Содержание:
1.Пояснительная записка 2.
2.Планируемые результаты изученияучебногопредмета 3
3.Содержаниеучебногопредмета 11
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых накаждуютему 14
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012,№273-ФЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897; Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 №1897 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016№40937);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол №1/15 от 08.04.2015г.)
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СШ №22» на 2019-2020 учебный год (5-8класс);
Учебным планом МБОУ «СШ №22» на 2019-2020 учебныйгод;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательныхучреждениях;
Программой к завершённой предметной линии учебников по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, опубликованной в сборнике «Рабочие программы: Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение,2013.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развитияиформирования универсальных учебных действий для основного общего образования,преемственностьс примерными программами начального общего образования. Рабочая программа по литературе разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметныхи
внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебногопредмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определеныстандартом.
Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учеников 5класса.
Планируемые результаты изучениялитературы
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам другихнародов;
самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами ихгероев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственнойречи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку,культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалогас авторомтекста;
потребность в чтении.
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурногонаследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, ихприсвоение;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническаятолерантность;
потребность в самовыражении черезслово;
устойчивый познавательный интерес,потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новыхцелей;
самостоятельно анализировать условия и пути достиженияцели;
самостоятельно составлять план решения учебнойпроблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценкии определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этимикритериями.
Средством формирования регулятивных УУДслужат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошнойтекст
иллюстрация, таблица,схема);
владетьразличнымивидамиаудирования(выборочным,ознакомительным,детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,выборочно;
пользоваться словарями,справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственныесвязи;
строитьрассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический апп арат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве привыработке общегорешения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делатьвыборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновенияинтересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества спартнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизничеловека;
оформлятьсвоимысливустнойиписьменнойформесучётомречевойситуации;создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевоевысказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога идиалога;
высказывать и обосновывать свою точкузрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точкузрения;
выступать перед аудиторией сверстников ссообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности;
задаватьвопросы.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
осознанно воспринимать и понимать основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки;«бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальныепредставления) фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорнуюсказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественныйфильм); –выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основ удля развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народногоэпоса; выбирать фольклорные произведения для самостоятельногочтения; использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующуюинтонацию «устного высказывания»; пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народныхсказок; выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этойоснове | сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своегонародов); сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетныелинии; сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национальногохарактера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства иразличия); выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественноготекста; видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оцениватьих; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами другихискусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; – осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения длячтения;
воспринимать художественный текст как произведениеискусства;
определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельногочтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другимичитателями;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различныхформатах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Содержание учебногопредмета
Введение. Роль книги в жизни человека.(1ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество(10ч)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты- волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Темамирного трудаи защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенностижанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы(2ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность наРуси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы xviii века(2ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы xix века (42ч)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно- фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устамирядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассногочтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюби е. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки,запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистическихидеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
Ф.И. Тютчев «Зима недаромзлится», «Как весел грохот летних бурь»,«Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы xx века (28ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главногогероя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальноепредставление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…»,
«Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы(начальноепредставление). Сказ и сказка (общее иразличное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающегомира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя.
«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненныхситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Вели кой Отечественной войны. К.М.Симонов«Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский«Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин«Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо«Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирическихстихотворениях.
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы(16ч) Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви идружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характераТома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Томи Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческихситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическоепланирование с указанием количества часов, отводимых
на каждую тему
№ урока | Разделы/темы уроков | Кол-во часов, отводимое на каждую тему | Календарные сроки | Примечание |
