СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание учебного предмета.
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете (4ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Поиск необходимой книги в библиотеке. Подготовка сообщения о книге-справочнике, научно-познавательной книге.
Устное народное творчество (15ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим руппам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гусилебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя.
Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений.
Русские писатели (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смыса басни со смыслом пословицы. Л. Толстой. Басни Л. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений.
О братьях наших меньших (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ. Оценка планируемых достижений.
Из детских журналов (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Игра. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение. Проект «Мой любимый детский журнал». Оценка своих достижений.
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений
Писатели — детям (17 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. С. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. Михалков. Стихи. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.А. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений.
Я и мои друзья (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Выборочный пересказ рассказа па заданию учителя. Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись. Проект «Создание газеты: 9 мая — День Победы».
И в шутку и всерьёз (14ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение. Инсценирование стихотворения. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов.
Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.Оценка планируемых достижений.
Литература зарубежных стран (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Выборочный пересказ эпизода сказки по заданию учителя. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писательсказочник». Оценка достижений.
УУД 2 класс
Личностные
Учащиеся научатся:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение,
сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
lсопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
lформулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
понимать учебную задачу урока;
lчитать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
lколлективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
lколлективно составлять план для пересказа литературного произведения;
lконтролировать выполнение действий в соответствии с планом;
lоценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
lоценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
lвыделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
lфиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
lанализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
lосознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
lформулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
lчитать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
lсоставлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
lвыбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
lоценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
lопределять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?
Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
lфиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
lанализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
lфиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
lпредлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
lосознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
lпользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
lотвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
lпонимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
lсравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
lсопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
lсоздавать небольшое высказывание (или доказательство воей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
lпонимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
lпроявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
lсоотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
lопределять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
lпонимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем.
Учащиеся получат возможность научиться:
lопределять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, ллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
lанализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
lсравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
lнаходить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
lсамостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
lпонимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
lпроявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
lпредлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
lопределять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
lсоздавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
lсравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
lсоотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
lоценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя сновные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деяl отбирать аргументы и факты для оказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
lформулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
lобъяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить римеры похожих ситуаций из литературных произведений;
lнаходить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
lготовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений.
Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
lозвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
lпонимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
lчитать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;
при чтении отражать настроение автора;
lориентироваться в учебной книге, её элементах;
находить сходные элементы в книге художественной;
lпросматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
lосознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
lраспределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
lсоотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);
определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
lчитать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
lпонимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
lупотреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
lнаблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
lрассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
lпользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
lосуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
lзадавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
lделить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
lосознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели l находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
lпользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
lсоставлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
lпересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учи теля;
lсоставлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
lсочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
lтворчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
lразличать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
lнаходить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
lиспользовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
lпонимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
lопределять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
lнаходить в произведении средства художественной выразительности;
lпонимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер:ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона ит.д.), сохранять полученную информациюнабирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
УМК «Школа России»
2 класс – 136 часов
№ п/п | Тема урока Содержание урока | № урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Дата факт провед. |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.) | |||||
1 | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 | Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова |
| 2.09 |
Раздел 1. Самое великое чудо на свете (4ч.) | |||||
2 | Самое великое чудо на свете. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
| 1 | Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. |
| 6.09 |
3 | Проект №1 «О чем может рассказать школьная библиотека»
| 2 |
| 7.09 | |
4 | Старинные и современные книги. Сравнение книг. Книги, прочитанные летом.
| 3 |
| 8.09 | |
5 | Напутствие читателю Р.Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.
| 4 |
| 9. 09 | |
Раздел2. Устное народное творчество (15ч.) | |||||
6 | Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела. малые и большие жанры устного народного творчества.
| 1 | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -читать с выражением, опираясь на ритм произведения;
|
| 13.09 |
7 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.
| 2 | -объяснять смысл пословиц; -придумывать рассказ по пословице; - сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы; -находить различия в потешках и прибаутках; -находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ; -анализировать загадки; -распределять загадки и пословицы по тематическим группам; -характеризовать героев сказки; -соотносить качества с героями сказок; -придумывать свои собственные сказочные сюжеты; -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; -контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
| 14.09 |
8 | Потешки и прибаутки Потешки и прибаутки – малые жанры УНТ. Отличия прибаутки от потешки. слово как средство создания образа.
