УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна
Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во – первых, этот учебный предмет, как никакой другой, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во – вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или разных источниках и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (разные формы пересказа, различные виды чтения) .
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, абзацами; также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания. Тексты второго года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью решать конкретные нравственные эстетические задачи.
Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.
Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения.
Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержательных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекста в рамках повторного просмотрового чтения ; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборного чтения.
Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»; умение самостоятельно заполнить два конверта, использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания.
Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.
Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста, определение его эмоционально – смысловых доминант. Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя, проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение авторской позиции в прозаических текстах и направлениях авторских переживаний в лирических текстах.
Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.
Представление о фольклорных произведениях; представление о жанрах басни и былины;
Авторская литература: жанры рассказа и литератур6ой сказки, авторская поэзия.
Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения.
Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнение, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений. Понимание жанровых особенностей текста и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста.
Понимание разницы между художественными научно – популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно – популярных текстов.
Сравнение особенностей мировосприятия писателя \ поэта, живописца и композитора. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Малые жанры фольклора; пословицы и поговорки.
Произведения классиков отечественной литературы 19 – 20 вв.
В 1 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 40 часов (4 часа в неделю), во 2 – м, 3 – м и 4 - м классах – по 136 часов в год (4 часа в неделю).
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движение от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Основной литературой является классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература.
Продолжается знакомство с живописными произведениями, важными формами поэтическими произведениями.
Итогами 3 – го года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.
Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух стихотворения, удерживать в процессе полилога обсуждаемый аспект.
Умение читать про себя, выборочно и повторно.
Дальнейшее совершенствование и умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей чтения вслух: правильность, беглость, выразительность. Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение скорости.
Формирование умения передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них приемов: контраста, звукописи, повторов.
А также дальнейшее освоение приемов диалога в общении с одноклассниками, умение слушать, тактично дополнять и аргументированно опровергать их мнение.
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.
Сказки о животных. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история (взаимоотношения и внешний вид героя), 2) просто древняя (цениться ум и хитрость героя, а не физическое превосходство) и 3) менее древняя сказочная история (нравоучительный характер сказки, благородство героя).
Жанр пословицы. Школа народной мудрости.
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).
Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали.
Жанра рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характера героев. Авторская оценка героя: портрет, действия, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, авторские комментарии.
Поэзия. Внутренний мир лирического героя через открытое выражение чувств; создание поэтического образа через художественные приемы: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись и фигуры.
Лента времени.
Формирование рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами.
Формирование умения письменно и устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
№ п\п | Дата | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Домашнее задание |
предметные | метапредметные | личностные |
| Учимся наблюдать и копим впечатления (17 часов) |
1 | | Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения | 1 | Комбинированный | Произведения о природе. Связь произведений литературы с другими произведениям других видов искусства | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Фронтальный | (хр) с 6, наизусть |
2 | | Юрий Коваль "Берёзовый пирожок" | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя. | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Индивидуальный | (уч) с 9 – 12, читать по ролям |
3 | | Владимир Маяковский "Тучкины штучки" | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (уч) с 18 – 19, читать выразительно |
4 | | С.Козлов "Мимо белого яблока луны…" | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими произведениям других видов искусства | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе | Познавательные: быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Индивидуальный | (уч) с 14 – 16 наизусть по выбору |
5 | | С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | (уч) с 18 – 19, читать выразительно |
6 | | Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…" | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (уч) с 18 – 19, читать выразительно |
7 – 8 | | Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст") | 2 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | (уч) с 21 читать выразительно |
9 | | Н. Матвеева "Гуси на снегу" | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими произведениям других видов искусства | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в группах | (уч) с 24 читать выразительно |
10 | | Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими произведениям других видов искусства | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в парах | (уч) с 29 – 30, читать выразительно |
11 | | С. Козлов "Сентябрь" | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | (уч) с 29 – 33, читать по ролям |
12 | | С. Козлов "Как оттенить тишину" | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (уч) с 29 – 33, читать по ролям |
13 | | Иван Бунин "Листопад" | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в группах | (уч) с 34 – 35 читать выразительно |
