МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАРГАШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
РАССМОТРЕНО На ШМО учителей естественно-научного цикла Протокол №1 от ________
| ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от « » августа 201 г.
| УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______________Т.И. Бардыш Приказ № от -____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный учебный предмет
«Живой организм»
(профильный уровень)
для 10 класс
17 часов
Составитель: Е.В.Борисова, учитель биологии
высшей квалификационной категории
2018 год
Пояснительная записка
Программа данного элективного курса составлена на основе авторской программы «Живой организм», разработанной авторами И.Б. Агафоновой и В.И. Сивоглазовым и предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы.
Данный элективный курс направлен на расширение и систематизацию знаний учащихся о живом организме как открытой биологической системе, а также на реализацию комплексного подхода при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом, системни-органном).
Формирование представлений о целостности живых организмов, особенностях их организации и функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 6-9 классах
Актуальностью изучения данного курса является то, что вопросы биологии «Живой организм» рассматриваются в 6-9 классе, когда учащиеся не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, цитологии, гистологии, эволюции, экологии.
Данный курс рассчитан на учащихся, уже имеющих представление о живом организме, специфике представителей основных систематических групп. Кроме этого, обязательны знания ряда смежных дисциплин: физической географии, экологии.
Курс позволяет углубленное изучение эволюции органов животных, возникновение систематических групп, т.е. изучение зоологии на старшей ступени обучения.
Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития живых организмов.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 17 часов.
Цель курса
Формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.
Задачи курса
1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
особенности строения прокариотической и -эукариотической клеток;
сходство и различия строения клеток растений, грибов, животных:
особенности неклеточных форм жизни;
строение, происхождение, функции растительных тканей;
строение, происхождение, функции животных тканей;
внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;
строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих);
основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов;
особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать выводы на основе сравнения;
распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;
изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса:
Раздел 1. Клетка (1 ч)
Химический состав клетки. Клетка как структурно-функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.
Демонстрация схем и таблиц:
многообразие клеток;
строение эукариотической клетки;
строение животной клетки;
строение растительной клетки;
строение прокариотической клетки.
Раздел 2. Ткани (3 ч)
Растительные ткани (1 ч)
Классификация тканей растений по основной выполняемой функции. Строение и расположение.
Образовательные ткани (меристемы). Первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.
Покровные ткани. Первичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка.
Основные ткани (паренхимы). Ассимиляционная, запасаюшая, водоносная, воздухоносная.
Механические (опорные) ткани. Колленхима, склеренхима, склереиды.
Проводящие ткани. Первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).
Выделительные (секреторные] ткани. Ткани наружной и внутренней секреции.
Лабораторные работы
Строение основной и проводящей ткани листа.
Ткани животных (2ч.)
Основные группы тканей животного организма.
Эпителиальные ткани и соединительные ткани. Ткани — производные эктодермы и энтодермы. Взаимосвязь строения, расположения и функций. Различные классификации эпителиальных тканей: по форме клеток, в зависимости от количества слоев, по степени ороговения, по свойствам и расположению в организме. Общие свойства всех разновидностей эпителиальных тканей. Покровные и железистые эпителии.
Группа тканей мезодермального происхождения. Основные функции и особенности строения (развитое межклеточное вещество). Разновидности соединительных тканей: рыхлая волокнистая, плотная волокнистая (оформленная и неоформленная), костная, хрящевая, ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая, кровь и лимфа).
Мышечные и нервная ткани. Группа тканей мезодермального происхождения. Основные свойства — возбудимость и сократимость. Три вида мышечных тканей: гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.
Основная ткань центральной и периферической нервной системы. Эктодермальное происхождение нервной ткани. Основные свойства: возбудимость и проводимость. Два типа клеток, образующих нервную ткань: нейроны и вспомогательные нейроглиальныс клетки. Особенности строения нервных клеток. Классификация нейронов: по функциям; по физиологическим проявлениям; по форме и размерам; по числу отростков. Демонстрация образцов эпителиальной и соединительной ткани под микроскопом.
Раздел 3. Органы (5ч)
Органы растений (2ч)
Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений.
Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей. Морфологическое строение корня: поперечный и продольный срезы. Первичное и вторичное строение корня. Видоизменения корней. Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Анатомическое строение стебля: первичное и вторичное. Лист боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные.
Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификация плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные); по количеству семян (односеменные и многосеменные); по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся).
Семя. Специализированный орган, возникший у семенных растений в процессе эволюции. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.
Органы животных (3ч)
Внутренние органы. Покровная система. Опорно-двигательная система и кровеносная. Скелет и скелетные мьшшы. Сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы.
Дыхательная и пищеварительная система. Воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы) и легкие. Желудочно-кишечный тракт и пищеварительные железы, соединенные с ним самостоятельными потоками (печень и поджелудочная железа). Выделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Половая система.
