Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
_______________________________________________________________________________________________________________________
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@govrb.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №____ от________________________ | «Согласовано» Зам. директора по УМР _____________________ Д.В. Дашиева от___________________ | «Утверждено» Директор школы ________________ Е.Г. Сапожникова от_________________ |
Рабочая программа воспитательной работы
Класс: 9
Учебный год: 2023-2024
Классный руководитель: Ещенко Валентина Георгиевна
Пояснительная записка.
Программа воспитательной работы 9 класса составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год. С учетом нормативных документов по воспитательной работе (Закон об образовании, Должностные обязанности классного руководителя, Устав школы - интернат для детей с интеллектуальными нарушениями) на основе общешкольного плана воспитательной работы ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
Программа воспитательной работы с классным коллективом в коррекционной школе является рабочим документом, определяющим цели, задачи, содержание, направления, этапы организации и осуществления деятельности по достижению нового качества воспитания детей с проблемами в развитии, в соответствии с основными направлениями Программы развития школы, программы воспитания школы и требованиями, предъявляемыми к участникам воспитательного процесса.
Работа с классным коллективом была начата 4 года назад, когда ребята пришли ко мне в 5 класс с изучения особенностей класса, социальной среды, в которой проживают учащиеся класса, взаимоотношений в классе, состояния воспитания в семье, особенностей индивидуального развития каждого ученика. Учитывая полученные данные, в этом году была построена работа в классе на 2023-2024 учебный год.
При планировании работы с классом учитывались возрастные и психологические особенности классного коллектива. Подростковый период - это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается личность в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах. Возраст от 15-ти до 18-ти лет - характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Это вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Особенность возраста и контингента учащихся - избирательность внимания. Они откликаются на необычные захватывающие уроки и классные дела. Значимая особенность – развитие критичность. У ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Для этого возраста характерны: упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, возникают проблемы с родителями, происходит падение интереса к учению.
Работа классного руководителя направлена на формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений, необходимо выявлять причины учебных проблем и работать по их устранению. Классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребёнка, решать проблемы не только с ним наедине, но и семьей.
Традиции класса.
С 5 класса у нас сложилась традиция - ежедневно, перед началом занятий ребята первым делом заглядывают ко мне в кабинет. Кто-то просто поздороваться, кто – взять тетрадь или ручку, кто рассказать новости. Это мой успех. Я уже утром, перед первым уроком знаю, кого нет, кто-то появился после болезни. Это их успех. Они чувствуют свою необходимость и значимость для меня. А главное, они приходят вместе, вперемежку мальчики и девочки – это наше общее достижение. На переменах делятся своими впечатлениями, полученными на уроках. Своими мыслями по поводу поведения и учёбы друг друга. Я всегда в курсе всего: хорошего и плохого. Значит, они хотят со мной поделиться. Это мой успех. Классный руководитель должен всё видеть, всё слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять, нести ответственность за произошедшее в классе с ними и их товарищами – это их успех. Главное, не пропустить даже маленького достижения! Обо всех достижениях пишу в родительском чате в Viber. Вечером в выходные СМС и звонки от родителей. Это тоже правило: классный руководитель всегда должен знать о место нахождении детей. Вот из таких успехов складывается мой день классного руководителя, в распорядке которого, конечно же, и проверка внешнего вида, и проведение классных часов, собраний, индивидуальных бесед, заполнение документации.
Характеристика 9 класса
Класс состоит из 12 человек: 8 мальчиков и 3 девочек. Одна девочка на домашнем обучении. Социальный статус: под опекой - 0, сироты - 0, имеют инвалидность - 9.
