| | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся |
| | Вводное занятие (2 ч) |
| | Вводное занятие | | 2 | Вводный инструктаж по охране труда. Задачи обучения в 5 классе. Распределение рабочих мест. Обязанности учащихся. План работы на четверть | Знать - правила безопасного поведения в мастерской; - правила безопасной работы инструментами |
| | Пиление столярной ножовкой (24 ч) |
| | Столярные инструменты и приспособления | | 2 | Столярные инструменты и приспособления: виды и назначение. Устройство и правила пользования столярными инструментами (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло) | Знать устройство и назначение столярных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы |
| | Устройство и назначение столярного верстака | | 2 | Устройство и назначение столярного верстака. Организация рабочего места столяра. Правила работы на верстаке | Знать - устройство и назначение столярного верстака; - правила регулировки по высоте. Уметь организовывать рабочее место |
| | Знакомство с изделием (игрушечный строительный материал из брусков) | | 2 | Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Материалы для изготовления изделия (древесина, шлифовальная шкурка, водные краски). Инструменты (измерительная линейка, угольник, ножовка, стусло). Технический рисунок изделия | Знать материал, инструменты для изготовления изделия, возможные формы брусков. Уметь выполнять технический рисунок брусков разной формы |
| | Инструменты для пиления | | 2 | Пиление как одна из основных столярных операций. Инструмент для пиления. Столярная ножовка. Правила безопасности при пилении ножовкой | Знать — правила безопасности при пилении ножовкой; — устройство столярной ножовки. Уметь: выполнять пиление брусков ножовкой |
| | Пиление поперек волокон | | 4 | Приемы пиления столярной ножовкой. Пиление поперек волокон в стусле. Пиление под углом в стусле. Виды брака при пилении | Знать правила безопасной работы. При пилении. Уметь выполнять пиление древесины поперек волокон |
| | Основы разметки | | 2 | Понятие плоская поверхность. Виды разметки (по чертежу, по образцу). Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Понятие припуск па обработку. Приемы разметки деталей с помощью линейки и угольника | Знать виды и приемы разметки, суть понятия плоская поверхность. Уметь выполнять упражнения по разметки деталей |
| | Разметка деталей строительного набора | | 2 | Разметка деталей строительного набора с помощью линейки и угольника | Знать правила разметки и приемы ее выполнения. Уметь выполнять разметку |
| | Пиление брусков | | 2 | Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Закрепление заготовок в верстаке. Пиление поперек волокон в стусле. Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника | Знать правила безопасной работы при пилении. Уметь- выполнять пиление брусков; - контролировать качество полученных заготовок |
| | Отделка изделий | | 2 | Виды отделки изделий (шлифование, окраска). Виды шлифовальной шкурки | Знать - виды отделки изделий; — виды шлифовальных шкурок |
| | Шлифование торцов деталей | | 2 | Шлифование торцов деталей шлифовальной шкуркой. Шлифование в «пакете». Выполнение шлифования торцов брусков. Технические требования к выполнению данной операции | Знать способы шлифовки деталей. Уметь выполнять шлифовку торцов брусков |
| | Окрашивание изделий морилкой | | 2 | Водные краски для окрашивания деревянных деталей. Окрашивание деталей изделия кисточкой | Знать приемы окрашивания деревянных изделий. Уметь выполнять окрашивание изделия |
| | Промышленная заготовка древесины (4 ч) | |
| | Строение древесины | | 2 | Дерево: основные части (крона, ствол, корни), породы (хвойные, лиственные), использование, заготовка, разделка, транспортировка | Знать: -строение древесины -породы древесины -способы заготовки -область применения |
| | Пиломатериалы | | 2 | Пиломатериалы: виды и использование. Доска: виды, размеры. Брусок: виды, грани, ребра. | Знать: виды пиломатериалов Уметь: определять вид пиломатериалов |
| Игрушки из древесного материала (16 ч) |
| | | - строение древесины; |
Последовательность изготовления подставки | | 1 | Последовательность изготовления изделия (подставка для карандашей или сверл) | Знать названия операций, но изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку |
| Пиление бруска под размер | | 2 | Подбор материала для изделия. Разметка длины подставки. Отпиливание бруска нужной длины. Технические требования к выполнению операции | Знать правила разметки и безопасности при работе с ножовкой. Уметь выполнять разметку и отпиливание бруска для изделия нужной длины |
Разметка центров отверстий | | 2 | Разметка параллельных линий по линейке и угольнику. Разметка центров отверстий. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила разметки. Уметь выполнять разметку центров отверстии |
