СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УМК ПНШ Литературное Чтение 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по УМК "Песпективная начальная школа". Разработана и полностью соответсвует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УМК ПНШ Литературное Чтение 1 класс»

УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна

Категория: высшая

Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района

Класс: 1

Предметы: Литературное чтение

Литературное чтение Пояснительная записка



Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Главная задача обучения в 1 – м классе – формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения .Программа предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение».Младшие школьники знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты, получают начальные представления о рифме как созвучных словах, учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты с классическими иллюстрациями, убеждаются, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Раздел «Виды речевой культуры и читательской деятельности»

Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной интонацией, с разной целью, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

Чтение по ролям, чтение по цепочке.

Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагментов текста.

Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.

Умение слушать собеседника: не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.

Формирование библиографической культуры

Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умение ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Раздел «Круг чтения»

Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки – цепочки): «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь».

Русские писатели и поэты: Л. Толстой «Косточка»; М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов , А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный , С. Маршак.

Проза

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);

Г. Остер «Эхо»;

С Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Полет», «Снегири и коты», «береза»;

Д. Биссет «Шшшшш!», «Бац», «Под ковром»;

Н. Друк «Сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка».



Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения

Иметь общее представление:

  • О различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка – цепочка ( кумулятивная сказка);

  • Об отличии фольклорного текста от литературного;

  • Об отличии поэтического текста от прозаического;

  • От таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

  • О том, что такое рифма.

Знать:

  • Наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;

  • Содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь :

  • Читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и «про себя»; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух; 40-45 слов в минуту «про себя»;

  • Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

  • Находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

  • Отличать монолог от диалога;

  • Задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Место учебного предмета в учебном плане:

В 1 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 40 часов (4 часа в неделю).

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Чуракова Р. Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» ( Концептуальные основы личностно- ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р. Г. Чураковой – М.: Академкнига/Учебник.

Учебно – методическая литература 1 класс:

  • Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое попсобие. – М.: Академкнига/Учебник.

Развернутый календарно – тематический план: Литературное чтение (учебник)





п\п

Дата

Тема урока

Количество

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Вид

контроля


На огородах Бабы – Яги (9 часов)

1


Волшебные предметы и помощники

1

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры, народные сказка.

Текущий

2 – 3


Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака»

2

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание произведений различных жанров.

Текущий. Выразительное чтение

4


Секреты считалок

1

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Декламация произведений. Чтение наизусть.

Текущий. Чтение в парах

5


Древние считалки

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения

Текущий. Чтение в парах

6


Тайны загадок

1

Введение новых знаний

Понимание основного содержания текста

Текущий. Выразительное чтение

7


Как устроена загадка

1

Введение новых знаний

Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями

Текущий. Выразительное чтение

8


Заклички : обращение к природе

1

Введение новых знаний

Передача впечатления от услышанного своими словами. Выразительное чтение

Текущий. Выразительное чтение

9


Трудности скороговорок

1

Введение новых знаний

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Выразительное чтение

Тематический. Выразительное чтение


Пещера эхо ( 6 часов)

10


Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо»

1

Введение новых знаний

Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями

Текущий. Пересказ

11


Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень – очень вкусный пирог»

1

Введение новых знаний

Понимание содержания литературного произведения. Чтение наизусть

Текущий. Чтение наизусть

12 – 13


Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)

2

Введение новых знаний

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: литературная сказка, стихотворение

Текущий.Ответы на вопросы

14 – 15


Шуточные стихи. И. Пивоварова, А. Дмитриев, Джеймс Ривз

2

Комбинированный

Восприятие на слух и понимание произведение разных жанров. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и прослушанного. Выразительное чтение

Тематический. Чтение наизусть


На пути в волшебный лес (2 часа)

16 – 17


Сказка – цепочка. Русская народная сказка «Репка»

2

Комбинированный

Восприятие на слух и понимание произведение разных жанров. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и прослушанного. Выразительное чтение

Текущий. Выразительное чтение


Клумба с колокольчиками ( 3 часа )


18


Звучащие стихи. Е. Благинина, А. Усачев, Джеймс Ривз

1

Введение новых знаний

Произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прослушанному.

Текущий. Чтение наизусть

19 – 20


Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (в сокращении)

2

Введение новых знаний

Жанровое разнообразие произведений : литературная сказка, стихотворение. Участие в диалоге при обсуждении произведения

Текущий. Пересказ


В лесной школе ( 4 часа)

21


Считалка, скороговорка или дразнилка?

1

Введение новых знаний

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, стихотворение.

Текущий. Чтение в парах

22


Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин, Б. Заходер

1

Введение новых знаний

Произведения современной отечественной литературы, доступной для восприятия младших школьников

Текущий. Выразительное чтение

23


Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин, Э. Успенский

1

Комбинированный

Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Текущий. Чтение наизусть

24


Фантазия в литературе. Б. Заходер

1

Комбинированный

Чтение наизусть. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Тематический. Выразительное чтение


Музей Бабы – Яги. Тайна особого зрения ( 4 часа)

25 – 26


Особый взгляд на мир. И. Токмакова, С. Козлов

2

Введение новых знаний

Понимание содержания литературного произведения. Тема, главная мысль. Герои произведения. Правильность чтения.

Текущий. Чтение наизусть

27 – 28


Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка»

2

Введение новых знаний

Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Текущий.Ответы на вопросы.


На выставке рисунков Юрия Васнецова (7 часов)

29


Прибаутка и небылица

1

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение

Текущий. Чтение в парах

30


Дразнилка, прибаутка или небылица

1

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении произведения

Текущий. Чтение в парах

31


Искусство иллюстрации. Что видит художник

1

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Иллюстрация в книге и ее роль понимания произведения

Текущий. Выборочное чтение

32 – 33


Рифмующиеся слова и изображения

2

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка, сопоставление. Установка на постепенное увеличение развития скорости чтения

Тематический. Выразительное чтение

34


Л. Толстой «Косточка»

1

Введение новых знаний





Ресурсы, использованные в работе:

  • Чуракова Р. Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» ( Концептуальные основы личностно- ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р. Г. Чураковой – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое попсобие. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Программы по учебным предметам 1 – 4 классы в 2-х частях, составитель Р. Г. Чуракова, М.: Академкнига

  • Пособие «Развернутое тематическое планирование 3 класс, автор - составитель Лободина Н В Вологоград