ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» составлена в соответствии с ФГОС ООО второго поколения;
« Примерными программами внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения). Под редакцией В.А. Горского. - М; Просвещение;
учебным планом школы на 2019 - 2020 учебный год, согласно которому, рабочая программа для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Предметные результаты
-оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
-доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
-объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
-замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Характеристика деятельности учащихся:
Приводить примеры веществ
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив» .
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
Характеристика деятельности учащихся:
Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
Характеризовать место обитания живых организмов
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
Характеристика деятельности учащихся:
Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )
Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Характеристика деятельности учащихся:
Выяснить роль растений в природе и жизни людей
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .
Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
Характеристика деятельности учащихся:
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Смутное время в России.
Преобразования Петра I
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов
Отечественная война 1812 года.
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР.
Характеристика деятельности учащихся:
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (3ч.)
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Российская Федерация
Проект «Сохраним иоторию родного края»
Характеристика деятельности учащихся:
Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Дата проведения | Дата факт. проведения | Наименование раздела, темы занятия | Кол-во часов | |
|
| | | ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ | 3 ч | |
1. | | | Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? | |
2. | | | Энергия. Что происходит при превращении энергии. | |
3. | | | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | |
| | | ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ | 4 ч | |
4. | | | Живая оболочка планеты. | |
5. | | | О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. | |
6. | | | Солнце - как источник энергии. | |
7. | | | КВН «Планета загадок» | |
| | | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 4 ч |
8. | | | Цепи питания | |
9. | | | Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. | |
10. | | | Лесные заморочки. Игра «Детектив» | |
11. | | | Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». | |
| | | ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ | 5 ч |
12. | | | Растения и их роль на Земле Экскурсия. | |
13. | | | О братьях наших меньших. | |
14. | | | Рыбы и их многообразие. | |
15. | | | Час эрудитов «Птичьи имена». | |
16. | | | Проект «Сохраним красоту природы» | |
17. | | | ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА | 3 ч |
18. | | | Человек и его корни. Родословное древо семьи | |
19 | | | Моя Родина – Россия! | |
20 | | | Путешествие в прошлое. История моей Родины. | |
| 21 | | | ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР | 13 ч |
| 22 | | | Откуда пошла земля Русская! | | |
| 23 | | | Ледовое побоище. | |
| 24 | | | Слово о полку Игореве. | |
| 25 | | | Московское государство. | |
| 26 | | | Московский Кремль. | |
| 27 | | | Смутное время в России. | |
| 28 | | | Преобразования Петра I | |
| 29 | | | Екатерина Великая | |
| 30 | | | Михаил Васильевич Ломоносов | |
| 31 | | | Отечественная война 1812 года. | |
| | | | Император Александр II | |
| 32 | | | Времена Советской власти и СССР. | |
| | | | Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» | |
| | | | СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ | 3 ч |
| 33 | | | Российская Федерация | |
| 34-35 | | | Проект «Сохраним историю родного края» | |