СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры при изучении английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Английский язык как школьный предмет по своим образовательным возможностям способен внести особый вклад в развитие информационной культуры учащихся, так как является предметом высокой информационной насыщенности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры при изучении английского языка»»

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

«Формирование информационной культуры при изучении английского языка»

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Рабочая программа «Формирование информационной культуры на уроках английского языка» для учащихся пятого класса составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения), Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова «Основы информационной культуры школьника» Учебно-методический комплекс для учащихся 5–7-х классов общеобразовательных организаций.

Место учебного предмета в учебном плане школы:

Учебный план школы по внеурочной деятельности отводит на занятия по программе «Формирование информационной культуры при изучении английского языка» в 5 классе 34 часа в год, 1 час в неделю. Изучение английского языка в 5 классе по данной программе по внеурочной деятельности предусматривает, наряду с предметными результатами, систему работы по достижению личностных и метапредметных результатов образования, последовательное развитие универсальных учебных действий учащихся – основы развития личности в системе образования. Такое развитие предполагает, в частности, формирование у учащихся потребности овладения иностранным языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. В основе курса лежит личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку с учетом возрастных, индивидуальных и реальных возможностей учащихся.

Цели: научить рациональным приёмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества.

Структура программы:

Программа включает в себя:

- пояснительную записку

- планируемые результаты изучения курса

- содержание учебного предмета

- тематическое планирование с указанием количества часов . отводимых на освоение каждой темы.

МБОУ Комаричская СОШ № 1

РАССМОТРЕНО

На заседании МО классных руководителей

_______

Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ВР________

Черняева С.Н.

Протокол № от 31.08.2022г

УТВЕРЖДЕНО

Директор __________ Радченко И..А.

Приказ № 300 от 1.09.2022 г.









Рабочая программа внеурочной деятельности

«Формирование информационной культуры при изучении английского языка»

для 5 Б класса на 2022-2023 учебный год













Учитель иностранных языков

Гришина Е.В.





Комаричи 2022 г















































Пояснительная записка

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Рабочая программа «Формирование информационной культуры при изучении английского языка» для учащихся пятого класса составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения), Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова «Основы информационной культуры школьника» Учебно-методический комплекс для учащихся 5–7-х классов общеобразовательных организаций.

Место учебного предмета в учебном плане школы:

Учебный план школы по внеурочной деятельности отводит на занятия по программе «Формирование информационной культуры при изучении английского языка» в 5 классе 34 часа в год, 1 час в неделю. Изучение английского языка в 5 классе по данной программе по внеурочной деятельности предусматривает, наряду с предметными результатами, систему работы по достижению личностных и метапредметных результатов образования, последовательное развитие универсальных учебных действий учащихся – основы развития личности в системе образования. Такое развитие предполагает, в частности, формирование у учащихся потребности овладения иностранным языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. В основе курса лежит личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку с учетом возрастных, индивидуальных и реальных возможностей учащихся.

В современном обществе формируется совершенно новый тип культуры — культура информационного общества, информационная культура. Результатом признания значительной роли информации в современном мире является осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в этом обществе. Таким образом, в направлении развития информационной культуры учитель ставит перед собой цели научить рациональным приёмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества:

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- использовать в своей деятельности компьютерные технологии;

- овладеть основами переработки и организации хранения нужной информации;

- правильно применять полученную информацию на практике. Данные цели достижимы при соблюдении комплексного подхода в обучении, формировании предметных, надпредметных и метапредметных компетенций.

Актуальность программы.

Английский язык как школьный предмет по своим образовательным возможностям способен внести особый вклад в развитие информационной культуры учащихся, так как является предметом высокой информационной насыщенности. В рамках усвоения учебного аспекта (умение говорить, читать, писать на иностранном языке) учащиеся знакомятся с информацией лингвострановедческого, исторического, географического, эстетического и др. содержания. В ходе изучения английского языка учащиеся получают информацию о системе духовных ценностей народа, язык которого они изучают.

Планируемые результаты обучения:

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего (полного) образования (ФГОС) формулируют требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осмысление объективной зависимости между высоким уровнем информационной культуры и успешностью учебной и профессиональной деятельности личности;

- развитие стремления к самосовершенствованию в области информационных знаний и умений;

- осознание возможностей самореализации за счет овладения информационными компетентностями и компетентностями в сфере информационно-коммуникационных технологий;

- формирование убеждений в необходимости постоянного совершенствования собственной информационной культуры как неотъемлемой составной части общей культуры человека, живущего в информационном обществе.

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты выражаются в комплексе познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

- умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, осуществлять смысловое чтение, делать обобщение и выводы.

- развитие умений создавать, применять и преобразовывать различные формы знакового представления информации (знаки и символы, модели и схемы; тексты) для решения учебных и познавательных задач.

формирование регулятивных универсальных учебных действий:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

- учет позиций других людей (партнера) по общению и деятельности, умению слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и со сверстниками;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- развитие способности учащихся формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся;

Предметные результаты предполагают формирование широкого круга информационных компетенций по следующим предметным областям:

Информация

– способность применять многоаспектную классификацию видов информации с целью различения информации разного целевого назначения;

– владение умениями вести поиск, отбор, аналитико-синтетическую переработку информации, осуществлять ее хранение и защиту.

