РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности (ФГОС)
курса «Уроки здоровья»
обучающихся 7 класса
воспитателя ПЕРВОЙ категории
КИСТАНОВОЙ Елены Львовны
Учебный год 2020 - 2021
г. Н.Новгород
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Уроки здоровья» для 7 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями).
2. Авторская программа Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной, О.Е.Жиренко «Планета здоровья», с использованием методического пособия: Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. «135 уроков здоровья, или Школа докторов природы».. – М.: ВАКО, 2018.
3. Положение о рабочей программе курсов внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС ГКОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении «Мореновская областная санаторно-лесная школа» г.Н.Новгорода,к.п.Зеленый город
Цели и задачи курса
Целями изучения курса «Уроки здоровья» в 7 классе являются:
– создание наиболее благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья школьников;
– формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практической деятельности;
– приобщение к занятиям подвижными играми, формирование на их основе определенных видов двигательной активности.
Основными задачами обучения курсу «Уроки здоровья» в 7 классе являются:
сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у обучающихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Место курса в программе внеурочной деятельности школы
В плане внеурочной деятельности ГКОУ Мореновская областная санаторно-лесная школа на реализацию курса «Уроки здоровья» в 7 классе выделено 1 час в неделю, всего 33 часа в год. Согласно расписанию фактически будет проведено 34 часа на самоподготовке . Программа будет реализована в полном объёме.
.
Планируемые результаты освоения курса
Результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня – обучающийся научится соблюдать правила личной гигиены, соблюдать режим дня нашей школы, выполнять комплекс утренней гимнастики, оказывать простейшую первую доврачебную помощь при порезах, травмах, ушибах, обморожении, участвовать и организовывать детей в различные подвижные игры, знать игры разных народов нашего края, научится организовывать самостоятельный поиск информации и коллективную творческую деятельность.
Результаты второго уровня – обучающийся получит возможность научиться формировать позитивное отношение к базовым ценностям нашего общества, развивать ценностное отношение школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
Личностные результаты:
– умение проявлять самостоятельность и творческую активность;
– умение выполнять задания точно, аккуратно, своевременно;
– умение соблюдать правила ТБ, личной гигиены;
– умение правильно организовать рабочее место, место проведения игр, мероприятий;
– умение сопереживать и прийти на помощь.
Метапредметные результаты:
1) Регулятивные УУД
– умение определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя ;
– умение работать по предложенному воспитателем плану;
– умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.
2) Познавательные УУД
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и воспитателя;
– умение анализировать под руководством воспитателя проведенные мероприятия (определять их назначение, необходимость проведения, полученные навыки и результаты);
– умение создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры);
– умение ставить и решать задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;
– формирование представления о родном крае, его природе, культуре народов, проживающих в нем;
– формирование эффективных способов организации своего свободного времени;
– умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях.
3) Коммуникативные УУД
– умение слушать и понимать речь других, фиксировать ключевые слова, взаимодействовать с окружающими людьми;
– умение организовать товарищей для совместной игры, коллективного дела;
– умение искать и находить компромиссы;
– умение развивать положительные навыки общения в многонациональном обществе, основанном на знании истории и традиций различных национальностей.
4) Предметные УУД
– умение соблюдать режим дня;
– умение проводить гимнастику для глаз;
– умение правильно чистить зубы;
– умение провести комплекс заданий для утренней гимнастики;
– умение вести себя в общественном месте, общественном транспорте;
– умение вести себя на воде;
– умение соблюдать ТБ на уроке и самоподготовке на территории школы;
– умение правильно вести себя, когда один дома;
– умение правильно вести себя при грозе, громе, снегопаде;
– умение организовать товарищей для подвижной игры.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
овладение умениями организовывать здоровье сберегающую деятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Содержание курса (34 ч)
1. Вводное занятие. Ознакомление с особенностями занятий данного курса. Требования к учащимся во время проведения занятий. Техника безопасности во время игр на школьном дворе, спортивной площадке, в спортивном зале.
2. Советы доктора Воды.
Вступительное слово воспитателя . Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихам . Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».
3. Друзья Вода и Мыло.
Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.
4. Глаза – главные помощники человека.
Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз по офтальмологической таблице. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
5. Подвижные игры.
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».
6. Чтобы уши слышали.
Разыгрывание ситуации. Проведение опыта «Звучащий предмет». Оздоровительная минутка. Самомассаж ушей. Правила сохранения слуха. Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха.
7. Почему болят зубы.
Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Игра «Угадай-ка!» Рассказ воспитателя . Анализ ситуации. Творческое рисование.
8. Чтобы зубы были здоровыми.
Зачем человеку зубная щётка? Практикум «чистка зубов» на подьёме и перед отбоем.
9. Как сохранить улыбку красивой.
Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.
10. Подвижные игры.
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка».
11. «Рабочие инструменты» человека.
Уход за руками и ногами. Уход за ногтями. Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?». Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
12. Зачем человеку кожа.
Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ воспитателя . Оздоровительная минутка «красивая кожа ». Правила ухода за кожей.
13. Надёжная защита организма.
Беседа об органах чувств. Рассказ воспитателя . Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы.
14. Если кожа повреждена.
Рассказ воспитателя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
15. Подвижные игры.
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».
16. Питание – необходимое условие для жизни человека.
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения».
17. Здоровая пища для всей семьи.
Советы доктора Здоровая Пища. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу! Анализ ситуации по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. В школе правильное питание.
18. О пользе витаминов.
Советы доктора Витаминкина. Беседа «Что я знаю про витамины». Практические занятия. Инсценировка «Спор овощей». Игры «Вершки и корешки», «Кто больше». Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».
19. Сон – лучшее лекарство.
Сон – лучшее лекарство. Советы доктора Здоровый сон. Гигиена сна. Игра «Плохо-хорошо» (по гигиене сна). Анализ стихотворения С.Михалкова «Не спать».
20. Какое настроение?
Беседа» От чего зависит настроение». Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе».
21 Мы живём в школе.
Настроение после школы. Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ воспитателя . Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
22. Подвижные игры. По выбору детей.
23. Я – ученик.
Правила поведения «Я – ученик». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе». Игра-практикум «В столовой».
24. Вредные привычки.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.
25. И снова и гигиене.
Анализ «Вредных советов» Г.Остера и «Очень правдивой истории» Л.Яхнина. Практические занятия. Викторина «Чистота и здоровье». Игры «Письма», «Отгадай-ка!».
26. Подвижные игры.
Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».
27. Скелет – наша опора.
Рассказ воспитателя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.
28. Осанка – стройная спина.
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
29. Если хочешь быть здоров.
Если хочешь быть здоров – закаляйся! Шесть признаков здорового и закаленного человека Оздоровительная минутка. Практическая работа. Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». Творческая работа. Игра «Эрудит»
30. Правила безопасности на воде.
Правила безопасности на воде. Рассказ воспитателя . Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. Подвижные игры «Море волнуется», «Совушка».
31. Народные игры.
Рассказ о народных подвижных играх. Практические занятия.Разучивание игры «Городки»
32. Подвижные игры.
Доктора природы (обобщение). Практические занятия. Разучивание игр «Салки», «Русская лапта».
33. Спортивные игры. Практические занятия. Эстафеты с мячами. Разучивание игры «Мяч соседу».
34. Обобщающий урок «Доктора природы».