14 | | Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Работа в парах | (хр) с 14 – 19 читать |
15 | | Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении | 1 | Комбинированный | Работа в группах | (хр) с 14 – 20 читать |
16 | | Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (хр) с 14 – 22 . читать |
17 | | Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе) | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Индивидуальный | (уч) с 44 – 45, наизусть |
18 | | Валентин Берестов "Большой мороз" | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Фронтальный | (уч) с 47 – 48 читать выразительно |
19 | | Валентин Берестов "Плащ" | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими произведениям других видов искусства | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) с 48 – 49 читать выразительно |
20 – 21 | | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать" | 2 | Комбинированный | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Работа в группах | ( уч ) с 51 – 54, пересказ; (уч) с 55 – 62 , пересказ |
22 | | Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана | 1 | Комбинированный | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в группах | (уч) с 55 – 62, пересказ |
23 | | Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана | 1 | Комбинированный | Работа в группах | (уч) с 55 – 59, пересказ |
24 | | Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана. Обобщение по теме «Учимся наблюдать и копим впечатления» | 1 | Комбинированный | Фронтальный | |
| Постигаем секреты сравнения (14 часов) | |
25 | | Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства" | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Индивидуальный | (уч) с 64 – 67 , пересказ |
26 – 27 | | Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" | 2 | Комбинированный | | Работа в парах | (уч) с 64 – 67, читать выразительно |
28 | | Проектирование сборника сказок | 1 | Практическая работа | Сходство и различение авторской и народной сказки | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в группах | (хр) с 24 – 28, читать |
29 – 30 | | Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились" | 2 | Изучение нового | Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений | Работа в парах | (уч) с 74 – 76, читать выразительно |
31 – 32 | | Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка", "Как барсук и куница судились", "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка" | 2 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание прочитанного | Обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группе | (уч) с 78 – 82, выборочный пересказ |
33 – 34 | | Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха" | 2 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группе | (уч) с 84 – 88, читать выразительно |
35 | | Индийская сказка "Хитрый шакал" | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени. Обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции . Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (уч) с 89 – 95, читать выразительно |
36 – 37 | | Распознание черт бродячего сказочного сюжета | 2 | Комбинированный | Работа в группах | (хр) с 31 – 33 пересказ |
38 | | Бурятская сказка "Снег и заяц" | 1 | Комбинированный | Фронтальный | (уч) с 98 – 101, вопросы |
39 | | Хакасская сказка "Как птицы царя выбирали" | 1 | Комбинированный | Индивидуальный | (уч) с 98 – 101, вопросы |
| Пытаемся понять, почему люди фантазируют (15 часов) | |
40 | | Новелла Матвеева "Картофельные олени" | 1 | | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышан-ного) | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный | (уч) с 102. наизусть |
41- 42 – 43 | | Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки" | 3 | | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Работа в парах | (уч) с 103 – 105, пересказ, (уч) с 106 – 112, перечитать |
44 | | Татьяна Пономарёва "Автобус" | Комбинированный | 1 | Чтение вслух целыми словами доступного текста | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) с 114 – 115, пересказ |
45 | | Татьяна Пономарёва "В шкафу" | Комбинированный | 1 | Работа в группах | (уч) с 118 – 119, пересказ |
46 | | Эмма Мошковская "Вода в колодце" | Комбинированный | 1 | Высказывания оценочных суждений. Связь произведений с другими видами искусства | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Фронтальный | 9хр) с 35 – 39, выразительное чтение |
47 | | Эмма Мошковская "Вода в колодце". Поход в «Музейный дом» | Комбинированный | 1 | Индивидуальный | (уч) с 121, наизусть |
48 – 51 | | Борис Житков "Как я ловил человечков" | Комбинированный | 4 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (уч) с 124 – 133, читать выразительно |
52 | | Тим Собакин "Игра в птиц" | Комбинированный | 1 | События, составляющие основу произведения | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | | (уч) с 134 – 137, читать по ролям |
Работа в парах |
53 | | Константин Бальмонт "Гномы" | Комбинированный | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Работа в группах | (хр) с 40 – 47, перечитать |
| | Учимся любить ( 16 часов) |
54 | | Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды" | Комбинированный | 1 | Восприятие и понимание их переживаний | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный | (уч) с 142 – 145, читать выразительно |
55 | | Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике" | Комбинированный | 1 | Индивидуальный |
56 – 57 | | Мария Вайсман "Лучший друг медуз" | Комбинированный | 2 | Связь текста с темой текста | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в парах, индивидуальный | (уч) с 148 – 151, пересказ |
58 – 61 | | Александр Куприн "Слон" | Комбинированный | 4 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах, индивидуальный | (уч) с 151 -169, читать, вопросы, выборочный пересказ |
62 – 64 | | Константин Паустовский "Заячьи лапы" | Комбинированный | 3 | Герой произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в парах, фронтальный | (уч) с 163 – 169, читать выразительно |
65 – 66 | | Сергей Козлов "Если меня совсем нет" | Комбинированный | 2 | Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литература с другими видами искусства. | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Индивидуальный, фронтальный | (уч) с 170 – 172, читать по ролям |
67 – 68 | | Работа над составлением литературного сборника | Практическая работа | 2 | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Индивидуальный, работа в парах | (хр) с 62, читать выразительно |
69 | | Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб | Практическая работа | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Индивидуальный | |
| | Набираемся житейской мудрости ( 11 часов) | |
70 | | Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка". Эзоп «Соловей и ястреб» | Комбинированный | 1 | Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (уч) с 7 – 8 , читать выразительно |
