Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №14 имени Лататуева В.Н.»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей технологии, ИЗО, физкультуры Руководитель МО ____________ О.И.Брежнева Протокол от _______№__ | СОГЛАСОВАНО Зам.директора поУВР __________Т.К.Курина | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______ О.А. Чезлова Приказ от ____20___ г №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛЕЙБОЛ»
8 класс
(Спортивно-оздоровительное направление)
Срок реализации – 1 год
(2019-2020 учебный год)
Автор-составитель: | Олендарь Анастасия Валерьевна, учитель физической культуры |
г. Ярославль
2
019 год
Содержание
1. | Пояснительная записка………………………………………………………………. | 3 |
2. | Тематический план…………………………………………………………………… | 8 |
3. | Содержание…………………………………………………………………………… | 9 |
4. | Список литературы…………………………………………………………………… | 10 |
5. | Приложение ………………………………………………………………………... | 10 |
5.1. | Календарно-тематическое планирование………………………………………… | 10 |
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности в 8 классе «Волейбол» является составной частью основной общеобразовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №14 имени Лататуева В.Н».
Актуальность программы по внеурочной деятельности
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» от 01.12. 2007 г. № 309 – ФЗ;
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.);
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р;
О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. № 1897;
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №14 имени Лататуева В.Н» от 28.08.2015 г. № 283-ОД;
Положение о внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №14 имени Лататуева В.Н» от 28.08.2015 г. № 283-ОД;
План внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №14 имени Лататуева В.Н» на 2019-2020 учебный год в 5-9-х классах, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС от 02.09.2019 г. №01-11/01-06.
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык
Возраст обучающихся 14-15 лет, 8 класс.
Срок реализации программы – 1 учебный год, 34 учебные недели.
Режим занятий - 1 час в неделю, 34 часа в год
Продолжительность 2019-2020 учебного года:
Начало учебного года 2 сентября 2019 г.
Окончание учебного года 26.05.2019 г.
Продолжительность учебных четвертей, каникул, в течение учебного года
| Учебная четверть | Каникулы |
1 четверть | 02.09.2019- 02.11.2019 | 9 недель | 03.11.2019- 10.11.2019 | 8 дней |
2 четверть | 11.11.2019 -30.12.2019 | 7 недель | 31.12.2019 -08.01.2020 | 9 дней |
3 четверть | 09.01.2020 - 21.03.2020 | 10 недель | 22.03.2020–29.03.2020 | 8 дней |
4 четверть | 30.03.2020 - 26.05.2020 | 8 недель | 27.05.2020-31.08.2020 |
Дополнительные каникулы: 1,2,3,4,5 мая (5 дней).
Цель - формирование и освоение основ содержания физической деятельности и спортивной направленностью углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Задачи:
Образовательные
научить планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
Развивающие
развивать основные физические качества: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Воспитательные
формировать устойчивый интерес к занятиям волейболом;
формировать моральные и волевые качества;
формировать навыки управления эмоциями, овладения культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями;
освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах.
Форма занятий: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая.
Предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Учащиеся научатся: | Учащиеся получат возможность научиться: |
У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; установка на здоровый образ жизни; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им. | Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний; адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках. |
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся: | Учащиеся получат возможность научиться: |
принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; | – адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок; – выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; – соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; – активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; – концентрация воли для преодоления физических препятствий. |
Познавательные
Учащиеся научатся: | Учащиеся получат возможность научиться: |
осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно – следственные связи; | характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. |
Коммуникативные
Учащиеся научатся: | Учащиеся получат возможность научиться: |
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; контролировать действия партнеров; использовать речь для регуляции своего действия; | слушать собеседника; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
Предметные
Учащиеся научатся: | Учащиеся получат возможность научиться: |
Формировать знания о спортивных играх (волейбол) и его роли в укреплении здоровья. Организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.). Вести наблюдение за показателями своего физического развития. | 1.взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр (волейбол) и соревнований. 2. формировать первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации. 3. выполнять технические действия из базовых видов спорта (волейбол), применять их в игровой и соревновательной деятельности. |
Условия реализации программы
1. Методическое обеспечение:
Методы обучения:
- Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом виде спортивной деятельности.
- Наглядные методы: показ упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.
- Практические методы: упражнение, соревнование.
Формы организации деятельности:
работа по группам;
выполнение творческих заданий;
познавательные и интеллектуальные игры;
практические занятия.
2. Материально – техническое обеспечение:
спортивный инвентарь:
волейбольные мячи на каждого обучающегося;
набивные мячи - на каждого обучающегося;
перекладины для подтягивания в висе
гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося
волейбольная сетка;
резиновые эластичные бинты на каждого обучающегося;
гимнастические маты;
гантели;
футбольные, баскетбольные и теннисные мячи.
спортивные снаряды:
Учебный кабинет: спортивный зал, отвечающий требованиям, предъявляемым к школьным кабинетам (см. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02).