Нервная система. Центральная (головной и спинной мозг) и периферическая нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции (поджелудочная железа и половые железы). Железы внешней секреции (потовые, слюнные, млечные).
Демонстрация схем систем органон человека или других млекопитающих.
Раздел 4. Жизнедеятельность организма (8 ч)
Опора и движение (1)
Опорные системы растений и животных. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.
Демонстрация движения представителей разных классов позвоночных (видеофильмы).
Лабораторные работы
Перемещение дождевого червя.
Дыхание (1)
Дыхание растений и животных. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Строение и работа устьичного аппарата. Дыхание корня. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Кожное и легочное дыхание.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Транспорт веществ (1)
Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос веществ. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Вертикальное перемещение воды и минеральных солей по корню и стеблю. Вертикальный транспорт органических веществ. Передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости.
Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. Роль паренхимы и первичной полости тела в транспорте веществ у организмов, не имеющих кровеносной системы. Кровеносная система: строение и функции. Лимфатическая система. Гемолимфа, кровь, лимфа: состав и значение.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Питание и пищеварение (1)
Особенности питания растений и животных. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники, симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение как подготовительного этапа обмена веществ. Роль пищеварительных ферментов в переваривании пиши. Основные функции пищеварительной системы. Особенности строения пищеварительных систем животных.
Демонстрация:
действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал;
опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.
Выделение (1)
Выделение у растений и животных. Роль устьиц и гидатол (водяных устьиц) в выведении из организма растений углекислого газа, избытка воды и минеральных солей. Значение листопада в жизни растений.
Выделение у животных. Основные типы выделительных систем. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.
Демонстрация:
Обмен веществ и энергии (1)
Обмен веществ у растительных организмов и животных.
Размножение (1)
Бесполое и половое размножение у растений и животных. Половое размножение низших растений: образование гамет; конъюгация.
Половое размножение высших споровых и семенных растений. Зависимость полового размножения споровых растений от наличия воды. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.
Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование, фрагментация. Особенности полового размножения животных. Двуполые и гермафродитные организмы. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение наружное и внутреннее.
Демонстрация способов размножения растений.
Рост и развитие (1)
Онтогенез, или индивидуальное развитие. Рост и развитие растений и животных.
Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ориентированный рост.
Животные. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйпекладное и внутриутробное прямое развитие. Неопределенный и определенный типы роста.
Демонстрация способов распространения плодов и семян растений.
Учебно-тематический план
п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | практические | контр.тестирование |
1 | Клетка. | 1 | 1 | - | - |
2 | Ткани. | 3 | 2 | 1 | - |
3 | Органы. | 5 | 5 | | 1 |
4 | Жизнедеятельность организма. | 8 | 8 | 1 | 1 |
| Итого: | 17 | 15 | 2 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | №/у | Тема урока | Практикум | Образовательный продукт. |
Раздел 1. Клетка (1 час). |
| 1. | 1. Химический состав клетки. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. | | выучить записи в тетр. |
Раздел 2. Ткани (3 часов). |
| 2. | Классификация тканей растений по основной выполняемой функции. Строение и расположение. | Л. Раб. № 1 «Строение основной и проводящей ткани листа» | учить табл.; отчёт к лаб.раб. |
| 3. | Основные группы тканей животного организма. Эпителиальные ткани и соединительные ткани. | | выполнить рисунки к записям в тетр. |
| 4. | Мышечные и нервная ткани. | | записи в тетради |
Раздел 3. Органы (5 часов). |
| 5. | Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Корень. Побег. Почка. Лист. | | записи в тетради |
| 6. | Цветок. Плод. Семя. | | конспект |
| 7. | Внутренние органы. Покровная система. Опорно-двигательная система и кровеносная. Лимфатическая. | | записи в тетради |
| 8. | Дыхательная и пищеварительная система. | | записи в тетради . |
| 9. | Нервная и эндокринная системы. | | тест |
|
Раздел 4. Жизнедеятельность организма (8 часов). |
| 10. | Опорные системы растений и животных | Л.раб.№ 2 «Перемещение дождевого червя». | отчёт к лаб.раб. |
| 11. | Дыхание растений и животных. | | конспект |
| 12. | Растения. Передвижение веществ в растении. Животные. Особенности переноса веществ в организме животных. | | записи в тетради |
| 13. | Особенности питания растений и животных. | | записи в тетради |
| 14. | Выделение у растений и животных. | | конспект |
| 15. | Обмен веществ у растительных организмов и животных. | | тезисы |
| 16. | Бесполое и половое размножение у растений и животных. | | записи в тетради |
| 17. | Онтогенез, или индивидуальное развитие. Рост и развитие растений и животных. | | тест |
Литература:
1. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: словарь по
нятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.
Мамонтов. Г. Биология: пособие для поступающих в ву
зы. М.: Дрофа, 2004.
Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Т. 1-2. М.: «Новая волна», 2002г.
Элективные курсы. Сборник 2. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2006г.