СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь. Русский язык. Часть 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка весьма полезна при проведении практических занятий, а также в самостоятельной работе обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь. Русский язык. Часть 1»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Камышинский индустриально-педагогический колледж

имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева»

(ГБПОУ «КИПК им. А.П. Маресьева»)


Латкина Т.В.



РУССКИЙ ЯЗЫК

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для самостоятельных работ

по дисциплине «Русский язык»

студента(ки) I курса группы ______

специальности/профессии _______________

_______________________________________

________________________________________

(Ф.И.О)


для обучающихся очной и заочной формы обучения

по профессии:

29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий

по специальности:

15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно- компрессорных машин и установок (по отраслям);

13.02.03 Электрические станции, сети и системы.



Камышин, 2024






ББК 81.2 Рус я73

Рецензенты:

Фролова Н.А. – доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и гуманитарные науки» Волгоградского государственного технического университета Камышинского технологического института (филиал) ВолгГТУ


Н.Н. Прокусова – преподаватель гуманитарного цикла, высшей квалификационной категории, филиала ГОБУК ВО «ВГИИК» в г. Камышин


Автор - составитель:


Латкина Татьяна Викторовна, к.ф.н., доцент, преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Камышинский индустриально-педагогический колледж имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева»





Русский язык. Функциональные стили. Лексикология и фразеология. Фонетика. Морфемика: Рабочая тетрадь для самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык»/ Т. В. Латкина. – Камышин, ГБПОУ «КИПК им. А.П. Маресьева», 2023. – 31 с.





Рабочая тетрадь содержит указание на темы теоретических и практических занятий, их содержание. Цель рабочей тетради – помочь студентам в подготовке к теоретическому и практическому занятию. Предназначено для студентов среднего профессионального образования, изучающих «Русский язык» по всем специальностям и профессиям, преподавателей средних профессиональных образовательных организаций по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь для самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» предназначена для того, чтобы сделать работу студента по освоению данной области знаний оптимально удобной и максимально понятной. Пособие облегчит работу как на учебных занятиях (теоретических и практических), так и при выполнении самостоятельных работ.

В тетради всё содержание дисциплины «Русский язык» разбито на смысловые части (разделы), которые, в свою очередь, разделяются на блоки.

Структура каждого раздела построена следующим образом:

1) Блок «ТЕОРИЯ» направлен на проверку знаний основных теоретических понятий по теме. В блоке предлагается заполнить ответами основные тезисы по изучаемому вопросу. Работа с тезисной информацией позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Данный материал также будет Вам полезен при подготовке к точкам рубежного контроля и практическим работам.

2) Блок «ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ» содержит несколько упражнений по теме.

3) В блоке «ТЕСТ» проверяется уровень Ваших знаний умений и навыков по основным темам дисциплины «Русский язык». Тестовые задания обеспечивают эффективность и простоту проверки Ваших ответов и позволят Вам выявить пробелы в знаниях по той или иной теме.

4) Блок «РАБОТА С ТЕКСТОМ» содержит задания по комплексному анализу текста: определение его темы и идеи, типа и стиля, составление плана, вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки и т.п.

В I и III блоках правильно выполненным считается задание, в котором не допущено ни одной ошибки, оценивание осуществляется в процентах от максимальной суммы баллов: 91 – 100% - отлично (высокий уровень, тема усвоена полностью, студент осознанно владеет изученным материалом по данной теме);

75 – 90% - хорошо (выше среднего уровня, тема освоена с незначительными недочетами);

50 – 74% - удовлетворительно (средний уровень, тема усвоена слабо);

41 – 49% - неудовлетворительно (уровень ниже среднего, тема не усвоена).

Во II блоке оценивается каждое задание. Если в задании допускается 0-2 ошибки, то ставится – «5», 3-5 ошибок – «4», 6 -7 ошибок – «3», 8 и более ошибок – «2. В конце блока ставится общая оценка.

При оценивании работы с текстом в IV блоке будут учитываться

- умения создавать письменное высказывание - текст, его композиционная стройность и завершенность, смысловая цельность;

- аргументированность, логичность изложения мыслей и чувств;

- грамотность письменной речи.

В процессе выполнения практических заданий по данной дисциплине у студентов будут формироваться общие (ОК) компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

РАЗДЕЛ №1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

Цель: Совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых (языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических), полученных при изучении тем «Введение», «Язык и речь. Основные требования к речи», «Функциональные разновидности русского литературного языка. Формы существования русского языка», «Функциональные стили речи и их особенности», «Текст как произведение речи», «Функционально-смысловые типы речи», «Лингвистический анализ текста».

В ходе освоения раздела обучающийся должен уметь:

- определять тему, ос­новную мысль текста;

- анали­зировать структуру и языко­вые особенности текста;

- оце­нивать свою речь с точки зре­ния ее правильности;

- нахо­дить грамматические и рече­вые ошибки, недочеты и ис­правлять их;

- совершенство­вать и редактировать собст­венные тексты.

I. ТЕОРИЯ

1. Стили речи - ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Функция языка - ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Официально-деловой стиль – ________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Публицистический стиль – __________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Художественный стиль – __________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Научный стиль – __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Разговорный стиль – _______________________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Наука, изучающая стили как разновидности литературного языка, употребление различных в стилистическом отношении языковых средств, называется ________________

9. Логичность изложения, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность – это черты ____________________________________ стиля речи.

10. Цель __________________________________ стиля речи – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, побуждением его к определенным поступкам.

11. Жанры публицистического стиля речи: __________________, ________________,

________________________________, __________________, ___________________.

12. Точность, неличный характер речи, стандартизованность, предписывающий характер документации – это черты ___________________ стиля речи.

13. Жанры художественного стиля речи: _______________________________________

_________________________________________________________________________

14. Неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм, преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог – это черты _____________________ стиля речи.

15. Повесть, рассказ, роман, поэма, элегия – это жанры ______________________стиля.

16. К выразительным средствам языка относятся ___________________ и ______________.

17. Резюме, приказ, протокол – это жанры _____________________________ стиля речи.

18. Речь на митинге, проблемный очерк – это жанры ____________________ стиля речи.

19. Активное употребление терминологии, преобладание существительных, частотность абстрактных отглагольных существительных, отсутствие местоимений «я», и «ты», глаголов 1 и 2 лица единственного числа – это особенности ________________ стиля речи.

20. Широкое использование общественно-политической лексики и лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры – это особенности ________________ стиля речи.



