МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Комитет по образованию Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области
МОУ «СОШ «Свердловский ЦО»
РАССМОТРЕНО Методическим объединением учителей начальных классов | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «СОШ «Свердловский ЦО» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Развитие речи»
для обучающихся 2 – 3 классов
на 2024-2025 учебный год
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе авторской программы по развитию речи для 2-3 классов Т.Н. Соколовой, УМК « Школа развития речи».
Цель:
- повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания. способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания.
Развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Формирование первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы программы | Количество часов |
2 класс | 3 класс |
Речь и её значение в жизни. Техника речи | 2 | 1 |
Слово | 11 | 12 |
Предложение и словосочетание. | 3 | 2 |
Текст. | 15 | 15 |
Культура общения. | 3 | 4 |
Всего часов | 34 | 34 |
Материал представлен в программе следующими содержательными линиями:
Речь. Техника и выразительность речи.
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
2 КЛАСС (34 ч.)
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 КЛАСС (34 ч.)
Речь. Техника выразительности речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
Тематическое планирование по курсу «Развитие речи», 2 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Речь и ее значение в жизни. Техника речи 2 ч |
1 | Речь и ее значение в жизни. | 1 |
2 | Техника речи | 1 |
Слово 11 ч |
3. | Слово. Значение слово | 1 |
4. | Многозначные слова. | 1 |
5. | Омонимы | 1 |
6. | Омофоны, омоформы | 1 |
7. | Синонимы | 1 |
8. | Антонимы | 1 |
9. | Фразеологизмы | 1 |
10. | Пословицы | 1 |
11. | Загадки | 1 |
12. | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 |
13. | Изобразительные средства языка. Олицетворение | 1 |
Предложение и словосочетание 3 ч |
14. | Связь между предложениями в тексте | 1 |
15. | Связь между частями текста | 1 |
16. | Работа с деформированным текстом | 1 |
Текст 15 ч |
17. | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 |
18. | Текст. Опорные слова. | 1 |
19. | Текст. Опорные слова | 1 |
20. | Проверочная работа | 1 |
21. | План. Составление плана. | 1 |
22. | Виды плана | 1 |
23. | Виды плана | 1 |
24. | Виды плана | 1 |
25. | Редактирование текста | 1 |
26. | Типы текста. Описание | 1 |
27. | Типы текста. Описание | 1 |
28. | Текст – сравнительное описание | 1 |
29. | Типы текста. Повествование | 1 |
30. | Типы текста. Рассуждение | 1 |
31. | Типы текста. Рассуждение | 1 |
Культура общения 3ч |
32. | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 1 |
33. | Повторение пройденного | 1 |
34. | КВН. Итоговое занятие. | 1 |
Тематическое планирование по курсу «Развитие речи», 3 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Речь. Техника и выразительность речи. 1ч. |
1. | Речь. Выразительность речи. | 1 |
Слово | 12ч. |
2. | Многозначные слова. | 1 |
3. | Омонимы, омоформы и омофоны. | 1 |
4. | Фразеологизмы. | 1 |
5. | Сравнения. | 1 |
6. | Олицетворение. | 1 |
7. | Метафора. | 1 |
8. | Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 |
9. | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 |
10. | Откуда приходят слова | 1 |
11. | Этимология. | 1 |
12. | Проверочная работа. | 1 |
13. | Анализ проверочной работы | 1 |
Предложение и словосочетание 2 ч. |
14. | Связь между предложениями и частями в тексте | 1 |
15. | Работа с деформированным текстом | 1 |
Текст | 15ч. |
16. | Типы текстов. | 1 |
17. | Тема текста. Опорные слова. | 1 |
18. | Связь предложений в тексте. | 1 |
19. | Связь предложений в тексте. | 1 |
20. | Цепная связь предложений в тексте. | 1 |
21. | Цепная связь предложений в тексте. | 1 |
22. | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 |
23. | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 |
24. | Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание». | 1 |
25. | Единый временной план текста. | 1 |
26. | Единый временной план текста. | 1 |
27. | Стили речи. | 1 |
28. | Стили речи. | 1 |
29. | Научный стиль. | 1 |
30. | Словари. | 1 |
Культура общения 4ч. |
31. | Культура общения. | 1 |
32. | Проверь себя. | 1 |
33. | Анализ проверочной работы | 1 |
34 | Итоговое занятие КВН. | 1 |