Информационное общество

– владеть основными понятиями, характеризующими информационное общество;

– знать признаки информационного общества.

Библиотека (традиционная и электронная) и источники информации – знать основные виды информационно-библиотечных ресурсов;

– знать состав электронных библиотечных ресурсов;

– владеть алгоритмами адресного, тематического и фактографического поиска информации в традиционной и электронной среде;

– уметь пользоваться библиотечно-информационным сервисом, информационными продуктами и услугами, предоставляемыми современными библиотеками.

Интернет

– знать возможности информационного сервиса Интернет;

– владеть приемами безопасного поиска информации в Интернете;

– владеть умением корректного и безопасного использования социальных сетей. документы

– знать классификацию документов по различному целевому назначению;

– владеть умениями анализа документов разного жанра и целевого назначения; – владеть алгоритмами поиска документов разного целевого назначения как в традиционной, так и в электронной среде.

способы мыслительной деятельности (логические операции) – знать методы анализа и синтеза информации;

– владеть умениями сравнения различных объектов;

– быть способным осуществлять обобщение информации и конкретизацию сведений;

– знать логические правила классификации. Информационные продукты

– знать отличительные признаки информационных продуктов;

– знать классификацию информационных продуктов, подготавливаемых школьниками (сочинения, доклады, рефераты, эссе, проекты, презентации и т. п.);

– владеть алгоритмом подготовки информационных продуктов. Информационная этика

– иметь представление об интеллектуальной собственности и авторском праве; – знать правила корректного цитирования разных видов информационных источников;

– знать различные способы введения в текст библиографических ссылок; – понимать безнравственность плагиата и его негативные последствия.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.

Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Содержание программы:

Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и организации каждого занятия, являются:

1. Практичность, прикладная направленность занятий.

2. Целостность содержания занятий.

3. Включенность изучаемого на занятиях материала в сферу культуры.

4. Ориентация на личность ученика.

5. Ориентация на формирование креативных свойств личности.

6. Занимательность, увлекательность занятий или принцип «радостного обучения».

Раздел, тема

Кол-во часов

1

раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

7

2

раздел II. основные типы информационно поисковых задач и алгоритмы их решения.

6

3

раздел III. аналитико-синтетическая переработка источников информации

11

4

раздел IV. технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

10


итого


34







1. Школа. Особенности системы образования в Великобритании и России. Диаграмма « Российская система образования». Учебные предметы, школьные праздники, проект «Моя школа».

2. Семья. Описание семейной фотографии». Традиции моей семьи ( написание электронного письма «Что мы делаем вместе?» .Мой день рождения. Создание постера «Мои любимые герои мультфильмов».

3.Еда Покупки в магазине (одежда, продукты питания). Любимая еда. Деньги в России (Постер)

4.В мире животных . Дикие животные. Презентация « Наши питомцы». Животные нашего края. (составление карты – проект).

5. Давным-давно.Жизнь динозавров. Древние люди. Мифы Древности. История Олимпийских игр.

6.Театр и кино . Создание постера «Мои любимые герои мультфильмов». Любимые актеры. «Мой любимый фильм» - обзор фильма; «Кто мой кумир?» - написание мини –сочинения.

7. Город и село (4 часа). Достопримечательности города. Жизнь за городом. Лондон и его знаменитые памятники. Презентация «Мой посёлок». Веб-страница для тех, кто хочет посетить Россию. Викторина «Страны и их столицы»

8.Каникулы (4 часа). Погода Англии и России. «Как я провёл летние каникулы? (рассказ в фотографиях). Брошюра «Детский отдых в моей стране». Стихи о погоде. Погода в моей стране.

9. Праздники в России. Новый год и «старый» Новый год. Викторина « Праздники в России». Рисуем поздравительную открытку.

10. Достопримечательности России. Знаменитые здания России.(рассказ в картинках)

Тематическое планирование:

Тема

Кол-во часов

дата


раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура



1

Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

1

5.09

2

Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

Школа. Особенности системы образования в Великобритании и России.

1

12.09

3

Вторичные документы как результат аналитико-

синтетической переработки информации

Учебные предметы, школьные праздники, проект «Моя школа»

1

19.09

4

Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия) Периодические издания как вид информационных ресурсов. Семья. Описание семейной фотографии

1

26.09

5

Периодические издания как вид информационных ресурсов. Мой день рождения. Создание постера «Мои любимые герои мультфильмов».

1

3.10

6

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности. Еда. Покупки в магазине (одежда, продукты питания). Любимая еда.

1

10.10

7

Социальные сети. Информационная безопасность в социальных сетях. В мире животных. Дикие животные. Презентация «Наши питомцы».

1

17.10


раздел II. основные типы информационно поисковых задач и алгоритмы их решения.



8

Поисковые каталоги Интернета как средство навигации и поиска. Животные нашего края. (составление карты – проект).

1

24.10

9

Поисковые системы Интернета как средство навигации и поиска. Давным – давно. Жизнь динозавров.

