СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УМК ПНШ Литературное Чтение 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа УМК "Перспективная начаьная школа". Литертурное Чтение 3 класс. Разработана в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УМК ПНШ Литературное Чтение 3 класс»

УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна

Категория: высшая

Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района

Класс: 3

Предметы: Литературное чтение

Литературное чтение Пояснительная записка



Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во – первых, этот учебный предмет, как никакой другой, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во – вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или разных источниках и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

Также решаются предметные задачи:

  • духовно – нравственная ;

  • духовно – эстетическая;

  • литературоведческая;

  • библиографическая;

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (разные формы пересказа, различные виды чтения) .

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, абзацами; также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания. Тексты второго года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью решать конкретные нравственные эстетические задачи.

Общая характеристика учебного предмета

Содержательные линии:

  1. Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения.

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержательных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекста в рамках повторного просмотрового чтения ; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборного чтения.

Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)

Освоение разновидностей монологического высказывания; в форме передачи краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения; умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие \ несогласие). Умение спорить , опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»; умение самостоятельно заполнить два конверта, использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания.

Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.

Различение видов текста ( текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение) и и х практическое освоение в форме минисочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) _ весь круг задач решается в комплекте «ПНШ» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи»).

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста, определение его эмоционально – смысловых доминант. Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя, проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение авторской позиции в прозаических текстах и направлениях авторских переживаний в лирических текстах.

Работа с учебными и научно – популярными текстами

Обучение структурированию научно – популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа.

Формирование библиографической культуры

Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

  1. Литературная пропедевтика

Представление о фольклорных произведениях; представление о жанрах басни и былины;

Авторская литература: жанры рассказа и литератур6ой сказки, авторская поэзия.

Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения.

Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнение, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений. Понимание жанровых особенностей текста и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста.

Понимание разницы между художественными научно – популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно – популярных текстов.

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Сравнение особенностей мировосприятия писателя \ поэта, живописца и композитора. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.

  1. Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

  1. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора; пословицы и поговорки.

Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы 19 – 20 вв.

Произведения классиков детской литературы

Произведения современной отечественной и зарубежной литературы

Место учебного предмета в учебном плане:

В 1 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 40 часов (4 часа в неделю), во 2 – м, 3 – м и 4 - м классах – по 136 часов в год (4 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

  • Ценность нравственных чувств – нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность .

  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни – уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

  • Ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

  • Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Личностные, метапредметные, предметные результаты учебной программы

Выпускник:

  • сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;

  • накопит опыт понимания того, что литература – это искусство слова, один из видов искусства и явление художественной культуры;

  • получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно – этическую ориентацию;

  • овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявление их нравственного смысла.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3 – го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного чтения;

  • писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Клуб и заря»;

  • называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

  • рассказывать о любимом литературном герое;

  • выявлять авторское отношение к герою;

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

  • читать наизусть 6 – 8 стихотворений разных авторов;

  • ориентироваться в книге по ее элементам ( автор, название, страница и т. д.).



Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат

возможность научиться:



  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

  • делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

  • самостоятельно читать выбранные книги;

  • высказывать оценочное суждение о героях прочитанных произведений;

  • самостоятельно работать со словарями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

  • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

  • различать сказку и рассказ по двум основаниям: особенности построения и основная целевая установка повествования;

  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе( приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры, повтор).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

  • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления в устной речи;

  • интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения;

  • принимать участие в инсценировке крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

  • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными тестами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

  • устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений .

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 – го года обучения

В области познавательных УУД:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

  • свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам: «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с текстом; выделять в нем тему и основную мысль, разные жизненные позиции; выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

  • работать с несколькими источниками информации; текстами и иллюстрациями к текстам.

В области коммуникативных УУД:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействие:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных УУД:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Содержание предмета

3 класс (136 часов)

Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движение от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Основной литературой является классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература.

Продолжается знакомство с живописными произведениями, важными формами поэтическими произведениями.

Итогами 3 – го года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух стихотворения, удерживать в процессе полилога обсуждаемый аспект.

Умение читать про себя, выборочно и повторно.

Дальнейшее совершенствование и умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей чтения вслух: правильность, беглость, выразительность. Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение скорости.

Формирование умения передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них приемов: контраста, звукописи, повторов.

А также дальнейшее освоение приемов диалога в общении с одноклассниками, умение слушать, тактично дополнять и аргументированно опровергать их мнение.