| 3 |
| 15.09 | |
9 | Считалки и небылицы. Считалки и небылицы – малые жанры РНТ. Ритм – основа считалки. сравнение считалки и небылицы.
| 4 | -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -читать с выражением, опираясь на ритм произведения; -объяснять смысл пословиц; -распределять загадки и пословицы по тематическим группам; -характеризовать героев сказки;
|
| 16.09 |
10 | Загадки. Загадки – малые жанры УНТ. Распределение загадок по тематическим группам.
| 5 |
| 20.09 | |
11 | Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.
| 6 | -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -читать с выражением, опираясь на ритм произведения; -объяснять смысл пословиц; -характеризовать героев сказки; -соотносить качества с героями сказок; -придумывать свои собственные сказочные сюжеты; -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; -контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
| 21.09 |
12 | Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет»
| 7 |
| 22.09 | |
13 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
| 8 | -находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ; -анализировать загадки; -распределять загадки и пословицы по тематическим группам; -характеризовать героев сказки; -соотносить качества с героями сказок; -придумывать свои собственные сказочные сюжеты; |
| 23.09 |
14 | РНС «У страха глаза велики»
| 9 |
| 27.09 | |
15 | РНС «Лиса и тетерев»
| 10 | -характеризовать героев сказки; -соотносить качества с героями сказок; -придумывать свои собственные |
| 28.09 |
16 | РНС «Лиса и журавль»
| 11 | сказочные сюжеты; -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;
|
| 29.09 |
17 | РНС «Каша из топора»
| 12 | -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -читать с выражением, опираясь на ритм произведения; -объяснять смысл пословиц; -характеризовать героев сказки; -соотносить качества с героями сказок; -придумывать свои собственные сказочные сюжеты; -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; -контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
| 30.09 |
18 | РНС «Гуси-лебеди»
| 13 |
| 4.10 | |
19 | РНС «Гуси-лебеди» А. Шибаев «Вспомни сказку»
| 14 |
| 5.10 | |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №2
| 15 | -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; -контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
| 6.10 |
Раздел3. Люблю природу русскую. Осень. (8 ч.) | |||||
21 | Люблю природу русскую. Осенние загадки. Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки.
| 1 | -читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; -различать стихотворный и прозаический текст; -сравнивать художественный и научно-познавательный текст; -наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; -продумывать собственные сравнения; -представлять картины осенней природы; -находить средства художественной выразительности; -оценивать свой ответ; -составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок; -подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту; -контролировать себя в процессе чтения. |
| 7.10 |
22 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначаль-ной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…». Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта
| 2 |
| 11.10 | |
23 | А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали». Лирические стихотворения А.Плещеева и А.Фета
| 3 | -читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; -различать стихотворный и прозаический текст; -составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок; -контролировать себя в процессе чтения. |
| 12.10 |
24 | А. Толстой «Осень», С. Есенин «Закружилась листва золотая…» Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина
| 4 | -читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; -различать стихотворный и прозаический текст; сопровождение к стихотворному тексту; -контролировать себя в процессе чтения. |
| 13.10 |
25 | В. Брюсов «Сухие листья…», И.Токмакова «Опустел скворечник…» Лирические стихотворения В.Брюсова и И.Токмаковой
| 5 | -читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; -различать стихотворный и прозаический текст; -контролировать себя в процессе чтения. |
| 14.10 |
26 | В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» Средства художественной выразительности | 6 | -сравнивать художественный и научно-познавательный текст; -наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; -продумывать собственные сравнения; -представлять картины осенней природы; -находить средства художественной выразительности; -оценивать свой ответ;
|
| 18.10 |
27 | М.Пришвин «Осеннее утро» Сравнение художественного и научно-популярного текстов.
| 7 | -читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; -различать стихотворный и прозаический текст; -находить средства художественной выразительности; -оценивать свой ответ; |
| 19.10 |
28 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №3.
