СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа урока Развитие речи 2-3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа урока Развитие речи 2-3 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



‌Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области


Комитет по образованию Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области


‌​

МОУ «СОШ «Свердловский ЦО»



РАССМОТРЕНО

Методическим объединением учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ «СОШ «Свердловский ЦО»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Развитие речи»


для обучающихся 2 – 3 классов

на 2024-2025 учебный год

                                     






2024 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 Рабочая программа  разработана в соответствии  с ФГОС НОО, на основе авторской программы по развитию речи для 2-3 классов Т.Н. Соколовой, УМК « Школа развития речи».

Цель:

             -  повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания. способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей.

             Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

  Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

                     

Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания.

  • Развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Формирование первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Разделы программы

Количество часов

2 класс

3 класс

Речь и её значение в жизни. Техника речи

2

1

Слово

11

12

Предложение и словосочетание.

3

2

Текст.

15

15

Культура общения.

3

4

Всего часов

34

34

Материал представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Речь. Техника и выразительность речи.

  • Слово

  • Предложение и словосочетание

  • Текст

  • Культура общения

2 КЛАСС (34 ч.)

Речь. Техника и выразительность речи.                                                                                                                                               

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.


3 КЛАСС (34 ч.)

Речь. Техника выразительности речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.

Тематическое планирование по курсу «Развитие речи»,  2 класс

п/п

Тема урока

Количество

часов

Речь и ее значение в жизни. Техника речи 2 ч

1

Речь и ее значение в жизни.

1

2

Техника речи

1

Слово                                                                                                                                        11 ч

3.

Слово. Значение слово

1

4.

Многозначные слова.

1

5.

Омонимы

1

6.

Омофоны, омоформы

1

7.

Синонимы

1

8.

Антонимы

1

9.

Фразеологизмы

1

10.

Пословицы

1

11.

Загадки

1

12.

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

13.

Изобразительные средства языка. Олицетворение

1

Предложение и словосочетание                                                                                         3 ч

14.

Связь между предложениями в тексте

1

15.

Связь между частями текста

1

16.

Работа с деформированным текстом

1

Текст                                                                                                                                        15 ч

17.

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

18.

Текст. Опорные слова.

1

19.

Текст. Опорные слова

1

20.

Проверочная работа

1

21.

План. Составление плана.

1

22.

Виды плана

1

23.

Виды плана

1

24.

Виды плана

1

25.

Редактирование текста

1

26.

Типы текста. Описание

1

27.

Типы текста. Описание

1

28.

Текст – сравнительное описание

1

29.

Типы текста. Повествование

1

30.

Типы текста. Рассуждение

1

31.

Типы текста. Рассуждение

1

Культура   общения                                                                                                            3ч

32.

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1

33.

Повторение пройденного

1

34.

КВН. Итоговое занятие.

1

Тематическое планирование по курсу «Развитие речи», 3 класс

п/п

Тема урока

Количество

часов

Речь. Техника и выразительность речи.                                                                 1ч.

1.

Речь. Выразительность речи.

1

Слово

12ч.

2.

Многозначные слова.

1

3.

Омонимы, омоформы и омофоны.

1

4.

Фразеологизмы.

1

5.

Сравнения.

1

6.

Олицетворение.

1

7.

Метафора.

1

8.

Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты.

1

9.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

10.

Откуда приходят слова

1

11.

Этимология.

1

12.

Проверочная работа.

1

13.

Анализ проверочной работы

1

Предложение и словосочетание                                                                                         2 ч.

14.

Связь между предложениями и частями в тексте

1

15.

Работа с деформированным текстом

1

Текст

             15ч.

16.

Типы текстов.

1

17.

Тема текста. Опорные слова.

1

18.

Связь предложений в тексте.

1

19.

Связь предложений в тексте.

1

20.

Цепная связь предложений в тексте.

1

21.

Цепная связь предложений в тексте.

1

22.

Параллельная связь предложений в тексте.

1

23.

Параллельная связь предложений в тексте.

1

24.

Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание».

1

25.

Единый временной план текста.

1

26.

Единый временной план текста.

1

27.

Стили речи.

1

28.

Стили речи.

1

29.

Научный стиль.

1

30.

Словари.

1

Культура общения                                                                                                   4ч.

31.

Культура общения.

1

32.

Проверь себя.

1

33.

Анализ проверочной работы

1

34

Итоговое занятие КВН.

1