СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Тема "Бессоюзное сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Тема "Бессоюзное сложное предложение"»

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

закрытого типа»













РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по русскому языку

9 класс

Тема «Бессоюзное сложное предложение»

…………………………………………………

(Фамилия, имя)



























Автор-составитель Тарунина Вера Александровна,

учитель высшей категории

Рецензент Королева Наталья Викторовна,

учитель высшей категории

















Рабочая тетрадь по предмету «Русский язык» по теме «Бессоюзное сложное предложение» - третья из четырех рабочих тетрадей, способных помочь обучающимся при изучении курса «Русский язык» в 9 классе. Включает в себя задания на повторение, новый материал, закрепление и контроль.











Дорогой друг!

Если Вы держите в руках это издание, значит перед Вами стоит та же проблема, что волнует многих – экзамены.

Рабочая тетрадь являет собой результат работы учителя по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Если Вы ученик, то «Рабочая тетрадь» поможет усвоить материал по одной из самых трудных тем по русскому языку в 9 классе «Бессоюзное сложное предложение». Вашему вниманию представлены рабочие карты урока с обязательной подготовкой к ОГЭ (на этапе «Разминка»), новым материалом, закреплением и проверкой знаний. Для работы будет необходим учебник «Русский язык» Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова, ручка и простой карандаш. Использование цветных карандашей, фломастеров, ручек сделает Ваши рабочие конспекты не только красивыми, но и удобными для подготовки к экзаменам. «Рабочая тетрадь» оснащена необходимым дополнительным материалом. В начале каждого занятия необходимо определить цель и задачи урока, а в конце соотнести их с результатами. В Рабочей тетради можно найти интуитивно понятные обозначения и сокращения, умение использовать которые поможет при написании творческого задания на экзамене.

Если Вы учитель, «Рабочая тетрадь» значительно облегчит Ваш труд, т.к. уже содержит необходимый дополнительный материал для урока по подготовке к ОГЭ и даст возможность проявить творчество в поиске новых решений, более углубленных заданий для «продвинутых» учеников. Рабочие карты удобны для проверки и взаимопроверки, Вы можете организовать работу в парах, группах и индивидуально. Работа с учебником в разных видах позволяет реализовать требования ФГОС. Карты урока содержат тестовые задания. Тема «Бессоюзное сложное предложение» предполагает уроки развития речи, которые не включены в «Рабочую тетрадь». Удобный формат рабочей тетради позволяет легко копировать листы, на каждый урок отводится 1 лист. В конце изучения темы представлен вариант контрольной работы.

Успехов!









Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация БСП.

Цель: ……………………………………………………………………………………………………………….

Задачи: ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………


1.Разминка. Заполнить таблицу (расставить стрелки, вставить недостающие слова, в прямоугольники вписать соответствующие №№ предложений)


1 .Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

3. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

5. Дорога, теряясь и вновь появляясь, вела нас к дальнему лесу, манившему нас прохладой и сумраком.


2. Новый материал. Учебник §31, стр. 121 - 125.

а) Вставить слова.

БСП – это такое………………………… предложение, в котором …………………………….. предложения соединены между собой …………………………………………………………………………………………..


б) Заполнить таблицу (1- знаки препинания, 2 - повышение и понижение голоса)


Особенности интонации в БСП со значением перечисления

Особенности интонации в БСП со значением сопоставления

Особенности интонации в БСП со значением причины, пояснения









3.Закрепление.

а) Среди предложений найдите БСП, подчеркните грамматические основы. Расставьте стрелки интонации.

  • Я вас любил – меня вы не любили.

  • Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

  • В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

  • Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и неслась дальше.

  • Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

  • Я понял, что долго не смогу притворяться.

  • Я понял: долго не смогу притворяться.

б) упр.189 (у) – по заданию.


в)  Среди предложений 1-8 найти БСП, подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания.

(1) Я узнал что осень смешала все чистые краски какие существуют на земле и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. (2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. (3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе. (4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском. (5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. (6) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. (7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
4.Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

1.А мой совет такой: берись за то к чему ты сроден.

2.Не удалось Артему устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали.

3. Любишь кататься - люби и саночки возить.

4.Не чего на зеркало пенять коли рожа крива.

5. Не было ни какой возможности уйти все ждали приезда гостя.