| 8 |
| 20.10 | |
Раздел4. Русские писатели (14ч) | |||||
29 | А.С. Пушкин – великий русский писатель. Знакомство с названием раздела.
| 1 | -прогнозировать содержание раздела; -читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках; -сравнивать авторские и народные произведения; -отличать басню от стихотворения и рассказа; -знать особенности басенного текста; -соотносить пословицы и смысл басенного текста; -характеризовать героев басни с опорой на текст; -наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; -определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); -придумывать собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования; находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения; -составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение по сказке; -определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые; -объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте; -слушать звуки, переданные в лирическом тексте; -представлять картины природы; -воспринимать на слух художественные произведения; -соотносить пословицы и смысл прозаического текста; -пересказывать текст подробно, выборочно |
| 21.10 |
30 | Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.
| 2 |
| 25.10 | |
31 | А.С.Пушкин «Вот север, тучи…», «Зима..» Лирические стихотворения А.С. Пушкина Проверка техники чтения | 3 |
| 26.10 | |
32 | А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке
| 4 |
| 27.10 | |
33 | А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке
| 5 |
| 28.10 | |
34 | А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | 6 |
| 8.11 | |
35 | И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»
| 7 |
| 9 | |
36 | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»
| 8 |
| 10 | |
37 | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
| 9 | -сравнивать авторские и народные произведения; -соотносить пословицы и смысл басенного текста; -характеризовать героев басни с опорой на текст; -наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; -определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); -придумывать собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования; находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения; -составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение по сказке; -определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые; -объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте; -слушать звуки, переданные в лирическом тексте; -представлять картины природы; -воспринимать на слух художественные произведения; -соотносить пословицы и смысл прозаического текста; |
| 11.11 |
38 | Л.Н.Толстой «Филипок»
| 10 |
| 15.11 | |
39 | Л.Н.Толстой «Филипок». «Правда всего дороже»
| 11 |
| 16 | |
40 | Л.Н.Толстой «Котенок»
| 12 |
| 17 | |
41 | Разноцветные страницы. И.Токмакова «Десять птичек- стайка»
| 13 |
| 18.11 | |
42 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №4
| 14 |
|
| |
Раздел 5. О братьях наших меньших. (12 ч.) | |||||
43 | Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?» Знакомство с названием раздела.
| 1 | -прогнозировать содержание раздела; -планировать работу с произведением; -выбирать виды деятельности на уроке; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух прочитанное; -сравнивать художественный и научно-познавательный тексты; -сравнивать сказки и рассказы о животных; -определять последовательность событий; -составлять план произведения; -пересказывать подробно по плану произведение; -видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях; -проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике; -выбирать книги по темам и по авторам;
-пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. -планировать работу с произведением; -выбирать виды деятельности на уроке; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух прочитанное; -сравнивать художественный и научно-познавательный тексты; -сравнивать сказки и рассказы о животных; -определять последовательность событий; -составлять план произведения; -пересказывать подробно по плану произведение; -видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях; |
|
|
44 | Веселые стихи о животных. Б.Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака»
| 2 |
|
| |
45 | В.Берестов «Кошкин щенок»
| 3 |
|
| |
46 | М.Пришвин «Ребята и утята»
| 4 |
|
| |
47 | М.Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана.
| 5 |
|
| |
48 | Е.Чарушин «Страшный рассказ»
| 6 |
|
| |
49 | Б.Житков «Храбрый утенок»
| 7 |
|
| |
50 | В.Бианки «Музыкант»
| 8 |
|
| |
51 | В.Бианки «Сова»
| 9 |
|
| |
52 | В.Бианки «Сова»
| 10 |
|
| |
53 | Разноцветные страницы. С.Брезкун, М. Бородицкая «Стихи»
| 11 | -проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике; -выбирать книги по темам и по авторам; -пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.
|
|
|
54 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №5
| 12 |
|
| |
Раздел6. Из детских журналов (9ч) | |||||
55 | Вопросы из детских журналов. Подготовка к проекту №2 «Мой любимый детский журнал»
| 1 | -прогнозировать содержание раздела; -планировать работу с произведением; -выбирать виды деятельности на уроке; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух прочитанное; |
|
|
56 | Д.Хармс «Игра» Произведения из детских журналов.
