МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Министерствообразования,наукиимолодежиРеспубликиКрым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17»
муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым
МБОУ "Школа-лицей №17" г. Симферополя
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей начальных классов ________ Е.В.Глазунова Протокол№ 1 от «28» августа 2022г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Л.А.Артамонова « 29» августа 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _______________ И.В.Глушко Приказ № 316 от « 30» августа 2022 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Внимательный русский»
для 1-А класса
начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Таркова Ление Эльдаровна
учитель начальных классов
Симферополь 2022
Аннотация к рабочей программе кружка
«Занимательный русский язык»
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальногонаправления развития личности «Занимательный русский язык» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1год обучения.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.Программа «Занимательный русский язык» предназначена для работы с учащимися 1 класса и рассчитана на 1 год обучения. Всего 33 часа.
Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»для 1 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.
Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи :
Развитие лингвистических компетенций учащихся.
Формирование любви и уважения к русскому языку.
Развитие познавательных способностей младших школьников
Развитие творческих способностей младших школьников.
Расширение кругозора учащихся.
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках,викторинах кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В сфере личностных, универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметным результатом изучения курса в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
В сфере регулятивных универсальных учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действие моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Речь устная и письменная
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом.
В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
Игротека
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
Звуки и буквы – не одно и то же
В чем заключается различие между звуками и буквами
Что такое метограммы?
Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.
Жили были гласные и согласные.
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.
Волшебник Ударение.
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
Такие разные согласные
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
Такие разные, разные согласные
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
Игротека
Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.
Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
Зачем шипят шипящие?
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
Привет, пословица!
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
Поговорим о предложении
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
Знакомимся с анаграммами
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
О безударных гласных
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
О парных звонких и глухих согласных
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы кданным словам, находить среди слов синонимичные пары
Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
Слова – неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
Волшебное слово предлог
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
Игротека.
Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
Учимся различать слова разных частей речи
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Количество часов | Дата | Форма занятия |
Наш помощник - язык 4 часа | | | |
1 | Речь устная и письменная | Объяснять значение речи, общения в жизни людей.Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н). Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Разыгрывать риторические игры. | 1 | 06.09.2022 | Игра |
2 | Что такое слово? | 1 | 13.09.2022 | Грамматическая сказка |
3 | В мире звуков | 1 | 20.09.2022 | Практическое занятие с игровыми элементами |
4 | Игротека | 1 | 27.09.2022 | Шифровки |
В мире слов и звуков – 10 часов | | | |
5 | Звуки и буквы – не одно и то же | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни . Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки . Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче . Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни . Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задачей. Разыгрывать риторические игры. | 1 | 04.10.2022 | Ребусы. |
6 | Что такое метограммы? | 1 | 11.10.2022 | Практическое занятие с игровыми элементами. |
7 | Жили были гласные и согласные | 1 | 18.10.2022 | Грамматическая сказка |
8 | Игротека | 1 | 25.10.2022 | Урок-игра |
9 | Волшебник Ударение. | 1 | 08.11.2022 | Кроссворд |
10 | Такие разные согласные | 1 | 15.11.2022 | Практическое занятие с игровыми элементами. |
11 | Такие разные, разные согласные | 1 | 22.11.2022 | Викторина |
12 | Игротека | 1 | 29.11.2022 | Урок-игра |
13 | Русские народные загадки | 1 | 06.12.2022 | Загадки |
14 | Зачем шипят шипящие? | 1 | 13.12.2022 | Грамматическая сказка |
Живые буквы - 19 часов | |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Различать текст и набор предложений Определять тему текста. Объяснять роль заголовка . Озаглавливать текст. Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях . Выделять незнакомые слова в тексте . Выяснять значение непонятных слов. Определять основную мысль текста. Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте. Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке. Выделять начало, основную часть, конец текста. Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях. Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач. Называть изученные признаки текста. Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года . Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Разыгрывать риторические игры. | 1 | 20.12.2022 | Практическое занятие с игровыми элементами. |
16 | Игротека | 1 | 27.12.2022 | Шифровки |
17 | Привет, пословица! | 1 | 10.01.2023 | Викторина |
18 | Поговорим о предложении | 1 | 17.01.2023 | Дискуссия. Грамматическое стихотворение |
19 | Еще немного о предложении | 1 | 24.01.2023 | Ребусы. |
20 | Игротека | 1 | 31.01.2023 | Шифровки. |
21 | Знакомимся с анаграммами | 1 | 07.02.2023 | Практическое занятие с игровыми элементами. |
22 | Что такое текст? | 1 | 14.02.2023 | Дискуссия. Практическое занятие. |
23 | Что мы пишем с большой буквы? | 1 | 28.02.2023 | Практическое занятие. Ребусы. |
24 | Игротека | 1 | 07.03.2023 | Шарады. |
25 | О безударных гласных | 1 | 14.03.2023 | Грамматические сказки. |
26 | О парных звонких и глухих согласных | 1 | 28.03.2023 | Викторина |
27 | Слова - приятели | 1 | 04.04.2023 | Практическое занятие с игровыми элементами. |
28 | Игротека | 1 | 11.04.2023 | Загадки.Игры |
29 | Слова – неприятели | 1 | 18.04.2023 | Практическое занятие с игровыми элементами. |
30 | Волшебное слово предлог | 1 | 25.04.2023 | Викторина |
31 | Что за зверь такой - фразеологизм? | 1 | 02.05.2023 | Практическое занятие.Ребусы. |
32 | Игротека. | 1 | 16.05.2023 | Шифровки |
33 | Учимся различать слова разных частей речи | 1 | 23.05.2023 | Практическое занятие с игровыми элементами. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Наш помощник- язык | 2 | 2 | 4 |
2 | В мире слов и звуков | 5 | 5 | 10 |
3 | Живые буквы | 9 | 10 | 19 |
| ИТОГО: | 16 | 17 | 33 ч |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательный русский язык » необходимы следующие принадлежности:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
подборка видеофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по русскому языку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мищенкова Л.В занимательный русский язык : задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие 1 класс. М.: изд-во РОСТ 2012
Л.В.Холодова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь РОСТкнига 2014
О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2014
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2012 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2010 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2010 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2010 г
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2014 г.