Ученики 9 класса находятся на стадии сформированного классного коллектива и актива класса, так как 4 человека выбыли в 7 классе и 2 прибыли, 2 человека пришли в 8 классе и 2 мальчика прибыли в этом году. Регулировать и распределять дела в классе классному руководителю не легко, так как еще не все ребята могут самостоятельно выполнять классные дела, распределять между собой задания. Работоспособность класса средняя. Дети проявляют активность в общественной жизни школы и класса. Атмосфера в классе ровная, конфликтные ситуации возникают редко, почти в любом конфликте учащиеся могут разобраться самостоятельно. В коллективе продолжилась традиция с начальной школы поздравлять друг друга с днем рождения.
Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба. Успеваемость в классе – средняя. Общий уровень дисциплины в классе – удовлетворительный. Дети порой отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела. На занятия ребята, как правило, не опаздывают, стараются приходить вовремя. Проблема с приездом в школу по понедельникам остается у двух детей, в этом направлении регулярно ведется работа с родителями.
Отношения между учащимися можно назвать дружелюбными и доверительными. Их мнения во многом совпадают. В классе прослеживается соперничество, они стараются казаться лучше.
Трудовая деятельность в классе активная. Учащиеся умеют самостоятельно распределять обязанности. Каждый старается участвовать во всех мероприятиях, классных, общешкольных и принимают активное участие в подготовке. Ответственным учащимся поручаются наиболее сложные дела, т.е. дела распределяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Каждый из учащихся комфортно чувствует себя в классе. Серьезных конфликтных ситуаций между учащимися не наблюдалось. Дети очень общительны и заинтересованы в общении с другими классами. У них общие интересы.
Учащиеся 9 класса очень хорошо относятся к окружающим: и к педагогам, и к другим детям. Они всегда приветствуют учителей и друг друга. Культура поведения и общения учащихся соответствует школьному режиму.
Каждый обучающийся 9 класса – это личность. Можно отметить, что в классе нет ярко выраженного лидера, это влияет на сплоченность ребят, у них практически все разногласия решаются путем диалога, иногда бурного, но в большинстве случаях, мирного.
Не все родители оказывают помощь классному руководителю в воспитании детей, со многими приходится вести разъяснительные беседы, привлекать их внимание к проблемам собственного ребенка иногда с участием социального педагога, педагога-психолога и администрации школы.
Исходя из всего вышесказанного, определены следующие воспитательные задачи:
Продолжить работу по сплочению подросткового коллектива, воспитывать чувство товарищества. Развивать у учащихся организаторские навыки.
Повышать уровень воспитанности в классе.
Усилить роли осознанного приобретения знаний в ходе учебного процесса.
Проводить беседы с родителями в помощь учащимся. Организовывать работу по подготовке к выпускному.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Тема воспитательной работы класса: «Формирование у выпускника школы социализации, патриотизма, гражданской ответственности, проявляющейся в поступках, в отношении к учебе и труду, друг к другу, Родине, умения самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить».
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно
Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствия школьников на уроках.
Организация дежурства.
Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
Проведение мероприятий в классе (по плану).
Работа с родителями (по ситуации).
Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
Встреча со школьным врачом (медсестрой) по справкам о болезни учащихся.
Ежемесячно
Посещение уроков в своем классе.
Консультации у школьного психолога.
Встреча с родительским активом.
Совещания у директора.
Один раз в четверть
Оформление электронного журнала по итогам четверти.
Участие в семинаре (МО, учебе) классных руководителей.
Анализ работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть.
Проведение родительского собрания.
Один раз в год
Проведение открытого мероприятия.
Оформление личных дел учащихся.
Анализ и составление плана работы класса. Передача статистических данных о классе.
Работа организовывается по следующим направлениям:
формирование ученического коллектива;
патриотическое воспитание;
правовое воспитание. Профилактика правонарушения;
формирование здорового образа жизни;
художественно-творческое воспитание;
духовно-нравственное воспитание;
традиции;
организация трудового воспитания учащихся, профориентация;
семейное воспитание.