| 2 | -сравнивать художественный и научно-познавательный тексты; -сравнивать сказки и рассказы о животных; -определять последовательность событий; -составлять план произведения; -пересказывать подробно по плану произведение; -видеть красоту природы, |
|
|
57 | Д.Хармс «Вы знаете» | 3 |
|
| |
58 | Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи» | 4 | изображённую в художественных произведениях; -определять героев произведения, характеризовать их; -выражать своё собственное отношение к героям; -давать нравственную оценку поступкам героев;
|
|
|
59 | Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
| 5 |
|
| |
60 | Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя»
| 6 | -проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике; -выбирать книги по темам и по авторам; -оценивать свой ответ; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;
|
|
|
61 | Защита проекта «Мой любимый детский журнал»
| 7 |
|
| |
62 | А.Введенский «Лошадка»
| 8 |
-пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.
|
|
|
63 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №6 из детских журналов.
| 9 |
|
| |
Раздел7. Люблю природу русскую. Зима (9ч) | |||||
64 | Зимние загадки. Знакомство с названием раздела. Соотнесение загадки и отгадки.
| 1 | -прогнозировать содержание раздела; -рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника;
|
|
|
65 | И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка» Лирические стихотворения.
| 2 | -соотносить загадки и отгадки; -читать выразительно, отражая настроение стихотворения; -воспринимать на слух художественный текст; -соотносить пословицы с главной мыслью произведения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; -рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения; |
|
|
66 | Я.Аким «Утром кот принес на лапках»
| 3 |
|
| |
67 | Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…» Лирические стихотворения | 4 | -подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку; -наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; -чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть; |
|
|
68 | С.Есенин «Береза» | 5 | -понимать особенности были и сказочного текста; -сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;
|
|
|
69 | Русская народная сказка «Два мороза» | 6 |
|
| |
70 | С.Михалков «Новогодняя быль»
| 7 | -использовать слова-антонимы для характеристики героев; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. -рассматривать сборники стихов, |
|
|
71
| А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет»
| 8 | определять их содержание по названию сборника; -соотносить загадки и отгадки; -читать выразительно, отражая настроение стихотворения; -рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения; -подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
|
|
|
72 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №7.
| 9 |
|
| |
Раздел8. Писатели детям (17ч) | |||||
73 | К.И.Чуковский «Путаница» Знакомство с названием раздела.
| 1 | -прогнозировать содержание раздела; -читать выразительно, отражая настроение стихотворения;
-воспринимать на слух художественный текст; -определять смысл произведения; -соотносить смысл пословицы с содержанием произведения; |
|
|
74 | К.И.Чуковский «Радость»
| 2 |
|
| |
75 | К.И.Чуковский «Федорино горе»
| 3 | -объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; -определять особенности юмористического произведения; -характеризовать героя, используя слова-антонимы; |
|
|
76 | К.И.Чуковский «Федорино горе»
| 4 |
|
| |
77 | С.Я.Маршак «Кот и лодыри»
| 5 | -находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения; -рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; -выразительно читать юмористические эпизоды из произведения; -составлять план произведения; -пересказывать текст подробно на основе плана; |
|
|
78 | С.В.Михалков «Мой секрет»
| 6 |
|
| |
79 | С.В.Михалков «Сила воли»
| 7 |
|
| |
80 | С.В.Михалков «Мой щенок»
| 8 | -пересказывать текст на основе картинного плана, высказывать своё мнение;
|
|
|
81 | А.Л.Барто «Веревочка»
| 9 | -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; -читать тексты в паре; -организовывать взаимоконтроль; -оценивать своё чтение. -прогнозировать содержание раздела; -читать выразительно, отражая настроение стихотворения; -воспринимать на слух художественный текст; |
|
|
82 | А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа»
| 10 |
|
| |
83 | Н.Носов «Затейники»
| 11 | -характеризовать героя, используя слова-антонимы; -находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения; -рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним;
|
|
|
84 | Н.Носов «Живая шляпа»
| 12 |
|
| |
85 | Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ по на основе составленного плана.