Формирование библиографической культуры

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество

Сказки о животных. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история (взаимоотношения и внешний вид героя), 2) просто древняя (цениться ум и хитрость героя, а не физическое превосходство) и 3) менее древняя сказочная история (нравоучительный характер сказки, благородство героя).

Жанр пословицы. Школа народной мудрости.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).

Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали.

Жанра рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характера героев. Авторская оценка героя: портрет, действия, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, авторские комментарии.

Поэзия. Внутренний мир лирического героя через открытое выражение чувств; создание поэтического образа через художественные приемы: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись и фигуры.

Лента времени.

Раздел «Элементы творческой деятельности»

Формирование рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами.

Формирование умения письменно и устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

Раздел «Круг чтения»

Сказки народов мира о животных

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка

Авторская литература народов мира

Классики русской литературы

Классики советской и русской литературы

Современная детская литература на рубеже ХХ – ХХI веков

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Чуракова Р. Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» ( Концептуальные основы личностно- ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р. Г. Чураковой – М.: Академкнига/Учебник.

Учебно – методическая литература 3 класс:

  • Чуракова Н. А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н. А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н. А. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2.. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.

Развернутый календарно – тематический план



п\п

Дата

Тема урока

Кол – во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля

Домашнее

задание

предметные

метапредметные

личностные


Учимся наблюдать и копим впечатления (17 часов)

1


Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения

1

Комбинированный

Произведения о природе. Связь произведений литературы с другими произведениям других видов искусства

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Фронтальный

(хр) с 6, наизусть

2


Юрий Коваль "Берёзовый

пирожок"

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя.

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олице­творение, гипербола, звукопись, контраст)

Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по стра­ницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить вы­деленный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Индивидуальный

(уч) с 9 – 12, читать по ролям

3


Владимир Маяковский "Тучкины штучки"

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на осно­ве передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(уч) с 18 – 19, читать выразительно

4


С.Козлов "Мимо белого яблока луны…"


1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими произведениям других видов искусства

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе

Познавательные: быстро находить вы­деленный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Индивидуальный

(уч) с 14 – 16 наизусть по выбору

5


С. Есенин "Нивы сжаты, рощи

голы…"

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на осно­ве передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в парах

(уч) с 18 – 19, читать выразительно

6


Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…"

1

Комбинированный

Работа в парах

(уч) с 18 – 19, читать выразительно

7 – 8


Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами

"сравнение", "олицетворение", "контраст")

2

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Находить и различать средства художественной выразитель­ности в авторской литературе (приемы: сравнение, олице­творение, гипербола, звукопись, контраст)

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в парах

(уч) с 21 читать выразительно

9


Н. Матвеева

"Гуси на снегу"

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими произведениям других видов искусства

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответ­ствии с особенностями текста


Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работа в группах

(уч) с 24 читать выразительно

10


Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими произведениям других видов искусства

Находить и различать средства художественной выразитель­ности в авторской литературе (приемы: сравнение, олице­творение, гипербола, звукопись, контраст)

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле


Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Работа в парах

(уч) с 29 – 30, читать выразительно

11


С. Козлов

"Сентябрь"

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на осно­ве передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по стра­ницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить вы­деленный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальный

(уч) с 29 – 33, читать по ролям

12


С. Козлов "Как оттенить тишину"

1

Комбинированный

Работа в парах

(уч) с 29 – 33, читать по ролям

13


Иван Бунин

"Листопад"

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Находить и различать средства художественной выразитель­ности в авторской литературе (приемы: сравнение, олице­творение, гипербола, звукопись, контраст)

Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по стра­ницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить вы­деленный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Работа в группах

(уч) с 34 – 35 читать выразительно

14


Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к

использованию приёма олицетворения в

своём сочинении

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Работа в парах

(хр) с 14 – 19 читать

15


Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении

1

Комбинированный

Работа в группах

(хр) с 14 – 20 читать

16


Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении

1

Комбинированный

Работа в парах

(хр) с 14 – 22 . читать

17


Александр

Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе)

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Находить и различать средства художественной выразитель­ности в авторской литературе (приемы: сравнение, олице­творение, гипербола, звукопись, контраст)

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения)


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Индивидуальный

(уч) с 44 – 45, наизусть

18


Валентин Берестов "Большой мороз"

