СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Живой организм"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для учащихся 10 класса с целью повторения материала биологии, начиная с 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Живой организм"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАРГАШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»




РАССМОТРЕНО

На ШМО учителей естественно-научного цикла

Протокол №1 от ________






ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от « » августа 201 г.










УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_______________Т.И. Бардыш

Приказ № от -____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный учебный предмет

«Живой организм»

(профильный уровень)

для 10 класс

17 часов





Составитель: Е.В.Борисова, учитель биологии

высшей квалификационной категории











2018 год

Пояснительная записка



Программа данного элективного курса составлена на основе авторской программы «Живой организм», разработанной авторами И.Б. Агафоновой и В.И. Сивоглазовым и предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы.

Данный элективный курс направлен на расширение и систематизацию знаний учащихся о живом организме как открытой биологической системе, а также на реализацию комплексного подхода при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом, системни-органном).

Формирование представлений о целостности живых организмов, особенностях их организации и функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 6-9 классах

Актуальностью изучения данного курса является то, что вопросы биологии «Живой организм» рассматриваются в 6-9 классе, когда учащиеся не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, цитологии, гистологии, эволюции, экологии.

Данный курс рассчитан на учащихся, уже имеющих представление о живом организме, специфике представителей основных систематических групп. Кроме этого, обязательны знания ряда смежных дисциплин: физической географии, экологии.

Курс позволяет углубленное изучение эволюции органов животных, возникновение систематических групп, т.е. изучение зоологии на старшей ступени обучения.

Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития живых организмов.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 17 часов.

Цель курса

Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.

Задачи курса

1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.

2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.



Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • химический состав клеток;

  • особенности строения прокариотической и -эукариотической клеток;

  • сходство и различия строения клеток растений, грибов, животных:

  • особенности неклеточных форм жизни;

  • строение, происхождение, функции растительных тканей;

  • строение, происхождение, функции животных тканей;

  • внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;

  • строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих);

  • основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов;

  • особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

  1. сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать выводы на основе сравнения;

  • распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;

  • изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.



























Содержание курса:



Раздел 1. Клетка (1 ч)

Химический состав клетки. Клетка как структурно-функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.

Демонстрация схем и таблиц:

  • многообразие клеток;

  • строение эукариотической клетки;

  • строение животной клетки;

  • строение растительной клетки;

  • строение прокариотической клетки.

Раздел 2. Ткани (3 ч)

Растительные ткани (1 ч)

Классификация тканей растений по основной выполняемой функции. Строение и расположение.

Образовательные ткани (меристемы). Первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.

Покровные тканиПервичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка.

Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная, запасаюшая, водоносная, воздухоносная.

Механические (опорные) тканиКолленхима, склеренхима, склереиды.

Проводящие ткани. Первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).

Выделительные (секреторные] тканиТкани наружной и внутренней секреции.

Лабораторные работы

  1. Строение основной и проводящей ткани листа.

Ткани животных (2ч.)

Основные группы тканей животного организма.

Эпителиальные ткани и соединительные тканиТкани — производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функций. Различные классификации эпителиальных тканей: по форме клеток, в зависимости от количества слоев, по степени ороговения, по свойствам и расположению в организме. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии.

 Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения (развитое межклеточное вещество). Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая (оформленная и неоформленная), костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая, кровь и лимфа).

Мышечные и нервная тканиГруппа тканей мезодермального происхождения. Основные свойства — возбудимость и сократимость. Три вида мышечных тканей: гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.

 Основная ткань центральной и периферической нервной системы. Эктодермальное происхождение нервной ткани. Основные свойства: возбудимость и проводимость. Два типа клеток, образующих нервную ткань: нейроны и вспомогательные нейроглиальныс клетки. Особенности строения нервных клеток. Классификация нейронов: по функциям; по физиологическим проявлениям; по форме и размерам; по числу отростков. Демонстрация образцов эпителиальной и соединительной ткани под микроскопом.

Раздел 3. Органы (5ч)

Органы растений (2ч)

Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений.

Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей. Морфологическое строение корня: поперечный и продольный срезы. Первичное и вторичное строение корня. Видоизменения корней. Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Анатомическое строение стебля: первичное и вторичное. Лист боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.

Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификация плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные); по количеству семян (односеменные и многосеменные); по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся).

Семя. Специализированный орган, возникший у семенных растений в процессе эволюции. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.