1

7.11

10

Фактографический поиск и алгоритм его выполнения. Мифы Древности. История Олимпийских игр.

1

14.11

11

Адресный поиск и алгоритм его выполнения. Театр и кино. Создание постера «Мои любимые герои мультфильмов».

1

21.11

12

Тематический поиск и алгоритм его выполнения. Любимые актеры. «Мой любимый фильм» - обзор

1

28.11

13

Оформление результатов тематического поиска в форме списка литературы. Город и село. Достопримечательности города. Жизнь за городом.

1

5.12


раздел III. аналитико-синтетическая переработка источников информации



14

Текст и его свойства. Определение как основа понимания текста. Лондон и его знаменитые памятники. Презентация «Мой посёлок».

1

12.12

15

Построение определений понятий. Веб-страница для тех, кто хочет посетить Россию.

1

19.12

16

Основные приемы интеллектуальной работы с текстами. Каникулы. Погода Англии и России.

1

27.12.22

17

Критический анализ текста. «Как я провёл летние каникулы? (рассказ в фотографиях). Новый год и «Старый новый год»

1

9.01

18

Синтез информации на основе критического анализа текста. Брошюра «Детский отдых в моей стране».

1

16.01

19

Медиатекст и его виды. Стихи о погоде

1

23.01

20

Медиатекст: свойства и состав компонентов. Праздники в России.

1

30.01

21

Язык медиа: выразительные средства печатных медиатекстов. Праздники в России.

1

6.02

22

Язык медиа: выразительные средства аудиовизуальных медиатекстов. Праздники в России

1

13.02

23

Рекламный медиатекст как объект анализа. Мой любимый праздник- день рождения

1

20.02

24

Критический анализ медиатекста. Викторина « Праздники в России»

1

27.02


раздел IV. технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся



25

Учебный реферат как информационный продукт: технологический подход к подготовке. Традиции моей семьи (написание электронного письма «Что мы делаем вместе?».

1

6.03

26

Технология подготовки учебного реферата. Часть 1. Поиск и анализ информации. Традиции моей семьи (написание электронного письма «Что мы делаем вместе?».

1

13.03

27

Технология подготовки учебного реферата. Часть 2. Группировка и систематизация найденной информации с помощью плана создаваемого учебного реферата.

1

20.03

28

Технология подготовки учебного реферата. Часть 3. Синтез информации (подготовка связного текста учебного реферата)


1

3.04

29

Технология подготовки учебного реферата. Часть 4. Обобщение информации и оформление учебного реферата

1

10.04

30

Критический анализ учебных рефератов

1

17.04

31

Технология подготовки доклада

1

24.04

32

Технология подготовки мультимедийной презентации. Часть 1. Определение содержания презентации. Достопримечательности России.

1

15.05

33

Технология подготовки мультимедийной презентации. Часть 2. Техническая реализация презентации . Достопримечательности России.

1

22.05

34

Технология подготовки электронной открытки. Знаменитые здания России.

1

29.05







Рекомендуемые образовательные ресурсы для организации учебной деятельности с использованием дистанционных образовательных ресурсов:

Российская электронная школа. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам http://resh.edu.ru

Видеоуроки по предметам школьной программе http://interneturok.ru

Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412195/ (22.02.11).

Сидорова, В.П. Сказка на повторительно-обобщающих уроках английского языка в 6 -м классе [Электронный ресурс] // Там же. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412471/ (16.12.08).

http://www.proshkolu.ru http://www.open.class.ru

Сайт

Краткое описание

https://interneturok.ru/subject/english

Видеоуроки по английскому языку

http://www.manythings.org/

Викторины, игры в слова, загадки, и генератор случайных предложений

http://en.bab.la/games/Bab.la

Словарь и лексический словарь, дополненный викторинами, играми

http://www.englishforkids.ru/CD.shtml

Материалы для детей, изучающих английский язык

http://www.homeenglish.ru 

Уроки и материалы по изучению английского языка

http://www.schoolenglish.ru

Газета для изучающих английский язык School English

http://eng.1september.ru

Журнал для тех, кто преподает и изучает английский язык

http://englishteachers.ru

Портал Englishteachers.ru

http://abc-english-grammar.com

Проект ABC-Online: Изучение английского языка

http://www audio-class.ru

Проект Audio-Class — языки со звуком

http://www.bilingual.ru 

Английский язык детям

http://www.native-english.ru

Проект Native English: Изучение английского языка

https://www.study.ru/

Проект Study.ru: Всё для тех, кому нужен английский язык

http://www.4flaga.ru 

Четыре флага: Интернет-курс английского языка для начинающих

http://www.voanews.com/specialenglish/index.cfm

Раздел для изучающих американский вариант английского языка: новости, тематическая лексика, документальные передачи

http://www.onestopenglish.com

Аудио-видеофайлы для изучающих английский язык

http://www.esl-lab.com

Обучение аудированию: упражнения, тесты для разных уровней

http://www.eslgold.com

Ресурсы для обучения чтению, письму, аудированию, говорению

https://www.splcenter.org/

Аутентичный материал для чтения: тексты, статьи, новости