II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


1. Определите, к какому стилю речи можно отнести каждый из приведенных ниже текстов:


1) Кошка - удивительно красивое и грациозное животное. Неслышной поступью она движется по комнате. Прыжок - и она уже на коленях, тычется своей мордашкой в раскрытые ладони. "Погладь меня, я соскучилась! – всем своим видом говорит она. __________________


2) Кошка - домашнее животное, млекопитающее, семейства кошачьих, отряда хищных. В мире насчитывается около 600 млн домашних кошек, выведено около 200 пород, признанных и зарегистрированных различными фелинологическими организациями. _______________________________________________________


3) На нашем сайте собраны самые полные сведения о кошках. Сайт разделен на темы: породы кошек, болезни кошек, окрасы кошек, язык кошек, питание кошек, воспитание и обучение кошек. Все темы освящены достаточно подробно и понятно. К вашим услугам консультации зоопсихолога и фелинолога. _____________________________


4) Кошка и человек знакомы давно - более шести тысяч лет. И все равно кошка остается загадкой. Она вполне может обойтись без человека, чего не скажешь о последнем. Изучив много материалов о кошках, можно ничего не узнать о них. Как же познать это животное? Очень просто - заведите себе кота и наслаждайтесь!_______________________


5) Моя кошка - вредная злюка. Когда я возвращаюсь домой с работы она встречает меня в прихожей, а затем уходит в комнату, чтобы из-за двери бросится мне на ноги. Играет она так. От этой игры мои ноги периодически имеют очень специфичный полосатый вид.  _________________________


2. Найдите в предложениях случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики. Исправьте предложения.

1. А кто виноват, ежли Гегель излагал свои истины так, что их и профессиональные философы не шибко понимают.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Ученые предупреждают: ещё пара веков так – и хана. Ничего, отвечают люди, потомки что-нибудь придумают. Авось утрясется. Нет, других-то вы прижучьте, но уж я-то свой миллион на нефти сделаю, не мешайте.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Отредактируйте предложения, где это необходимо. Напишите правильный вариант.

1. Певец втихаря признался, что любит леденцы.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Не раз поднимался вопрос о протечке крыши.

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Не собираетесь ли вы принимать какие-либо меры в связи с упомянутием этого факта?

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Мы всегда ждем чуда и крепко серчаем, если оно не наступает._____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Из-за его халатного отношения к делу мы не могли закончить работу в срок.

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Запишите один из синонимов, приведенных в скобках.

1. По приглашению друзей мне __________________(довестись, посчастливиться, удастся) (побывать в, посетить) Баньске - Бистрице.

2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, ________________ (необходимо, нужно, требоваться) __________________(нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и __________________(построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.

3. В нашем крае много _______________(далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них ____________ (жить, обитать, проживать) до трети населения.

4. Было ______________(наглядно, предметно) _____________(показал, продемонстрирован), что комплексное __________________(использование, применение) технических средств на ____________(занятия, уроки) __________________(во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) _________________ (повышать, увеличать) ________________ (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) _______________(работа, труд) педагога.

5. Прочитайте отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста).

А. Проблемы, которые мы сегодня обсуждаем, в конечном счете, сводятся к оценке состояния русского языка, и зеркалом этого состояния является язык средств массовой информации. Само слово «состояние» несет какую-то негативную окраску и как будто предполагает дефекты в предмете, о котором идет речь. Скажем, состояние больного вызывает опасение. Но когда мы говорим о состоянии языка, мы разве озабочены разрушением его морфологического строя? Или нас настораживает изменение его в фонетике, в его синтаксисе? Нет! Структурная его организация вполне благополучна, и тенденция его развития – естественное явление, языковая эволюция. Когда мы говорим о состоянии русского языка, мы говорим о состоянии говорящих на нем людей.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Б. Лингвисты, отмечая падение уровня культуры речи не только в СМИ, но и в обществе в целом, исследуя в многочисленных работах вопросы состояния и изменения нормы, проблемы её кодификации, ориентируются в справочных изданиях на систему языка, системные ошибки, могущие возникнуть в речи любого носителя языка, т. е. словари и справочники, даже аспектные, которые создаются без учета интересов конкретного адресата. Таким образом, получается разрыв между нормативными изданиями разных жанров и разными категориями пользователей, каждая из которых нуждается в освещении своего отдельного набора ошибок.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В. На территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации. Официальное делопроизводство в республиках ведется также на государственных языках данных республик. Порядок использования языков в официальном делопроизводстве определяется законодательством Российской Федерации и республик.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Г. Рассел считал, что, если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям в исследованиях, а не разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением,

вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнатации предсказанной современным философом Ф. Фукуямой

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


III. ТЕСТ

«СТИЛИ РЕЧИ»

1. Определите стиль речи:


а) разговорный;

г) научный;

б) художественный;

д) публицистический.

в) официально-деловой;


Зарождение этого стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н.И. Новикова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

2. Укажите, какие из названных характерных особенностей научного стиля являются лишними:

а) насыщенность терминами, которая составляет 15 – 20 % всей лексики;

б) использование речевых штампов, клише;

в) научная фразеология;

г) преобладание абстрактной лексики;

д) употребление формы единственного числа в значении множественного числа;

е) преимущественное употребление существительных вместо глаголов.

3. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю:

а) ода;

г) рассказ;

б) роман;

д) элегия;

в) репортаж;

е) очерк.

4. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

5. Определите, к какому пласту речи относятся выделенные слова:

а) общеупотребительные;

б) разговорно-просторечные;

в) диалектные;

д) профессиональные.

Посли домик Чехова смотреть…

Ну, сагаем потихоньку, слусаем…

А там под стеклом кожаное пальто висит.

Ну, эта женщина, солидная такая, стояла

Рядом… как заорет: «Это он такой больсой был!»

Да как брякнется! Петька долго один смеется,

Вспомнив, как брякнулась солидная тетя. Она на

Каблучках, а хотела подойти поближе – полгядеть

пальто, запуталась в этих стуках-то…

Ну, есля, все за животики взялись (В. Шукшин «Петька Краснов рассказывает…»).

6. Назовите стиль по его особенностям:

а) научный;

в) публицистический;

б) художественный;

г) официально-деловой.

Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.

7. Определите, к каким стилям речи относятся приведенные отрывки:

а) научному;

г) художественному;

б) официально-деловому;

д) разговорному.

в)публицистическому;


1. Я упоминаю в моем слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая все должное Лермонтову-поэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному из меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, - считаю все же, что Лермонтов-прозаик – это чудо, это то, к чему мы сейчас, через 100 лет, должны стремится, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы (А. Толстой).

2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! (Н. Гоголь).

3. Термин «микрочастица» образован от греческого слова mikros (малый) и русского слова «частица» (доля). В современном языке он обозначает очень малые предметы и величины, исследование которых производится с помощью оптических приборов и иных научно-технических средств. В ряде случаев такие средства применяются и для обнаружения микрочастиц. (Крылов «Криминалистическое учение о следах»),

8. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:


а)

б)

в)

г)

ом..фоны

о

о

а

о

к..ламбур

а

а

о

а

арх..измы

а

о

а

а

паф..с

о

о

о

о

р..цензия

е

и

е

е

..бзац

о

а

а

а



9. Найдите ошибки в употреблении деепричастий.


А.

Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передали приказ причалить немедленно.

Б.

Самгин сердито нахмурился, подбирая слова для резкого ответа.

В.

Придя к врачу, старушке определенно нездоровилось, и она утомленно присела на край стула.

