ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 учебный год;
Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2024-2025 учебный год.
Изучение курса «Окружающий природный мир» в средней школе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире;
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности;
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием
эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучение другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
На изучение курса в 3 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность природы - основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС для детей, обучающихся по варианту 2, результативность обучения каждого ребенка оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Окружающий природный мир":
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые);
представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние");
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки).
3) Элементарные представления о течении времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;
представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году.
Личностные результаты освоения предмета «Окружающий природный мир» включают:
1. Осознание персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу осознание себя как «Я».
2. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
3. Формирование уважительного отношения к окружающим.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся мире.
5. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, (дочери), пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия | испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны |
Коммуникативные учебные действия | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач |
Регулятивные учебные действия | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Познавательные учебные действия | дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Планируемые предметные результаты:
• узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" представлено следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
Раздел "Растительный мир":
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Раздел "Животный мир".
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
7. Календарно-тематический план учебного предмета
«Окружающий природный мир», 68 часов
№ | Тема урока. Основные образовательные задачи. | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности учащихся |
1,2 | Времена года. Осень. Признаки осени. Явления природы. Дождь, туман, холодно, ветер. Осенние месяцы. | 2 | | Слушание педагога, беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов. Разукрашивание осенних листьев. |
3,4 | Осень. Долгота дня летом и осенью. Сутки. Виды деятельности человека осенью и в разное время суток. | 2 | | Просмотр видеоматериалов, беседа, уборка листьев на пришкольном участке |
5,6 | Экскурсия по аллее п. Южный. | 2 | | Экскурсия по аллее п. Южный, наблюдение за листопадом, наблюдение за птицами, кормление птиц. |
7 | Животные и птицы осенью. | 1 | | Расширение представлений о животных осенью. Просмотр видеоматериалов, раскрашивание животных. |
8,9 | Растения осенью: деревья, кустарники. Листопад. | 2 | | Слушание педагога, беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание осенних деревьев. Составление гербария. |
10 | Растения осенью: деревья, кустарники. Листопад. | 1 | | Слушание педагога, беседа, просмотр видеоматериалов, работа с раскрасками по теме. |
11,12 | Фрукты и овощи осенью. Что растет на огороде и в саду. | 2 | | Беседа, просмотр видеоматериалов, викторина, дидактические игры, разукрашивание. |
13,14 | Фрукты и овощи осенью. | 2 | | Беседа, просмотр видеоматериалов, раскрашивание по теме. |
15,16 | В мире животных. Дикие и домашние животные. Строение животных. | 2 | | Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание, викторина. Восприятие и имитация голосов животных. |
17 | Дикие животные: медведь, лиса, волк, олень. Детеныши животных. Среда обитания и питание животных. | 1 | | Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание |
18 | Домашние животные. Уход. Роль животных в жизни человека. | 1 | | Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание |
19 | Разнообразный животный мир. Животные разных частей света. Редкие животные. | 1 | | Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание |
20,21 | Зима. Природные явления зимы. (Снег, метель, гололед, мороз). Изменения в живой и неживой природе зимой. Зимние месяцы. | 2 | | Слушание педагога, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов. Раскрашивание зимнего пейзажа. |
22 | Занятия людей зимой. Животные и птицы зимой. | 1 | | Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание. |
23 | Обобщающее занятие по теме «Времена года: зима». | 1 | | Викторина, дидактическая игра, просмотр видеоматериалов. |
24 | Птицы, строение птиц. Многообразие птиц. Отличие птиц от животных. Водоплавающие птицы. | 1 | | Беседа, восприятие и различение на слух голосов птиц. Различение птиц и животных. |
25,26 | Узнавание домашних птиц (курица, гусь, утка, индюк). Детеныши домашних птиц. Значение домашних птиц. | 2 | | Различение домашних и диких птиц. Нахождение карточек птиц. Просмотр видеоматериалов. |
27,28 | Узнавание диких птиц (снегирь, ворона, воробей, ласточка). Значение птиц в природе и жизни человека. | 2 | | Узнавание диких птиц. Просмотр видеоматериала. |
29 | Насекомое. Строение. Питание. Различение насекомых (комар, муха, стрекоза, бабочка). Пчелы, продукты пчеловодства. | 1 | | Узнавание видов насекомых, раскрашивание. Различение пчелы и бабочки. |
30, 31 | Рыбы. Строение рыб. Среда обитания. Морские и речные обитатели | 2 | | Просмотр видеоматериала, различение рыб морских и речных. Дидактическая игра. |
32 | Растения. Группы растений. Дерево, куст, трава, цветы, грибы. Растения культурные и дикорастущие. | 1 | | Слушание учителя, просмотр видеоматериала, дидактическая игра, раскрашивание по теме. |
33,34 | Дерево. Строение деревьев. Лиственные, хвойные деревья. | 2 | | Слушание учителя, просмотр видеоматериала, дидактическая игра, раскрашивание по теме. |
35,36 | Растения леса. Лес. Значение леса в жизни человека. Правила поведения в лесу | 2 | | Слушание учителя, просмотр видеоматериала, дидактическая игра, раскрашивание по теме. |
37,38 | Растения луга. Лекарственные растения. | 2 | | Слушание учителя, просмотр видеоматериала, дидактическая игра, раскрашивание по теме. |
39 | Цветы. Строение цветов | 1 | | Слушание учителя, просмотр видеоматериала, дидактическая игра, раскрашивание по теме. |
40 | Грибы. Строение гриба. | 1 | | Слушание учителя, просмотр видеоматериала, дидактическая игра, раскрашивание по теме. |
41 | Фрукты, Овощи, ягоды. | 1 | | Слушание учителя, просмотр видеоматериала, дидактическая игра, раскрашивание по теме. |
42 | Красная книга. Растения и животные красной книги. | 1 | | Знакомство с Красной книгой. Просмотр видеоматериала. Слушание педагога. |
43 | Узнавание солнца. Значение солнца в жизни человека и в природе. Закат и восход. Сутки. Долгота дня в разное время года. | 1 | | Наблюдение за солнцем. Слушание педагога. Раскрашивание по теме. |
44 | Узнавание луны. Значение луны в жизни человека, природе. | 1 | | Наблюдение за луной в домашних условиях. Слушание педагога. Просмотр видеоматериалов. Раскрашивание по теме. |
45 | Узнавание небесных тел (планета, звезда). | 1 | | Просмотр видеоматериалов. Конструирование небесных тел из бумаги. Макет Космос. |
46 | Узнавание изображения земли из космоса. Модель земли глобус. | 1 | | Работа с глобусом. Наблюдение за учителем. Макет космос. |
47 | Знание свойств воздуха. Значение воздуха в природе и жизни человека. Ветер. | 1 | | Слушание педагога. Игра «Ветерок» |
48 | Различение земли, неба. Почва. Состав почвы. Глина, песок, камни. | 1 | | Наблюдение, слушание педагога, практическое знакомство с землей, песком, глиной на основе образцов. |
49 | Узнавание форм земной поверхности ( горы, равнины). | 1 | | Просмотр видеофильма, раскрашивание по теме, слушание педагога. |
50 | Вода. Знание свойств воды. Значение воды в природе и жизни человека. Вода в разное время года. | 1 | | Слушание, наблюдение. Практическая работа с водой.(окрасить, понюхать, перелить). Детские эксперименты с водой. |
51 | Водоемы (река, озеро, море). Правила поведения возле водоемов). | 1 | | Слушание педагога, просмотр видеоматериалов. Дидактическая игра. |
52 | Огонь. Значение огня. Правила обращения с огнем. | 1 | | Слушание педагога, наблюдение, просмотр видеоматериала, практическая работа с учителем (задуй свечу, залей свечу). |
53,54 | Весна. Признаки весны. Природные явления весны. Весенние месяцы. | 2 | | Слушание педагога, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов. Разукрашивание весеннего пейзажа |
55 | Труд и деятельность людей весной. Животные и птицы весной. | 1 | | Слушание педагога. Прогулка и элементарная трудовая деятельность на пришкольном участке. Наблюдение за природой весной. |
56,57 | Растения весной. Прогулка по весеннему парку. | 2 | | Наблюдение за весенней природой, слушание педагога. По возможности Игра «Кораблики». |
58 | Экскурсия по аллее п. Южный. | 1 | | Наблюдение за растениями дендрария, знакомство с новыми растениями. |
59,60 | Лето. Летние месяцы. Явления природы летом | 2 | | Слушание педагога, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов. Разукрашивание летнего пейзажа. |
61,62 | Деятельность человека летом. Животные и птицы летом. | 2 | | Просмотр видеофильмов. Дидактическая игра. Раскрашивание по теме «Летний отдых на природе». |
63,64 | Животные и птицы летом. | 2 | | Слушание педагога, просмотр видеоматериалов, работа с раскрасками по теме. |
65,66,67,68 | Повторение | 4 | | Повторение и закрепление всех тем по окружающему миру. Викторина. Просмотр гербария. |
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разрезные карточки
- "Мир животных"
-Домашние животные
-Дикие животные России
-Животные жарких стран
-Животные холодных широт
- "Мир человека":
-Продукты питания
-Посуда
-Мебель
-Одежда и обувь
-Игрушки
-Транспорт
-Музыкальные инструменты
-Электроприборы
-Натуральные объекты: игрушки, одежда, муляжи, макеты.
"Мир растений":
-Фрукты
-Овощи
-Садовые цветы
-Ягоды
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России»:
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
Наборы кукол би – ба – бо:
В наборе:
разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков;
перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар;
кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам;
множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки;
Разноцветные палочки шести размеров;
Цветные кольца и полукольца;
Деревянные цветные "таблеточки";
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы).
Мозаика.
Дидактические материалы М. Монтессори.
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул мягкий | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Тумбы | 4 |
8 | Монитор | 1 |
9 | Системный блок | 1 |
10 | Клавиатура | 1 |
11 | Мышь оптическая | 2 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
17 | Ноутбук | 1 |
9. Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Основной учебник:
(коррекционных) учреждений. Москва «Владос», 2015 г.
Дидактические и методические пособия для учителя:
С.В. Комарова «Устная речь». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений. Москва «Просвещение» 2011г.
С.В.Кудрина «Окружающий мир» Учебник для специальных (коррекционных) учреждений. Москва «Владос» 2015 г.
Н.Н. Павлов «Развитие речи». «Эксмо-пресс» Москва 2010 г.
Ю. Соколова «Развитие речи». «Эксмо» Москва 2010 г.
Дидактические пособия для учащихся:
Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал.