СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ для 7 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ для 7 класса»

Пояснительная записка


В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИКТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Необходимо отметить, что информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин «информационные технологии» приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением ПК. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода каталогизатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.

В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.

Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой деятельности, наглядного представления информации для окружающих.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью.

Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.


Направленность программы - естественнонаучная. Программа имеет также практическую направленность и построена на следующих принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.


Структура, построение и организация учебного процесса.


Представленная программа дополнительного образования составлена на основе примерной программы основного общего образования согласно следующим нормативным документам:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 974 «О внесении постановления СанПиН 2.4.22621-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).


Учебный курс включает в себя 1 год обучения. Год обучения рассчитан на 35 часов. Данная программа предназначена для учащихся 13 – 15 лет. Занятия в объединении могут посещать как девочки, так и мальчики. Количество детей в группе – 15-20 человек.

Для успешного проведения занятий и для достижения лучших результатов в обучении, необходимо, чтобы ребенок в процессе занятия общался с компьютером один на один, деление компьютера на несколько человек является крайне нежелательным.

Процесс обучения строится по плану: теоретическое изучение материала, которое проходит в форме лекции, беседы или рассказа, сопровождаемых слайдовой презентацией; игровые и практические занятия; в конце изучаемой темы краткий повтор и зачетное занятие. Зачетные занятия целесообразно проводить в форме индивидуальных творческих заданий.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, планируется время для теории и практики. Занятия включают элементы игры, использование межпредметного материала, чередование теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения. На занятиях используется как коллективная, так и групповая и индивидуальная формы работы.

Проект программы кружковых занятий по компьютерной графике предусматривает освоение графического редактора Paint, знакомство с графическими возможностями текстового редактора MS Word, применение этих знаний при освоении мастера презентаций MS Power Point. По окончании обучения по данному курсу, учащиеся должны уметь создавать, располагать в пределах документа, сохранять файл с художественной композицией, оформлять презентацию и осуществлять поиск нужной информации в сети Интернет.На практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.



Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Занятия кружка проводятся во внеурочное время на базе ГБОУ СШ № 7. Курс рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю) для учащихся 7 классов. Продолжительность каждого занятия – 45 мин. В соответствии с годовым учебным календарным графиком ГБОУ СШ № 7 им. М.К. Янгеля на 2019/2020 учебный год количество часов составляет всего 32 часа, произошли сокращения на 3 часа, были сняты с раздела «Повторение» в конце учебного года.


Планируемые результаты обучения

Цели изучения курса

Программа «Занимательная информатика» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Программа позволяет продолжить осваивать наиболее распространенные офисные программные пакеты по обработке текста и подготовки презентаций. Разделы этого курса расширяют изучаемые в курсе информатики 6 класса темы за счет использования практических и проектных работ.

Основной целью является развитие практических умений использования офисных программ для обработки текстовой информации в учебной деятельности, в том числе для подготовки презентаций выполненных проектных работ. Сформированные умения и навыки будут востребованы при изучении практически всех предметов основной образовательной программы в основной школе.

Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Решение задач – практическое искусство; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума.

Задачи программы

        • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);

        • создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;

        • воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков информационно-логического характера.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметных результатов, такие как:

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, информации в компьютерных сетях);

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.


Развитие личностных результатов:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.


В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.


Контроль и оценка планируемых результатов.

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, а именно:

  • применять сформированные умения и навыки работы на компьютере в практической деятельности и повседневной жизни.

  • уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты.

  • создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.

  • знать алгоритмы решения различных логических задач.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие виды контроля: анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (с использованием редакторов WORD, POINT), редактирование текстов, создание презентаций (в POWER POINT), конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах, марафонах.

Содержание учебного курса

Программа состоит из 3 разделов:

  1. Обработка текстовой информации;

  2. Обработка информации в PowerPoint;

  3. Решение логических задач.


Практикум раздела «Обработка текстовой информации» позволяет сформировать у учащихся навыки работы с текстовыми документами. Указанные операции по подготовке и обработке текста может использоваться не только непосредственно на уроках информатики, но и в рамках других предметов при подготовке рефератов, отчетов и других творческих письменных работ.

Второй раздел предусматривает занятия по подготовке компьютерных презентаций. Темы познакомят с возможностями работы редактора презентаций и предполагает выполнение практических заданий. Особенностью практикума является его проектный характер: учащиеся, выполняя предложенные задания, шаг за шагом продвигаются к единой цели – создание презентации к проекту по выбранной теме в рамках курса «Основы проектной деятельности».

Раздел 1. Обработка текстовой информации - 11 ч.

Интерфейс текстовых редакторов. Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Коллективная работа над документом. Сохранение документа в различных текстовых форматах.