| 13 | -выразительно читать юмористические эпизоды из произведения; -составлять план произведения; -пересказывать текст подробно на основе плана; -пересказывать текст на основе картинного плана. |
|
|
86 | Н.Носов «На горке»
| 14 |
|
| |
87 | Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана.
| 15 | -соотносить смысл пословицы с содержанием произведения; -объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;
|
|
|
88 | Разноцветные страницы.
| 16 | -определять особенности юмористического произведения; -характеризовать героя, используя слова-антонимы; -находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения; -рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; -выразительно читать юмористические эпизоды из произведения; -составлять план произведения; -пересказывать текст подробно на основе плана; |
|
|
89 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №8.
| 17 |
|
| |
Раздел 9. Я и мои друзья (10 ч) | |||||
90 | Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э. Мошковской Знакомство с названием раздела.
| 1 | -прогнозировать содержание раздела; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух художественное произведение; -определять последовательность событий в произведении;
|
|
|
91 | В.Лунин «Я и Вовка»
| 2 | -придумывать продолжение рассказа; -соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей; -объяснять нравственный смысл рассказов;
|
|
|
92 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
| 3 |
|
| |
93 | Ю.Ермолаев «Два пирожных»
| 4 | -объяснять и понимать поступки героев; -понимать авторское отношение к героям и их поступкам; -выразительно читать по ролям; -составлять план рассказа; -пересказывать по плану; -оценивать свой ответ в соответствии с образцом;
|
|
|
94 | В.Осеева «Волшебное слово»
| 5 | -прогнозировать содержание раздела; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух художественное произведение; -определять последовательность событий в произведении; -придумывать продолжение рассказа; -соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей; |
|
|
95 | В.Осеева «Хорошее»
| 6 |
|
| |
96 | В.Осеева «Почему»
| 7 | -прогнозировать содержание раздела; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух художественное произведение; -определять последовательность событий в произведении; |
|
|
97 | В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа.
| 8 |
|
| |
98 | Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша»
| 9 | -придумывать продолжение рассказа; -соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей; -объяснять нравственный смысл рассказов; |
|
|
99 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №9
| 10 | -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; -составлять короткий рассказ на предложенную тему. |
|
|
Раздел 10. Люблю природу русскую. Весна (9 ч) | |||||
100 | Весенние загадки. Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения Подготовка к проекту№3 Газета «День Победы – 9 мая»
| 1 | -прогнозировать содержание раздела; -читать стихотворения, загадки с выражением; -передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; -наблюдать за жизнью слова; -отгадывать загадки; -соотносить отгадки с загадками; -сочинять собственные загадки на |
|
|
101 | Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды» Лирические стихотворения Ф.Тютчева.
| 2 | основе опорных слов прочитанных загадок; -представлять картины весенней природы; -находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя; |
|
|
102 | А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка» Лирические стихотворения А.Плещеева
| 3 | -прогнозировать содержание раздела; -читать стихотворения, загадки с выражением; -передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; -наблюдать за жизнью слова; -отгадывать загадки; -соотносить отгадки с загадками; -сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок; |
|
|
103 | А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот» Лирические стихотворения | 4 |
|
| |
104 | Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю»
| 5 | представлять картины весенней природы; -находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя |
|
|
105 | Е.Благинина«Посидим в тишине», Э.Мошковская «Я маму мою обидел» Лирические стихотворения
| 6 | -прогнозировать содержание раздела; -читать стихотворения, загадки с выражением; -передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; -наблюдать за жизнью слова; -отгадывать загадки; -соотносить отгадки с загадками; -сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок; -представлять картины весенней природы; -находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя; -объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; -сравнивать стихотворения о весне разных поэтов; -придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению; -оценивать свой ответ; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; -контролировать и оценивать своё чтение; -оценивать свои достижения. |
|
|
106 | С.Васильев «Белая береза» Лирическое стихотворение
| 7 |
|
| |
107 | Проект №3 Газета «День Победы – 9 мая»
| 8 |
|
| |
108 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №10
| 9 |
|
|
|
Раздел 11. И в шутку и всерьез (14 ч) | |||||
109 | Знакомство с названием раздела. Веселые стихи Б.Заходера
| 1 | -прогнозировать содержание раздела; -планировать виды работ с текстом; -читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; |
|
|
110 | Б.Заходер «Что красивей всего?»
