Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым
«Школа-гимназия №2 им. В. Г. Короленко»
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры Руководитель МК __________________ С. В. Калмыкова Протокол № ___ от августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________ В. Н. Гурэу от 27 августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _______________ Т. А. Бойко Приказ № 155 от 28 августа 2020 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» основного общего образования
Разработана учителем Моренко Евгенией Анатольевной
на 2020/2021 учебный год
г. Керчь, 2020 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа в рамках внеурочной деятельности в средней школе для учащихся 5-7 классов «Занимательный немецкий» составлена на основе рабочей программы по немецкому языку послужила завершенная предметная линия учебников «Горизонты» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова, УМК «Перспектива» ОАО «Издательство «Просвещение».
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, 34 часа отводится на дополнительное изучение немецкого языка в основной школе из расчета 1 час в неделю.
Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения немецкого языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения немецкому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Данная рабочая учебная программа по учебному курсу «Занимательный немецкий» составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС-2) (приказ № 1897 от 17.12. 2010 МО РФ)
Примерная программа начального общего образования по иностранному языку – Москва «Просвещение» 2009
Программа общеобразовательных учреждений по немецкому языку как второму иностранному для 7-11-х классов (автор Н.Д.Гальскова, Москва «Просвещение» 2004 год)
Программа общеобразовательных учреждений по немецкому языку для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка (автор Н.Д.Гальскова, Москва «Просвещение» 2004 год).
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Цель внеурочной деятельности
Способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Формирование умений общаться на немецком языке с учётом речевых возможностей и потребностей школьников данного возраста; коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
Расширение страноведческих и культуроведческих знаний учащихся, развитие интереса к иноязычной культуре, традициям; достопримечательностям немецкоязычных стран, и способствование формированию межкультурной компетенции учащихся;
Создание условий для интеллектуального развития ребенка и раскрытия его творческих способностей через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.
Задачи:
Обучающие
развивать навыки диалогической и монологической речи в ситуациях повседневного общения.
формировать и развивать умения правильного употребления лексики и грамматики немецкого языка.
создать благоприятный психологический климат для преодоления речевого барьера и использовать иностранный язык как средство общения;
знакомить с культурой немецкоязычных стран;
знакомить с традициями и обычаями страны изучаемого языка;
развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы при выполнении различных видов работы.
расширять общеобразовательный кругозор учащихся.
активно использовать полученные знания на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
воспитание понимания важности изучения немецкого языка как средства достижения взаимопонимания между людьми;
Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся
традиционная классно-урочная;
парная работа;
самостоятельная работа;
выполнение коммуникативно-ориентированных грамматических и лексических заданий;
составление речевых высказываний по теме;
выполнение различных лексических и грамматических упражнений;
аудирование, чтение с последующим извлечением общей и специальной информации.
Участие в предметных олимпиадах различного уровня.
Приоритетными формами работы являются формы, отраженные в таблице:
Общие формы работы | Частно методические формы работы |
1) Индивидуальная 2) Фронтальная 3) Коллективная 4) Групповая а) кооперативно-групповая б) дифференциально-групповая с) парная | 1) Фонетическая зарядка 2) Лексические и грамматические игры 3) Урок-презентация 4) Круглый стол 5) Ролевая игра 6) Урок-викторина 7) Урок домашнего чтения 8) Видео урок 9) Внеклассное мероприятие |
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Данная программа направлена на создание условий для развития навыков диалогической и монологической речи, аудирования, расширение лексического запаса, совершенствование фонетических и грамматических навыков. Обучение говорению является одной из главных целей обучения иноязычной речи. Однако, научить ребенка говорить на иностранном языке – очень сложная задача. Решению этой задачи будут способствовать ролевые игры, инсценирование диалогов, драматизация, виртуальные экскурсии, проектная деятельность, а также использование стихов, песен, наглядности и презентаций. Основной формой работы на занятиях является игра. Ролевые игры помогают не только использовать на практике то, что было изучено на уроках, но и создают условия для раскрытия личности каждого ученика, и предоставляют возможность попасть в мир реального общения на иностранном языке. Ролевая игра позволяет учащимся стать кем-то другим на время игры и высказывать свое мнение от имени этого человека, или же учащийся изображает самого себя, попавшего в определенную ситуацию. Ролевая игра помогает развить навыки общения, умение доказывать свою точку зрения, формирует мышление, развивает воображение, создает творческую атмосферу.