Сверление несквозных отверстий | | 2 | Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины отверстия. Технические требования к выполнению операции | Знать правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. Уметь выполнять сверление несквозных отверстий |
Отделка поверхности подставки напильником | | 2 | Зачистка поверхности подставки. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять зачистку поверхности напильником |
Отделка поверхности подставки шлифовальной шкуркой | | 2 | Виды отделки изделий. Выбор отделки для подставки | Уметь подбирать вид отделки и выполнять отделку изделия |
Отделка изделия лаком | | 1 | Виды отделки изделий. Выбор отделки для подставки | Уметь подбирать вид отделки и выполнять отделку изделия |
Оценка качества готового изделия | | 1 | Технические требования к качеству изделия. Оценка качества готового изделия | Уметь оценивать качество готового изделия |
Игрушки из древесины и других материалов (14ч) |
Неподвижные игрушки из древесины | | 1 | Знакомство с изделием. Форма моделей разных видов транспорта. Детали моделей разных видов транспорта. Материалы для изделия. Технический рисунок изделия | Знать детали изделия и материалы для него. Уметь - разработать форму модели одного из видов транспорта; - выполнять технический рисунок изделия |
Последовательность изготовления изделия | | 1 | Последовательность изготовления изделия | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку |
Разметка деталей изделия | | 1 | Разметка деталей изделия из выстроганных брусков. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять разметку деталей |
| | Отпиливание заготовок деталей изделия | | 1 | Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Отпиливание заготовок деталей изделия. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы ножовкой. Уметь - организовывать рабочее место при работе на верстаке; — выполнять отпиливание заготовок |
| | Рашпиль | | 1 | Устройство и применение рашпиля и драчевого напильника. Правила безопасной работы рашпилем, напильником. Выполнение упражнений по зачистке поверхности рашпилем (драчевым напильником) | Знать - устройство и назначение рашпиля, драчевого напильника; - правила безопасной работы инструментами. Уметь выполнять зачистку поверхности рашпилем (драчевым напильником) |
| | Обработка кромок рашпилем | | 1 | Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рашпилем. Уметь выполнять обработку закругленных поверхностей рашпилем |
| | Коловорот | | 2 | Устройство, назначение коловорота. Приемы работы коловоротом. Закрепление сверла в патроне. Правила безопасности при работе коловоротом. Выполнение упражнений по сверлению отверстий коловоротом | Знать: устройство, назначение коловорота, правила безопасности при работе. Уметь сверлить коловоротом отверстия |
| | Способы соединения деталей из древесины | | 2 | Способы соединения деталей изделия (с помощью гвоздей, шурупов и клея). Шурупы, отвертка; устройство, применение, правила безопасной работы. Выполнение упражнений по соединению деталей с помощью шурупов | Знать - способы соединения деталей изделия; - устройство и назначение шурупов, отвертки; - правила безопасной работы отверткой. Уметь выполнять соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов |
| | Сверление отверстий коловоротом | | 2 | Приемы работы коловоротом. Закрепление сверла в патроне. Правила безопасности при работе коловоротом. Крепление заготовки при работе с коловоротм | Знать: устройство, назначение коловорота, правила безопасности при работе. Уметь сверлить коловоротом отверстия |
| | Сборка изделия | | 2 | Подготовка отверстий под шурупы или гвозди. Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов или клея. Оценка качества готового изделия | Уметь — выполнять сборку изделия; - оценивать качество готового изделия |
| | Выжигание (8 ч) |
| | Электровыжигатель | | 1 | Устройство электровыжигателя и приемы работы с ним. Правила безопасности при работе электровыжигателем | Знать - устройство электровыжигателя; - правила безопасной работы электровыжигателем. Уметь работать электровыжигателем |
| Перенос рисунка для выжигания на заготовку | | 1 | Подготовка поверхности к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Выжигание рисунка. Раскраска рисунка водными красками | Знать — правила безопасной работы электровыжигателем; - приемы перевода рисунка на поверхность изделия. Уметь выполнять отделку ранее изготовленного изделия выжиганием |
Устройство рубанка | | 2 | Рубанок: основные части, подготовка к работе. Правила безопасной работы рубанком. Приемы работы рубанком | Знать устройство рубанка; правила безопасной работы с ним. Уметь подготовить рубанок к работе |
| Приемы работы рубанком | | 2 | Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы | Знать - правила разметки заготовок с помощью линейки; - правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять операцию строгания с контролем размеров заготовки | |