Г.

Вздрогнув, Самгин подумал, что Москва в эту ночь страшнее Петербурга.

Д.

Найдя лодку, туристы обрадовались.

Е.

Возвращаясь домой, надо было переезжать мост через реку.

IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ.


БЕРЕЗА У ДОРОГИ

За крайней избой степной д…р…вушки дал…ко прост…рались поля среди которых в…лась прежняя дорога к городу. Глубокие к…леи дороги зар…сли травой с ж…лтыми и белыми цветами. У дороги стояла (бело)ствольная пл…кучая береза. Осень уб…рала и березу в золотой убор. Можно было разл…чить самый отд…ле…ый курган на р…внине  ж…лтого жнив…я. Оч…ровательная осенью береза была сча…лива и сияла оз…ре…ая (с)низу отсветом сухих листьев. Наступила зима. В долгую зиму ветер бе…пощадно тр…пал обн…ж…ые ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали ч…рнеть и дыми…ся крыши изб. Все снежное поле раст…плялось и бл…стело на весе…ем со...нце дрожа бе…числе…ыми руч…ями. Уже пели жаворонки уже мальчишки п…стухи заг…ревали от ветров и со…нца. Зам…рали по вечерней з…ре песни девушек прощавшихся  со своими подругами. Зеленели ветлы перед избами зеленела береза у дороги. Прот…кали жаркие июн…ские дни. Помню как мягко и без…аботно шумел летний ветер в ш…лковой листве березы пугая эту листву и скл…няя до самых к…лосьев тонкие гибкие ветви. Жизнь (не)стоит на месте. (Не)тем (ли) и хороша жизнь что она пр…бывает в(не)уста…ом обн…влении?

И. Бунин


2. Стиль речи - ________________________________________________________________

3. Тип речи - __________________________________________________________________

4. Основная тема текста - _______________________________________________________

5. Идея текста - _______________________________________________________________

6. Выпишите из текста художественно-изобразительные средства.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие проблемы поднимает автор в тексте? Разделяете ли вы позицию автора? Выразите свое отношение к главной героине.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка преподавателя ____________________


Список литературы

Основная литература: [1], [2: 384-403].

Дополнительная литература: [3].

Работа над ошибками

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



РАЗДЕЛ №2. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цель: Совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых (языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических), полученных при изучении тем «Слово в лексической системе языка», «Русская лексика с точки зрения её происхождения», «Русская лексика с точки зрения её употребления», «Фразеологизмы», «Лексические нормы».

В ходе освоения раздела обучающийся должен уметь:

- выявлять речевые ошибки;

- определять алгоритм действий для грамотного написания текста;

- осуществлять наблюдение за языковыми особенностями текстов;

- совершенство­вать и редактировать собст­венные тексты.

I. ТЕОРИЯ

1. Раздел науки о языке, изучающий лексику, называется __________________________

2. Лексика – это ____________________________________________________________

3. Фразеология – это ________________________________________________________

4. Слово – это ______________________________________________________________

5. Признаки слова: __________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Функции слова:____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Явление многозначности в русском языке называется _____________________________

_____________________________________________________________________________

8. _____________________________– это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.

9. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, представлена следующими пластами слов ______________________________________________________________

10. К лексике русского языка с точки зрения сферы ее использования относятся ________

___________________________________________________________________________

11. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного словаря представлена такими группами слов ____________________________________________

___________________________________________________________________________

12. Омонимы – это ___________________________________________________________

13. Разновидности омонимии __________________________________________________

14. Паронимы – это __________________________________________________________

15. Синонимы – это __________________________________________________________

16. Антонимы – это ___________________________________________________________

17. Каково значение каждого иноязычного фразеологизма:

Persona grata _________________________

Post scriptum _________________________

Alma mater ___________________________

Tete-a-tet _____________________________

18. Наука о составлении словарей называется ____________________________________

19. _______________ словари разъясняют лексические значения слов, указывают переносное значение, экспрессивную характеристику (высокое, риторическое, поэтическое, фамильярное, грубое, бранное), сферу употребления (специальное, разговорное, просторечное).

20. «Толковый словарь живого великорусского языка» создал _______________________


II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Составьте предложения со словами. В случае возникновения трудностей воспользуйтесь толковым словарем русского языка или словарем паронимов.

Безответный ________________________________________________________________

безответственный____________________________________________________________

дипломат __________________________________________________________________

дипломант _________________________________________________________________

континент __________________________________________________________________

контингент _________________________________________________________________

невежа ____________________________________________________________________

невежда ___________________________________________________________________

представить ________________________________________________________________

предоставить _______________________________________________________________

одень _____________________________________________________________________

надеть _____________________________________________________________________

Задание 2. Определите вид омонимов (лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы).

Электрический ток – глухариный ток ____________________________________________

почитать книгу – почитать старших _____________________________________________

край поля – распаханные поля _________________________________________________

нефтяная компания – избирательная кампания ____________________________________

темно-зеленые ели – ели из одного котелка _______________________________________

книжные полки – полки выстроились на плацу ____________________________________

лечу самолетом – лечу внушением ______________________________________________

злой рок – согнуть в бараний рог _______________________________________________

кислая мина – противотанковая мина ____________________________________________

черный ворон – стая ворон ____________________________________________________


Задание 3. К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания или предложения.

Говорить ___________________________________________________________________

думать _____________________________________________________________________

работоспособный_____________________________________________________________

храбрый ___________________________________________________________________

холод _____________________________________________________________________

большой ___________________________________________________________________

блестеть ___________________________________________________________________

помогать ____________________________________________________________________

враг _______________________________________________________________________

бояться ____________________________________________________________________


Задание 4. Подберите антонимы к употребленным в словосочетаниях прилагательным.

Активный человек ___________________________________________________________

быстрое движение ___________________________________________________________

зимний день ________________________________________________________________

торопливая походка __________________________________________________________

конкретное существование ____________________________________________________

разнообразные занятия _______________________________________________________

замысловатая фраза __________________________________________________________

широкий канал ______________________________________________________________

толстая книга _______________________________________________________________

мужественный поступок ______________________________________________________


Задание 5. Составьте предложения, используя в них данные словосочетания в их прямом значении и переносном – в роли фразеологизмов.

Образец: куры не клюют – Этот корм наши куры не клюют. Он всем старался показать, что у него денег – куры не клюют.

Опустить руки ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

сесть в лужу ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

плыть по течению ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

открыть глаза _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

махнуть рукой ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

поставить в тупик ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

попасться на удочку _________________________________________________________

___________________________________________________________________________

открывать новую страницу ____________________________________________________

___________________________________________________________________________

пускать пыль в глаза _________________________________________________________

___________________________________________________________________________

водой не разольешь (не разлить) _______________________________________________

___________________________________________________________________________


III. ТЕСТ

«ЛЕКСИКА»

  1. Укажите неверное утверждение:

а) лексика – словарный запас языка;

б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;

в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;

г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи;

д) старославянизмы – группа исконно русских слов;

е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

  1. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

    а)

    золотой медальон;

    г)

    хвост по математике;

    б)

    пустая голова;

    д)

    быстрый бег;

    в)

    говор ручья;

    е)

    цветущий сад.