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении

Фронтальный

(уч) с 47 – 48 читать выразительно

19


Валентин Берестов "Плащ"

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими произведениям других видов искусства

Находить и различать средства художественной выразитель­ности в авторской литературе (приемы: сравнение, олице­творение, гипербола, звукопись, контраст)

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения)


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работа в парах

(уч) с 48 – 49 читать выразительно

20 – 21


С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать"

2

Комбинированный

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

Работа в группах

( уч ) с 51 – 54, пересказ; (уч) с 55 – 62 , пересказ

22


Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана

1

Комбинированный

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Работа в группах

(уч) с 55 – 62, пересказ

23


Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана

1

Комбинированный

Работа в группах

(уч) с 55 – 59, пересказ

24


Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана. Обобщение по теме «Учимся наблюдать и копим впечатления»


1

Комбинированный

Фронтальный



Постигаем секреты сравнения (14 часов)


25


Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства"

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении

Понимать развитие сказки о животных во времени и поме­щать изучаемые сказки на простейшую ленту времени

Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по стра­ницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить вы­деленный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию


Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Индивидуальный

(уч) с 64 – 67 , пересказ

26 – 27


Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"

2

Комбинированный


Работа в парах

(уч) с 64 – 67, читать выразительно

28


Проектирование сборника сказок

1

Практическая работа

Сходство и различение авторской и народной сказки

Понимать развитие сказки о животных во времени и поме­щать изучаемые сказки на простейшую ленту времени

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния,

установки, умонастроения)


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работа в группах

(хр) с 24 – 28, читать

29 – 30


Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"

2

Изучение нового

Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений

Работа в парах

(уч) с 74 – 76, читать выразительно

31 – 32


Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка", "Как барсук и куница судились", "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка"

2

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание прочитанного

Обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группе

(уч) с 78 – 82, выборочный пересказ

33 – 34


Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха"

2

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответ­ствии с особенностями текста


Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по стра­ницам «Содержание» и «Оглавление»;

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группе

(уч) с 84 – 88, читать выразительно

35


Индийская сказка "Хитрый шакал"

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений.

Понимать развитие сказки о животных во времени и поме­щать изучаемые сказки на простейшую ленту времени. Обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции . Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Работа в парах

(уч) с 89 – 95, читать выразительно

36 – 37


Распознание черт бродячего сказочного

сюжета


2

Комбинированный

Работа в группах

(хр) с 31 – 33 пересказ

38


Бурятская сказка "Снег и заяц"

1

Комбинированный

Фронтальный

(уч) с 98 – 101, вопросы

39


Хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"

1

Комбинированный

Индивидуальный

(уч) с 98 – 101, вопросы


Пытаемся понять, почему люди фантазируют (15 часов)


40


Новелла Матвеева "Картофельные олени"

1


Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Интерпретировать литературный текст, живописное и музы­кальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного,

прочитанного и услышан-ного)

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Фронтальный

(уч) с 102. наизусть

41- 42 – 43


Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

3


Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на осно­ве передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения); выделять информацию, задан­ную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Работа в парах

(уч) с 103 – 105, пересказ, (уч) с 106 – 112, перечитать

44


Татьяна Пономарёва "Автобус"

Комбинированный

1

Чтение вслух целыми словами доступного текста

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответ­ствии с особенностями текста

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работа в парах

(уч) с 114 – 115, пересказ

45


Татьяна

Пономарёва

"В шкафу"

Комбинированный

1

Работа в группах

(уч) с 118 – 119, пересказ

46


Эмма Мошковская "Вода в

колодце"

Комбинированный

1

Высказывания оценочных суждений. Связь произведений с другими видами искусства

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Фронтальный

9хр) с 35 – 39, выразительное чтение

47


Эмма Мошковская "Вода в колодце". Поход в «Музейный дом»

Комбинированный

1

Индивидуальный

(уч) с 121, наизусть

48 – 51


Борис Житков

"Как я ловил

человечков"

Комбинированный

4

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная це­левая установка повествования

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Работа в парах

(уч) с 124 – 133, читать выразительно

52


Тим Собакин

"Игра в птиц"

Комбинированный

1

События, составляющие основу произведения

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответ­ствии с особенностями текста


Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения); выделять информацию, задан­ную аспектом рассмотрения

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие


(уч) с 134 – 137, читать по ролям

Работа в парах

53


Константин Бальмонт

"Гномы"

Комбинированный

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Работа в группах

(хр) с 40 – 47, перечитать



Учимся любить ( 16 часов)

54


Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды"

Комбинированный

1

Восприятие и понимание их переживаний

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Фронтальный

(уч) с 142 – 145, читать выразительно

55


Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике"

Комбинированный

1

Индивидуальный

56 – 57


Мария Вайсман "Лучший друг медуз"

Комбинированный

2

Связь текста с темой текста

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения)

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Работа в парах, индивидуальный

(уч) с 148 – 151, пересказ

58 – 61


Александр

Куприн "Слон"

Комбинированный

4

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная це­левая установка повествования

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах, индивидуальный

(уч) с 151 -169, читать, вопросы, выборочный пересказ

62 – 64


Константин Паустовский "Заячьи лапы"

Комбинированный

3

Герой произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответ­ствии с особенностями текста

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев


Работа в парах, фронтальный

(уч) с 163 – 169, читать выразительно

65 – 66


Сергей Козлов "Если меня

совсем нет"

Комбинированный

2

Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литература с другими видами искусства.

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле


Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Индивидуальный, фронтальный

(уч) с 170 – 172, читать по ролям

67 – 68


Работа над

составлением литературного сборника

Практическая работа

2

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения); выделять информацию, задан­ную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Индивидуальный, работа в парах

(хр) с 62, читать выразительно

69


Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб


Практическая работа

1

Построение небольшого монологического высказывания

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Индивидуальный




Набираемся житейской мудрости ( 11 часов)


70


Басня. Композиция басни.

Эзоп "Рыбак и рыбёшка". Эзоп «Соловей и ястреб»

Комбинированный

1

Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни.

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на осно­ве передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(уч) с 7 – 8 , читать выразительно

71 – 72


Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев"

Комбинированный

2

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательности

Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бы­товую сказку

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения)


Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Работа в парах

(уч) с 10 – 11, читать выразительно

73


Лента времени.

Пословицы

Комбинированный

1

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бы­товую сказку

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Индивидуальный

(хр) с 63 – 64, выразительное чтение

74 – 75


Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории

Комбинированный

2

Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответ­ствии с особенностями текста


Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения); выделять информацию, задан­ную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работа в парах

(уч) с 16 – 19, наизусть

76 – 77


Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика

басни

Комбинированный

2

Работа в группах

(уч) с 21 – 24, по выбору: читать/наизусть

78


Иван Крылов "Квартет"

Комбинированный

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательности

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Работа в группах

(уч) с 28 – 29, читать

79


Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль"

Комбинированный

1

Работа в парах

(уч) с 32,читать

80 – 81


Самостоятельная работа по заданиям учебника. Сравнение басен и бытовых сказок

Практическая работа

2

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Интерпретировать литературный текст, живописное и музы­кальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышан-ного)

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле


Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Работа в группах, индивидуальный

(хр) с 66 – 70, читать. вопросы



Продолжаем разгадывать секреты смешного (16 часов)


82


Леонид Каминский "Сочинение"

Комбинированный

1

Произведения о детях. Герои произведений

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения); выделять информацию, задан­ную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Фронтальный

(уч) с 47 – 50, читать выразительно

83 – 84


Ирина

Пивоварова

"Сочинение"

Комбинированный

2

Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Работ в группах

9уч) с 51 – 54, пересказ

85 – 86


Марина

Бородицкая

"На контрольной". Лев Яковлев "Для Лены". Михаил Яснов "Подходящий угол"

Комбинированный

2

Герои произведения. Эмоционально – нравственные переживания героев и автора произведения

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответ­ствии с особенностями текста

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(уч) с 55 – 58, на выбор: наизусть\читать выразительно

87 – 89


Надежда Тэффи "Преступник"

Комбинированный

3

Юмористические произведения для детей. Эмоционально – нравственные переживания героев и автора произведения

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная це­левая установка повествования

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения)

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Работа в группах, индивидуальный

(уч) с 58 – 68, читать, вопросы

90 – 91


Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти"

Комбинированный

2

Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на осно­ве передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Работа в парах

(хр) с 73 – 85, читать, вопросы

92 – 93


Стихи Григория Остера "Вредные советы" Татьяна

Пономарёва

"Помощь"

Комбинированный

2

Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательности


Работа в группах

(хр) с 86 – 90, читать, вопросы

94 – 97


Виктор

Драгунский

"Ровно 25 кило"

Комбинированный

4

Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательности

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная це­левая установка повествования

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения)

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Работа в парах, индивидуальный

(уч) с 74 – 84, пересказ



Как рождается герой (27 часов)



98 – 100


Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди"

Комбинированный

3

Герои произведения. Посторенние небольшого монологического высказывания .