Тест. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация БСП.

  1. Указать СПП. 1 2 3 4 5

  2. Указать пословицы. 1 2 3 4 5

3. Найти БСП, в состав которого входит простое односоставное неопределенно-личное предложение.

1 2 3 4 5

4. БСП с пункт. ошибками 1 2 3 4 5

5. СП с орф. ошибками. 1 2 3 4 5

6.Найти предложение сложной синтаксической конструкции

1 2 3 4 5



5. Домашнее задание §31, упр. 190 (выбрать 1 афоризм Козьмы Пруткова, на его основе написать сочинение- рассуждение. В данном случае именно афоризм будет вашим тезисом. Необходимо доказать правильность высказывания).





Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

Цель:…………………………………………………………………………………………

Задачи:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

1.Разминка

1.В каком слове пишется буква ю?

А) кле..щий                          

В) бре..щий

Б)сто..щий                             Г) ненавид..щий

2. Значение какого слова определено неверно?

а) игнорировать – намеренно не замечать, не желать знать;

б) классифицировать – распределять на группы, разряды, классы по каким- либо отличительным признакам;

в) лаконизм – предельная краткость, сжатость речи;

г) декоративный – театральный


2. Новый материал §33, стр.126-127, прочитать

Запятая в БСП

Точка с запятой в БСП








3. Закрепление

А) Прочитать предложения, вставить пропущенные буквы, объяснить их. Изменит предложения так, чтобы получилось СП нужного вида. Нарисовать схемы предложений


ССП

Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце капли падали с них звонко уд…ряли о лед по всем улицам пели песню весны.


СПП

Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце капли падали с них звонко уд…ряли о лед по всем улицам пели песню весны.


БСП

Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце капли падали с них звонко уд…ряли о лед по всем улицам пели песню весны.



Вывод: …………………………….….. ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.


Б) Найти БСП, расставить знаки препинания в БСП

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

Это интересно!

Хотелось бы обратить особое внимание: у каждого писателя есть свой любимый знак препинания. У Тургенева – это точка с запятой, чтобы показать динамизм, стремительность происходящего, смену впечатлений или перечисление своих наблюдений.

У Марины Цветаевой – тире.

Рано ещё – не быть

Рано ещё – не жечь!
Нежность! Жестокий бич
Потусторонних встреч.

 М. Цветаева

В) упр. 193 (по заданию)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блистели упрямо.

2) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним  сизые волны.

3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето.

4) Распохнули окна запах сосен вступил в веранду.

5) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает.


Тест. Запятая и точка с запятой в БСП

1.Предложение с орф.ош 1 2 3 4 5

2.Пр-е с пунк. ошибкой 1 2 3 4 5

3.БСП   со значением  одновременности

1 2 3 4 5

4.БСП   со значением  последовательности

1 2 3 4 5

5.Предложение, не являющееся БСП

1 2 3 4 5


5. Домашнее задание §33, правило, упр. 191

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Цель:………………………………………………………………………………………………………

Задачи………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

1.Разминка.

а) Расставьте ударение в словах

Квартал, корысть, медикаменты, регулировать.


б) Найдите грамматические основы данных предложений. Составьте схемы предложений

С баржи несли раненых.


Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.




в) Определите количество букв и звуков в данных словах:

Слово + [транскрипция]

Количество букв

Количество звуков

Традиция [ ]



Гигантский [ ]





г) Приведите русские эквиваленты заимствованных слов.

Инертный…………………………………………….
Экологический……………………………………...
Дискуссия………..………………………………………
Диалог…………………………………………………..
Дебют……………………………………………………..

2. Новый материал §34, стр.129-131, прочитать отрывок из рассказа С.Георгиевской, заполнить таблицу (по правилу).

Двоеточие в БСП ставится

Условие

Слово-помощник

Пример

1.

Потому что



2.


У моряков есть обычай: все суда провожают гудками уходящий в рейс корабль

3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части




Увидел, что




3. Закрепление.

а)Разобрать БСП, определить причину постановки двоеточия

Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу



А я вот что заметил возле иных домов тополя сохнут.



Я доверяю любящим они великодушны.





б) Проанализировать текст

Для чего используют в текстах БСП?