  2. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

а) металлургический завод – завод часов;

б) тихий голос – тихая погода;

в) идут торги – идут часы;

г) счастливый брак – заводской брак;

д) корень слова – корень растения;

е) мягкий знак – мягкий климат.

  1. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели:

а) омоформы; б) омофоны; в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:


а)

б)

в)

г)

д)

сп..шите к нам

е

и

е

и

и

сп..шите задание

е

и

и

е

е

зап..вать песню

е

и

е

и

е

зап..вать молоком

е

и

и

е

и

  1. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) эпитет; б) олицетворение; в) метафора.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно (А.С. Пушкин).

  1. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

    1)

    бедная

    а)

    маленькая;


    растительность -

    б)

    скромная;



    в)

    пышная;

    2)

    богатый опыт -

    а)

    ничтожный;



    б)

    убогий;



    в)

    скудный;

    3)

    волшебный голос -

    а)

    божественный;



    б)

    раздражающий;



    в)

    безропотный;

    4)

    полный ответ -

    а)

    пустой;



    б)

    частичный;



    в)

    жирный.

  2. Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является стилистическим.

А. Множество людей пропало без вести во время войны.

Б. Многие слова утратили свое первоначальное значение.

В. С появлением первых лучей солнца туман развеялся.

Г. Куда запропастилась эта книга?

  1. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.

А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев).

Б. Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин).

В. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… (М. Лермонтов).

Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).

Д. О как мучительно тобою счастлив я… (А. Пушкин).

  1. Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова из правого столбика:

    1)

    одеть -

    а)

    пальто;



    б)

    ребенка;



    в)

    на голову;

    2)

    объемная -

    а)

    книга;



    б)

    сумка;



    в)

    информация;

    3)

    дипломатичная -

    а)

    нота;



    б)

    женщина;



    в)

    служба;

    4)

    дефективные -

    а)

    люди;



    б)

    деньги;



    в)

    книги.

  2. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;

б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара;

г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.

  1. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

а) город, одежда, брег, един; в) город, одёжа, берег, один;

б) град, одёжа, берег, один; г) град, одежда, брег, един.

  1. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности… (Н. Гоголь).

Б. Тут же стоял окольничий, приставленный к полю (А.К. Толстой).

В. Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).

Г. Видит око, да зуб неймет (И. Крылов).

Д. Он, правде, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).

  1. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:

    1)

    космонавт;

    а)

    устаревшее слово;

    2)

    ультразвук;

    б)

    общеупотребительное слово;

    3)

    интернет;

    в)

    неологизм.

    4)

    паровоз;



    5)

    ликбез;



    6)

    инвестиция.



  2. Укажите предложение, в котором встречаются диалектные слова.

А. Настал день, назначенный для судного поединка (А.К. Толстой).

Б. По базам мычали, не наевшись молодой зеленки, коровы (М. Шолохов).

В. В Москву переведен через мое содейство (А. Грибоедов).

Г. Увы! Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железы… (А. Пушкин).

  1. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам:

    а)

    паронимы;

    в)

    баллада;

    д)

    полисемия;

    б)

    хорей;

    г)

    сарказм;

    е)

    фабула.

  2. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:

а)

архаизмы;

в)

жаргонизмы;

б)

диалектные;

г)

профессионализмы.





— А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

— Варила. Иди к баркасу, я зараз.


Оценка преподавателя ____________________

ТЕСТ

«ФРАЗЕОЛОГИЯ»

  1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются фразеологизмы.

A. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).

Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пьецух).

B. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов).

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Тол­стой).

Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).

Е. Хан, строивший крепость, думал только о собствен­ном благе (П. Лукиницкий).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

4. Найдите синонимичные фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

5. Найдите антонимичные фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) а судьи кто; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) А. Грибоедов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

7. Сколько фразеологизмов в следующем тексте? 
Машка нам приходится двоюродной тёткой, в общем, седьмая вода на киселе. И сидела бы тише воды и ниже травы, держала язык за зубами, так нет - командует всеми нами, малышами, а родители молчат, как воды в рот набрали.

а) два;

б) три;

в) четыре;

г) пять.

Кол-во верных ответов __________;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________


IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ

О СИЛЕ СЛОВА


1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Скв..рнословие, в отличи.. от добрых пож..ланий, может нан..сти см..ртельный удар не только душе, но и физич..скому зд..ровью.

Слово может не только тв..рить, оно может еще и разрушать. На разных п..люсах стоят слова соз..дательные и слова разрушит..льные, слова м..литвы и слова брани. Первые леч..т и сов..ршенствуют б..жествен..ую сущ..ность человека – вторые вызывают болезни и н..зводят нас до уровня существ, живущих только животными инстинктами.

Люди давно уже обр..тили вн..мание на уд..вительное во..действие слов на их духовное и физическое состояние. Обр..тили внимание они и на два пути такого во..действия: с помощью ритма и с помощью обр..зов, которые вызывают в по..сознани.. человека те или ин..ые слова.

В народных сказках, пословицах, поговорках часто пр..сутству..т скрытый ритм, усил..вающий их во..действие. Этот ритм мож..т и..целить б..льного, а может и н..слать на него порчу – сво..образный «психич..ский вирус», вызывающий рас..тройство внутрен..их органов. Звучащим словом издавн.. польз..вались д..ревенские ц..лительницы, м..литвами, наг..ворами изб..вляющие от (н..)дуга. Наг..воры прим..няли в деревнях также к..лдуны и ведьмы, но только с другой целью – для нан..сения ощ..тимого вреда здоровью и психик...

В последние год.. вопросом воздействия ритмик.. звучания словосоч..таний, текстов зан..лись и серьезные учен..ые. Они уст..новили, что ритмы, отн..сящиеся к так называ..мой г..рмоничной музыке, леч..т людей, пр..буждает в них скрытые сп..собности, дают силы для полноцен..ой жизни. Скажем, нах..дящиеся в утроб.. матери младенцы быстрее разв..вают..ся, и после р..ждения у них открывают..ся (не)обыкновен..ые сп..собности.