| 2 | -понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения; |
|
|
111 | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»
| 3 | -сравнивать героев произведения; -характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями; -инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов;
|
|
|
112 | Э.Успенский «Чебурашка»
| 4 | -прогнозировать содержание раздела; -планировать виды работ с текстом; -читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа |
|
|
113 | Э.Успенский «Чебурашка»
| 5 | чтения и переходом на чтение про себя; -понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; -характеризовать поступки героев, -пересказывать весёлые рассказы; |
|
|
114 | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…»
| 6 | -прогнозировать содержание раздела; -планировать виды работ с текстом; -читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; -понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; |
|
|
115 | Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»
| 7 |
|
| |
116 | В.Берестов «Знакомый, «Путешественники»
| 8 | -характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями; -восстанавливать последовательность событий на основе вопросов; -пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них;
|
|
|
117 | В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране»
| 9 |
|
| |
118 | Г.Остер «Будем знакомы»
| 10 | -прогнозировать содержание раздела; -планировать виды работ с текстом; -читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; |
|
|
119 | Г.Остер «Будем знакомы»
| 11 |
|
| |
120 | В.Драгунский «Тайное становится явным»
| 12 | понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения |
|
|
121 | В.Драгунский «Тайное становится явным»
| 13 | -прогнозировать содержание раздела; -планировать виды работ с текстом; -читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; |
|
|
122 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №11.
| 14 | -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; -характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями; -восстанавливать последовательность событий на основе вопросов;. |
|
|
Раздел 12. Литература зарубежных стран (12 ч) Резерв- 2 ч. | |||||
123 | Знакомство с названием раздела. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»
Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник»
| 1 | -прогнозировать содержание раздела; -выбирать книгу для самостоятельного чтения; -пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке; -участвовать в проектной деятельности; -создавать свои собственные проекты; |
|
|
124 | Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»
| 2 | -инсценировать литературные сказки зарубежных писателей; -находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; -составлять списки книг для чтения летом (с учителем); -оценивать свой ответ; |
|
|
125 | Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»
| 3 | -прогнозировать содержание раздела; -выбирать книгу для самостоятельного чтения; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух художественное произведение; -сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия; -объяснять значение незнакомых слов; -определять героев произведений; -сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; -давать характеристику героев произведения; -придумывать окончание сказок; |
|
|
126 | Шарь Перро «Кот в сапогах»
| 4 |
|
| |
127 | Шарь Перро «Кот в сапогах»
| 5 |
|
| |
128 | Шарль Перро «Красная шапочка»
| 6 | -прогнозировать содержание раздела; -выбирать книгу для самостоятельного чтения; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух художественное произведение; -сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия; |
|
|
129 | Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине»
| 7 |
|
| |
130 | Эни Хогарт «Мафин и паук»Герои сказок.
| 8 | -объяснять значение незнакомых слов; -определять героев произведений; -сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; -давать характеристику героев произведения; |
|
|
131 | Эни Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.
| 9 | -прогнозировать содержание раздела; -выбирать книгу для самостоятельного чтения; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
|
|
|
132 | Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа.
| 10 | -сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия; -объяснять значение незнакомых слов; -определять героев произведений; -сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; -давать характеристику героев произведения;
|
|
|
133 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №12 Проверка техники чтения | 11 |
|
| |
134 | Защита проекта №4 «Мой Любимый писатель-сказочник»
| 12 | -проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
135 | Урок-викторина «Книжкины друзья» | 13 | оценивать свой ответ; -планировать возможный вариант исправления ошибок;
|
|
|
136 | О чем мы будем читать летом. Урок-рекомендация. | 14 | выбирать книгу для самостоятельного чтения; |
|
|