По сравнению с союзными, БСП более характерны для живой разговорной речи и для произведений художественной литературы, в которой эта речь воспроизводится. БСП в большинстве своём передают одновременность событий, явлений, фактов, создавая яркие картины природы, общественной жизни, раскрывая внутреннее состояние человека. Особую сжатость и выразительность придают БСП стихотворной речи. В пословицах и поговорках они помогают кратко, сжато и лаконично выразить сопоставительные, причинно-следственные, условные и другие смысловые отношения.

Прочитать текст, заполнить таблицу.

Сфера употребления (где?)


Функция речи (зачем?)


Специфические черты стиля


Вывод: стиль текста




4. Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

1. Дождь только что перестал облака быстро бежали глубоких просветов становилось всё больше и больше на небе.

2. Он попробовал пошевелить левой рукой она не двигалась.

3. В это время подъехала к крыльцу бричка и из кареты вышел князь Андрей высадил свою маленькую жену и пропустил её вперед.

4. Посередине улицы шагает ночной сторож с трещоткой в руке рядом с ним трясется собака.

5. Наступили те неустойчивые дни когда зима ещё не кончилась и весна по-настоящему ещё не начиналась.

6. Я любил бродить с ним по лесам он знал все тропы все глухие углы леса все травы кустарники.


Двоеточие в БСП

1.Указать БСП со значением перечисления.

1 2 3 4 5 6

2. Указать БСП, в которых надо поставить двоеточие

1 2 3 4 5 6

3. Указать СП с однородными членами

1 2 3 4 5 6

4. Указать БСП со значением противопоставления

1 2 3 4 5 6

5. Указать СП с наибольшим количеством грамматических основ.

1 2 3 4 5 6




5. Домашнее задание §34, упр.196.

БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия.

Тире в БСП

Цель…………………………………………………………………………………………………………

Задачи……………………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка

1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?

1)невиданного 2)деревянный 3)божественным 4)длинной

3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"?

1) странном 2) неожиданно 3) опущенным 4) сонным

2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-"?

1) грустно 2) больно 3) главного 4) приручён

4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".

1) раздражённо 2) длинными 3) уверена 4) больной

2.Новый материал §35, стр133-134, прочитать, заполнить таблицу

Условие постановки тире

«Слово-помощник»

Пример

1

Первая часть указывает на время того, о чем говорится во второй части




2




[(если)]-[ ]




3




[(так как)] -[(поэтому)]



4





Лето припасает – зима поедает.

5

Во II части находится сравнение с тем, о чем сказано в I части




3.Закрепление

А) Прочитать, вставить буквы, раскрыть скобки. В кружках указать условия постановки тире в БСП (по таблице)



Б) Прочитать. Указать, чем отличаются данные пары предложений. Составить схемы предложений. Определите вид придаточных в СПП.


Предложение +схема

Предложение +схема

Вид придаточного пр-я

1) Труд кормит, а лень портит.

Труд кормит — лень портит.

-




2) Когда кончил дело, гуляй смело.

Кончил дело — гуляй смело.





3) Если назвался груздем, полезай в кузов.

Назвался груздем — полезай в кузов.





В) Расставить знаки препинания.

БЕРЁЗОВЫЙ СОК

Теперь больше не нужно резать берёзку чтобы узнать началось ли движение сока. Лягушки прыгают сок есть в берёзе. Тонет нога в земле есть сок в берёзе. Зяблики поют жаворонки и все певчие дрозды и скворцы есть сок в берёзе.
Мысли мои все разбежались есть сок в берёзе. (М. Пришвин)


4.Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

1.Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блестало, короче становился день…

2. День выдался на редкость хороший было тихо, светло и в меру холодно.

3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

4. Выйдет солнце из облака чувствуешь на лице горячюю ласку света.

5.Время сеять овес расспустилась береза.

6. Влага под землю весной просочится выше поднимется в поле пшеница.

Тест. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП

  1. Предложение с орфогр.ошибкой

1 2 3 4 5 6

  1. Предложения с тире. 1 2 3 4 5 6

  2. БСП, в котором необходимо поставить двоеточие 1 2 3 4 5 6

4.Предложение, отличное по своей структуре

1 2 3 4 5 6


5. Домашнее задание §35, таблица «Тире в БСП» - знать, упр.202







Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

Цель…………………………………………………………………………………………………

Задачи………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

1.Разминка.