(М. Таранов)

2. Стиль речи _______________________________________________________________________

3. Тип речи _________________________________________________________________________

4. Основная тема текста _______________________________________________________________

5. Идея текста ________________________________________________________________________

6. Выпишите антонимы (в том числе, контекстуальные) из текста ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Подберите синонимы к словам

БОЖЕСТВЕННЫЙ __________________________________________________________________

НИЗВОДЯТ ________________________________________________________________________

ГАРМОНИЧНЫЙ ___________________________________________________________________

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ _________________________________________________________________

СКРЫТЫЙ _________________________________________________________________________

8. Выпишите три существительных с одинаковым грамматическим значением_________________

___________________________________________________________________________________

9. Какие средства выразительности используют­ся в тексте? Укажите их роль.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста старославянизмы _________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выпишите из текста 5 общеупотребительных слов ______________________________

_____________________________________________________________________________

12. Выпишите из текста 3 неологизма_____________________________________________

13. Выпишите из текста 5 исконно русских слов ____________________________________

_____________________________________________________________________________

14. Выпишите из текста 3 иноязычных слова ______________________________________

_____________________________________________________________________________

15. Выпишите фразеологический оборот ________________________________________

16. Подберите и запишите по 5 фразеологизмов со словами РЕЧЬ, ДУША, ЗДОРОВЬЕ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


17. Какие проблемы поднимает автор в тексте? Разделяете ли вы позицию автора? Выскажите свою точку зрения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка преподавателя ____________________


Список литературы

Основная литература: [1], [2: 10-34].

Дополнительная литература: [3].


Работа над ошибками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



РАЗДЕЛ №3. ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ

Цель: Совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых (языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических), полученных при изучении тем «Фонетические единицы», «Орфоэпические нормы», «Правила орфографии».

В ходе освоения раздела обучающийся должен уметь:

- выявлять орфоэпические ошибки;

- определять алгоритм действий для грамотного написания текста;

- осуществлять наблюдение за языковыми особенностями текстов;

- совершенство­вать и редактировать собст­венные тексты.

I. ТЕОРИЯ

  1. ____________________ - раздел науки о языке, изучающий состав звуков, особенности их образования и произношения, слоги, ударение, интонацию и другие фонетические средства.

  2. ____________________ - наука о правильном произношении, являющаяся практическим приложением фонетики.

  3. Для регистрации речи в полном соответствии с ее звучанием используется особая фонетическая запись - ________________________.

  4. Звуки речи – это _________________________________________________________,

в русском языке _______ звука: _______ гласных, __________ согласных.

  1. Работа органов речи при произнесении звука называется ________________________.

  2. Звонкие и глухие согласные, отличающиеся друг от друга лишь наличием или отсутствием голоса, составляют пары по звонкости /глухости: __________________________________________________________________________

  3. Не образуют пары по звонкости/глухости:

- такие сонорные звуки ______________________________________________________;

- такие шумные согласные _________________________________________________;

Не образуют пары по твердости/мягкости

- такие шумные согласные _________________________________________________.

8. Сильная позиция гласного звука в слове - _______________________________________;

- слабая позиция гласного звука в слове - ______________________________________;

- сильная позиция согласного звука в слове - ___________________________________;

- слабая позиция согласного звука в слове - ____________________________________.

9. Выделение одного из слогов в слове произношением с большей силой, четкостью называется _____________________.

10. Правила произношения обозначались уже в основных чертах в первой половине _____ века как нормы ______________________ говора.

11. Орфография – это __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

12. Орфограмма – _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

13. Правила орфографии включают:

1) ___________________________________________________________________________;

2) ___________________________________________________________________________;

3) ___________________________________________________________________________;

4) ___________________________________________________________________________.

14. Русская орфография основана на ______________________________ принципе. Суть его заключается в том, что значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) пишутся единообразно, хотя произноситься могут по-разному. Этому принципу подчинено написание _________________________________________________________

___________________________________________________________________________.

15. Кроме ________________________ принципа в русской орфографии действует _______________________ принцип, заключающийся в соответствии написания произношению. Этому принципу подчинено написание _____________________________

___________________________________________________________________________.


II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Задание 1. Прочитайте пары слов и определите, одинаково ли в них количество звуков.

Бал – боль _________________ вес – весь________________

горка – горько ______________ лед – льет________________

мылкий – мыльный__________ пена – пеня_______________

ранка – нянька _____________ сад – сядь ________________

сесть – съесть ______________ угол – уголь______________


Задание 2. Произведите фонетический разбор слов по плану: 1) разделите слова на слоги, поставьте ударение; 2) затранскрибируйте слово; 3) определите количество букв и слогов; 4) дайте характеристику гласных и согласных звуков.

Единение _________________ Завьюжить ____________________

__________________________ ______________________________

__________________________ ______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________


Задание 3. Поставьте ударение в словах.

Агрономия, аналог, баловать, бензопровод, вербовщик, верование, ветеринария, гастрономия, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, дремота, духовник, жалюзи, задолго, знамение, изредка, индустрия, каталог, квартал, коклюш, кулинария, крашение, кремень, ломота, мышление, некролог, немота, нормировать, обеспечение, отрочество, процент, пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня, танцовщик, украинец, умерший, упрочение, щавель, электропровод.

Задание 4. Расставьте пропущенные буквы.

1. Наступление разв..валось по всему фронту. 2. Волосы разв..вались на ветру. 3. Раск..ли железо, прежде чем его ковать. 4. Раск..ли поленья и подбрось их в огонь. 5. Скр..пите разрозненные листы. 6. Не скр..пите перьями. 7. Осл..пительный свет молнии озарил небо. 8. Глаза сл..пались от усталости. 9. Усевшись у костра, ребята зап..вали в..селые песни. 10. Лекарство зап..вают водой. 11. Лесоруб закл..нил топор. 12. Зря не кл..няти судьбу. 13. Нельзя об..жать слабых. 14. Попробуйте об..жать эту территорию.

Задание 5. Вставьте пропущенные гласные е или и.

Пр..сесть на скамейку; пр..вращаться в робота; пр..творить дверь; пр..клонить колени; пр..творить решения в жизнь; пр..ходящий момент; пр..дать свои мечты; пр..мник идей; пр..клонить колени; пр..отвратительный характер; пр..бить к потолку.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы.

Выб..раю подарок; выр..щенный урожай; заг..рать на берегу реки; заг..релась бумага; зам..реть от восторга; зап..рать на замок; к..снуться вопроса; летний з..гар; медленно сг..рать; неприк..сновенный запас; обсудить пол..жение; осторожное к..сание; отп..реть замок; предл..гаемые варианты; предл..жить дружбу; прл..гаются документы; пробирались в зар..слях; рука к..салась перил; соб..рать на площади; ст..рать белье; ст..реть с доски; уб..раю комнату; ум..рать от болезни.


Задание 7. Вставьте пропущенные гласные.

Деш..вые товары; ж..сткий диван; жареная печ..нка; жж..ный сахар; крепкая беч..вка; неизвестный подж..г дом; неясный ш..рох; он уже приш..л; подж..г сарая; ровная ч..рточка; тонкая ж..рдочка; тяжелый ож..г; ч..тко произносить слова; ш..лковая ш..рстка; щ..лканье соловья.


Задание 8. Вставьте пропущенные согласные з и с.

..жить со свету; бе..дарный артист; бе..лошадные крестьяне; бе..сильная ярость; бе..тарифный провоз; во..соединить людей; и..пуганный взрывом; и..хоженные тропы; неи..черпаемые богатства; ни ..ги не видно; пылкое во..звание; ра..фасовать продукты.


III. ТЕСТ

«ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ»

  1. Укажите неверное утверждение:

  • а) фонема – смыслоразличительная единица;

  • б) открытый слог – слог, оканчивающийся на гласный;

  • в) количество звуков в слове равно количеству букв в нем;

  • г) ударение в русском языке позволяет различать слова.

  1. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне:

    • а)

    аген..ство;

    • г)

    сверс..ник;

    • б)

    блес..нуть;

    • д)

    рес..ницы;

    • в)

    запас..ливый;

    • е)

    ужас..ный.

  2. Укажите слова с двойными согласными в корне слова:

    • а)

    ал..юминий;

    • в)

    ак..устика;

    • д)

    эф..ект;

    • б)

    мож..евельник;

    • г)

    актрис..а;

    • е)

    дес..ерт.

  3. Найдите слова, в которых есть мягкие согласные:

    • а)

    жир;

    • в)

    плащ;

    • д)

    вопрос;

    • б)

    шоссе;

    • г)

    цех;

    • е)

    съезд.

  4. Укажите, в каких словах надо писать ъ:

    • а)

    без..обидный;

    • г)

    с..емщик;

    • б)

    об..ектив;

    • д)

    д..як;

    • в)

    трех..активный;

    • е)

    с..экономить.

  5. Обведите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:


    а)

    б)

    в)

    г)

    д)

    пил..щик

    ь

    -

    ь

    -

    ь

    пон..чик

    -

    ь

    -

    ь

    -

    мощ..ный

    ь

    -

    -

    ь

    -

    январ..ский

    -

    ь

    -

    -

    ь

    тон..ше

    ь

    -

    ь

    -

    -

  6. Укажите слова с ударением на последнем слоге:

    • а)

    прибыл;

    • г)

    создана;

    • б)

    удобнее;

    • д)

    начал;

    • в)

    позвонит;

    • е)

    мельком.

  7. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

    • а)

    июль;

    • г)

    бульон;

    • б)

    праздник;

    • д)

    поем;

    • в)

    каменный;

    • е)

    ельник.

  8. Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных:

    • а)

    гараж;

    • г)

    лепешка;

    • б)

    записка;

    • д)

    сделать;

    • в)

    выставка;

    • е)

    молотьба.

  9. Обведите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6.


    а)

    б)

    в)

    г)

    д)

    проч..

    ь

    -

    ь

    -

    ь

    пейзаж..

    -

    ь

    -

    ь

    -

    утеш..

    ь

    -

    ь

    ь

    -

    блестящ..

    -

    ь

    -

    -

    ь

    ветош..

    -

    ь

    -

    -

    -

  10. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова здесь:

  • а)

[з’ д’ ес’ ];

  • г)

[з’ д ’ эс’ ];

  • б)

[зт’ эс’ ];

  • д)

[с’ д ’ эс’ ];

  • в)

[с’ д ’ ес’ ];

  • е)

[ст’ ес’ ].



IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ


О ЯЗЫКЕ И ОБЩЕСТВЕ


1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.


(1)Все знают что ч..совая стрелка на ц..ферблате движ..тся, но увид..ть как она движ..тся нельзя. (2)То же прои..ходит и с языком. (3)Он изм..няется. (4)Но мы не чу..ствуем как это происходит.

(5)Сейчас в нашей истории наступил такой м..мент когда мы вид..м как м..няется русский язык. (6)И это (не)может (не)пугать. (7)Мы так х..тим во что бы то ни стало от..йти от пре..шествующей эпох.. нашей жизни п..строить новые обществе..ные отн..шения новую экономику что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда(то) говорили «отмежеваться», теперь - «дистанцироваться» нам надоело выр..жение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9)Или раз..нравилось слово «встреча» стали говорить «тусо..ка».

(10)Русский язык по словам А.С. Пушкина «переимчив и общежителен» он ле..ко пр..нимает иностра..ные слова, если они нужны. (11)И в этом нет (ни)чего страшно..о, когда всё дела..тся в меру. (12)А мера утер..на. (13)В нашей речи во..никают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обыч..но м..няются 20-30 слов в года у нас сейчас появляют..ся может быть 20 слов в неделю.

(15)В Думе (не)сколько лет о..суждался «Закон о русском языке». (16)3акон конечно же нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе то должен быть и м..ханизм нак..зания за его н..рушение. (21)Однако пре..ставляется (не)серьёзным пр..дложение с..здать фил..логическую мил..ицию учр..дить штрафы за оши..ки в русском языке. (22)Что ни говори дела..т язык народ а его трудно заставить подч..няться административным нормам в отношении.. языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время в XIX, да и в XX веке образц..вый язык д..вала художестве..ная литература. (25)Если ч..ловек (не)знал как правильно говорить то он откр..вал Тургенева и там нах..дил ответ. (26)Сейчас конечно не художестве..ная литература формиру..т наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь тел..видение и радио. (28)Это к..сается и пр..изношения звуков и уд..рения и инт..нации. (29)А совреме..ным дикт..рам нравит..ся американская инт..нация. (30)И молодёж.. нач..нает им подр..жать. (31)Быва..т ведущий бог знает что и как говорит а людям нравит..ся. (32)Это относит..ся безусловно не ко всем п..редачам к..налам дикторам но многие из них подверже..ы моде.

(ЗЗ)Мы сейчас (не)довольны языком но здесь очень важно разобрат..ся — язык в этом виноват или что(то) другое. (34)Ведь язык подчиняется людям которые им пользуются. (35)Он присп..саблива..тся к потребностям общества. (З6)Если в нашем обществе сегодня п..требность думать о будущ..м о крепкой семье о счастье детей - то язык пойдёт в эту сторону буд..т давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное - как (не)работая заработать ми..лион секс насил..е наркотики то язык пов..рнёт..ся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отр..жает сост..яние общества. (40)Так что не язык надо сейчас испр..влять.

(В.Г. Костомаров)

1. Стиль речи _________________________

2. Тип речи ___________________________

3. Основная тема текста ________________________________________________________

4. Идея текста ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Выпишите из текста 5 слов, в которых звуков больше, чем букв __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выпишите из текста 5 слов, в которых букв больше, чем звуков

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Выпишите из текста слова (по три примера) по следующим видам орфограмм, графически объяснив их:

а) безударные гласные в корне, проверяемые ударением_____________________________

___________________________________________________________________________

б) проверяемые согласные в корне________________________________________________

____________________________________________________________________________ в) слитное и раздельное написание НЕ, НИ с разными частями речи __________________
_____________________________________________________________________________

г) Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий_______________________________

___________________________________________________________________________
д) дефисное написание наречий_________________________________________________ е) правописание личных окончаний глаголов_______________________________ ___________________________________________________________________________

ж) правописание приставок на –з, -с, пре-, при- ___________________________________

___________________________________________________________________________

з) непроизносимые согласные в корне слова ______________________________________

8. Объясните лексическое значение слов, встретившихся в тексте

ДИСТАНЦИРОВАТЬСЯ _____________________________________________________

ИНТОНАЦИЯ ______________________________________________________________

УЧРЕДИТЬ _________________________________________________________________

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ____________________________________________________

ТЩЕТНЫЙ ________________________________________________________________

9. Какие средства выразительности используют­ся в тексте? Укажите их роль.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



10. Какие проблемы поднимает автор в тексте?
Разделяете ли вы позицию автора? Выразите свое отношение к рассматриваемому вопросу, проблеме в тексте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Оценка преподавателя ____________________


Список литературы

Основная литература: [1],[2: 34-42].

Дополнительная литература: [3].


Работа над ошибками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


РАЗДЕЛ №4. СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Цель: Совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых (языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических), полученных при изучении тем «Понятие морфемы как значимой части слова», «Способы словообразования», «Правила орфографии».

В ходе освоения раздела обучающийся должен уметь:

- выявлять орфоэпические ошибки;

- определять алгоритм действий для грамотного написания текста;

- осуществлять наблюдение за языковыми особенностями текстов;

- совершенство­вать и редактировать собст­венные тексты.

I. ТЕОРИЯ

1. Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова, его деление на морфемы, называется _____________________________________________________________________________________

2. Морфема - _________________________________________________________________________

3. Корень - ___________________________________________________________________________

4. Приставка - ________________________________________________________________________

5. Суффикс - _________________________________________________________________________

6. Окончание - ________________________________________________________________________

7. Подберите русские соответствия к данным словам:

Префикс - ___________________________________

Аффикс - ____________________________________

Постфикс - _________________________________

Интерфикс - __________________________________

Флексия - ____________________________________

8. _____________________________ основой называется основа, образованная от другой при помощи словообразовательных аффиксов: город – город-ок.

9. _____________________________ основой называется основа, не образованная от другой, состоящая из одного корня.: ног-а, дерев-о.

10. ____________________________ основой называется основа, от которой образовано новое слово: нов-изн-а – нов- .

11. Простая основа слова – _____________________________________________________________

12. Сложная основа слова – _____________________________________________________________

13. _____________________________ - это образование новых слов в языке.

14. Морфологические способы словообразования: _________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

15. Неморфологические способы словообразования: ________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

16. Вода – водяной – водянистый - однокоренные слова, последовательно образованные друг от друга, составляют ____________________________________________________________________

17. Без морфемы ___________________ не может быть слова.

18. Не имеют окончаний следующие части речи: ___________________________________________

_______________________________.

19. Связанные корни – это ___________ ___________________________________________________

20. Корни-омонимы – это ______________________________________________________________


II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Задание 1. В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.

Образец: замыкать – замкнуть (ы – ( ), ловить – ловлю (в- вл).

Кормить – кормление _________ лицо – лик_________________________

сон – сна ____________________ купить – купил_____________________

дивиться – удивление _________ увлечь – увлекать ___________________

друг – друзья – дружба ________ простить – прощение ________________

свобода – освобождение _______ поместить – помещик _______________

предлагать – предложение ______ опровергнуть – опровержение ________

опись – опишу ________________ обособить – обособление ____________

день – дня ____________________ беру – брать _______________________


Задание 2. Укажите производящую основу каждого из данных слов.

Образец: артистка – артист, обязательный – обяза-ть.


Соученик, нарушитель, овсянка, лиственница, музыкальность, разглядеть, багажник,


беглость, пильщик, двигатель, требовательный, соломенный, безыдейный.


Задание 3. Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.

Антиобщественный ___________________ бумажник _________________________

верность ____________________________ влить _____________________________

водокачка ___________________________ вузовец ___________________________

высь ________________________________ глинистый _________________________

дочитывать __________________________ законодатель ______________________

закричать ____________________________ МГУ _____________________________

общественный ________________________ паровоз ___________________________

подосиновик __________________________ подстаканник ______________________

пылесос ______________________________ самокритика ______________________

сберкасса _____________________________ темь _____________________________ ТЮЗ _________________________________ ликбез ___________________________


Задание 4. Заполните таблицу: распределите слова в зависимости от способа словообразования.

Морфологический способ

Неморфологический способ


Лексико-семантический

Лексико-синтаксический

Морфолого-синтаксический

















Благодаря (за помощь) – благодаря (помощи), вышеуказанный, край (крайний) – край (краевой), коса (косить) – коса (косичка), легкораненый, малограмотность, мороженое, нижеподписавшийся, неизвестный, раненый, соломинка, столовая, тотчас, труднопроходимый, умалишенный, честолюбие.


Задание 5. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

Автобусный __________________________________________________________________

автомашина __________________________________________________________________

изобретатель _________________________________________________________________

кто-нибудь ___________________________________________________________________

милостыня ___________________________________________________________________

миллиметр ___________________________________________________________________

министерство _________________________________________________________________


III. ТЕСТ

«СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

1. Укажите неверные утверждения:

а) морфемы — это значимые части слова;

б) приставки могут быть синонимичными;

в) окончание является словообразующей морфемой;

г) новые слова могут образовываться неморфологичес­ким способом;

д) в русском языке существует один тип основы: про­изводная.

2. Найдите слова, в которых основа непроизводная:

а) земля; г) вход;

б) борец; д) дружба;

в) беседа; е) лепить.

3. Укажите слова, в которых верно выделены основа и окончание:

а) деся-ть; г) мя-ть;

б) пя-ть; д) ма-ть;

в) гуля-ть; е) зя-ть.

4.Укажите пары слов, в которых окончания омонимичные:

а) восьмой — большой; г) линий — синий;

в) дочь — беречь; д) цвела — была;

в) село — колесо; е) воробей — снегирей.

5. Выберите однокоренные слова:

а) горчица; г) гордый; ж) гореть;

б) горка; д) горе; з) городить;

в) горнист; е) горянка; и) гораздо.

6. Укажите слова, в которых верно выделен корень:

а) ра-счет-ливый; г) яр-ость;

б) про-cтой; д) корм-лю;

в) не-вед-омый; е) низ-лаг-ать.

7. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:


а)

б)

в)

г)

д)

оп..реться

е

и

е

и

е

приб..ру

и

е

е

и

е

выст..лать

е

и

и

е

и

выж..гать

и

е

и

и

е

обн..мать

е

и

и

е

и

8. Укажите слова с буквой а в корне:

а) пол..жительный; д) покл..нение;

б) р..стовщик; е) притв..риться;

в) приск..кать; ж) попл..вок;

г) изг..рь; з) непром..каемый.

9. Определите, где нужно писать букву а в корне слова:

а) р..вносторонний треугольник;

б) подр..вняться в строю;

в) выр..внять дорожку;

г) ур..вень воды.

10. Укажите, где нужно писать букву о в корне слова:

а) возр..жать;

б) аф..ризм;

в) кат..строфа;

г) ..баяние;

д) п..литра;

е) эст..када.

11. Определите, где нужно писать букву о:

а) беч..вка; г) ж..рнов;

б) кош..лка; д) ш..рты;

в) ж..нглер; е) ш..пот.

12. Укажите, где нужно писать букву ы.:

а) ц..гейка; г) ц..ганить;

б) краснолиц..й; д) нац..я;

в) аукц..он; е) панц..рь.


IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ

О ПОДВИГЕ


1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

(1)В русском языке есть пр..красное слово «п..движник». (2) Оно сродни слову «подвиг» и означа..т: «славный в..ликими делами на каком (либо) поприщ..; доблес..ный деятель; храбрый, удачл..вый воитель…»

(3) И что самое удивит..льное – все эти опр..деления которые взяты из словаря В.И. Даля можно с..отнести с лич..ностью создателя великого собрания русских слов. (4) Главным подвигом и столбовым путем «путем веры и прав..дничества» для В.И. Даля до последних часов его жизни ост..валось соб..рание Слов.

(5) К созданию будущего Словаря и этому есть много свидет..льств В.И. Даля подт..лкнул А.С. Пушкин дружба с которым у него сохр..нится до последн..го вздоха поэта. (6) Буквальн.. на руках Даля ск..нчался его великий сове..чик и друг. (7) «Словом человека не убьеш..» где-то услыш..т поговорку Даль а верной оказалась другая: «Слово пуще стрелы ран..т».

(8) Даль собрал за свою долгую жизнь более 200 тысяч слов. (9) Если их просто вып..сать столбиком, понадобит..ся 450 ученич..ских т..традей. (10) Но Владимир Иванович еще и об..яснил каждое слово и привел примеры их уп..требления в п..словицах и крылатых выражениях. (11) Так слово «добро» он проил..юстрировал 60 пословицами! (12) «Правда» для Даля была – «истина на деле истина в образе во благе; это прав..судие справ..дливость а также чес..ность (не)по..купность добросовес..ность закон..ость бе..грешность».

(13) Отеч..ством Даль называл не только землю где человек «р..дился выр..с» но и «землю где выход..ц пос..лился пр..няв под..анство или прочн.. (на) всегда водв..рившись». (14) Судьба уг..товила Далю стать в начал.. пути «воителем» то есть защитн..ком Отеч..ства Родины. (15) Всегда мя..кий и ..держанный по х..рактеру он мог сказать при случа..: «Я п..лезу на нож за правду за Отеч..ство за русское слово за язык».

(16) Свой труд Даль назвал «Толковым словарем живого велик..русского языка». (17) Создатель словаря шутил: «Толковым не от..ого назван словарь что мог получит..ся и бе..толковым а от..ого что он слова ра..толковыва..т».

(19) Подвиг по Далю, - «доблес..ный п..ступок дело или важное славное д..яние» отсюда и слово «п..движник». (20) Треп..тное отн..шение великого соб..рателя к Слову к Отчизн.. к Правде – равн..значным для него понятиям! – уб..ждает нас сегодня в п..движничестве В.И. Даля. (По В.Воробьеву)

2. Стиль речи ________________________________________________________________________

3. Тип речи __________________________________________________________________________

4. Основная тема текста _______________________________________________________________

5. Идея _____________________________________________________________________________

6. Найдите в тексте слова со словообразующими и формообразующими аффиксами, выделите их, распределите слова в две колонки.

Словообразующие аффиксы Формообразующие аффиксы

_____________________________ ________________________________

_____________________________ ________________________________

_____________________________ ________________________________

7. Выпишите из текста слова с производной, непроизводной основой (7-10 примеров). Выделите основы, дайте им характеристику.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выпишите из текста в одну группу слова, образованные приставочным морфологическим способом, в другую – суффиксальным морфологическим способом. Выделите приставки и суффиксы.

Приставочный способ Суффиксальный способ

______________________________ _________________________________

______________________________ _________________________________

______________________________ _________________________________

9. Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите приставки и суффиксы.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Найдите слова, образованные бессуффиксным видом морфологического способа, сложением слов, основ слов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выпишите слова, образованные неморфологическим способом. Определите вид неморфологического способа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов в 1 предложении.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Выполните морфемный разбор выделенных слов последнего предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Составьте схемы выделенных слов 2 предложения.

___________________________________________________________________________

15. Подберите слова с производящей основой для выделенных слов 3 предложения.

___________________________________________________________________________

16. Выпишите в одну колонку слова, не имеющие окончаний, в другую – имеющие нулевые окончания.

Слова, не имеющие окончания Слова с нулевым окончанием

____________________________ __________________________________

____________________________ __________________________________

____________________________ __________________________________

17. Составьте словообразовательные цепочки выделенных слов 12 предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

18. Какие проблемы поднимает автор в тексте? Разделяете ли вы позицию автора? Выразите свое отношение к рассматриваемому вопросу, проблеме. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка преподавателя ____________________


Список литературы

Основная литература: [1], [2: 42-60].

Дополнительная литература: [3].

Работа над ошибками

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Современный русский язык: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08790-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/516280 (дата обращения: 14.08.2023).

2. Гайкова Т. П., Милованова Л. А.. Современный русский язык: лексика и фразеология: Учебное пособие для СПО/ Издательство «Лань» (СПО), 2023. – 116 с. ISBN 978-5-507-46028-1

3. Лобачева, Н. А.  Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12294-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/513800 (дата обращения: 14.08.2023).

4. Лобачева, Н. А.  Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 206 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12621-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/514164 (дата обращения: 14.08.2023).

5. Лобачева, Н. А.  Русский язык. Синтаксис. Пунктуация : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 123 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12620-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/514165 (дата обращения: 14.08.2023).


Дополнительная литература:


    1. Лекант, П. А.  Русский язык: справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452433 (дата обращения: 25.11.2020).

  1. Русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Лекант [и др.] ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7796-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/513096 (дата обращения: 14.08.2023).




СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………………………...


3

Раздел №1. Язык и речь. Функциональные стили речи …………………..

4

Блок I. Теория ……………………………………………………………………...

4

Блок II. Практические задания …………………………………………………..

5

Блок III. Тест «Стили речи» ………………………………………………………

7

Блок IV. Работа с текстом «Береза у дороги»…………………………………

9

Раздел №2. Лексикология и фразеология……………………………………

11

Блок I. Теория ……………………………………………………………………...

11

Блок II. Практические задания ……………………………………………………

11

Блок III. Тест «Лексика. Фразеология» …………………………………………..

13

Блок IV. Работа с текстом «О силе слова» …………………………………….


16

Раздел № 3. Фонетика. Орфография. Графика. Орфография………………

Блок I. Теория ……………………………………………………………………...

19

Блок II. Практические задания ……………………………………………………

20

Блок III. Тест «Фонетика. Орфография» …………………………………………

21

Блок IV. Работа с текстом «Об обществе и языке» ……………………………


22

Раздел №4. Морфемика. Словообразование. Орфография………………….

25

Блок I. Теория ……………………………………………………………………...

25

Блок II. Практические задания ……………………………………………………

25

Блок III. Тест «Состав слова и словообразование» ……………………………..

27

Блок IV. Работа с текстом «О подвиге» …………………………………………


28



46