Коммуникативная компетенция включает в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Нельзя научить иностранному языку, не познакомив с культурой страны. Знание норм и правил поведения, обычаев и традиций, особенностей национального характера и повседневной жизни страны изучаемого языка помогает нам узнать мотивы поведения людей и установить дружеские отношения. Изучение языка и культуры одновременно поможет не только достичь практических, образовательных и развивающих целей, но и поддержать мотивацию учащихся. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Направленность курса «Занимательный немецкий» несет личностно-ориентированный характер. Учащиеся являются главными участниками процесса обучения, проявляя свои интересы, удовлетворяя свои потребности, развивая и реализуя индивидуальные особенности посредством коммуникации с другими участниками учебного процесса, а также посредством аудио и видеоматериала, материала художественной литературы, используемых на занятиях.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа курса по немецкому языку предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее количество занятий в течение учебного года составляет 34 уроков. Каждое занятие имеет свое название, подчиненное общей тематике курса. Программа данного курса построена с учетом меж предметных связей между иностранным языком и другими предметами, такими как, литература, история, география.
Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока (развитие навыков говорения, чтения, аудирования) и нетрадиционного урока – ролевой игры, инсценирование диалогов, заочных путешествий с использованием презентаций, викторины, проекта, составление коллажа. Занятия ориентированы на проведение различных форм работы – индивидуальной, парной, групповой. Все задания на уроках информационно-ориентированные, коммуникативно-направленные, призванные вызывать интерес к изучению темы. Контроль осуществляется в форме проведения викторины, защиты проектов.
Данная программа направлена на обеспечение всестороннего и творческого развития детей, удовлетворение их современных познавательных интересов и коммуникативных потребностей, углубление языковых и культуроведческих знаний по немецкому языку.
Почти вся программа представлена в виде презентаций, что повысит интерес учащихся к данной теме и, следовательно, даст более высокие результаты. В программе широко используются лингвострановедческие материалы, которые дают учащимся возможность лучше овладеть немецким языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых немецкий язык является родным.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
формирование мотивации изучения иностранных языков
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
формирование коммуникативной компетенции;
развитие таких качеств, как целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
Метапредметные результаты
умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
формирование коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка;
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов;
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
Содержание курса и основные виды деятельности.
Круг выбранных тем был определен в соответствии с предметным содержанием линии учебников «Горизонты» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова, УМК «Перспектива» ОАО «Издательство «Просвещение».
Основное содержание курса включает в себя следующие тематические кластеры:
Для 5 классов:
№ | Тема | Количество часов | Работы учащихся, практическая часть |
1 | Ich heiße … | 6 | Инсценирование диалогов, ролевые игры |
2 | Die deutschesprächligen Ländern | 2 | Ролевая игра, проект «Немецкоговорящие страны» |
3 | In der Schule | 8 | Инсценирование диалогов, Проект «Мой день в школе» |
4 | Tiere und Pflanzen | 5 | Ролевая игра, иснценирование диалогов, проекты «Мое любимое животное», «Животные России». «Животные Европы» |
5 | Meine Familie | 4 | Ролевая игра, проект «Родовое древо» |
6 | Unsere Stadt | 4 | Проекты «Мой город», «Города России» |
7 | Mein Hobby | 5 | Инсценирование диалогов, проект «Мое хобби» |
Итого: | 34 | |
Для 6 классов:
№ | Тема | Количество часов | Работы учащихся, практическая часть |
1 | Mein Zuhause | 5 | Проект «Мой дом» |
2 | Das schmeckt gut | 5 | Инсценирование диалогов, ролевая игра «В ресторане» |
3 | Meine Freizeit | 5 | Ролевые игры, инсценирование диалогов |
4 | Das sieht gut aus | 5 | Проект «Одежда», «В магазине» |
5 | Partys | 4 | Ролевая игра «Устраиваем вечеринку», проект «Мое день рождение» |
6 | Meine Stadt | 5 | Проекты «Мой город», «Города Германии» |
7 | Ferien | 4 | Ролевая игра, Проект «Мои планы на каникулы», заочное путешествие. |
Итого: | 34 | |
Для 7 классов:
№ | Тема | Количество часов | Работы учащихся, практическая часть |
1 | Die Ferien | 5 | Проект «Мой летний отдых» |
2 | Die Mutterland | 5 | Проект «Немецкоговорящие страны» |
3 | Sprechen wir über Ländern | 5 | Ролевые игры, инсценирование диалогов |
4 | Freundshaft | 5 | Проект «Кто такой настоящий друг», «Позитивные и негативные качества» |
5 | Zussamenleben | 4 | Ролевая игра «Устраиваем вечеринку», проект «Жизнь в городе и деревне» |
6 | Die Őkologie | 5 | Проект «Экологические проблемы» |
7 | Die Gesundheit | 4 | Ролевая игра, Проект «Мой любимый вид спорта». |
Итого: | 34 | |