2. Тематический план
№ п/п | Наименование (темы) раздела | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
8 класс |
1 | Введение. Теоретические сведения | в процессе занятий | Беседы, экскурсии, просмотр видеоматериалов. Сдача контрольных нормативов, мониторинги, самостоятельная подготовка, практические работы. |
2 | Общефизическая подготовка | 6 |
3 | Специальная физическая подготовка | 6 | Просмотр видеоматериалов, мониторинги, контрольные тестирования, самостоятельная подготовка, практические работы. |
4 | Техническая подготовка | 8 | Просмотр видеоматериалов, товарищеские встречи, сдача контрольных нормативов, мониторинги, самостоятельная подготовка, практические работы. |
5 | Тактическая подготовка | 2 | Просмотр видеоматериалов, соревнования, самостоятельная подготовка, практические работы. Соревнования, товарищеские встречи, практические работы. Соревнования, товарищеские встречи, сдача контрольных нормативов, мониторинги, самостоятельная подготовка, практические работы. |
6 | Игровая подготовка | 10 |
7 | Контрольные и календарные игры | 2 |
| Итого | 34 | | |
3. Содержание
Введение. Теоретические сведения
Правила поведения и ТБ на занятиях по волейболу.
Последовательность обучения волейболистов.
Становление волейбола как вида спорта. Общие основы волейбола.
Правила игры и методика судейства соревнований.
Упрощенные правила игры.
Действующие правила игры.
Сведения о строении и функциях организма человека.
Гигиена, врачебный контроль на занятиях волейболом.
Основы техники игры и техническая подготовка.
Основы тактики игры и тактическая подготовка.
Общефизическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития прыгучести.
Координация движений.
Специальная выносливость.
Упражнения силовой подготовки.
Подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений для защиты и нападения.
Подбор упражнений для развития взрывной силы;
Техническая подготовка
Техника выполнения нижнего приема
Техника выполнения верхнего приема.
Техника выполнения нижней прямой подачи.
Техника выполнения верхней прямой подачи.
Техника выполнения нижней боковой подачи.
Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару.
Техника выполнения нападающего удара.
Тактическая подготовка:
Обучение и совершенствование индивидуальных действий.
Обучение групповым взаимодействиям.
Обучение технике Обучение и совершенствование индивидуальных действий передаче в прыжке.
Игровая подготовка:
Основы взаимодействия игроков во время игры.
Понятие развития игровой комбинации.
Понятие: оборонительная, наступательная игра.
Правила безопасного ведения двусторонней игры.
Использование элементов передачи, приема, подачи и нападающих ударов во время командной игры в волейбол.
Тактика игры в нападении.
Тактика игры в защите.
Контрольные и календарные игры:
Двухсторонние контрольные игры по правилам волейбола.
Товарищеские игры с командами соседних школ.
Итоговые контрольные игры.
4. Список литературы
Для педагога:
Железняк Ю.Д. Волейбол в школе: Пособие для учителей / Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский. – Москва: Просвещение,1989. – 128 с .
Книжников А.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-методическое пособие / А. Н. Кожевников, Н.Н. Книжников. – Нижневартовск: Приобье, 2001. – 189 с.
Клещев Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. – Москва: Физкультура и спорт, 1979. – 231 с.
Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учебное пособие для начинающих / Ю.Д. Железняк. – Москва: Физкультура и спорт, 1970. – 189 с.
Железняк Ю.Д. Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки / Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников. – Москва: Советский спорт, 2005. – 112 с .
Голомазов В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. – Москва: Просвещение, 1976. – 111с.
Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка / А.В. Ивойлов. – Минск: Высшая школа, 1972. – 192 с.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания / В.И.Лях, А.А.Зданевич. – Москва: Просвещение, 2014. – 168 с.
Для детей:
Ивойлов А.В. Волейбол для всех / А.В. Ивойлов. – Москва: Физкультура и спорт, 1987. – 32 с.
Фурманов А.Г. Играй в мини-волейбол / А.Г. Фурманов. – Москва: Советский спорт, 1989. – 49 с.
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе/ Ю.Д. Железняк. – Москва: Физкультура и спорт, 1978. – 228 с.
Клещёв Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. – Москва: Физкультура и спорт, 1989. – 231 с.
