СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы внеурочной деятельности «Мы дети России» заключается в том, что она позволяет заложить фундамент патриотизма и гражданственности в младшем школьном возрасте и предусматривает преемственность на второй и третьей ступени обучения. В процессе изучения военных традиций семьи, края и страны учащиеся оказываются включенными в реальную поисковую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению»

4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №25» города Кемерово



Утверждаю:

Директор МБОУ «Гимназия № 25»

_______________ И.В. Давыдова

«____» _______________ 20 __ г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

по социальному направлению




Автор - составитель:

Матусова Кристина Сергеевна,

учитель начальных классов




Кемерово, 2017





СОДЕРЖАНИЕ



1.Пояснительная записка…………………………………………………….. 3

2.Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности …………………………………………………………………… 7

3. Тематический план ………………………………………………………. 10

4. Содержание программы……………………………………………………...19

5.Система исследовательских материалов для оценки результативности освоения программы внеурочной деятельности «Мы дети России»………...52

6.Приложение ……………………………………………………………………82

7. Список литературы………………………………………………………….. 89
















  «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» Д.С. Лихачев.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу написания программы социальной направленности «Мы дети России»положены материалы основной образовательной программы начального общего образования (раздел «программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»); программа воспитания «С любовью к городу» (под редакцией О.Г. Красношлыковой), программа воспитания «Гражданин» (автор: Т.М. Кукченко), программа воспитания «Азбука нравственного образования» (автор: В. Петрова).

Актуальность программы внеурочной деятельности «Мы дети России» заключается в том, что она позволяет заложить фундамент патриотизма и гражданственности в младшем школьном возрасте и предусматривает преемственность на второй и третьей ступени обучения. В процессе изучения военных традиций семьи, края и страны учащиеся оказываются включенными в реальную поисковую деятельность. Это формирует основы гражданского самосознания, способствует духовному развитию ученика. Таким образом, на первой ступени обучения закладывается система базовых нравственных ценностей, жизненных ориентиров.

Отличительной особенностью данной программы является изучение исторических и культурных традиций школы, города, края, страны через экскурсионную деятельность, организованную совместно с родителями учащихся. Так как заниматься поисковой деятельностью невозможно без овладения теоретическими знаниями в области краеведения, в ходе работы по программе учащиеся на классных часах знакомятся с такими понятиями, как «патриотизм», «Родина», «малая Родина», «генеалогическое древо», «школьный музей» и т.д.

Программа имеет теоретическую и практическую направленность за счет аудиторных занятий, на которых учащиеся приобретают знания в области гражданско-патриотического воспитания, и внеаудиторных занятий, которые позволяют учащимся расширять кругозор, заниматься поисковой деятельностью, реализовывать свои творческие способности.

Результатом освоения программы является освоение учащимися разных сторон социальной роли «Патриот»:

  • 1 класс – «Патриот школы»

  • 2 класс – «Патриот города»

  • 3 класс - «Патриот Кузбасса»

  • 4 класс – «Патриот России»

Программа разработана с учетом следующих нормативных документов и программ:

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования;

- ФГОС НОО;

- Письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»;

- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая является одним из разделов основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25»;

- Устав МБОУ «Гимназия №25».

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» состоит из пяти модулей:

  1. Память

  2. Культура

  3. Забота

  4. Интеллект

  5. Здоровье и спорт

Программа внеурочной деятельности «Мы дети России» относится к модулю «Память».

При определении цели программы учитывались следующие аспекты:

  • социокультурная ситуация деятельности классного коллектива в плане духовно – нравственного развития;

  • специфика и традиции образовательного учреждения;

  • личностные особенности и познавательные интересы учащихся класса;

  • образовательные потребности родителей классного коллектива;

  • соответствие содержания Программы цели и задачам программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Гимназия №25»;

  • ориентированность программы современный национальный воспитательный идеал, отраженный в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа внеурочной деятельности ориентирована на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы») МБОУ «Гимназия №25».

Таким образом, целью программы внеурочной деятельности «Мы дети России» является освоение социальной роли «патриот» в ходе поисково-краеведческой и военно-патриотической деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • познакомить с новой социальной ролью «ученик»;

  • познакомить с содержанием понятия «Патриот»;

  • изучить семейные традиции;

  • привлечь к сотрудничеству родительский состав классного коллектива;

  • создать условия для освоения социальной роли «патриот школы» посредством изучения истории, традиций, символики школы;

  • создать условия для освоения социальной роли «патриот города» через знакомство с историей, традициями, символикой своего города;

  • создать условия для освоения социальной роли «патриот Кузбасса» через знакомство с достопримечательностями Края («Семь чудес Кузбасса»)

  • создать условия для освоения социальной роли «патриот России» через знакомство с историей, традициями, символикой своей страны;

  • способствовать формированию чувства уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда;

  • заложить нормы поведения в общественных местах города;

  • познакомить с музеями города и Края в ходе экскурсионной деятельности;

  • вызывать интерес учащихся к исследовательской, поисково-краеведческой деятельности в школьном музее гимназии и за ее пределами.

Программа внеурочной деятельности «Мы дети России» разработана для учащихся 1-4 классов (7-10 лет) и предполагает целенаправленную работу каждый год по семи блокам:

1. «Я+ я»

2. «Я+семья»

3. «Я+школа»

4. «Я+Отечество»

5. «Я+культура» (каникулярное время)

6. «Я+Планета» (каникулярное время)

7.«Семь чудес Кузбасса» (каникулярное время)

Данная программа рассчитана на 126часа. Программа включает 40% аудиторных и 60% внеаудиторных активных (подвижных занятий). Работа по вышеперечисленным блокам ведется как в течение учебных четвертей, так и в каникулярное время.

  1. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Мы дети России»

В результате освоения данной Программы учащиеся будут

Знать

  • права, обязанности, правила поведения, внешний образ ученика;

  • содержание понятия «Патриот»;

  • имена, фамилии, отчества своих родственников, их профессии;

  • историю, традиции своей семьи, ее генеалогическое древо;

  • историю, символику и традиции школы, города, края, страны;

  • улицы города Кемерово, названные в честь знаменитых людей (бр. Строителей, В. Волошиной, ул. Марковцева, ул. Леонова и т.д.);

  • памятники и музеи города Кемерово;

  • Красные даты календаря;

  • историю школьного музея;

  • достопримечательности края;

  • правила поведения в общественных местах.

Понимать

  • содержание новой социальной роли «ученик»;

  • роль дружбы в коллективе;

  • роль семейных традиций в жизни человека;

  • значение деятельности органов самоуправления;

  • значение государственных праздников, символики РФ, школы;

  • роль учреждений культуры и спорта в жизни ученика;

  • роль школьного музея в жизни школы;

  • роль человека для охраны окружающей среды.

Уметь

  • ​находить друзей в коллективе;

  • избегать конфликтные ситуации в семье, школе, с друзьями;

  • работать в команде;

  • находить материалы для оформления Генеалогического древа своей семьи;

  • овладеть первичными навыками самоуправления;

  • выполнять поручения в рамках классного самоуправления;

  • находить и различать символику РФ, школы;

  • проводить поисково-исследовательскую работу;

  • проявлять уважительное отношение к старшему поколению;

  • ухаживать за кедровой Аллеей Памяти на школьном дворе;

  • соблюдать правила поведения в общественных местах.

Делать

  • овладеть навыками само презентации (рассказывать о своих интересах, способностях, увлечениями);

  • участвовать в планировании семейных дел, праздников;

  • выполнять поручения учителя;

  • участвовать в школьных социально-значимых акциях;

  • соблюдать правила поведения в общественных местах;

  • ухаживать за кедровой Аллеей Памяти;

  • изготавливать кормушки, листовки;

  • принимать участие в поисково-краеведческой деятельности в рамках клуба «Я - Кемеровчанин».