Строгание заготовок | | 4 | Строгание заготовок деталей изделия с контролем размеров. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять операцию строгания с контролем размеров заготовки |
Соединение деталей с помощью шурупов (28 ч) |
Чертеж как основной документ для выполнения изделия | | 2 | Назначение чертежа. Виды линий (видимого контура, размерная, выносная). Правила оформления чертежа. Чтение чертежей | Иметь представление о чертеже как основном документе для выполнения изделия. Уметь читать простейшие чертежи |
Знакомство с изделием | | 2 | Настенная полочка: назначение, детали, материалы. Технический рисунок изделия | Знать - назначение, детали настенной полочки; - материалы для изготовления изделия. Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров |
Последовательность изготовления настенной полочки | | 2 | Последовательность изготовления настенной полочки | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку |
Изготовление деталей изделия | | 2 | Подбор заготовок для изделия. Осмотр заготовок. Проверка соблюдения размеров заготовок | Уметь заготавливать детали изделия |
Соединение деталей полочки с помощью шурупов | | 2 | Способы соединения деталей. Сборка деталей настенной полочки: выбор варианта Шурупы элементы, взаимодействие с древесиной. Технология соединения деталей с помощью шурупов | Знать - способы соединения деталей. - виды шурупов, их элементы - технологию соединения деталей с помощью шурупов Уметь - выбрать способ соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала, из которого оно изготовлено - определять виды шурупов - подбирать вид шурупа для конкретного изделия; объяснять свой выбор |
| | Выполнение отверстий с помощью буравчика | | 1 | Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Правила безопасной работы шилом или буравчиком. Выполнение отверстий с помощью шила или буравчика (на отходах материалов) | Знать назначение и сферу применения шила и буравчика; правила безопасной работы с ними. Уметь выполнять отверстия под шурупы шилом |
| | Зенкование отверстий | | 1 | Назначение операции зенкования. Раззенковка, устройство и применение. Выполнение упражнения по зенкованию отверстия (на отходах материалов) | Знать - назначение операции зенкования; - устройство раззенковки; - правила безопасной работы. Уметь выполнять зенкование отверстий |
| | Устройство ручной дрели | | 2 | Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Подготовка дрели к работе. Правила безопасной работы дрелью. Приемы работы ручной дрелью Выполнение упражнений по сверлению отверстий | Знать - устройство ручной дрели; - правила безопасной работы. Уметь - подготовить дрель к работе - сверлить отверстие ручной дрелью |
| | Подготовка отверстий под шурупы | | 2 | Подготовка отверстий под шурупы на деталях полочки шилом или сверлением. Технические требования к выполнению операции | Знать правила безопасной работы шилом или ручной дрелью. Уметь выполнять отверстия под шурупы |
| | Зенкование отверстий | | 2 | Зенкование отверстий на деталях полочки. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы с раззенковкой. Уметь выполнять зенкование отверстий |
| | Сборка изделия | | 4 | Сборка изделия. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы отверткой. Уметь выполнять сборку деталей изделия |
| | Отделка изделия шлифовальной шкуркой | | 2 | Отделка изделия шлифовкой. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять шлифование поверхности изделия |
| | Отделка изделия лаком | | 2 | Отделка изделия лакированием. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасности при работе с лаком. Уметь выполнять окрашивание поверхности настенной полочки лаком |
| Оценка качества готового изделия | | 2 | Оценка качества готового изделия | Уметь - оценивать качество изделия; - сравнивать изготовленное изделие с образцом | |
IV четверть ( 52 ч) |
| Тема урока | Дата | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | |
Вводное занятие(2 ч) |
Вводное занятие | | 2 | План работы па четверть. Правила безопасной работы в мастерской | Знать правила безопасной работы в мастерской |
Изготовление кухонной утвари (20 ч) |
Построение чертежей | | 2 | Построение чертежей. Нанесение размеров. Отличие чертежа от технического рисунка Чтение чертежей | Уметь - выполнять чертежи простейших деталей; - читать чертеж |
Знакомство с изделием (разделочная доска ) | | 2 | Кухонная утварь: назначение, эстетические требования, материалы и детали. Варианты моделей изделий для кухни. Выполнение технического рисунка изделия и чертежей деталей изделия | Знать - назначение кухонной утвари, материалы для ее изготовления; - детали изделия. Уметь выполнять технический рисунок и чертеж изделия |