5.1. Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе внеурочной деятельности «Волейбол»
для 8 класса на 2019 – 2020 учебный год
1 час в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
| |
1 | 8«А» 2.09 8«Б»7.09 8«К»2.09 8«С» 7.09 | Инструкция по ТБ при проведении занятий по волейболу. Обучение стойки и перемещения игрока. | 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час |
2 | 8«А» 9.09 8«Б»14.09 8«К»9.09 8«С»14.09 | Стойка и перемещения игрока. Обучение передачи мяча сверху двумя руками в парах. Двусторонняя игра волейбол. |
3 | 8«А»16.09 8«Б»21.09 8«К»16.09 8«С»21.09 | Закрепление передачи мяча двумя руками сверху. Игра волейбол. |
4 | 8«А»23.09 8«Б»28.09 8«К»23.09 8«С»28.09 | Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху. Игра волейбол. |
5 | 8«А»30.09 8«Б»05.10 8«К»30.09 8«С»05.10 | Обучение приема и передачи мяча над собой. Игра волейбол. |
6 | 8«А»7.10 8«Б»12.10 8«К»7.10 8«С»12.10 | Закрепление приема и передачи над собой. Контроль - техника выполнения передачи сверху. |
7 | 8«А»14.10 8«Б»19.10 8«К»14.10 8«С»19.10 | Обучение приема и передачи мяча снизу в парах. Игра волейбол. |
8 | 8«А»21.10 8«Б»26.10 8«К»21.10 8«С»26.10 | Закрепление приема и передачи мяча снизу в парах. Игра волейбол. |
9 | 8«А»28.10 8«Б»02.11 8«К»28.10 8«С»02.11 | Совершенствование приема и передачи мяча снизу в парах. Игра волейбол. |
| |
10 | 8«А»11.11 8«Б»16.11 8«К»11.11 8«С»16.11 | Передачи мяча двумя руками через сетку. Контроль - прием мяча снизу перед собой | 8АК-1 час 8БС- 1 час | |
11 | 8«А»18.11 8«Б»23.11 8«К»18.11 8«С»23.11 | Обучение нижней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол | 8АК-1 час 8БС- 1 час | |
12 | 8«А»25.11 8«Б»30.11 8«К»25.11 8«С»30.11 | Закрепление нижней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол | 8АК-1 час 8БС- 1 час | |
13 | 8«А»02.12 8«Б»07.12 8«К»02.12 8«С»07.12 | Совершенствование нижней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол | 8АК-1 час 8БС- 1 час | |
14 | 8«А»09.12 8«Б»14.12 8«К»09.12 8«С»14.12 | Обучение верней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол | 8АК-1 час 8БС- 1 час | |
15 | 8«А»16.12 8«Б»21.12 8«К»16.12 8«С»21.12 | Закрепление верхней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол | 8АК-1 час 8БС- 1 час | |
16 | 8«А»23.12 8«Б»28.12 8«К»23.12 8«С»28.12 | Совершенствование верхней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол | 8АК-1 час 8БС- 1 час | |
III – четверть (10ч.) | |
17 | 8«А»30.12 8«Б»11.01 8«К»30.12 8«С»11.01 | Повторение изученных элементов. Контроль – подачи мяча | 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час |
18 | 8«А»13.01 8«Б»18.01 8«К»13.01 8«С»18.01 | Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |
19 | 8«А»20.01 8«Б»25.01 8«К»20.01 8«С»25.01 | Упражнения для развития прыгучести. Двусторонняя игра волейбол |
20 | 8«А»27.01 8«Б»01.02 8«К»27.01 8«С»01.02 | Упражнения силовой подготовки Двусторонняя игра волейбол |
21 | 8«А»03.02 8«Б»08.02 8«К»03.02 8«С»08.02 | Обучение техники нападающего удара. Двусторонняя игра волейбол. |
22 | 8«А»10.02 8«Б»15.02 8«К»10.02 8«С»15.02 | Закрепление нападающего удара. Двусторонняя игра волейбол. |
23 | 8«А»17.02 8«Б»22.02 8«К»17.02 8«С»22.02 | Совершенствование нападающего удара из зон 2,4,6. Двусторонняя игра волейбол |
24 | 8«А»02.03 8«Б»29.02 8«К»02.03 8«С»29.02 | Совершенствование технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Двусторонняя игра волейбол | 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час |
25 | 8«А»16.03 8«Б»07.03 8«К»16.03 8«С»07.03 | Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе. Контроль – нападающий удар. |
26 | 8«А»06.04 8«Б»14.03 8«К»06.04 8«С»14.03 | Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). |
IV – четверть (8ч.) | |
27 | 8«А»13.04 8«Б»21.03 8«К»13.04 8«С»21.03 | - Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии | 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час 8АК-1 час 8БС- 1 час |
28 | 8«А»20.04 8«Б»11.04 8«К»20.04 8«С»11.04 | Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). |
29 | 8«А»27.04 8«Б»18.04 8«К»27.04 8«С»18.04 | Отвлекающие действия при вторых передачах. Упражнения на расслабления и растяжения. |
30 | 8«А»11.05 8«Б»25.04 8«К»11.05 8«С»25.04 | Блокирование одиночное и групповое Двусторонняя игра волейбол |
31 | 8«А»18.05 8«Б»16.05 8«К»18.05 8«С»16.05 | Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |
32 | 8«А»25.05 8«Б»23.05 8«К»25.05 8«С»23.05 | Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |
33 | 8«А» 8«Б» 8«К» 8«С» | Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |
34 | 8«А» 8«Б» 8«К» 8«С» | Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |