УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна
Категория: высшая
Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района
Класс: 1
Предметы: Литературное чтение
Литературное чтение Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»
Главная задача обучения в 1 – м классе – формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения .Программа предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение».Младшие школьники знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты, получают начальные представления о рифме как созвучных словах, учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты с классическими иллюстрациями, убеждаются, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
Раздел «Виды речевой культуры и читательской деятельности»
Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной интонацией, с разной целью, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
Чтение по ролям, чтение по цепочке.
Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагментов текста.
Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.
Умение слушать собеседника: не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.
Формирование библиографической культуры
Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умение ориентироваться в них, находя нужное произведение.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел «Круг чтения»
Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.
Русские народные сказки
Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки – цепочки): «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь».
Русские писатели и поэты: Л. Толстой «Косточка»; М. Горький «Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература
Поэзия
А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов , А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный , С. Маршак.
Проза
Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);
Г. Остер «Эхо»;
С Воронин «Необыкновенная ромашка»;
Ю. Коваль «Полет», «Снегири и коты», «береза»;
Д. Биссет «Шшшшш!», «Бац», «Под ковром»;
Н. Друк «Сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка».
Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения
Иметь общее представление:
О различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка – цепочка ( кумулятивная сказка);
Об отличии фольклорного текста от литературного;
Об отличии поэтического текста от прозаического;
От таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
О том, что такое рифма.
Знать:
Наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;
Содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь :
Читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и «про себя»; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух; 40-45 слов в минуту «про себя»;
Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
Находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
Отличать монолог от диалога;
Задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.
Место учебного предмета в учебном плане:
В 1 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 40 часов (4 часа в неделю).
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
Чуракова Р. Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» ( Концептуальные основы личностно- ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). – М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р. Г. Чураковой – М.: Академкнига/Учебник.
Учебно – методическая литература 1 класс:
Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое попсобие. – М.: Академкнига/Учебник.
Развернутый календарно – тематический план: Литературное чтение (учебник)
№ п\п | Дата | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля |
| На огородах Бабы – Яги (9 часов) |
1 | | Волшебные предметы и помощники | 1 | Введение новых знаний | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры, народные сказка. | Текущий |
2 – 3 | | Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» | 2 | Введение новых знаний | Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание произведений различных жанров. | Текущий. Выразительное чтение |
4 | | Секреты считалок | 1 | Введение новых знаний | Произведения устного народного творчества. Декламация произведений. Чтение наизусть. | Текущий. Чтение в парах |
5 | | Древние считалки | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения | Текущий. Чтение в парах |
6 | | Тайны загадок | 1 | Введение новых знаний | Понимание основного содержания текста | Текущий. Выразительное чтение |
7 | | Как устроена загадка | 1 | Введение новых знаний | Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями | Текущий. Выразительное чтение |
8 | | Заклички : обращение к природе | 1 | Введение новых знаний | Передача впечатления от услышанного своими словами. Выразительное чтение | Текущий. Выразительное чтение |
9 | | Трудности скороговорок | 1 | Введение новых знаний | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Выразительное чтение | Тематический. Выразительное чтение |
| Пещера эхо ( 6 часов) |
10 | | Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо» | 1 | Введение новых знаний | Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями | Текущий. Пересказ |
11 | | Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень – очень вкусный пирог» | 1 | Введение новых знаний | Понимание содержания литературного произведения. Чтение наизусть | Текущий. Чтение наизусть |
12 – 13 | | Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | 2 | Введение новых знаний | Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: литературная сказка, стихотворение | Текущий.Ответы на вопросы |
14 – 15 | | Шуточные стихи. И. Пивоварова, А. Дмитриев, Джеймс Ривз | 2 | Комбинированный | Восприятие на слух и понимание произведение разных жанров. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и прослушанного. Выразительное чтение | Тематический. Чтение наизусть |
| На пути в волшебный лес (2 часа) |
16 – 17 | | Сказка – цепочка. Русская народная сказка «Репка» | 2 | Комбинированный | Восприятие на слух и понимание произведение разных жанров. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и прослушанного. Выразительное чтение | Текущий. Выразительное чтение |
| Клумба с колокольчиками ( 3 часа ) |
18 | | Звучащие стихи. Е. Благинина, А. Усачев, Джеймс Ривз | 1 | Введение новых знаний | Произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прослушанному. | Текущий. Чтение наизусть |
19 – 20 | | Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (в сокращении) | 2 | Введение новых знаний | Жанровое разнообразие произведений : литературная сказка, стихотворение. Участие в диалоге при обсуждении произведения | Текущий. Пересказ |
| В лесной школе ( 4 часа) |
21 | | Считалка, скороговорка или дразнилка? | 1 | Введение новых знаний | Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, стихотворение. | Текущий. Чтение в парах |
22 | | Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин, Б. Заходер | 1 | Введение новых знаний | Произведения современной отечественной литературы, доступной для восприятия младших школьников | Текущий. Выразительное чтение |
23 | | Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин, Э. Успенский | 1 | Комбинированный | Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Текущий. Чтение наизусть |
24 | | Фантазия в литературе. Б. Заходер | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Тематический. Выразительное чтение |
| Музей Бабы – Яги. Тайна особого зрения ( 4 часа) |
25 – 26 | | Особый взгляд на мир. И. Токмакова, С. Козлов | 2 | Введение новых знаний | Понимание содержания литературного произведения. Тема, главная мысль. Герои произведения. Правильность чтения. | Текущий. Чтение наизусть |
27 – 28 | | Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка» | 2 | Введение новых знаний | Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Текущий.Ответы на вопросы. |
| На выставке рисунков Юрия Васнецова (7 часов) |
29 | | Прибаутка и небылица | 1 | Введение новых знаний | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение | Текущий. Чтение в парах |
30 | | Дразнилка, прибаутка или небылица | 1 | Введение новых знаний | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении произведения | Текущий. Чтение в парах |
31 | | Искусство иллюстрации. Что видит художник | 1 | Введение новых знаний | Произведения устного народного творчества. Иллюстрация в книге и ее роль понимания произведения | Текущий. Выборочное чтение |
32 – 33 | | Рифмующиеся слова и изображения | 2 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка, сопоставление. Установка на постепенное увеличение развития скорости чтения | Тематический. Выразительное чтение |
34 | | Л. Толстой «Косточка» | 1 | Введение новых знаний | | |
Ресурсы, использованные в работе:
Чуракова Р. Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» ( Концептуальные основы личностно- ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). – М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р. Г. Чураковой – М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н. А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое попсобие. – М.: Академкнига/Учебник.
Программы по учебным предметам 1 – 4 классы в 2-х частях, составитель Р. Г. Чуракова, М.: Академкнига
Пособие «Развернутое тематическое планирование 3 класс, автор - составитель Лободина Н В Вологоград