Древесина для изготовления кухонной утвари | | 2 | Виды древесины. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Подбор материала для изделия | Знать виды древесины и их свойства. Уметь подбирать древесину для изделия |
Последовательность изготовления изделия | | 2 | Последовательность изготовления изделия | Уметь - составлять последовательность изготовления изделия; заполнять технологическую карту |
Разметка доски | | 1 | Черновая разметка заготовки по чертежу изделия: инструменты и правила работы Припуски на обработку Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять черновую разметку заготовок по чертежу изделия |
Строгание заготовки | | 3 | Инструменты для строгания, правила пользования ими. Закрепление заготовок в зажимах верстака. Строгание заготовок с контролем линейкой и угольником. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь - выполнять строгание заготовок для изделия. - контролировать размеры |
Разметка доски по шаблону | | 1 | Чистовая разметка детали. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять разметку заготовки |
| | Выпиливание доски по контуру | | 1 | Инструменты для пиления древесины. Отпиливание припусков. Проверка размеров заготовки и прямоугольности сторон. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы ножовкой Уметь выполнять отпиливание припусков по линиям разметки |
| | Обработка контура доски рашпилем | | 2 | Обработка торцовых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рашпилем. Уметь выполнять обработку торцовых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой |
| | Шлифование изделия | | 2 | Отделка изделия шлифованием. Подбор шлифовальной шкурки. Технические требования к выполнению данной операции. | Уметь выполнять отделку изделия шлифованием |
| | Отделка изделия лаком | | 1 | Способы отделки изделия: окраска, выжигание, роспись. Выбор рисунка и перевод его на деталь. Выжигание или роспись. Лакирование поверхности. | Знать способы и технологию отделки изделия. Уметь - выполнять отделку изделия |
| | Анализ выполненной работы | | 1 | Оценка качества готового изделия | Уметь - оценивать качество готового изделия |
| | Соединение рейки с бруском ( 22 ч) |
| | Врезка как способ соединения деталей | | 2 | Способы соединения деталей. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина | Иметь представление о врезке как способе соединения деталей, сфере применения данного способа соединения. Уметь определять данный вид соединения деталей по образцам и техническому рисунку |
| | Стамеска. | | 1 | Стамеска: назначение, основные части, приемы работы Правила безопасной работы стамеской | Знать - назначение стамески, ее основные части; - правила безопасной работы стамеской, приемы работы с ней |
| | Приемы работы стамеской | | 3 | Запиливание бруска на определенную глубину внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала (на отходах материалов) | Знать правила безопасной работы ножовкой и стамеской. Уметь работать стамеской |
| | Изготовление подставки для цветов | | 1 | Подставка из реек для цветов. Материалы для ее изготовления. Детали изделия. Способ соединения деталей в изделии. Технический рисунок изделия | Знать детали изделия; способ их соединения. Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров |
| | Последовательность изготовления изделия | | 1 | Последовательность изготовления изделия | Уметь составлять последовательность изготовления изделия |
| | Строгание брусков Под заданный размер | | 4 | Строгание брусков и реек по чертежу. Контроль заданных размеров, Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять строгание брусков и реек |
| | Разметка пазов на брусках | | 2 | Инструменты для разметки. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Требования к качеству разметки | Знать, что от точности разметки зависит качество и прочность соединения деталей. Уметь выполнять разметку пазов |
| | Выполнение пазов | | 2 | Запиливание бруска на определенную глубину Удаление стамеской подрезанного материала. Необходимость плотной подгонки соединения. Предупреждение неисправимого брака | Знать -технологию выполнения пазов; - зависимость качества и прочности изделия от точности выполнения данной технологической операции; - правила безопасной работы инструментами; Уметь выполнять пазы на брусках |
| | Подгонка деталей соединения | | 2 | Подгонка деталей с помощью напильника или стамески | Уметь выполнять подгонку деталей |
| | Сборка изделия | | 2 | Выполнение соединения деталей врезкой. Применение клея. Оценка качества готового изделия | Уметь -выполнять соединение деталей врезкой, шлифовку изделия; - оценивать качество готового изделия |
| | Анализ выполненной работы | | 2 | Оценка качества готового изделия | Уметь - оценивать качество готового изделия |
| | Контрольная работа (2 ч) |
| | Изготовление разделочной доски | | 2 | Последовательность изготовления изделия | Уметь изготавливать изделие |