Раздел 2. Обработка информации в PowerPoint - 8 ч.

Компьютерные презентации. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация. Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.

Раздел 3. Решение логических задач - 11 ч.

Задачи на смекалку. Упорядочение элементов множеств. Закономерности. Взаимно однозначные соответствие. Логические выводы. Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о взвешиваниях. Арифметические задачи. Лингвистические задачи.

Раздел 4. Повторение – 5 ч.


Планируемые результаты изучения учебного курса


Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научиться:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научиться:

  • учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научиться:

  • применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственные связей.

Тематическое планирование


п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Практические работы

Теория

1

Обработка текстовой информации

11

9

2

2

Обработка информации в PowerPoint

8

6

2

3

Решение логических задач

11

8

3

4

Повторение

5

5


Итого

35 ч.

28 ч.

7 ч.



Учебно-методическое обеспечение программы


  1. Цветкова М.С., Богомолова О.Б. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2013.

  3. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах.– М.: БИНОМ, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)



























Календарно - тематическое планирование для 7 класса

п/п

Тема занятия

Планируемые

результаты

Универсальное учебные действия

Формы проведения

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Обработка текстовой информации – 11 часов

Инструктаж по ТБ. Интерфейс текстового редактора




Научиться использовать средств информационных и коммуникационных

технологий для создания текстовых документов.

Научиться стилевому форматированию текста для разных вариантов его применения.

Научиться вводить и распознавать текстовую информацию при помощи сканера.

Уметь вычислять информационный объем текстового сообщения.


Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;

– ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью

Беседа,

практическая работа



Ввод и редактирова -ние текста. Проверка орфографии. ПР.1

Беседа,

практическая работа



Копирование, перемещение текста. ПР.2

Беседа,

практическая работа



Форматирование текста. ПР.3

Беседа,

практическая работа



Использование стилей оформления. ПР. 4

Беседа,

практическая работа



Создание списков.

ПР. 5

Беседа,

практическая работа



Создание таблиц.

ПР. 6

Беседа,

практическая работа



Поиск и замена по тексту. ПР. 7

Беседа,

практическая работа



Вставка символов, рисунков, объектов в текст. ПР. 8

Беседа,

Решение задач



Экспорт и печать документов. ПР. 9

Беседа,

практическая работа



Подготовка и верстка документа. ПР. 10

Беседа,

практическая работа



Раздел 2. Обработка информации в PowerPoint – 8 часов

Интерфейс PowerPoint. Создание презентаций

Уметь создавать и оформлять презентации, презентации с анимацией, вставлять звук видео.

Научиться самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Научиться основным

навыкам и умениям

использования

инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач. Научиться навыкам публичного представления

результатов своей работы.

Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия.

Беседа,

практическая работа



Копирование и перемещение слайдов.

ПР. 11

Беседа,

Решение задач



Мультимедиа: анимация. ПР. 12

Беседа.

Решение задач



Мультимедиа: звук, видео. ПР.13

Беседа,

практическая работа



Оформление презентации. ПР. 14

Беседа,

практическая работа



Навигационные компоненты, настройка показа презентации

Беседа,

практическая работа



Создание презентации и составление доклада для защиты итогового проекта. ПР. 15

Беседа. практическая работа



Защита итогового проекта

Беседа,

практическая работа



Раздел 3. Решение логических задач -11 часов

Логическая информация и основы логики


Представления о методах решения различного типа логических задач

умения решать различные логические задачи.

ИКТ-компетентность (умение решать задачи);



Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действитель ности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Беседа,

Решение задач



Решение логических задач

Беседа,

Решение задач



Задачи на смекалку

Беседа,

Решение задач



Упорядочение элементов множеств

Беседа,

Решение задач



Закономерности

Беседа,

решение задач



Взаимно однозначные соответствие

Беседа,

Решение задач



Логические выводы.

Беседа,

решение задач



Задачи о переправах

Беседа,

Решение задач



Задачи о разъездах и о переливаниях.

Беседа,

решение задач



Задачи о взвешиваниях.

Беседа,

Решение задач



Арифметические и лингвистические задачи

Беседа,

Решение задач



Раздел 4. Повторение – 4 часа

Повторение по теме «Обработка текстовой информации»



Уметь применять на практике знания, умения и навыки, полученные за курс 7 класса.

Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Познавательные УУД: - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: - осуществлять контроль, коррекцию.

Беседа,

Решение задач



Повторение по теме «Обработка информации в PowerPoint»

Беседа,

практическая работа



Повторение по теме «Решение логических задач»

Беседа,

решение задач



Повторение по теме «Обработка числовой информации»

Беседа,

Решение задач



Итоговое повторение

Беседа,

практическая работа



Итого по плану – 35 часов, фактически -



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!