СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Внимательный русский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Внимательный русский"»

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ


Министерствообразования,наукиимолодежиРеспубликиКрым


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17»

муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым


МБОУ "Школа-лицей №17" г. Симферополя



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей начальных классов

________ Е.В.Глазунова

Протокол№ 1 от «28» августа 2022г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

____________ Л.А.Артамонова

« 29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________ И.В.Глушко

Приказ № 316 от

« 30» августа 2022 г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Внимательный русский»

для 1-А класса

начального общего образования

на 2022-2023 учебный год











Составитель:

Таркова Ление Эльдаровна

учитель начальных классов









Симферополь 2022



Аннотация к рабочей программе кружка

«Занимательный русский язык»

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальногонаправления развития личности «Занимательный русский язык» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

         Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1год обучения.

Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.Программа «Занимательный русский язык» предназначена для работы с учащимися 1 класса и рассчитана на 1 год обучения. Всего 33 часа.

Пояснительная записка.

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»для 1 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

  • Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.


Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи :

  • Развитие лингвистических компетенций учащихся.

  • Формирование любви и уважения к русскому языку.

  • Развитие познавательных способностей младших школьников

  • Развитие творческих способностей младших школьников.

  • Расширение кругозора учащихся.

Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках,викторинах кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В сфере личностных, универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметным результатом изучения курса в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

В сфере регулятивных универсальных учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действие моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

  1. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом.

  1. В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

  1. Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

  1. Звуки и буквы – не одно и то же

В чем заключается различие между звуками и буквами

  1. Что такое метограммы?

Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.

  1. Жили были гласные и согласные.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

  1. Игротека

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.

  1. Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

  1. Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

  1. Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

  1. Игротека

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.

  1. Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

  1. Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

  1. Познакомьтесь: алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

  1. Игротека

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

  1. Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

  1. Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

  1. Еще немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

  1. Игротека

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

  1. Знакомимся с анаграммами

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

  1. Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

  1. Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

  1. Игротека

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

  1. О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

  1. О парных звонких и глухих согласных



Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

  1. Слова - приятели

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы кданным словам, находить среди слов синонимичные пары

  1. Игротека

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

  1. Слова – неприятели

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

  1. Волшебное слово предлог

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

  1. Что за зверь такой - фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

  1. Игротека.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

  1. Учимся различать слова разных частей речи

Упражнение в умении различать слова разных частей речи.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Наименование разделов тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Количество часов

Дата

Форма занятия

Наш помощник - язык 4 часа




1

Речь устная и письменная






Объяснять значение речи, общения в жизни людей.Оценивать уместность использования





громкости, темпа устной речи в разных ситуациях

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его

соответствия речевой задаче.

Разыгрывать риторические игры.


1





06.09.2022

Игра

2

Что такое слово?



1

13.09.2022

Грамматическая сказка

3

В мире звуков



1

20.09.2022

Практическое занятие с игровыми элементами

4

Игротека

1

27.09.2022

Шифровки

В мире слов и звуков – 10 часов




5

Звуки и буквы – не одно и то же


Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни .

Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки .

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче .

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни .

Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задачей.

Разыгрывать риторические игры.

1

04.10.2022

Ребусы.

6

Что такое метограммы?


1

11.10.2022

Практическое занятие с игровыми элементами.

7

Жили были гласные и согласные


1

18.10.2022

Грамматическая сказка

8

Игротека



1

25.10.2022

Урок-игра

9

Волшебник Ударение.


1

08.11.2022

Кроссворд

10

Такие разные согласные


1

15.11.2022

Практическое занятие с игровыми элементами.

11

Такие разные, разные согласные


1

22.11.2022

Викторина

12

Игротека


1

29.11.2022

Урок-игра

13

Русские народные загадки


1

06.12.2022

Загадки

14

Зачем шипят шипящие?













1

13.12.2022

Грамматическая сказка

Живые буквы - 19 часов


15

Познакомьтесь: алфавит!



Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Различать текст и набор предложений Определять тему текста. Объяснять роль заголовка . Озаглавливать текст. Определять по ключевым словам, о чём говорится в

тексте . Называть ключевые слова в сказках,

сказочных историях .

Выделять незнакомые слова в тексте .

Выяснять значение непонятных слов.

Определять основную мысль текста.

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.

Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке.

Выделять начало, основную часть, конец текста.

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях.

Моделировать уместные средства обращения при

решении риторических задач.

Называть изученные признаки текста.

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года .

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Анализировать высказывание с точки зрения его

соответствия речевой задаче.Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Разыгрывать риторические игры.

1

20.12.2022

Практическое занятие с игровыми элементами.

16

Игротека



1

27.12.2022

Шифровки

17

Привет, пословица!



1

10.01.2023

Викторина

18

Поговорим о предложении



1

17.01.2023

Дискуссия. Грамматическое стихотворение

19

Еще немного о предложении



1

24.01.2023

Ребусы.

20

Игротека


1

31.01.2023

Шифровки.

21

Знакомимся с анаграммами



1

07.02.2023

Практическое занятие с игровыми элементами.

22

Что такое текст?






1

14.02.2023

Дискуссия. Практическое занятие.

23

Что мы пишем с большой буквы?



1

28.02.2023

Практическое занятие. Ребусы.

24

Игротека



1

07.03.2023

Шарады.

25

О безударных гласных



1

14.03.2023

Грамматические сказки.

26

О парных звонких и глухих согласных

1

28.03.2023

Викторина

27

Слова - приятели



1

04.04.2023

Практическое занятие с игровыми элементами.

28

Игротека



1

11.04.2023

Загадки.Игры

29

Слова – неприятели



1

18.04.2023

Практическое занятие с игровыми элементами.

30

Волшебное слово предлог



1

25.04.2023

Викторина

31

Что за зверь такой - фразеологизм?


1

02.05.2023

Практическое занятие.Ребусы.

32

Игротека.



1

16.05.2023

Шифровки

33

Учимся различать слова разных частей речи



1

23.05.2023

Практическое занятие с игровыми элементами.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов

Количество часов

теория

практика

всего

1

Наш помощник- язык

2

2

4

2

В мире слов и звуков

5

5

10

3

Живые буквы

9

10

19


ИТОГО:

16

17

33 ч



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательный русский язык » необходимы следующие принадлежности:

  • наличие лингвистических словарей;

  • наличие карточек с играми и заданиями;

  • наличие текстов для работы на занятиях;

  • подборка видеофрагментов;

  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  • набор ЦОР по русскому языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мищенкова Л.В занимательный русский язык : задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие 1 класс. М.: изд-во РОСТ 2012

  2. Л.В.Холодова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь РОСТкнига 2014

  3. О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2014

  4. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  5. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2012 г.

  6. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.

  7. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2010 г.

  8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2010 г.

  9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2010 г

  10. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.

  11. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.

  12. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.

  13. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  14. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2014 г.