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Участие в конкурсах, конференциях различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

  • Ведение Портфолио рисунков «Мой Мир»;

  • Ежегодный школьный конкурс «Лучшее Портфолио рисунков»;

  • Заполнение экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»;

  • Тестирование в конце каждого учебного года; (см. Приложение стр. 84-87)

  • Оформление трех стендов в школьном музее «Воспоминание о школе», «Воспоминание о городе», «Воспоминания о Кузбассе»;

  • Вступление в ряды краеведческого клуба «Я - Кемеровчанин» и военно-патриотическое детское объединение «Патриот Отечества России».


  1. Тематический план программы внеурочной деятельности «Мы дети России»



1 класс



Раздел

Тема

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Я + я

Я и мои одноклассники

2

1

1

Конкурс рисунков «Я и мои одноклассники»

Я и моя школа

2

1

1

Создание памятки «Правила поведения в школе»

2.

Я + семья

Семь + Я

5

1

4

Семейный фестиваль «Мама, папа, я – дружная семья». Фотовыставка. Выставка рисунков «Моя семья»

Семь + Я + спорт

3

1

2

Спортивная эстафета

3.

Я + школа

Я и Моя новая роль – УЧЕНИК

2

1

1

Вернисаж на тему «Я – ученик»

Я и мой класс

2

1

1

Составление кодекса чести классного коллектива

Мой школьный музей

2

1

1

Совместная поисковая семейная работа по теме «Культура Кузбасса»

4.

Я + планета

Я и природа

2

1

1

Экологическая акция «Домик для птиц»

5.

Я + Отечество

Страна, где Я живу

2

1

1

Викторина

Я – патриот России

2

1

1

Высаживание кедра на Алее Памяти гимназии № 25

6.

Я + культура

Я хочу быть культурным человеком

2

1

1

Работа с пословицами

Культурные места города Кемерово

4

1

3

Выставка рисунков «Места культуры города Кемерово»

7.

«Семь чудес Кузбасса»

Поднебесные зубья, г. Междуреченск

4

1

3

Туристическая поездка

ИТОГО

34

13

21













2 класс



Раздел

Тема

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Я + я

Мой характер

2

1

1

Заполнение портфолио «Мой характер в детстве»

Мои обязанности по дому

2

1

1

Заполнение портфолио «Мои обязанности по дому»

2.

Я + семья

Генеалогическое древо моей семьи

3

1

2

Оформление Генеалогического древа семьи

Моя семья – моё богатство

3

1

2

Семейный форум

3.

Я + школа

Мой школьный музей

2

1

1

Поисковая семейная работа по теме «Культура Кузбасса»

Ими гордится гимназия

5

2

3

Поисковая работа «Ими гордится гимназия»

4.

Я + планета

Красная книга Кузбасса.

2

1

1

Выставка рисунков «Берегите природу»

5.

Я + Отечество

Знаменитые улицы и мемориальные доски моего города

2

1

1

Создание видеорепортажа «Моё знакомство с улицами и мемориальными досками города Кемерово» для электронного портфолио класса

6.

Я + культура

Что я знаю о музеях?

3

1

2

Создание памятки «Правила поведения в общественных местах». Изготовление макета экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

7.

«Семь чудес Кузбасса»

Азасская пещера, скульптура «Золотая Шория»

2

1

1

Туристическая поездка

ИТОГО

26

11

15















3 класс



Тема

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Я + я

Наши увлечения и интересы

2

1

1

Выставка рисунков «Мои увлечения и хобби»

Минута нашей славы

3

1

2

Концерт «Минута славы»

2.

Я + семья

Наши семейные традиции

2

1

1

Конкурс сочинений «Наши семейные традиции»

День семьи

4

2

2

Праздник «День семьи 3 «Б» класса»

3.

Я + школа

Наш школьный парламент

2

1

1

Создание презентации «Школьный парламент моей мечты» или «Если бы я был президентом Школьного парламента»

Наше классное самоуправление

3

1

2

Деловая игра «Выборы»

История нашего школьного музея

2

1

1

Создание видеорепортажа о жизни и творчестве Рудова И.М.

4.

Я + планета

Как можно помочь животным

7

1

6

Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

5.

Я + Отечество

Поэты Кузбасса о войне

3

1

2

Видео- и фото - отчёт. Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

Письма и истории военных лет

2

1

1

Видео- и фото - отчёт. Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

6.

Я + культура

Памятные места нашего города

3

1

2

Видео- и фото - отчёт. Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

7.

«Семь чудес Кузбасса»

Азасская пещера, скульптура «Золотая Шория

2

1

1

Видео- и фото - отчёт. Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

ИТОГО

35

13

22




4 класс



Тема

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Я + я

Какой я друг

2

1

1

Составление правил дружбы. Выставка рисунков «Дружба»

Как жить без конфликтов

2

1

1

Ролевая игра, тренинг (совместно с психологом школы)

2.

Я + семья

Труженики тыла в моей семье

2

1

1

Видео- и фото - отчёт. Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

Военные традиции семьи

3

1

2

Поисковая работа «Воспоминания о Великой Отечественной войне». Оформление Древа Памяти

3.

Я + школа

Президенты нашей школы

2

1

1

Поисково–исследовательская работа «Президенты Школьного парламента»

Лидер класса

2

1

1

Конкурс «Лидер класса»

4.

Я + планета

Необычные музеи мира


3

1

2

Выставка рисунков «Необычные музеи мира». Видео- и фото - отчёт. Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

5.

Я + Отечество

История олимпийского огня

2

1

1

Поисково – исследовательская работа «Олимпийский огонь». Оформление стенда в школьном музее «История олимпийского огня»

Сочи 2014

3

2

1

Выставка рисунков «Спорт в моей жизни». Видео- и фото - отчёт. Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

Волонтёр – это звучит гордо!

2

1

1

Акция «Неделя добра. Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

6.

Я + культура

Музеи моей области


4

1

3

Выставка рисунков «Музей моей области». Видео- и фото - отчёт. Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

7.

«Семь чудес Кузбасса»

Город Мариинск

4

1

3

Видео- и фото - отчёт. Оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

ИТОГО

31

13

18


ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ

126

50

76


















  1. Содержание программы внеурочной деятельности «Мы дети России»



1 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Теория

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Содержание совместной работы с родителями

«Я + я» первая четверть

Сентябрь

Я и мои одноклассники

Час общения

Знакомство с одноклассниками (имя, фамилия, дата рождения и т.д.)

1

Экскурсия в кабинет ИЗО, знакомство с учителем ИЗО

1

Подготовка к конкурсу рисунков «Я и мои одноклассники»

Октябрь

Я и моя школа

Познавательная беседа

Знакомство с кабинетами, педагогическим составом; правила поведениями в школе (классе, коридоре, библиотеке)

1

Экскурсия по школе

1

Совместное создание памятки «Правила поведения в школе»

«Я + семья» вторая четверть

Ноябрь

Семь + Я


























Интервью


























Рассказ о своей семье, знакомство с членами семьи одноклассников (имена, возраст, профессии, увлечения)










1


























Семейный проект «Воспоминания о школе моих родителей»



Поисково-исследовательская работа


















1


























Выставка школьных фотографий родителей, написание очерка-воспоминания о традициях гимназии, начиная с 90-ых годов (внешний вид учащегося, список изучаемых предметов, традиционные дела, традиции пионерии и комсомола и т.д.), оформление стенда в школьном музее


«Я +культура» каникулярное время

Я хочу быть культурным человеком

Устный журнал


Знакомство с понятием «культура», «культура поведения», «культурный человек»

1

Работа с пословицами и поговорками


1

Поиск пословиц и поговорок о культуре поведения, культурном человеке


«Я + семья» (продолжение)

Декабрь

Семь+Я+спорт

Спортивный праздник

Правила здорового образа жизни; роль спорта, здорового питания, режима дня

1

Спортивная эстафета

2

Помощь в организации эстафеты и участие в составе команды

«Я + школа» третья четверть

Январь

Я и Моя новая роль – УЧЕНИК

Познавательная беседа

Знакомство с новой ролью – ученик (права, обязанности, правила поведения, внешний образ ученика)


1

Вернисаж на тему «Я - ученик»

1

Организация и оформление выставки рисунков по теме «Я - ученик»

«Я + культура» каникулярное время

Культурные места города Кемерово

Виртуальная экскурсия

Знакомство с учреждениями культуры и музеями истории культуры города Кемерово

1

Экскурсия в Музей ИЗО, музей истории КемГУКи, обзорная экскурсия по учреждениям культуры города Кемерово

3

Совместная поездка, фото и видео отчет, организация выставки рисунков «Места культуры города Кемерово»

«Я + школа» третья четверть

Февраль

Я и мой класс

Классное вече

Правила жизни в классном коллективе.

1

Составления кодекса чести классного коллектива

1

Помощь в оформлении кодекса чести классного коллектива ,тиражирование кодекса чести

Март

Мой школьный музей

Вопросы и ответы

Знакомство с понятием «школьный музей», роль школьного музея в жизни школы

1

Экскурсия в школьный музей им. И.М. Рудова

1

Совместная поисковая семейная работа по теме «Культура Кузбасса»

«Я + Планета» каникулярное время

Я и природа

Поле чудес

Обобщение знаний детей о птицах, правила охраны окружающей среды

1

Экологическая акция «Домик для птиц»

1

Совместное изготовление кормушек для птиц








«Я + Отечество» четвертая четверть

Апрель

Страна, где Я живу

Познавательный час

Знакомство с символикой РФ, края, главой государства, губернатора края, глава города. Знакомство с понятием «Родина», «Малая Родина»

1

Викторина

1

Поиск вопросов к викторине

Май

Я – патриот России

Урок Мужества

Знакомство с ветераном ВОВ Тереховым А.М.; значение понятий «Ветеран», «ветеран Великой Отечественной войны»

1

Высаживание кедра 1 «Б» класса на Аллее Памяти гимназии № 25

1

Помощь в посадки кедра и проведение беседы «Как ухаживать за кедровой аллеей»

«Семь чудес Кузбасса» каникулярное время

Поднебесные зубья, г. Междуреченск

Просмотр видео фильма в ГАК «Кузбасскино»

Знания о местонахождении, названия горных хребтов и перевалов Тигер-Тыш, знакомство с понятиями «каровые озёра» «родник», «водопад», «порог», «хребет», «перевал»

1

Туристическая поездка

3

Организация транспортной перевозки, питания, фото, видео отчет






Планируемые результаты

1 класс

Знать:

  • Имена, фамилии своих одноклассников;

  • Имена, отечества, фамилии учителей;

  • Имена, возраст, профессии, увлечения своих членов семьи;

  • Права, обязанности, правила поведения, внешний образ ученика;

  • Символику школу, устав школы;

  • Символику города, края; главу города, губернатора края;

  • Символику РФ, главу государства;

  • Правила поведения в общественных местах;

  • Правила охраны окружающей среды;

  • Правила ухаживания за кедром класса на кедровой Аллеей Памяти школы.


Понимать:

  • Содержание новой социальной роли «ученик»;

  • Роль здорового образа жизни (спорта, здорового питания, режима дня);

  • Значения понятий «культура», «культура поведения», «культурный человек», «режим дня»;

  • Значение символики РФ, школы, устав школы;

  • Роль учреждений культуры и спорта в жизни ученика;

  • Значение слов «Родина», «Малая родина»;

  • Значение понятий «ветеран», «ветеран Великой Отечественной войны».


Уметь:

  • Общаться с одноклассниками;

  • Составлять кодекс чести классного коллектива;

  • Находить символику РФ, школы;

  • Составлять режим дня;

  • Соблюдать правила поведения в общественных местах;

  • Различать символику РФ и Кемерово.



Делать:

  • Скворечник, в рамках экологической акции «Домик для птиц»;

  • Памятку «Правила поведения в школе»;

  • «Памятку здорового образа жизни»;

  • Ухаживать за кедровой Аллеей Памяти;

  • Участие в конкурсе на лучшую эмблему классного коллектива.



2 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Теория

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Содержание совместной работы с родителями

«Я + я»первая четверть

Сентябрь

Мой характер

Тренинг (совместно с психологом школы)

Знакомство с понятием «характер», особенностями своего характера, своими достоинствами и недостатками

1

Заполнение страницы Портфолио «Рисую свой портрет»

1

Совместное заполнение страницы Портфолио «Мой характер в детстве»

Октябрь

Мои обязанности по дому

Познавательная беседа

Знакомство с понятием «домашние обязанности», какие бывают обязанности по дому

1

Работа в творческих группах

1

Помощь в оформлении страницы портфолио «Мои обязанности по дому»

«Я+культура» каникулярное время

Что я знаю о музеях?

Виртуальная экскурсия

Знакомство с музеями города Кемерово (направление, выставки, экспонаты, внешнее оформление, месторасположение);знакомство с правилами поведения в музее

1

Экскурсия в краеведческий музей

2

Совместная организация экскурсии в краеведческий музей; совместное создание памятки «Правила поведения в общественных местах»; изготовление макета экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»


«Я + семья» вторая четверть

Ноябрь

Генеалогическое древо моей семьи

Семейный альбом

Знакомство с понятием «генеалогическое древо семьи», правилами оформления генеалогического древа, названиями родственных связей (шурин, деверь, свояченица свояк и т.д.)

1

Оформление генеалогическое древо семьи

2

Подготовка поискового материала для оформления Генеалогического древа семьи

Декабрь

Моя семья – мое богатство

Семейная гостиная

Умение презентовать генеалогическое древо своей семьи, приобретение знаний о генеалогическом древе семей одноклассников

1

Семейный форум

2

Совместное оформление проекта «Генеалогическое древо моей семьи» и подготовка к защите проекта; оформление фотовыставки в кабинете

«Я + школа» третья четверть

Январь

История моей школы

Машина времени

Год образования школы и гимназии №25; имя первого директора; учителя, прославившие гимназию

1

Встреча с интересным человеком (финалистом областного конкурса «Учитель года»)

1

Подбор вопросов для интервью, помощь в организации видеосъемки

Февраль, март

Ими гордится гимназия

Интервью









Информация об учениках, прославляющих гимназию (имена, направление, достижения, награды)





2











Поисковая работа «Ими гордится гимназия»









3











Помощь в организации поисковой работы






«Я + Планета» каникулярное время

Красная книга Кузбасса

Экологический форум

Познакомить с Красной книгой Кузбасса; редкими видами животных и растений

1

Экскурсия во Дворец творчества детей и молодежи Ленинского района; живой уголок

1

Подготовка рисунков к выставке «Берегите природу»

«Я + Отечество» четвертая четверть

Апрель

Знаменитые улицы и мемориальные доски моего города

Виртуальная экскурсия

Знакомство с улицами города Кемерово, названными в честь знаменитых людей (бр. Строителей, ул. В. Волошиной, ул. Марковцева, ул. Леонова и т.д.), мемориальными досками

1

Автобусная экскурсия по городу Кемерово

1

Создание видеорепортажа «Мое знакомство с улицами и мемориальными досками города Кемерово»; оформление экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

Май

Патриотическая слава моей гимназии

Урок мужества

Знакомство с членами военно-патриотического клуба «Патриот Отечества России»; уставом, символикой, деятельностью клуба

1

Акция «Подарок Ветерану», экскурсия в Центр дополнительного образования детей им. Веры Волошиной , отдел гражданско-патриотического воспитания.

Экскурсия на Пост № 1.

2

Совместное изготовление рукодельных открыток и поделок для вручения ветерану класса А.М. Терехову, оформление экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

«Семь чудес Кузбасса» каникулярное время

Азасская пещера, скульптура «Золотая Шория»

Просмотр видео фильма в ГАК «Кузбасскино»

Знакомство с понятием «Снежный человек», «Йети», «скульптура», «пещера», знания о расположении, протяженности пещеры, материал изготовления скульптуры, ее значение

1

Туристическая поездка

3

Организация транспортной перевозки, питания, фото, видео отчет






Планируемые результаты

2 класс

Знать:

  • Правила поведениями в музее;

  • Правила составления режима дня ученика;

  • Улицы города Кемерово, названные в честь знаменитых людей (Бр. Строителей, ул. В. Волошиной, ул. Марковцева, ул. Леонова и т.д.);

  • Музеи города Кемерово;

  • Правила оформления генеалогического древа, названия родственных связей (шурин, деверь, свояченица, свояк и т.д.);

  • Символику, устав, деятельность военно - патриотического клуба «Патриот Отечества России»;

  • Особенности своего характера, свои достоинства и недостатки.



Понимать:

  • Содержание понятий «генеалогическое древо семьи», «музей», «школьный музей»,«характер»;

  • Значение Красной книги Кузбасса;

  • Роль редких видов животных и растений;

  • Роль семейных уз;

  • Роль школьного музея в жизни школы.



Уметь:

  • Находить информацию об учениках, прославляющих школу;

  • Находить материалы для оформления Генеалогического древа своей семьи;

  • Презентовать генеалогическое древо своей семьи;

  • Оформлять Генеалогическое древо своей семьи;

  • Работать с Красной книгой Кузбасса;

  • Работать в творческих группах.


Делать:

  • Соблюдать правила поведения в музеях, в общественных местах;

  • Заполнять страницы в Портфолио «Рисую свой портрет», «Мой характер в детстве», «Мой режим дня»;

  • Изготовить макет экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс».



3 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Теория

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Содержание совместной работы с родителями

«Я + я» первая четверть

Сентябрь

Наши увлечения и интересы

Ролевая игра

Знакомство с увлечениями и интересами одноклассников, способами и формами организации свободного времени

1

Экскурсия во Дворец творчества детей и молодежи Ленинского района

«Ярмарка увлечений»

1

Презентация родителей на тему «мир моих увлечений в детстве»; помощь в выборе кружка, объединения для занятия во внеурочное время; выставка рисунков «Наши увлечения»

Октябрь

Минута нашей славы

Конкурс талантов

Знакомство с творческими способностями, достижениями одноклассников

1

Концерт «Минута славы»

2

Помощь в организации концерта, оформление зала, организация видео и фото съемки, сладкого стола;

награда и поощрение участников концерта

«Я+культура» каникулярное время

Памятные места нашего города

Виртуальная экскурсия

Знакомство с памятниками Кемерово (местонахождение, внешний вид, автор, год основания)

1

Экскурсия в музей-заповедник «Красная горка»

2

Организация транспортной перевозки, фото, видео съемки, оформление портфолио рисунков; оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»

Я + семья» вторая четверть

Ноябрь

Наши семейные традиции

Круглый стол


Знакомство с понятием «семейные традиции», ролью семейных традиций в жизни человека

1

«Воспоминания о Кузбассе моих родителей»

Поисково- исследовательская деятельность

1

Выставка фотографий родителей, написание очерка-воспоминания о жизни в городах Кузбасса, о роли городов Кузбасса в их судьбе; оформление стенда в школьном музее


Декабрь

День семьи

Защита семейных презентаций

Знакомство с семейными традициями одноклассников

2

Праздник «День семьи

3 «Б» класса»

2

Подготовка творческих номеров, оформление зала, написание сценария, организация фото и видео съемки для ведения электронного портфолио класса; выставка рисунков «Выходные в кругу семьи»

«Я + школа» третья четверть

Январь

Наш школьный парламент

Встреча с интересными людьми

Знакомство с членами Школьного Парламента (президентом, руководителями детских объединений), символикой ШП, структурой ШП

1

Экскурсия в Школьный Парламент

1

Совместное создание презентации «Школьный парламент моей мечты» или «Если бы я был президентом Школьного парламента»

Февраль

Наше классное самоуправление

Познавательная беседа

Знакомство с понятием «самоуправление», «самоуправление в классе»; направления работы в рамках классного самоуправления (сектора), обязанности руководителей и членов секторов

1

Деловая игра «Выборы»

2

Помощь в организации деловой игры (изготовление бюллетеней, презентаций, оформление стенда), фото и видео отчет

Март

История нашего школьного музея

Встреча с интересным человеком

Знакомство с биографией и творчеством участника ВОВ, художника, поэта И.М. Рудова

1

Интервью

1

Подготовка материалов для интервью, видео съемка, монтирование и создание видео ролика о жизни и творчестве И.М. Рудова

«Я+планета» каникулярное время

Как можно помочь животным

Виртуальная экскурсия

Знакомство с понятиями «заповедник», «национальный парк», «заказник», «памятники природы», «ботанический сад»

1

Экскурсия

(Экскурсия в Ботанический сад, музей-заповедник «Томская Писаница», Музей «Археология, этнография и экология Сибири»)


6

Совместная организация транспортной перевозки, организация питания, фото и видео отчет, оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»; Выставка рисунков «Как можно помочь животным»

«Я + Отечество» четвёртая четверть

Апрель

Поэты Кузбасса о войне

Встреча с интересным человеком

Знакомство с биографией и творчеством кузбасского поэта Иосифа Куралова

1

Экскурсия в Дом литераторов Кузбасса

2

Организация транспортной перевозки, подготовка фото и видео отчета, оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»


МАЙ

Письма и истории военных лет

Урок памяти

Знакомство с понятием «военное письмо», содержание, главные темы военных писем, оформление военных писем

1

Экскурсия в Кемеровский областной краеведческий музей, отдел военной истории

1

Организация транспортной перевозки, подготовка фото и видео отчета, оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»


«Семь чудес Кузбасса» каникулярное время

Монумент «Память шахтёрам Кузбасса»

Просмотр видео фильма в ГАК «Кузбасскино»

Знакомство с понятием «шахтёр», «шахтёрский труд», «шахта». Имя автора монумента, что символизирует скульптура, материал, месторасположение.

1

Туристическая поездка

1

Организация транспортной перевозки, питания, фото, видео отчет


Планируемые результаты

3 класс

Знать:

  • Увлечения и интересы одноклассниками;

  • Семейные традиции одноклассников;

  • Направления работы в рамках классного самоуправления (сектора);

  • Биографию и творчество участника ВОВ, художника, поэта И.М. Рудова;

  • Биографию и творчество кузбасского поэта Иосифа Куралова;

  • Памятники города Кемерово;

  • Способы и формы организации свободного времени;

  • Обязанности и роль старосты, руководителей и членов секторов классного самоуправления в классном коллективе.



Понимать:

  • Содержание понятий«самоуправление», «школьное самоуправление», «самоуправление в классе»,«семейные традиции», «военное письмо»;

  • Роль семейных традиций в жизни человека;

  • Значение деятельности органов классного самоуправления;

  • Содержание, главные темы военных писем;

Уметь:

  • Различать понятия «заповедник», «национальный парк», «заказник», «памятник природы», «ботанический сад»;

  • Вести фото и видео съемку традиционных дел класса;

  • Организовывать традиционные дела класса;

  • Защищать предвыборную программу;

  • Выражать свое мнение в рамках классного самоуправления.



Делать:

  • Участвовать в деловой игре «Выборы»;

  • Презентовать свои способности и таланты в классе;

  • Брать интервью;

  • Выбирать органы классного самоуправления;

  • Создавать видео ряд.



4 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Теория

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Содержание совместной работы с родителями

«Я + я» первая четверть

Сентябрь

Какой я друг

Ролевая игра

Знакомство с понятиями «друг», «настоящий друг», «дружба», «товарищество», личностные качества настоящих друзей, правила дружбы

1

Составление правил дружбы

1

Совместная подготовка к выставке рисунков, оформление Портфолио рисунков

Октябрь

Как жить без конфликтов

Познавательная беседа

Знакомство с понятием «конфликт», виды конфликтов, способы выходов из конфликтных ситуаций, пути избегания конфликтных ситуаций в семье, школе, с друзьями

1

Ролевая игра, тренинг (совместно с психологом школы)

1

Участие в ролевых играх

«Я + культура» каникулярное время

Музеи моей области

Виртуальная экскурсия

Знакомство с музеями области

1

Обзорная экскурсия по городу Новокузнецк; экскурсия в музеи города Новокузнецка (музей-заповедник «Кузнецкая Крепость», Новокузнецкий литературно-мемориальный музей им Ф.М. Достоевского, Новокузнецкий краеведческий музей)

3

Организация транспортной перевозки, питания, фото, видео отчет, выставка рисунков в классе, оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»


«Я+ школа» вторая четверть

Ноябрь

Президенты нашей школы








Встреча с интересным человеком

(встреча с президентом ШП Н. Воронцовой)








Знакомство с понятием «президент ШП», его обязанностями и правами, президентами школы за всю историю существования ШП






1












Поисково-исследовательская работа «Президенты ШП»








1

Помощь в оформлении отчетов о проделанной поисково-исследовательской работе (содействие в создании презентаций, видео отчетов)

Декабрь

Лидер класса

Дискуссия

Знакомство с понятием «лидерские качества человека», «лидер», «лидер класса»

1

Конкурс «Лидер класса» (см. приложение стр. 88)

1

Помощь в решении организационных вопросов, судейство конкурса,

«Я + Отечество» третья четверть

Январь

История олимпийского огня

Круглый стол, встреча с интересным человеком

Знакомство с понятиями «патриотизм», «олимпийский огонь», «олимпийский факел», маршрута олимпийского огня, рассказ олимпийского факелоносца Р. Гарипова

1

Поисково-исследовательская работа «Олимпийский огонь»

1

Помощь в поиске информации, оформление стенда в школьном музее «История олимпийского огня»

Февраль

Сочи 2014

Встреча с известным человеком

Знакомство с историей олимпийских игр, олимпийского огня, со спортивной биографией олимпийской чемпионки, жительницей города Кемерово Н. Шиве

2

Экскурсия в музей физической культуры и спорта Кузбасса

1

Организация транспортной перевозки, фото, видео отчет, выставка рисунков в классе, оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс». Выставка рисунков «Спорт в моей жизни»


Март

Волонтер-это звучит гордо!

Познавательная беседа

Знакомство с понятием «волонтер», «волонтерская деятельность», «волонтерская акция», состав волонтерского клуба «Яркий мир», «Забота»

1

Акция «неделя добрых дел»

1

Организация сбора макулатуры, изготовление скворечников, совместное изготовление тактильных иллюстраций

«Я+Планета» каникулярное время

Необычные музеи мира

Виртуальное путешествие

Знакомство с необычными музеями мира (Музей карет, Лиссабон; Музей бабочек в Санкт – Петербурге; Музей танца, Стокгольм, Швеция; Мемориальный музей мира в Хиросиме, Япония; Японский музей снежинок; Музей лжи, Германия; Музей Звёзд, Австрия)

1

Экскурсия в Планетарий города Кемерово


2

Организация транспортной перевозки, фото, видео отчет, выставка рисунков в классе, оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»


Я + Семья

Апрель четвёртая четверть

Труженики тыла в моей семье

Круглый стол

Знакомство с понятием «труженик тыла», вкладом тружеников тыла в военную историю Кузбасса, родственниками-тружениками тыла одноклассников; знакомство с биографией труженицы тыла Терещенко С.А.

1

Встреча с участниками ВОВ, тружениками тыла в Совете ветеранов Ленинского района

1

Организация транспортной перевозки, фото, видео отчет, выставка рисунков в классе, оформление стенда экскурсионной карты «Я и мой Кузбасс»


Май

Военные традиции в нашей семье

Круглый стол

Информация о родственниках-участниках ВОВ, знакомство с военными традициями семей одноклассников, роль семейных военных традиций в жизни человека

1

Изготовление Древа Памяти 3 «Б» класса и передача его в дар школьному музею

2

Содействие в организации поисковой работы «Воспоминания о Великой Отечественной войне»; оформление Древа Памяти, помощь в создании семейных презентаций

«Семь чудес Кузбасса» каникулярное время

Город Мариинск

Просмотр видео фильма в ГАК «Кузбасскино»

Знакомство с историей, традициями, памятниками архитектуры города Мариинск

1

Туристическая поездка

3

Организация транспортной перевозки, питания, фото, видео отчет


Дело по итогам реализации программы внеурочной деятельности

«Мы – дети России»

Я – Патриот

(см. Приложение)

Викторина

Систематизация знаний об истории и традициях (культурных, военных, научных) школы, города, Кузбасса, страны

1

Посвящение в ряды детского объединения «Патриот Отечества России», краеведческий клуб «Я – Кемеровчанин»

1

Изготовление членских билетов


Планируемые результаты

4 класс

Знать:

  • Личностные качества настоящих друзей;

  • Виды конфликтов, способы выходов из конфликтных ситуаций;

  • Обязанности и права президента школы;

  • Маршрут олимпийского огня;

  • Историю олимпийских игр, олимпийского огня;

  • Биографию выдающихся спортсменов-олимпийцев;

  • Биографию кемеровской олимпийской чемпионки Н. Шиве;

  • Состав волонтерского клуба «Яркий мир», «Забота»;

  • Вклад тружеников тыла в военную историю Кузбасса;

  • Правила дружбы;

  • Правила и этапы организации поисково-исследовательской работы.

  • Военные традиции своей семьи.





Понимать:

  • Значение понятий «конфликт», «президент ШП», «лидер класса», «олимпийский огонь», «олимпийский факел», «волонтер», «волонтерская деятельность», «волонтерская акция», «труженик тыла»;

  • Роль дружбы в классном коллективе;

  • Значение спорта в жизни человека;

  • Роль олимпийских игр;

  • Роль семейных военных традиций в жизни человека



Уметь:

  • Различать понятия «друг», «настоящий друг», «дружба», «товарищество»;

  • Избегать конфликтные ситуации в семье, школе, с друзьями;

  • Определять лидерские качества человека;

  • Проводить поисково-исследовательскую работу.


Делать:

  • Составлять правила дружбы;

  • Знакомство с необычными музеями мира;

  • Изготовление Древа Памяти 4 «Б» класса и передача в дар школьному музею

  • Принимать участие в поисково-исследовательской деятельности

  • Проявлять лидерские качества в коллективе

  • Принимать участие в волонтерских акциях

  • Принимать участие в поисково-краеведческой деятельности в рамках клуба «Я - Кемеровчанин»


  1. Система исследовательских материалов для оценки результативности освоения программы внеурочной деятельности «Мы дети России»

Для отслеживания эффективности реализации данной программы применяется мониторинговое исследование ««Эффективность становления личностных характеристик» автор Т.М. Кукченко. Эффективность данного исследования предполагает наличие личностных характеристик у ребёнка к окончанию четвёртого класса. В основу положены ФГОС от 6 октября 2009 года № 373, с изм. от 26.11. 2010 № 1241, от 22.09. 2011 № 2357.

Цель исследования: выявление динамики эффективности деятельности классного руководителя, родителей и обучающихся, участвующих в реализации ФГОС.

Задача:

- изучить уровень сформированности личностных характеристик выпускника начальной школы

Объект исследования: обучающиеся 1- 4 классов

Предмет исследования: эффективность деятельности классного руководителя, родителей

Диагностика проводится в конце каждого учебного года.


Мониторинговое исследование
«Эффективность становления личностных характеристик»

Учащегося 1 «…» касса ………………………………(Ф.И.)
Критерий 1: «Уважающий и понимающий ценности семьи и общества»


Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

Я знаю любимые занятия своих родителей




Знаю

Я знаю как зовут всех моих одноклассников и учительницу




Понимаю

Мне нравится проводить время со своей семьей




Понимаю

Я не должен своими поступками огорчать маму и папу




Умею

Я могу без помощи родителей собраться в школу




Умею

Я могу вежливо общаться со взрослыми и со своими друзьями




Делаю

Я поздравляю родителей с днем рождения и другими праздниками




Делаю

Участвую в акциях, субботниках





ИТОГО

























Критерий: 2 «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир»


Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

Знаю, где находится детская библиотека, Дом творчества, школа, бассейн в районе моего дома




Знаю

Знаю свой адрес, телефон, место работы родителей




Понимаю

Я понимаю, что нужно обращаться за разъяснением незнакомых слов, явлений к взрослым




Понимаю

Я понимаю, зачем дети ходят в библиотеки




Умею

Я умею ухаживать за растениями, цветами; улитками, рыбками;




Умею

Умею играть в познавательные игры на компьютере




Делаю

С удовольствием слушаю (аудиосредства, взрослого) и сам читаю познавательную и художественную литературу




Делаю

Задаю вопросы взрослым по уходу за цветами, рыбками и др.





ИТОГО










Критерий 3: «Готовый самостоятельно отвечать за свои поступки перед семьей и обществом»


Критерий

Качества личности

Да, 2 балла

Иногда,1 балл

Нет, 0 баллов

Знаю

У меня дружная семья




Знаю

Я соблюдаю правила дорожного движения




Понимаю

Если я виноват(а), то порошу прощение




Понимаю

Я стараюсь хорошо учиться




Умею

Я сам(а) собираю портфель




Умею

Я умею правильно пользоваться столовыми приборами




Делаю

Я делаю подарки родным своими руками




Делаю

Я сам(а) убираю игрушки после игры





ИТОГО






Критерий 4: «Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение»


Вопросы

Да

(2 балла)

Иногда

(1 балл)

Нет

(0 баллов)

Знаю

Я знаю, что такое хорошо и что такое плохо




Знаю

Я знаю, как зовут моих одноклассников, друзей




Понимаю

Я понимаю, что надо следить за своим поведением, чтобы не попасть в неприятную ситуацию




Понимаю

Я понимаю, что могу быть хорошим другом




Умею

Я умею помочь, попросить прощения




Умею

Я умею знакомиться во дворе, школе, кружке, секции




Делаю

Я делюсь своими игрушками, сладостями




Делаю

Я защищаю младших





ИТОГО







Критерий 5 : «Выполняющий правила здорового и безопасного


Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

Я знаю, что нужно умываться и чистить зубы каждый день




Знаю

Я знаю, что из школы нельзя уходить без родителей




Понимаю

Я понимаю, что у каждого человека должна быть своя зубная щётка и расческа




Понимаю

Я понимаю, что родители заботятся о моей жизни и безопасности




Умею

Я умею чистить зубы, умываться




Умею

Я умею открывать и закрывать дверь в квартире




Делаю

Я каждый вечер мою свою обувь




Делаю

Я не разговариваю с чужими людьми





ИТОГО




для себя и окружающих образа жизни»




















Критерий 6 : «Любящий свой народ, свой край и свою Родину»



Вопросы

Да

(2 б.)

Иногда (1 б.)

Нет

(0 б.)

знаю

Я знаю название города, области, страны, в котором я живу




знаю

Я знаю стихи о своем городе, области, стране




понимаю

Я понимаю значение слова «Родина»




понимаю

Я понимаю значение понятий «ветеран Великой Отечественной войны», «ветеран труда»




умею

Я могу узнать на фото достопримечательности нашего города




умею

Я умею рассказать о ветеранах – членах совей семьи




делаю

Я посещаю вместе с родителями музеи нашего города: «Красная горка», Краеведческий музей, отдел военной истории




делаю

Я готовлю своими руками подарки членам своей семьи к праздникам





ИТОГО











Критерий 7 «Владеющий основами умения учиться, способный организовать свою деятельность»



Вопросы

Да

(2 б.)

Иногда (1 б.)

Нет

(0 б.)

знаю

Я знаю распорядок своего дня




знаю

Я знаю, что необходимо положить в портфель




понимаю

Я понимаю, что если я буду соблюдать режим дня, то меня похвалят и останется время для игр




понимаю

Я понимаю, зачем нужны школьные принадлежности




умею

Я умею определять время по часам со стрелками




умею

Я умею пользоваться учебными принадлежностями




делаю

Я сам соблюдаю режим дня




делаю

Я собираю портфель вместе со взрослыми





ИТОГО























Мониторинговое исследование
«Эффективность становления личностных характеристик»

Учащегося 2 «…» класса ………………………………(Ф.И.)

Критерий 1 «Уважающий и понимающий ценности семьи и общества»



Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

У всех членов нашей семьи есть обязанности по дому. Я знаю свои обязанности по дому.




Знаю

Я знаю как вести себя в театре, музее, цирке




Понимаю

Я понимаю, что тайное всегда становитcя явным




Понимаю

Я понимаю, что такое «хорошо», что такое «плохо»




Умею

Я могу поделиться с родителями своими переживаниями




Умею

Я с интересом слушаю своих одноклассников




Делаю

Я добросовестно выполняю свои обязанности и поручения по дому




Делаю

Уступаю место в автобусе пожилому человеку или женщине





ИТОГО




2




























Критерий 2: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир»


Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

Знаю, как записаться в библиотеку




Знаю

Знаю детские передачи на телевидении, могу назвать их




Понимаю

Когда я вырасту, как мама и папа, я буду ходить с детьми в книжные магазины за книгами




Понимаю

Я понимаю, что надо иметь терпение, чтобы вырастить цветок, ухаживать за улитками, рыбками




Умею

Умею составлять (рисовать) ребусы; могу придумать вопросы к экскурсии




Умею

Я умею пользоваться компьютером, мобильным телефоном.




Делаю

Я участвую в заочных олимпиадах с помощью папы, мамы, учителя




Делаю

Я могу принести на выставку книгу и рассказать о ней





ИТОГО





































Критерий 3: «Готовый самостоятельно отвечать за свои поступки перед семьей и обществом»


Критерий

Качества личности

Да, 2 балла

Иногда,1 балл

Нет, 0 баллов

Знаю

У нас в семье у каждого есть свои поручения




Знаю

Я соблюдаю правила поведения в магазине, музее, театре




Понимаю

Все дела обсуждаю с родителями




Понимаю

Я выполняю поручения родителей




Умею

Я содержу в порядке свои вещи




Умею

Я помогаю друзьям, если меня попросят




Делаю

Я подметаю пол, мою посуду за собой




Д елаю

Я дежурю в классе





ИТОГО









Критерий 4: «Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение»



Вопросы

Да

(2 балла)

Иногда

(1 балл)

Нет

(0 баллов)

Знаю

Я знаю, как ухаживать за растениями, домашними животными




Знаю

Я знаю, зачем нужны вежливые слова




Понимаю

Я понимаю, зачем растениям нужна вода




Понимаю

Я понимаю, что перебивать других невежливо




Умею

Я умею правильно поливать растения, кормить собаку, кошку




Умею

Я умею сказать «нет»,




Делаю

Я самостоятельно выращиваю рассаду цветов для клумбы




Делаю

Я сочиняю (рисую) сказки про добрых героев





ИТОГО
























Критерий 5: «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни»



Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

Я знаю, что нужно соблюдать режим дня




Знаю

Я знаю свою безопасную дорогу в школу




Понимаю

Я понимаю, что нужно вовремя приходить в школу




Понимаю

Я понимаю, для чего на дорогах есть светофоры




Умею

Я умею делать зарядку, умею определить время




Умею

Я умею пользоваться дорожными знаками




Делаю

Я помогаю родителям в домашних делах (мою посуду)




Делаю

Я правильно перехожу дорогу





ИТОГО
























Критерий 6: «Любящий свой народ, свой край и свою Родину»



Вопросы

Да

(2 б.)

Иногда (1 б.)

Нет

(0 б.)

знаю

Я знаю имена героев-кузбассовцев




знаю

Я знаю происхождение названия улицы, на которой я живу




понимаю

Я понимаю , зачем нужно служить в армии




понимаю

Я понимаю необходимость беречь и украшать родную землю




умею

Я могу показать на карте границы РФ, свою область, свой город




умею

Я могу распознать герб и флаг РФ, герб и флаг Кемеровской области и г. Кемерово




делаю

Я изготавливаю совместно с родителями открытку для поздравления ветеранов ВОВ с Днем Победы




делаю

Совместно с родителями я собираю материал для школьного музея





ИТОГО








Критерий 7 «Владеющий основами умения учиться, способный организовать свою деятельность»



Вопросы

Да

(2 б.)

Иногда (1 б.)

Нет

(0 б.)

знаю

Я знаю свой режим дня, расписание уроков




знаю

Я знаю имена всех своих учителей и что изучают на каждом уроке




понимаю

Я понимаю, почему важно соблюдать режим дня




понимаю

Я понимаю, почему нужно вовремя ложиться спать




умею

Я умею ухаживать за собой, мыть посуду




умею

Я умею аккуратно заполнять дневник, собирать портфель




делаю

Я сам прибираю за собой




делаю

Я сам собираю портфель





ИТОГО











Мониторинговое исследование
«Эффективность становления личностных характеристик»

Учащегося 3 «…» касса ………………………………(Ф.И.)

Критерий 1 «Уважающий и понимающий ценности семьи и общества»


Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

В нашей семье существуют традиции




Знаю

Я знаю историю своего города, края.




Понимаю

Я должен добросовестно относиться к своим обязанностям




Понимаю

Я понимаю, что в семье должны быть доверительные отношения




Умею

Я могу обратиться к родителям за советом




Умею

Я могу высказать свое мнение




Делаю

Я активно участвую в семейных делах и семейных праздниках




Делаю

Я всегда сообщаю родителям, если где-то задерживаюсь





ИТОГО

























Критерий 2: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир»


Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

Я знаю, в какие кружки ходили мои родители




Знаю

Я знаю, где можно научиться, любимому делу (Дом творчества)




Понимаю

Я понимаю, что умение слушать, видеть, наблюдать говорит о любознательности




Понимаю

Я понимаю, что нужно быть очень внимательным, чтобы хорошо учиться




Умею

Я могу долго наблюдать за интересным явлением, чтобы потом обменяться с друзьями, родителями




Умею

Я люблю читать афиши и предлагать родителям совместную прогулку в выходные




Делаю

Я участвую в школьных олимпиадах




Делаю

Я пишу заметки в школьную газету, веду рубрику «Это интересно»





ИТОГО

























Критерий 3: «Готовый самостоятельно отвечать за свои поступки перед семьей и обществом»


Критерий

Качества личности

Да, 2 балла

Иногда,1 балл

Нет, 0 баллов

Знаю

Мои родители помогают классному руководителю




Знаю

Я поддерживаю порядок и чистоту в школе, общественных местах




Понимаю

За мои поступки несут ответственность родители




Понимаю

У каждого человека есть свои права и обязанности




Умею

Я содержу в порядке свое рабочее место




Умею

Я организовываю игру на перемене




Делаю

Я убираю свою комнату




Д елаю

Я участвую в субботниках





ИТОГО








Критерий 4: «Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение»




Вопросы

Да

(2 балла)

Иногда

(1 балл)

Нет

(0 баллов)

Знаю

Я знаю всех членов своей семьи и близких родственников по именам




Знаю

Я знаю детские игры




Понимаю

Я понимаю значение семейных традиций (праздников)




Понимаю

Я понимаю, что играть нужно по правилам




Умею

Я умею украсить комнату к семейному празднику




Умею

Я могу найти товарищей для игры




Делаю

Я готовлю и дарю подарки, сделанные своими руками




Делаю

Я сам(а) убираю свою комнату после игры с друзьями





ИТОГО























Критерий 5: «Выполняющий правила здорового и безопасного

для себя и окружающих образа жизни»


Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

Я знаю, что для сохранения здоровья делают прививки, лечат зубы




Знаю

Я знаю, что существуют правила пожарной безопасности




Понимаю

Я понимаю, что здоровье надо беречь




Понимаю

Я понимаю, что нельзя играть со спичками, пользоваться электроприборами без взрослых




Умею

Я умею плавать




Умею

Я умею включать и выключать печку, утюг, чайник




Делаю

Я хожу в бассейн, занимаюсь спортом




Делаю

Я самостоятельно разогреваю себе еду, пользуюсь пылесосом





ИТОГО
























Критерий 6 «Любящий свой народ, свой край и свою Родину»



Вопросы

Да

(2 б.)

Иногда (1 б.)

Нет

(0 б.)

знаю

Я знаю биографию членов своей семьи, участников ВОВ




знаю

Я знаю основные профессии людей своего края




понимаю

Я понимаю значение памятников города: памятник героям Кузбассовцам, монумент шахтерской славы




понимаю

Я понимаю, что символизируют цвета российского флага




умею

Я могу рассказать об истории герба РФ




умею

Я могу рассказать о членах своей семьи, их занятиях, профессиях




делаю

Я участвую в конкурсе рисунков, фотоконкурсе, конкурсе сочинений по темам «Мой город», «Мой Кузбасс», «Моя Россия»




делаю

Совместно с родителями я изучаю биографию героев ВОВ, героев РФ





ИТОГО







Критерий 7 «Владеющий основами умения учиться, способный организовать свою деятельность»



Вопросы

Да

(2 б.)

Иногда (1 б.)

Нет

(0 б.)

знаю

Я знаю правила поведения в школе, на улице




знаю

Я знаю свои обязанности в школе, семье




понимаю

Я понимаю, как самому составить режим дня




понимаю

Я понимаю, почему нужно выполнять домашнее задание




умею

Я умею подбирать дополнительные материалы для подготовки к урокам




умею

Я умею распределять время для уроков игр




делаю

Я сам выполняю дополнительные учебные задания




делаю

Я сам выполняю общественные поручения в классе





ИТОГО










Мониторинговое исследование
«Эффективность становления личностных характеристик»

Учащегося 4 «…» касса ………………………………(Ф.И.)

Критерий 1 «Уважающий и понимающий ценности семьи и общества»



Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

В нашей семье сохранились традиции бабушек и дедушек




Знаю

Я знаю правила поведения в общественных местах




Понимаю

Я понимаю, что семейные традиции делают семью крепкой и сильной




Понимаю

Я понимаю, что главное в жизни приносить людям пользу




Умею

Я могу подготовить выступление для семейного праздника




Умею

Я могу прийти на помощь своим друзьям и одноклассникам




Делаю

Я участвую в планировании семейных дел, семейных праздников




Делаю

Я с удовольствием занимаюсь общественно полезными делами (тем, что полезно не только мне, но и другим)












Критерий 2: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир»


Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

Я знаю, сколько стоят журналы, которые я покупаю, выписываю




Знаю

Я знаю историю своей семьи




Понимаю

Я понимаю, что мои увлечения требуют затрат (финансы, время)




Понимаю

Я понимаю, что новые знания я могу получить из книг, интернета, учебников, на уроках, из бесед с друзьями




Умею

Я могу начать выполнять домашние задания, дела по дому без указания взрослого




Умею

Я умею играть по правилам, договариваться с друзьями перед началом игры,




Делаю

В выходные дни мы с родителями ходим в музеи, театры




Делаю

Я самостоятельно ищу ответы на вопросы викторины; составляю интересные задания для одноклассников





ИТОГО















Критерий 3: «Готовый самостоятельно отвечать за свои поступки перед семьей и обществом»


Критерий

Качества личности

Да, 2 балла

Иногда,1 балл

Нет, 0 баллов

Знаю

В нашей семье соблюдают традиции




Знаю

Мне нравится посещатьмузеи, театры




Понимаю

Я несу ответственность за свои поступки




Понимаю

Государственные законы нужно соблюдать




Умею

Я выполняю обязанности




Умею

Я выполняю поручения родителей и учителя




Делаю

Я самостоятельно совершаю мелкие покупки




Д елаю

Я участвую в школьных выступлениях





ИТОГО





Критерий 4: «Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение»


Вопросы

Да

(2 балла)

Иногда

(1 балл)

Нет

(0 баллов)

Знаю

Я знаю, зачем нужны правила поведения.




Знаю

Я знаю свои обязанности в семье




Понимаю

Я понимаю, к ак вести себя в театре, библиотеке, музее




Понимаю

Я понимаю, что важно выполнять поручения родителей




Умею

Я могу рассказать о том, что видел в кино, на спектакле, в музее




Умею

Я умею отвлечься от компьютера, когда меня зовут взрослые (родители, бабушка, дедушка)




Делаю

Я дежурю по классу




Делаю

Я выгуливаю собаку; хожу с родителями в садик за младшими сестрёнками, братишками





ИТОГО























Критерий 5: «Выполняющий правила здорового и безопасного

для себя и окружающих образа жизни»


Вопросы

Да (2 балла)

Иногда (1 балл)

Нет (0 баллов)

Знаю

Я знаю, что существуют вредные привычки и что нужно правильно питаться




Знаю

Я знаю, что существуют опасности




Понимаю

Я понимаю, что фрукты и овощи полезны для здоровья




Понимаю

Я понимаю, что нужно сообщать взрослым о подозрительных людях и предметах




Умею

Я могу рассказать на классном часе о правильном питании и здоровом образе жизни




Умею

Я умею звонить на номера родителей в случае опасности




Делаю

Я выступаю на уроках здоровья




Делаю

Я внимательно отношусь к тому, кто и что меня окружает





ИТОГО


























Критерий 6: «Любящий свой народ, свой край и свою Родину»



Вопросы

Да

(2 б.)

Иногда (1 б.)

Нет

(0 б.)

знаю

Я знаю текст гимна РФ, Кузбасса




знаю

Я знаю значение службы в вооруженных силах РФ




понимаю

Я понимаю роль Конституции РФ




понимаю

Я понимаю значение государственных праздников




умею

Я могу провести интерактивную экскурсию для младших классов о своем городе, крае




умею

Я могу подобрать материал о своей Родине, крае для классного часа и выступать с ним




делаю

Я читаю книги об истории своей страны, книги о войне




делаю

Я участвую в исследовательских проектах о своей стране, крае, городе





ИТОГО









Критерий 7 «Владеющий основами умения учиться, способный организовать свою деятельность»



Вопросы

Да

(2 б.)

Иногда (1 б.)

Нет

(0 б.)

знаю

Я знаю, как подготовиться к контрольным, тестовым заданиям




знаю

Я знаю правила работы в паре, группы




понимаю

Я понимаю, что мои оценки зависят от моего усердия




понимаю

Я понимаю, для чего нужно вести здоровый образ жизни




умею

Я умею найти в интернете информацию по учебным предметам




умею

Я умею высказывать предположения, рассуждать, делать выводы




делаю

Я сам читаю дополнительную литературу по списку учителя




делаю

Я сам участвую в олимпиадах





ИТОГО








Обработка данных анкеты:



Для определения уровня показателей по всем критериям каждого ученика необходимо произвести подсчёт баллов, где за «да» - 2 балла, за «иногда» - 1 балл, за «нет» - 0 баллов. Максимально можно набрать 16 баллов, минимум – 0 баллов. Соответственно, 0-5 баллов это низкий уровень сформированности показателя, 6-11 – средний, 12-16 – высокий.

Результаты заносим в таблицу по каждому ученику.

Для определения уровня показателей класса по каждому критерию необходимо сложить отдельно по каждому критерию баллы и сравнить их с максимальным баллом, который получается следующим образом: количество учащихся в классе умноженное на 4 (количество учащихся в классе х 4 = максимальный балл).

Для определения % выбора набранные баллы по критерию необходимо умножить на 100 % и разделить на максимальный балл (баллы по критерию х 100 % / максимальный балл = % выбора). Соответственно в % уровень показателей класса следующий, 0 % – 33 % - низкий, 34 % - 67 % - средний, 68 % - 100 % - высокий.









ПРИЛОЖЕНИЕ

1 класс

Тест

«Я –патриот гимназии»


  1. Напиши адрес гимназии №25

......................................................................

  1. В каком классе ты учишься?

………………………………………………………………….

  1. Как зовут классного руководителя?

…………………………………………………………………

  1. Как зову директора гимназии?

………………………………………………………………….

  1. На каком этаже находится школьная библиотека?

…………………………………………………………………..

  1. Чье имя носит школьный музей гимназии?

…………………………………………………………………..

  1. Что ты знаешь об этом выдающемся человеке?

………………………………………………………………….

























2 класс

Тест

«Я – патриот города»



  1. В каком городе ты живешь?

…………………………………………

  1. Обведи дату основания твоего города.

А) 1918 Б) 1932 В) 1945

  1. В каком районе города ты живешь?

………………………………………………

  1. Выбери, сколько районов в твоем городе?

А) 4 Б) 5 В) 6

  1. Какая река протекает в твоем городе?

…………………………………………………..

  1. Отметь галочкой герб города.





  1. Кто является главой твоего города?

………………………………………………….















3 класс

Тест

«Я – патриот своего Края»

  1. Как называется край, где ты живешь?

…………………………….

  1. Какая столица Кузбасса?

…………………………………………

  1. Какое значение имеет слова Кузбасс?

………………………………………….



  1. Какое полезное ископаемое является главным в твоем крае?

…………………………………………….

  1. Кто является губернатором Кузбасса?

………………………………………………..

  1. В каком городе находятся «Поднебесные зубья»?

…………………………………………….





























4 класс

Тест

«Я – патриот России»

  1. Назови полное название страны, в которой ты живешь.

…………………………………………..

  1. Кто является главой нашего государства?

……………………………………………

  1. Назови столицу нашей Родины

………………………………………..

  1. Назови город, который был столицей нашей страны с 1712 г. до 1918 г.

…………………………………………….

  1. Отметь галочкой герб Москвы







  1. Запиши первый куплет гимна России.

…………………………………………………

………………………………………………….

………………………………………………….

…………………………………………………..

…………………………………………………..







ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении внутриклассного конкурса «Лидер класса»


Цель: выявление активно работающих лидеров класса

Сроки проведения: декабрь 2013 г.

Участники конкурса: учащиеся 4 «Б» класса.

Условия конкурса: конкурс проходит в три этапа: заочный и два очных.

1 этап (заочный).

Для участия в конкурсе необходимо представить следующие документы, оформленные в папку-портфолио:

- титульный лист согласно приложению 1 к данному положению;

- документы, иллюстрирующие достижения участника в общественной социально-значимой деятельности класса, школы (фотографии, копии дипломов, грамот и др..);

- сочинение на одну из предложенных тем («Я – лидер класса», «Школа моей мечты»);

- две фотографии, сюжетную и портретную, размера А4.


Сочинение будет оцениваться по следующим критериям:

  • раскрытие темы

  • отражение авторской позиции

  • оригинальность



Категорически запрещено использование материалов из сети Интернет. Сочинение должно быть напечатано на листе формата А4, 12 шрифтTimesNewRoman, интервал полуторный.

2 этап, «Дебаты». Участникам предлагаются несколько тем для обсуждения. Оценивается умение конкурсанта высказать и грамотно обосновать свою точку зрения, активность, ораторские способности.

3 этап, «Творческий». Он состоит из визитной карточки конкурсанта и

игры с учениками класса.

По итогам проведения всех этапов будут определены победители (1, 2, 3 места). Все участники будут награждены дипломами и сувенирами.

Жюри конкурса:

Классный руководитель - Ильинкова К.С.

Президент ШП – Воронцова Наталья

Педагог-организатор - Ильясова Ю.Р.

Председатель родительского комитета - Лазарева Н.А.








































Список литературы

  1. Григорьева, Д.В. Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности [Текст] /Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. –78с.

  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов). - http://www.twirpx.com/file/388449/

  3. Кадицина, А. Круглый стол самоуправление в школе. URL: http://festival.1september.ru/articles/575175/ (11.10.2011)

  4. Классические концепции воспитания [Электронный ресурс].- Режим доступа.- http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met86/node3.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ

  5. Меттус, Е.В., Литвина, А.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» [Текст]/ Е.В. Меттус, А.В. Литвина.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. – 272 с.

  6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение  Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.

  7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьника [Текст]: К.Н. Поливанова.- М.: Просвещение, 2011. –191с.

  8. Психологический практикум. Методики, тесты, опросы.[электронный ресурс]. - URL: http://psylist.net/praktikum/ (11.10.2011)

  9. Рогаткин, Д.В. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004 URL: http://doroga.karelia.ru/samo (11.07.11)

  10. Степанов, Е.Н. Педагогический контроль в процессе воспитания [текст]: Е.Н. Степанов. – М.:ТЦ Сфера, 200. – 159 с.