А) Установить соответствие

Антитеза
(противопоставление)


Гипербола
(преувеличение)



Метафора




Параллелизм



Аллегория (иносказание)




Чрезмерное преувеличение свойств предмета;

В сто сорок солнц закат пылал,\ В июль катилось лето. (В.Маяковский).

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений.

Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева).

Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п.

Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев).


Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение.

В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).


2. Новый материал § 36, стр.136-138, прочитать порядок синтаксического и пунктуационного разбора БСП.


3. Закрепление.

А) Используя порядок синтаксического разбора БСП, сделать разбор предложений


По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха……………………………………………………………… …………… ………… …… …… ………………………………………………………………………………………………………………

Май холодный – год хлебородный……………………………………………………………………….

… … … … … ……… …………… ………… ………… ………… ………… …… ……… ……… …

Б) Используя образец пунктуационного разбора БСП, сделать разбор предложений.


ОБРАЗЕЦ. По лопухам,1 по крапиве,2 по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки:3 отцветает черемуха.4

1-2 зап.-стоят между однородными членами предложения (лопухам, крапиве, траве)

3 двоеточие разделяет части БСП (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части, можно подставить слово помощник «потому что»)

4 точка – знак завершения.


Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. ………………………………... ……………………………… ……………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В) Составить схемы предложений. Объяснить постановку знаков препинания в БСП.

Ветер подул с юга — будет дождь.



Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар.



Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел.



Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем.




4. Контроль. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .


1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный, год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудяться красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь.

5) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.


Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

  1. Предложение с пункт.ошибкой

1 2 3 4 5

  1. Предложение с орф.ошибкой

1 2 3 4 5

  1. Указать БСП 1 2 3 4 5

  2. Найти СПП. 1 2 3 4 5

  3. Найти ССП 1 2 3 4 5




5. Домашнее задание § 36, стр.139, контрольные вопросы 1-4, упр.206.

Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и , приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнате было пусто, никто не ответил Кусаке.

Начался частый дождь, отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем, тарабанившим по железу, лился с неприветливого неба.

Собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, и, замирая, понесся над обнаженными полями.

(По Л.Андрееву)

Грамматическое задание.

Сделать синтаксический и пунктуационный разбор БСП

(1вар. – из 1 абзаца, 2 вар. – из 2 абзаца)



Ответы к тестам


1. Понятие о БСП

1. Указать СПП. 1 2 3 4 5

2. Указать пословицы. 1 2 3 4 5

3. Найти БСП, в состав которого входит простое

односоставное неопределенно-личное предложение.

1 2 3 4 5

4. БСП с пункт. ошибками 1 2 3 4 5

5. СП с орф. ошибками. 1 2 3 4 5

6.Найти предложение сложной синтаксической конструкции

1 2 3 4 5


2. Запятая и точка с запятой в БСП.

1.Предложение с орф.ош 1 2 3 4 5

2.Пр-е с пунк. ошибкой 1 2 3 4 5

3.БСП   со значением  одновременности 1 2 3 4 5

4.БСП   со значением  последовательности 1 2 3 4 5

5.Предложение, не являющееся БСП 1 2 3 4 5


3. Двоеточие в БСП

1.Указать БСП со значением перечисления. 1 2 3 4 5 6

2. Указать БСП, в которых надо поставить двоеточие 1 2 3 4 5 6

3. Указать СП с однородными членами 1 2 3 4 5 6

4. Указать БСП со значением противопоставления 1 2 3 4 5 6

5. Указать СП с наибольшим количеством грамматических основ.

1 2 3 4 5 6



4. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП

1. Предложение с орфогр.ошибкой 1 5 4

2. Предложения с тире. 4 6

3. БСП, в котором необходимо поставить двоеточие 2 5

4.Предложение, отличное по своей структуре 3



5. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

1. Предложение с пункт.ошибкой 2

2. Предложение с орф.ошибкой 3

3. Указать БСП 2 5

4. Найти СПП. 1 3

5. Найти ССП 4























Содержание.


  1. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация БСП…………..…4

  2. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях……….…....6

  3. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП..........8

  4. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире

в БСП………………………………………………………………………………10

  1. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП……………………………….12

  2. Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»……...........14

  3. Ответы к тестам……………………………………………………………………14








17