | | Семья. Казка «Ріпка» Инсценизация. | 1 | Развивать умения участвовать слушать –понимать украинскую речь; понимать вопрос и отвечать на него. Формировать умение правильного использования форм обращений. Употреблять в устной речи существительные и прилагательные в разных падежных формах. |
7 | 16.10 | | Человек. Части тела. Гигиена. Казка «Колосок» | 1 | Развивать умения читать текст, правильно интонируя предложения в опоре на знаки препинания. Усвоить образование и правильное произношение форм личных местоимений с предлогами: у мене, мені, у тебе, тобі … |
8 | 23.10 | | Разноцветная осень. Овощи. Фрукты. Загадки про осінь. Народна пісня «Ходить гарбуз по городу». | 1 | Развивать умения составлять вопросы и ответы на них по прослушанной сказке, рисунку, учебной ситуации в классе. Формировать умение твердо произносить согласные звуки перед гласным [е] в устной речи и при чтении слов с буквой е. Воспринимать на слух, понимать при беглом темпе речи ряд слов длиной 3-5 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками. |
9 | 06.11 | | Цвета. Общее и отличное в цветах. Казка «Лисиця та вовк» | 1 | Развивать умения слушать – понимать текст, отвечать на вопросы по содержанию, формировать конструкции с вопросительными словами: какой? какие? какими? |
10 | 13.11 | | Мой дом. Мебель. Казка «Рукавичка» | 1 | Совершенствовать речевые умения четкого произношения звонких согласных в конце и в середине слова. Овладение новой лексикой. Развивать умения использовать в устной речи форму среднего рода названий детенышей животных : заєць – зайченя, мишка – мишеня … . |
11 | 20.11 | | Посуда. Еда. Кость Михеїв «Баба снігова» | 1 | Совершенствовать умения четко произносить звук [йі] в слогах и словах. Развивать умения определять авторскую позицию в произведении. Рассказывать по рисункам и содержанию текста. |
12 | 27.11 | | Обувь. Одежда. Віталій Юречко «Черепашка». Г.Бойко «Чому Тимко подряпаний?» | 1 | Совершенствовать орфоэпические умения четкого произношения звука [йо] в слогах, словах. Развивать умения сравнивать произведения схожей тематики; давать оценку главным героям. |
13 | 04.12 | | Готовимся к зиме. Зимние развлечения и праздники. Юрій Доценко «Ледачісанчата». «Маленькасніжинка». Диалог | 1 | Сопоставлять произношение слов со звуком [ч] в русском и украинском языках. Составлять предложения на основе жизненного опыта по аналогии с прочитанным, по сюжету. Развивать умения читать диалог, выполняя роль одного из персонажей. |
ТЕМА 2. Обучение грамоте (17 ч.) |
14 | 11.12 | | Родная школа Мой класс. Лічилки. Скоромовки. Звуки [о], [а] и буквы, которые их обозначают. | 1 | Развивать умение различать похожие слова русского и украинского языков. Писать буквы, слова прописным шрифтом. Соблюдать правила оформления письменных работ. Учить скороговорки наизусть. |
15 | 18.12 | | На уроке. Іван Костиря Казки з циклу «Як звірята розуму набиралися». Звук [и] и буква Ии, которая его обозначает | 1 | Соблюдать правила общения. Развивать умения читать выборочно, участвуя в коллективном чтении, четко произносить [и] в ударном положении, в безударном - [е ]). |
16 | 25.12 | | Перемена. Дежурные по классу. Наталя Забіла «Про дівчинку Маринку». Звук [ і] и буква І і, которая его обозначает. | 1 | Употреблять выученные буквы, знаки препинания при списывании слов, предложений. Вступать и поддерживать диалог на заданную тему, употребляя этикетную лексику. Читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное. |
17 | 15.01 | | Мои друзья. Василь Сухомлинський «Суниця для Наталі». Звук [е] и буква Ее, которая его обозначает. | 1 | Читать вслух отдельные слова, предложения. Составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений. Воспринимать на слух, понимать при беглом темпе речи ряд слов длиной 3-5 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками. |
18 | 22.01 | | Обереги моего дома. Борис Грінченко «Ластівка» Звукосочетание [й'е] и буква Єє, которая его обозначает. | 1 | Формировать умения правильно произносить звуки [йе], [е], слоги с буквой є во время чтения. Развивать умения писать слова с новой буквой; читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения. |
19 | 29.01 | | В столовой. Іван Франко. Лисиця та журавель. Звукосочетание [й'і] и буква Ї ї, которая его обозначает. | 1 | Совершенствовать умения четко произносить звук [йі] в слогах и словах. Списывать слова и предложения с образцов. Развивать умения определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам. |
20 | 05.02 | | Традиционная еда. Казка «Легкий хліб». Звук [й']. Буквосочетание йо. | 1 | Совершенствовать орфоэпические умения четкого произношения звука [йо] в слогах, словах. Списывать слова и предложения с образцов. Развивать умения сравнивать произведения схожей тематики; давать оценку главным героям. |
21 | 12.02 | | Культура поведения за столом. Валентина Осєєва «Печиво». Удвоенные согласные звуки | 1 | Читать вслух целыми словами в темпе, соответствующему естественному темпу связной речи (при плавном чтении). Интонировать начало и конец предложения, придерживаясь пауз перед знаками препинания. |