Месяц | Участие в общешкольных делах |
Сентябрь | 1. Торжественная линейка, посвященная празднику первого звонка 2. Квест-игра «Знание - сила» | 04.09.23 | Классный руководитель |
Октябрь | 1. Выставка - конкурс фотографий «Край родной, на век любимый» 2. «Книжное царство – мудрое государство» литературная игра. (По сказкам) 3. Флэшбук «Читать – это здорово!». Знакомство с интересной книгой с помощью цитат, иллюстраций и личных переживаний. (Конкурс видеороликов). | 18.10.23 19.10.23 24.10.23 | Классный руководитель |
Ноябрь | 1. Конкурс стихов. «Пусть всегда будет мама», 2. Выставка рисунков, посв. Празднику День Матери 3. «Минута славы» | В течении месяца | Классный руководитель |
Декабрь | 1. Выставка работ учащихся и педагогов, посвященная Международному дню инвалидов 2. Новогодний праздник | 06.12.23 28.12.23 | Классный руководитель |
Январь | 1. Конкурс рисунков и плакатов «Что полезно для здоровья»? 2. Конкурс видеороликов: «Самый классный классный». | С 09.01.24 В течении месяца | Классный руководитель |
Февраль | 1.Акция дарения «Эти книги для детей безвозмездно от друзей!» (Международный день книгодарения 14 февраля 2. Конкурс сочинений «Моя мама - лучшая на свете». | С 01.02-14.02.24 В течении месяца | Классный руководитель |
Март | Конкурс «Портфолио ученика» | 29.03.24 | Классный руководитель |
Апрель | 1. Конкурс стенгазет «Все профессии важны» 2. Конкурс плакатов «Труд в моей семье» | 09.04.24 18.04.24 | Классный руководитель |
Май | 1. Ежегодный школьный конкурс «Мы о войне стихами говорим, песни военных лет» 2. Видеовикторина «Моя будущая профессия». | 16.05.24 22.05.24 | Классный руководитель |
Каждый понедельник проведение урока «Разговоры о важном» (согласно программе).
Каждую среду проведение урока «Россия - мои горизонты» (согласно программе).
Каждую пятницу проведение классных часов:
Дата | Тема классного часа | Кол-во часов |
01.09.2023 | День солидарности в борьбе с терроризмом | 1 |
08.09.2023 | Твоя безопасность – в твоих руках. Инструктажи | 1 |
15.09.2023 | Здоровая нация – здоровая страна | 1 |
22.09.2023 | Осторожно, экстремизм! | 1 |
29.09.2023 | Мои года, мое богатство (1 октября - День пожилого человека) | 1 |
06.10.2023 | День гражданской обороны | 1 |
13.10.2023 | Мир начинается с семьи | 1 |
20.10.2023 | Патриотизм без экстремизма | 1 |
27.10.2023 | Обучающее занятие по безопасной жизнедеятельности в период каникул | 1 |
10.11.2023 | Простые решения для энергосбережения (11 ноября - Международный день энергосбережения) | 1 |
17.11.2023 | Права и обязанности. Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 |
24.11.2023 | О беде по имени СПИД (1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом и в рамках недели) | 1 |
01.12.2023 | Особые люди (3 декабря – Международный день инвалидов) | 1 |
08.12.2023 | Я глазами одноклассника | 1 |
15.12.2023 | По выбору классного руководителя | 1 |
22.12.2023 | Обучающее занятие по безопасной жизнедеятельности в период каникул | 1 |
19.01.2023 | Профилактика терроризма и экстремизма «Обыкновенный фашизм» | 1 |
26.01.2023 | Всемирный день борьбы с туберкулезом | 1 |
02.02.2023 | День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | 1 |
16.02.2023 | Урок трезвости | 1 |
23.02.2023 | Я глазами одноклассника | 1 |
01.03.2023 | Культура общения в современной семье | 1 |
15.03.2023 | Травмоопасные ситуации | 1 |
22.03.2023 | Тайна слова КОРРУПЦИЯ | 1 |
26.03.2023 | Права и обязанности подростка | 1 |
05.04.2023 | Все профессии важны | 1 |
12.04.2023 | Правила поведения в обществе | 1 |
19.04.2023 | Песни военных лет. 78-летию Великой Победы в ВОВ | 1 |
26.04.2023 | Мир без насилия | 1 |
03.05.2023 | Международный день Детский телефон доверия | 1 |
17.05.2023 | Моя будущая профессия | 1 |
24.05.2023 | Обучающее занятие по безопасной жизнедеятельности после окончания школы | 1 |
Именно в семье формируется характер и развивается личность человека.
Месяц | Взаимодействие с родителями (законными представителями) |
Сентябрь | Родительское собрание «Наши задачи на новый учебный год. Выпускной класс». | 04.09.23 | Бубеева З.Б. |
Знакомство с родителями (законными представителями) обучающихся. | По плану | Классные руководители, воспитатели |
Посещение семей на дому с целью ознакомления с условиями жизни воспитанников. Банк данных о детях- инвалидах, детях гр. Риска. Социальный паспорт 9 класса. | В течении месяца | Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель |
Октябрь | Беседы с родителями (законными представителями) обучающихся | В течении месяца | Классный руководитель |
Ноябрь | Итоги 1 четверти. Беседы с родителями (законными представителями) обучающихся | В течении месяца | Классный руководитель |
Декабрь | Общешкольное родительское собрание | 28 декабря | Бубеева З.Б., Шигина Н.А. |
Январь | Итоги 2 четверти. Беседы с родителями (законными представителями) обучающихся | В течении месяца | Классный руководитель |
Февраль | Социализация выпускника коррекционной школы. Беседы с родителями (законными представителями) обучающихся | В течении месяца | Классный руководитель |
Март | Итоги 3 четверти. Беседы с родителями (законными представителями) обучающихся | В течении месяца | Классный руководитель |
Апрель | Беседы с родителями «Все профессии нужны, все профессии важны» - после экскурсии детей в г. Улан-Удэ в Байкальский многопрофильный колледж, Бурятский республиканский информационно-экономический техникум | В течении месяца | Классный руководитель |
Май | Беседы с родителями (законными представителями) обучающихся по подготовке к экзаменам, выпускному вечеру. Итоги года. | В течении месяца | Классный руководитель |
Взаимодействие с педагогическим коллективом
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей её повышения;
сотрудничество учащихся с педагогами во внеурочной деятельности;
помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности учащихся;
помощь проблемным учащимся.
Прогнозируемые результаты.
потребность в самостоятельном добывании новых знаний;
увеличение числа учащихся, желающих принять участие в конкурсах;
усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения;
активная жизненная позиция;
овладение обучающимися умениями и навыками культуры общения;
овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях;
иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
ответственность за своих близких и доброе отношение к родителям.
Ресурсное обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение: классный кабинет, фойе школы, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, персональный компьютер, микроавтобус.
Методическое обеспечение: изучение и внедрение лучшего опыта по работе классных руководителей, отбор педагогически целесообразных форм и методов работы с учащимися.
Список литературы для классного руководителя
1. Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.:Питер,2007; Содержание деятельности классного коллектива
2. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классныйруководитель-2006, №4
3. Воспитательная работа с "проблемными" учащимися. Планирование. Мониторинг развития учащихся. Разработки занятий с педагогами родителями. Издательство: Учитель,2007.
4. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 9 класс / А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2015. – 48 с.
5. Иченская М.А. Из опыта работы классного руководителя в 5-9 класса: взаимодействие родительским коллективом. Волгоград: Учитель, 2010
6. Степанов, П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся / П.В. Степанов // Управление воспитательным процессом в школе. – 2014. – № 2. – С. 95–127.
7. Ушинский, К.Д. Избранные труды: в 4 кн. / К.Д. Ушинский // Сост., вступ. статья, примеч. и комментарии Э.Д. Днепров. – М.: Дрофа, 2005. – Кн. 1. Проблемы педагогики. – 638 с.