Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старобурново муниципального района Бирский район республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ___________ /Асылбаева М. Е./ «30» августа 2022 года | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с.Старобурново __________________ /Саяпова Л. А./ Приказ №114-К от «31» августа 2022 г. | |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 3 класса на 2022-2023 учебный год Составила учитель начальных классов Гребенщикова Анна Николаевна |
| |
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО
учителей начальных классов и
воспитателей дошкольных групп
МБОУ СОШ с.Старобурново
Протокол №1 от « 30» августа 2022 года
Руководитель ШМО_________
/Сальникова О. В./
1.Пояснительная записка.
Сведения о примерной программе | Программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 3 класса (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. |
Цель и задачи | Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. |
Место учебного предмета в учебном плане | На изучение курса «Функциональная грамотность» отводится 1ч в неделю. Программа 3 класса рассчитана на 34 ч., продолжительность одного занятия –45 мин. |
2. Планируемые результаты.
Личностные результаты | Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. |
Метапредметные результаты | Регулятивные УУД Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Познавательные УУД - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; -овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, к лассификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Предметные результаты | Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. П редметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. |
Формы и виды организации занятий | |
Оценка достижений планируемых результатов | Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; - косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. |
3. Содержание курса
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
2. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
4. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
5 | Проверочные работы | 2 | Проверь себя | |
| Итого | 34 | | |
4. Календарно тематическое планирование |
№ п/п | № урока | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
1 четверть |
1 | 1 | 06.09 | | Инструктаж по ТБ. Про дождевого червяка. | |
2 | 2 | 13.09 | | Кальций. | |
3 | 3 | 20.09 | | Сколько весит облако? | |
4 | 4 | 27.09 | | Хлеб, всему голова. | |
5 | 5 | 4.10 | | Про мел. | |
6 | 6 | 18.10 | | Про мыло. | |
7 | 7 | 25.10 | | История свечи. | |
| | | | 2 четверть | |
8 | 1 | 8.11 | | Магнит. | |
9 | 2 | 15.11 | | Дождевые черви. | |
10 | 3 | 22.11 | | Полезный кальций. | |
11 | 4 | 29.11 | | Про облака. | |
12 | 5 | 06.12 | | Про хлеб и дрожжи. | |
13 | 6 | 13.12 | | Интересное вещество мел. | |
14 | 7 | 20.12 | | Чем интересно мыло и как оно «работает»? | |
15 | 8 | 27.12 | | Про свечи. | |
| | | | 3 четверть | |
16 | 1 | 10.01 | | Инструктаж по ТБ. Волшебный Магнит. | |
17 | 2 | 17.01 | | Проверь себя. | |
18 | 3 | 24.01 | | Что такое «бюджет»? | |
19 | 4 | 31.01 | | Семейный бюджет. | |
20 | 5 | 07.02 | | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | |
21 | 6 | 14.02 | | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. | |
22 | 7 | 21.02 | | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. | |
23 | 8 | 28.02 | | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | |
24 | 9 | 07.03 | | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. | |
25 | 10 | 14.03 | | Как сэкономить семейные деньги? | |
26 | 11 | 21.03 | | Расходы и доходы бюджета. | |
27 | 12 | 28.03 | | Планируем семейный бюджет. | |
| | | | 4 четверть | |
28 | 1 | 04.04 | | Подсчитываем семейный доход. | |
29 | 2 | 11.04 | | Пенсии и пособия. | |
30 | 3 | 18.04 | | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | |
31 | 4 | 25.04 | | Подсчитываем расходы. | |
32 | 5 | 02.05 | | Расходы на обязательные платежи. | |
33 | 6 | 16.05 | | Подсчитываем сэкономленные деньги. | |
34 | 7 | 23.05 | | Проверь себя. | |
Приложение
Задания для проверки функциональной грамотности учащихся 3 класса
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение работы дается 40 минут. 10 минут на чтение текста в бумажном варианте, 20 минут на выполнение работы, 10 минут дополнительное время.
Работа включает в себя выполнение заданий на основе одного текста.
Ответ на каждое задание отметь в Гугл-форме.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу и переходи к следующему.
Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успехов!
