МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Новосибирской области
Барабинского района
МКОУ Новокурупкаевская ООШ
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №1 от «31» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Методист ________________________ Ажбакова А.Ш. Протокол №1 от «31» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Ажбаков С.С. Приказ №54 от «31» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка "Разговор о правильном питании"
на 2023-2024 учебный год
учитель: Альмухаметова Зиля Рамильевна
д. Новокурупкаевка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу "Разговор о правильном питании" для 1-4 классов создана на основе Федерального образовательного государственного стандарта, авторской программы "Разговор о правильном питании", разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких.
Актуальность реализации программы "Разговор о правильном питании"
Правильное питание — одно из главных условий сохранения здоровья. Вот почему так важно уже с раннего возраста формировать у ребенка полезные привычки и навыки, которые помогут ему вырасти здоровым и успешным.
Зачем нужна пища, знает каждый, о "хлебе насущном" человек думает в течение всей своей жизни, каким бы он трудом не занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь правильно его использовать должен любой, особенно молодой человек. От того, как человек питается, зависят его здоровье, настроение, трудоспособность.
"Уметь питаться" ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке – культуре питания – необходимо учиться, учиться смолоду, пока человек ещё не приобрёл болезней от неумеренного питания. Питание в школе выполняет оздоровительную роль и приучает детей к строгому режиму, закрепляя гигиенические навыки рационального приёма пищи. У некоторых родителей сформировалось негативное отношение к школьному питанию, поэтому они дают детям с собой бутерброды. Однако еда всухомятку, даже и высококачественная, менее полезна, чем горячая пища. Школьникам необходимо прививать навыки культурной еды, правильного поведения за столом.
Умение есть аккуратно и красиво – одно из качеств культурного человека. Это важно как с эстетических позиций, так и с гигиенических, поскольку еда, принятая " с чувством, с толком, расстановкой", усваивается лучше. Ребёнок за едой не должен спешить, отвлекаться, ему следует внушить важность тщательного пережёвывания пищи: чем больше она измельчена, тем лучше переваривается и усваивается. Навыки культурного приёма пищи вырабатываются быстрее, если дети видят за столом те же действия, которым их учат. Пример аккуратной еды, правильного поведения за столом родителей – весьма эффективное средство обучения школьников.
В последнее время в обществе остро встает проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Реализация программы "Разговор о правильном питании" способствует воспитанию у учащихся культуры здорового питания.
Цель программы - формирование у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью, освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
формировать и развивать представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;
формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья,
воспитывать у детей осознанное отношение к собственному здоровью;
создавать условий для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации о правильном питании и здоровом образе жизни в пособиях и других источниках;
формировать представление о правилах этикета как неотъемлемой части общей культуры личности;
пробуждать интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширять знания об истории питания своего народа и традициях других народов;
просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей, включение их в изучение программы вместе со своими детьми и активное участие в мероприятиях;
формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
развивать творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную деятельность;
развивать коммуникативные навыки у детей и умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы;
Форма организации занятий: кружок.
Формы организации деятельности:
индивидуальные (составление пословиц, загадки, подготовка и представление сообщений, выполнение теста, рисунков, фотографий);
фронтальные (анкетирование, объяснение, игры, просмотр презентации, физминутки, составлении таблиц, экскурсии и др.).
коллективные (работа в парах и группах –участие в практических занятиях, инсценирование, работа со справочной литературой и т.д
ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности.
1-4 класс – 34 занятия по 45 мин (1 раз в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентирование в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки личностных ориентиров и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Программа состоит из 4-х разделов:
№ п⁄п | Раздел | |
1 | Разнообразие питания | 12 |
2 | Гигиена питания и приготовление пищи | 6 |
3 | Этикет | 6 |
4 | Рацион питания | 10 |
| Итого | 34 |
Разнообразие питания
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов "Витаминная семейка". Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина "Чипполино и его друзья".
Гигиена питания и приготовление пищи
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Этикет
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Календарно-тематическое планирование кружка
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Здоровье – это здорово! Основные понятия о здоровье. Цветик-семицветик. | 1 | |
3 | От каких факторов зависит здоровье? | 1 | |
4 | Черты характера и здоровье | 1 | |
5 | Привычки и здоровье | 1 | |
6 | Мой ЗОЖ | 1 | |
7 | Мой ЗОЖ | 1 | |
8 | Продукты разные нужны, блюда разные важны. "Пирамида питания". | 1 | |
9 | Рациональное, сбалансированное питание. | 1 | |
10 | "Белковый круг" | 1 | |
11 | "Жировой круг" | 1 | |
12 | Мой рацион питания "Минеральный круг" | 1 | |
13 | Умейте правильно питаться. Пищевые вещества, их роль в питании и здоровье школьников. | 1 | |
14 | Режим питания. "Пищевая тарелка" | 1 | |
15 | Витамины и минеральные вещества | 1 | |
16 | Витамины и минеральные вещества | 1 | |
17 | Влияние воды на обмен веществ. Напитки и настои для здоровья. | 1 | |
18 | Энергия пищи. Источники "строительного материала". | 1 | |
19 | Энергия пищи. Источники "строительного материала". | 1 | |
20 | Игра "Что? Где? Когда?" | 1 | |
21 | Роль пищевых волокон на организм человека | 1 | |
22 | Роль пищевых волокон на организм человека | 1 | |
23 | Где и как мы едим | 1 | |
24 | Где и как мы едим | 1 | |
25 | "Фастфуды" | 1 | |
26 | Где и как мы едим. Правила гигиены | 1 | |
27 | Где и как мы едим. Правила гигиены | 1 | |
28 | Меню для похода. | 1 | |
29 | Меню для похода. | 1 | |
30 | Ты - покупатель | 1 | |
31 | Срок хранения продуктов | 1 | |
32 | Пищевые отравления, их предупреждение | 1 | |
33 | Ты – покупатель. Права потребителя. | 1 | |
34 | Ты – покупатель. Правила вежливости | 1 | |
Итого – 34 часа