22 | 19.02 | | Домашние животные. Птицы. Василь Сухомлинський «Покинуте кошеня». Всегда твердый звук [ч] и буква Чч, которая его обозначает | 1 | Сопоставлять произношение и написание слов с буквой ч в русском и украинском языках. Составлять предложения на основе жизненного опыта по аналогии с прочитанным, по сюжету. Развивать умения читать диалог, выполняя роль одного из персонажей. Определять в тексте зачин, основную часть, концовку. |
23 | 26.02 | | Степан Жупанин. «Мамині руки». Звук [шч] и буква Щщ на его обозначение. | 1 | Развивать умение читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы; отражая настроение автора. Учить писать буквы, слова предложения прописными буквами. |
24 | 05.03 | | Встречаем весну. Весенние праздники. Василь Сухомлинський «Зламана яблунька». Мягкий знак (ь). Аудирование | 1 | Вступать и поддерживать диалог на заданную тему, употребляя этикетную лексику. Читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное. |
25 | 12.03 | | Дикие животные. Птицы. Анатолій Качан «Крихта хліба». Звуки [ц], [ц'] и буква ц на их обозначение. | 1 | Читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения. Составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений. |
26 | 19.03 | | Человек. Части тела. Григорій Бойко. «Секрет по секрету». «Ніс у сметані». « Не знала». Изменение согласных [г], [к], [х] перед и. | 1 | Читать текст, правильно интонируя предложения в опоре на знаки препинания, осознавая в процессе прочтения смысловую нагрузку предложения. |
27 | 02.04 | | Здоровье человека. Василь Сухомлинський «Горбатенька дівчинка». Костянтин Ушинський. «Умій почекати». | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный текст и ситуации из жизни. Учиться давать оценку событиям, описанным в тексте. |
28 | 09.04 | | Город, село. Казка «Виноградар та змія». Звуки [г]-[ґ] и буквы г, ґ для их обозначения | 1 | Выучить названия букв. Учиться писать строчную и заглавную буквы Ґ, ґ. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Выражать свои чувства к героям произведения. Определять главную мысль произведения с помощью учителя. |
29 | 16.04 | | Транспорт. Трублаїні. «Яшка і Машка». (Уривок.) Звонкие согласные. Звуки [дж], [дз], [дз´] и буквосочетания дж, дз на их обозначение. | 1 | Читать, сравнивать, выражать свои чувства при чтении текстов. Называть виды транспорта; характеризовать героев произведения, подробно пересказывать текст. |
30 | 23.04 | | Магазины. Почта. Василь Сухомлинський «Як Наталочка у лисички хитринку купила». Алфавит. | 1 | Знать буквы украинского языка и их звуковое значение. Писать буквы, слова, предложения прописными буквами; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух прочитанное. |
ТЕМА 3. Послебукварный период (3 ч.) |
31 | 30.04 | | Моя семья. Как мы помогаем друг другу. Василь Сухомлинський. Тетянка усміхається. Контрольное списывание | 1 | Читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора; составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений. |
32 | 07.05 | | Профессии. Профессии и занятия членов моей семьи. Анатолій Костецький. Головна професія. Олексій Губко. Професія – рятівник. | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения, составлять план, называть опорные слова. Выражать свои чувства к героям произведения. |
33 | 17.05 | | Досуг. Василь Струтинський. Жива казка. Здравствуй, лето! Цветы. Наталя Забіла. Народження метелика. Гусінь | 1 | Писать буквы, слова, предложения прописными буквами после предварительного их слого-звукового анализа с учителем, а затем и самостоятельно. Подбирать слова, близкие по значению. Находить в устной речи и в тексте предложения, различные по цели высказывания. Развивать память, воображение, фантазию; выражать свое мнение, делая короткие дополнения при пересказе; высказывать собственное отношение к прочитанному. |
34 | 21.05 | | Итоговый урок | |
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ п/п | Тема | Форма проведения | Дата |
1 | Мова калинова | Предметное лото | Ноябрь 2018 |
2 | Украинские народные сказки | Инсценизация в рамках предметной недели | 29.01.2019 |
3 | Устное народное творчество | Игра-путешествие | Апрель 2019 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Устный курс | 13 |
2 | Обучение грамоте | 17 |
3 | Послебукварный период | 3 |
| Всего | 33 |
Календарный учебный график |
|
Август 2018 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | Сентябрь 2018 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | | | | Октябрь 2018 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | | | Ноябрь 2018 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | | | | |
| | | | | | |
Декабрь 2018 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | Январь 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | | Февраль 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | | | | | | | | | | | | | Март 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | |
| | | | | | |
Апрель 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | | | | | | | | | Май 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | Июнь 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | | | | | | | | | Июль 2019 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | | | | | | | |
22