3 класс
Прочитай текст.
«Беличья память»
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Можно подумать, что она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке! М. Пришвин
1. К какой группе животных относится белка? Выбери правильный ответ.
А. Птицы В. Звери
Б. Насекомые Г. Рыбы
2. Какое жилище себе строит белка? Выбери правильный ответ.
А. гнездо в дупле Б. берлога В. нора
3. Допиши название.
Насекомые: жук, …
Птицы: сорока, …
4. Что любит белочка? Выбери правильный ответ.
А. насекомых Б. хлеб В. орехи Г. грибы Д. мясо
5. За неделю белка может съесть 10 орехов и 5 грибов, а ягод столько, сколько орехов и грибов вместе. Сколько ягод может съесть белка за неделю?
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________
6. Вес обыкновенной белки может достигать 1000 граммов. Сколько это килограммов. Запиши.
Ответ:____________________________________________________
7. На месте пропуска вставь нужно число. Найди его в тексте про белочку. Реши получившуюся задачу.
Потом отбежала _____ метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через 10 метров сделала третью полазку. На каком расстоянии белка сделала третью полазку?
Ответ: _______________ м.
Чем восхищается автор в рассказе? Найдите ответы в тексте и запишите. ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте, какая основная мысль текста. Выберите подходящую пословицу.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. 3 класс
№ задания | Описание критерия | баллы | Максимальные баллы |
| Задание по окружающему миру. Проверяется знания обучающихся о группах животных | 0 б. – неправильный ответ; 1 б.- правильный ответ | 1б. |
| Задание по чтению и окружающему миру. Проверяется умение строить причинно-следственные связи, находить ответы в тексте. Строить выводы на имеющихся знаниях окружающего мира. | 0 б. – неправильный ответ; 1 б.- правильный ответ | 1 б. |
| Задание по окружающему миру. Проверяются знания о группах животных. | 0 б. – задание не выполнено; по 1 б. – за каждое правильное слово | 2 б. |
| Задание по чтению и окружающему миру. Проверяется умение понимать смысл прочитанного, находить нужную информацию в тексте. | 0 б. – задание не выполнено; по 1 б. – за каждое правильное слово | 2 б. |
| Задание по математике. Проверяется умение решать простую текстовую задачу, вытекающую из прочитанного текста, проводить математические вычисления. | 0 б. – задание не выполнено; 1б. – действие выбрано верно, есть ошибка в вычислении; 2 б. – задача решена верно, дан правильный ответ | 2 б. |
| Задание по математике. Проверяется умение переводить одну величину в другую (граммы в килограммы) | 0 б. – задание не выполнено или выполнено с ошибкой; 1 б. – дан правильный ответ | 1 б. |
| Задание по чтению и математике. Проверяется умение ориентироваться в тексте, находить нужную информацию, решать простую текстовую задачу, вытекающую из прочитанного текста. Проводить простые математические действия на основе логических рассуждений. (десяток = 10) | 0 б. –задание не выполнено 1 б. – верно найдена только математическая величина в тексте. 2 б.- верно найдена математическая величина, ход решения верный, но есть ошибка в вычислении 3 б. – верно найдена математическая величина, верный ход решения, дан правильный ответ. | 3 б |
| Задание по чтению. Проверяется умение понимать смысл прочитанного, находить нужную информацию в тексте | 0 б. – задание не выполнено; по 1 б. – за каждое правильное слово | 4 б. |
| Задание по чтению. Проверяется умение понимать смысл прочитанного, выделить главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. | 0 б. – неправильный ответ 1 б.- правильный ответ | 1 б. |
Итого | 17 б. |
Ключ
3 класс
В. – звери (1б.)
В. – гнездо в дупле (1б.)
Принимаются все правильные примеры насекомых и птиц (2б.)
В, Г – 2 б.
10 +5 = 15 ягод белка может съесть за неделю. (2б.)
1 килограмм (1б.)
10 м +10 м = 20 м (3б.)
Чутьё, запах, память, смекалка (4б.)
слова - 4 балла
3 слова – 3 балла
2 слова – 2 балла
1 слово – 1 балл
3 – 1 балл
ИТОГО 17 баллов.
15