Органы животных (3ч)

Внутренние органы. Покровная система. Опорно-двигательная система и кровеносная. Скелет и скелетные мьшшы.  Сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы.

Дыхательная и пищеварительная система. Воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы) и легкие. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками (печень и поджелудоч­ная железа). Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Половая система. 

Нервная система. Центральная (головной и спинной мозг) и периферическая нервная система. Эндокринная системаЖелезы внутренней секреции. Железы смешанной секреции (поджелудочная железа и половые железы). Железы внешней секреции (потовые, слюнные, млечные).

Демонстрация схем систем органон человека или других млекопитающих.

Раздел 4. Жизнедеятельность организма (8 ч)

Опора и движение (1)

Опорные системы растений и животных. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.

Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных (видеофильмы).

Лабораторные работы

  1. Перемещение дождевого червя.

Дыхание (1)

 Дыхание растений и животных. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня.  Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Кожное и легочное дыхание.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Транспорт веществ (1)

Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение воды и минеральных солей по корню и стеблю. Вертикальный транспорт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости.

Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы. Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа, кровь, лимфа: состав и значение.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.

Питание и пищеварение (1)

 Особенности питания растений и животных. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

 Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники, симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пиши. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем животных.

Демонстрация:

  • действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал;

  • опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.


Выделение (1)

 Выделение у растений и животных. Роль устьиц и гидатол (водяных устьиц) в выведении из организма растений углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений.

Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.

Демонстрация:

  • модели почек;

  • схемы строения кожных покровов человека.

Обмен веществ и энергии (1)

 Обмен веществ у растительных организмов и животных.



Размножение (1)

 Бесполое и половое размножение у растений и животных. Половое размножение низших растений: образование гамет; конъюгация.

Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.

ЖивотныеБесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее.

Демонстрация способов размножения растений.

Рост и развитие (1)

Онтогенез, или индивидуальное развитие. Рост и развитие растений и животных.

Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост.

ЖивотныеЭмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйпекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределенный и определенный типы роста.

Демонстрация способов распространения плодов и семян растений.





Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

контр.тестирование

1

Клетка.

1

1


-

-


2

Ткани.

3





2



1

-





3

Органы.

5


5



1


4

Жизнедеятельность организма.

8


8

1

1


Итого:

17

15

2

1







Календарно-тематическое планирование

Дата

№/у

Тема урока

Практикум

Образовательный продукт.

Раздел 1. Клетка (1 час).


1.

1. Химический состав клетки. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия.


выучить записи в тетр.

Раздел 2. Ткани (3 часов).


2.

Классификация тканей растений по основной выполняемой функции. Строение и расположение.

Л. Раб. № 1 «Строение основной и проводящей ткани листа»

учить табл.; отчёт к лаб.раб.


3.

Основные группы тканей животного организма. Эпителиальные ткани и соединительные ткани.


выполнить рисунки к записям в тетр.


4.

Мышечные и нервная ткани.


записи в тетради

Раздел 3. Органы (5 часов).


5.

Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Корень. Побег. Почка. Лист.


записи в тетради


6.

Цветок. Плод. Семя.


конспект


7.

Внутренние органы. Покровная система. Опорно-двигательная система и кровеносная. Лимфатическая.


записи в тетради


8.

Дыхательная и пищеварительная система. 


записи в тетради .


9.

Нервная и эндокринная системы.


тест


Раздел 4. Жизнедеятельность организма (8 часов).


10.

Опорные системы растений и животных

Л.раб.№ 2 «Перемещение дождевого червя».

отчёт к лаб.раб.


11.

 Дыхание растений и животных.


конспект


12.

Растения. Передвижение веществ в растении. Животные. Особенности переноса веществ в организме животных.


записи в тетради


13.

Особенности питания растений и животных.


записи в тетради


14.

 Выделение у растений и животных.


конспект


15.

Обмен веществ у растительных организмов и животных.


тезисы


16.

Бесполое и половое размножение у растений и животных.


записи в тетради


17.

Онтогенез, или индивидуальное развитие. Рост и развитие растений и животных.


тест





































































Литература:



1. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

  1. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: словарь по­
    нятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.

  2. Мамонтов. Г. Биология: пособие для поступающих в ву­
    зы. М.: Дрофа, 2004.

  3. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Т. 1-2. М.: «Новая волна», 2002г.

  4. Элективные курсы. Сборник 2. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2006г.