план | факт | |
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1 | | | |
| РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. | 9 | | | |
2 | Понятие о фольклоре. | 1 | | | |
3 | Малые жанры фольклора. | 1 | | | |
4 | Сказка как вид народной прозы. «Царевна- лягушка» как волшебная сказка. | 1 | | | |
5 | «Царевна-лягушка». Образ Василисы премудрой и Ивана- царевича. | 1 | | | |
6 | «Царевна-лягушка». Поэтикаволшебной сказки. | 1 | | | |
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. | 1 | | | |
8 | Образ главного героя сказки. | 1 | | | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Н.Р.К. Юрий Афанасьев «Сказка о добром сердце» | 1 | | | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | | | |
| РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. | 3 | | | |
11 | Летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | | | |
12-13 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока - киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 2 | | | |
| РАЗДЕЛ 3. Из ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. | 2 | | | |
14 | М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. | 1 | | | |
15 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | 1 | | | |
| РАЗДЕЛ 4. ЛИТЕРАТУР А XIX ВЕКА. | 47 | | | |
16-18 | Вн. Чт. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века:А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев). | 3 | | | |
19 | И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях. | 1 | | | |
20 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. | 1 | | | |
21 | Р.р. Мини-проект «Мои любимые басни Крылова». | 1 | | | |
22 | В.А. Жуковский. Рассказ о поэте «Спящая царевна» как литературная сказка. | 1 | | | |
23 | В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе. | 1 | | | |
24 | А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ о детских и лицейских годах жизни. | 1 | | | |
25 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. | 1 | | | |
26 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» события и герои. | 1 | | | |
27 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» система образов сказки. | 1 | | | |
28 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета. | 1 | | | |
29 | Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам а. С. Пушкина. | 1 | | | |
30 | Вн. Чт. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. | 1 | | | |
31 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (по выбору учащихся) | 1 | | | |
32 | Р/Р Контрольное сочинение№1 по творчеству И.А.Крылова,В.А. Жуковского,А.С.Пушкина | 1 | | | |
33 | А. Погорельский «Чёрная курица,или подземные жители» как литературнаясказка. | 1 | | | |
34-35 | Вн.чт. П.П. Ершов. «Конёк горбунок». | 2 | | | |
36 | Вн. Чт. В.П. Гаршин. «Аttaleaprinceps». | 1 | | | |
37 | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». | 1 | | | |
38 | «Бородино»: проблематика и поэтика. | 1 | | | |
39 | Вн.чт. «Ашик-кериб» как литературная сказка. Добро и зло всказке. | 1 | | | |
40 | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | | | |
41 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | 1 | | | |
42 | Вн. Чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация картин народной жизни. | 1 | | | |
43 | Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте отрывок из поэмы "Мороз. Красный нос» ("Есть женщины в русских селеньях ...»). | 1 | | | |
44 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | 1 | | | |
45 | Вн. Чт. Н.А.Некрасов. «На волге». Раздумья поэта о судьбенарода. | 1 | | | |
46 | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Му-му» как повесть о крепостном праве. | 1 | | | |
47 | Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Му-му. | 1 | | | |
48 | Р.Р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа(по рассказу«Му-му»). | 1 | | | |
49 | Р.Р. Классное контрольное сочинение №2 по рассказу «Му-му». | 1 | | | |
50-51 | А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь». НРК Роман Ругин «Мольба природы» | 2 | | | |
52 | Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 1 | | | |
53 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. | 1 | | | |
54 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | | | |
55 | Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | | | |
56 | А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. | 1 | | | |
57 | Р.р. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. Ранние рассказыЧехова «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу». | 1 | | | |
58 | Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова. | 1 | | | |
59 | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». | 1 | | | |
60 | Русские поэты о родине и о родной природе (обзор) | 1 | | | |
61-62 | Русские поэты о родине и о родной природе (обзор). НРК. Андрей Тарханов «Соболёнок». | 2 | | | |
| РАЗДЕЛ 5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА. | 30 | | | |
63-64 | И. А. Бунин. Рассказ о писателе «Косцы». Человек и природа в рассказе. НРК. Михаил Лесной «Хищный цветок». | 2 | | | |
65 | Вн. Чт. А.Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. | 1 | | | |
66 | В.Г Короленко. Рассказ о писателе «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 | | | |
67 | «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. | 1 | | | |
68 | «В дурном обществе»: «Дурное общество» и «Дурные дела». | 1 | | | |
69-70 | Р.р. Защита коллективного проекта - электронного альбома «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | 2 | | | |
71 | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | | | |
72 | П.П. Бажов. Рассказ о писателе «Медной горы хозяйка» | 1 | | | |
73-74 | «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ и сказка. НРК. Иван Ермаков «О чём шептал оленёнок» (отрывки из сказа) | 2 | | | |
75 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | 1 | | | |
76 | «Тёплый хлеб»: язык сказки. | 1 | | | |
77 | Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. | 1 | | | |
78 | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | 1 | | | |
79 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | 1 | | | |
80 | А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. | 1 | | | |
81 | «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя. | 1 | | | |
82 | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 1 | | | |
83 | «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. | 1 | | | |
84 | Р.р. Подготовка к классному контрольному сочинению №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 в». | 1 | | | |
85 | Р.р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». | 1 | | | |
86 | Русские поэты 20 в. О родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). | 1 | | | |
87 | Д. Кедрин«Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе. | 1 | | | |
88 | К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война. | 1 | | | |
89 | А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. | 1 | | | |
90 | Саша Чёрный «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе. | 1 | | | |
91 | Саша Чёрный «Игорь- Робинзон». Юмор и его роль в рассказе. | 1 | | | |
92 | Ю.Ч. Ким. Песня «рыба- кит» как юмористическое произведение. | 1 | | | |
| РАЗДЕЛ 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. | 10 | | | |
93 | Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. | 1 | | | |
94 | Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 1 | | | |
95 | Д. Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | | | |
96 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. | 1 | | | |
97 | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 1 | | | |
98 | «Снежная королева»: «Что есть красота?». | 1 | | | |
99 | Вн.чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. | 1 | | | |
100 | Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | 1 | | | |
101 | Защита проектов «Мир сказок Х.-К. Андерсена» | 1 | | | |
102 | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | 1 | | | |