71 – 72 | | Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев" | Комбинированный | 2 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательности | Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в парах | (уч) с 10 – 11, читать выразительно |
73 | | Лента времени. Пословицы | Комбинированный | 1 | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Индивидуальный | (хр) с 63 – 64, выразительное чтение |
74 – 75 | | Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории | Комбинированный | 2 | Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) с 16 – 19, наизусть |
76 – 77 | | Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни | Комбинированный | 2 | Работа в группах | (уч) с 21 – 24, по выбору: читать/наизусть |
78 | | Иван Крылов "Квартет" | Комбинированный | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательности | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в группах | (уч) с 28 – 29, читать |
79 | | Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль" | Комбинированный | 1 | Работа в парах | (уч) с 32,читать |
80 – 81 | | Самостоятельная работа по заданиям учебника. Сравнение басен и бытовых сказок | Практическая работа | 2 | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышан-ного) | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Работа в группах, индивидуальный | (хр) с 66 – 70, читать. вопросы |
| | Продолжаем разгадывать секреты смешного (16 часов) | |
82 | | Леонид Каминский "Сочинение" | Комбинированный | 1 | Произведения о детях. Герои произведений | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Фронтальный | (уч) с 47 – 50, читать выразительно |
83 – 84 | | Ирина Пивоварова "Сочинение" | Комбинированный | 2 | Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Работ в группах | 9уч) с 51 – 54, пересказ |
85 – 86 | | Марина Бородицкая "На контрольной". Лев Яковлев "Для Лены". Михаил Яснов "Подходящий угол" | Комбинированный | 2 | Герои произведения. Эмоционально – нравственные переживания героев и автора произведения | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (уч) с 55 – 58, на выбор: наизусть\читать выразительно |
87 – 89 | | Надежда Тэффи "Преступник" | Комбинированный | 3 | Юмористические произведения для детей. Эмоционально – нравственные переживания героев и автора произведения | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в группах, индивидуальный | (уч) с 58 – 68, читать, вопросы |
90 – 91 | | Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" | Комбинированный | 2 | Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (хр) с 73 – 85, читать, вопросы |
92 – 93 | | Стихи Григория Остера "Вредные советы" Татьяна Пономарёва "Помощь" | Комбинированный | 2 | Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательности | | Работа в группах | (хр) с 86 – 90, читать, вопросы |
94 – 97 | | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" | Комбинированный | 4 | Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательности | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Работа в парах, индивидуальный | (уч) с 74 – 84, пересказ |
| | Как рождается герой (27 часов) | | |
98 – 100 | | Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди" | Комбинированный | 3 | Герои произведения. Посторенние небольшого монологического высказывания . | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Индивидуальный, фронтальный | (хр) с 94 – 100, пересказ |
101 – 10 7 | | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" | Комбинированный | 7 | Понимание содержания прочитанного литературного произведения: тема, мысль, события, последовательность . Литературная сказка. Чтение вслух доступных отрывков | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного). Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный, работа в парах | (уч) с 88 – 109, выборочный пересказ, читать выразительно, вопросы |
108 | | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Михаил Яснов "Гусеница – Бабочке" | Комбинированный | 1 | Юмористические произведения для детей. Связь произведений литература с другими видами искусства. | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Работа в парах | (уч) с 110, наизусть |
109 | | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы", Михаил Яснов "Гусеница – Бабочке" | Комбинированный | 1 | Работа в группах | (хр) с 101 – 109. Пересказ |
110 – 113 | | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части | Комбинированный | 4 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. Различать жанры произведений. Герои произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Различать сказку и рассказ по двум основаниям: особенности построения и основная целевая установка повествования Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работав группах, индивидуальный | (уч) с 114 – 125, читать выразительно, вопросы |
114 – 117 | | Леонид Пантелеев "Честное слово" | Комбинированный | | Понимание содержания прочитанного литературного произведения: тема, мысль, события, последовательность . Литературная сказка. Чтение вслух доступных отрывков. Высказывание оценочного суждения | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах, индивидуальный | (уч) с 117 – 135, читать, вопросы |
118 – 120 | | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" («Детство Валежникова») | Комбинированный | 3 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания прочитанного литературного произведения: тема, мысль, события, последовательность. | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Работа в парах, фронтальный | (уч) с 138 – 144, читать выразительно, вопросы |
121 | | Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова) | Практическая работа | 1 | Связь произведений литература с другими видами искусства. | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах, индивидуальный | (хр) с 101 – 109, читать |
| | Сравниваем прошлое и настоящее (16 часов) | |
122 – 125 | | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" | Комбинированный | 4 | Произведения классиков детской литературы. Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (уч) с 147 – 157, читать, вопросы |
126 – 127 | | Александр Пушкин "Цветок" | Комбинированный | 2 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения. | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах, фронтальный | (уч) с 159, наизусть |
128 – 134 | | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | Комбинированный | 7 | Понимание содержания прочитанного литературного произведения: тема, мысль, события, последовательность. Участие в диалоге о прочитанном. Произведения о детях | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный, работа в парах | (уч) с 160 – 183, читать, вопросы, пересказ |
135 | | Постоянство в природе и чувствах людей | Комбинированный | 1 | Умение задавать вопросы по прочитанному. Устное изложение текста по плану | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (хр) с 126 – 136, читать |
136 | | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | Комбинированный | 1 | Понимание основного содержания услышанного произведения | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Индивидуальный | |