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного

результата

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Индивидуальный, фронтальный

(хр) с 94 – 100, пересказ

101 – 10 7


Черты характера героя. Главная мысль и тема текста.

Борис Заходер "История гусеницы"

Комбинированный

7

Понимание содержания прочитанного литературного произведения: тема, мысль, события, последовательность . Литературная сказка. Чтение вслух доступных отрывков

Интерпретировать литературный текст, живописное и музы­кальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного). Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Фронтальный, работа в парах

(уч) с 88 – 109, выборочный пересказ, читать выразительно, вопросы

108


Черты характера героя. Главная мысль и тема текста.

Михаил Яснов "Гусеница –

Бабочке"

Комбинированный

1

Юмористические произведения для детей. Связь произведений литература с другими видами искусства.

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная це­левая установка повествования

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения); выделять информацию, задан­ную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Работа в парах

(уч) с 110, наизусть

109


Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы", Михаил Яснов "Гусеница – Бабочке"

Комбинированный

1

Работа в группах

(хр) с 101 – 109. Пересказ

110 – 113


Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части

Комбинированный

4

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. Различать жанры произведений. Герои произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Различать сказку и рассказ по двум основаниям: особенности построения и основная це­левая установка повествования Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя


Работав группах, индивидуальный

(уч) с 114 – 125, читать выразительно, вопросы

114 – 117


Леонид Пантелеев "Честное слово"

Комбинированный


Понимание содержания прочитанного литературного произведения: тема, мысль, события, последовательность . Литературная сказка. Чтение вслух доступных отрывков. Высказывание оценочного суждения

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответ­ствии с особенностями текста


Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения); выделять информацию, задан­ную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работа в парах, индивидуальный

(уч) с 117 – 135, читать, вопросы

118 – 120


Отрывки из

поэмы Николая Некрасова "На Волге" («Детство Валежникова»)

Комбинированный

3

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания прочитанного литературного произведения: тема, мысль, события, последовательность.

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения)

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Работа в парах, фронтальный

(уч) с 138 – 144, читать выразительно, вопросы

121


Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова)

Практическая работа

1

Связь произведений литература с другими видами искусства.

Интерпретировать литературный текст, живописное и музы­кальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного,

прочитанного и услышанного)

Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по стра­ницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить вы­деленный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работа в парах, индивидуальный

(хр) с 101 – 109, читать



Сравниваем прошлое и настоящее (16 часов)


122 – 125


Константин

Паустовский "Растрёпанный воробей"

Комбинированный

4

Произведения классиков детской литературы. Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная це­левая установка повествования


Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(уч) с 147 – 157, читать, вопросы

126 – 127


Александр Пушкин "Цветок"

Комбинированный

2

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения.

Интерпретировать литературный текст, живописное и музы­кальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного,

прочитанного и услышанного)

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зре­ния, установки, умонастроения); выделять информацию, задан­ную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работа в парах, фронтальный

(уч) с 159, наизусть

128 – 134


Аркадий Гайдар "Чук и Гек".

Характеры героев, сравнительный анализ

Комбинированный

7

Понимание содержания прочитанного литературного произведения: тема, мысль, события, последовательность. Участие в диалоге о прочитанном. Произведения о детях

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата


Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Фронтальный, работа в парах

(уч) с 160 – 183, читать, вопросы, пересказ

135


Постоянство в природе и чувствах людей

Комбинированный

1

Умение задавать вопросы по прочитанному. Устное изложение текста по плану

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответ­ствии с особенностями текста

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(хр) с 126 – 136, читать

136


Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

Комбинированный

1

Понимание основного содержания услышанного произведения

Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп­пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле


Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Индивидуальный




Ресурсы, использованные в работе:

  • Чуракова Р. Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» ( Концептуальные основы личностно- ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р. Г. Чураковой – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н. А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н. А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н. А. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2.. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Программы по учебным предметам 1 – 4 классы в 2-х частях, составитель Р. Г. Чуракова, М.: Академкнига

  • Пособие «Развернутое тематическое планирование 3 класс, автор 0 составитель Лободина Н В Вологоград






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!