СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 5 класс 2019-2020 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 5 класса»




Содержание:

1.Пояснительная записка 2.

2.Планируемые результаты изученияучебногопредмета 3

3.Содержаниеучебногопредмета 11

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых накаждуютему 14

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012,№273-ФЗ);

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897; Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 №1897 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016№40937);

  3. Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол №1/15 от 08.04.2015г.)

Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СШ №22» на 2019-2020 учебный год (5-8класс);

  1. Учебным планом МБОУ «СШ №22» на 2019-2020 учебныйгод;

  2. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательныхучреждениях;

  3. Программой к завершённой предметной линии учебников по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, опубликованной в сборнике «Рабочие программы: Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение,2013.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развитияиформирования универсальных учебных действий для основного общего образования,преемственностьс примерными программами начального общего образования. Рабочая программа по литературе разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметныхи

внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебногопредмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определеныстандартом.

Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учеников 5класса.



    1. Планируемые результаты изучениялитературы


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам другихнародов;

  2. самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами ихгероев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

    • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственнойречи;

    • любовь и уважение к Отечеству, его языку,культуре;

    • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалогас авторомтекста;

потребность в чтении.

    • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурногонаследия;

    • ориентация в системе моральных норм и ценностей, ихприсвоение;

    • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническаятолерантность;

    • потребность в самовыражении черезслово;

    • устойчивый познавательный интерес,потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

    • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новыхцелей;


    • самостоятельно анализировать условия и пути достиженияцели;

    • самостоятельно составлять план решения учебнойпроблемы;

    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценкии определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этимикритериями.

Средством формирования регулятивных УУДслужат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

    • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;

    • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,ознакомительным;

    • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошнойтекст

  • иллюстрация, таблица,схема);

    • владетьразличнымивидамиаудирования(выборочным,ознакомительным,детальным);

    • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,схему);

    • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,выборочно;

    • пользоваться словарями,справочниками;

    • осуществлять анализ и синтез;

    • устанавливать причинно-следственныесвязи;

    • строитьрассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический апп арат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве;

    • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве привыработке общегорешения в совместной деятельности;

    • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делатьвыборы;

    • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновенияинтересов;

    • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества спартнёром;

    • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    • осознавать важность коммуникативных умений в жизничеловека;

    • оформлятьсвоимысливустнойиписьменнойформесучётомречевойситуации;создавать

тексты различного типа, стиля, жанра;

    • оценивать и редактировать устное и письменное речевоевысказывание;

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога идиалога;

    • высказывать и обосновывать свою точкузрения;

    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точкузрения;

    • выступать перед аудиторией сверстников ссообщениями;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности;

    • задаватьвопросы.


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • осознанно воспринимать и понимать основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки;«бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальныепредставления)

фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорнуюсказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественныйфильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основ удля развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

    • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народногоэпоса;

    • выбирать фольклорные произведения для самостоятельногочтения;

    • использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

    • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующуюинтонацию

«устного высказывания»;

    • пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народныхсказок;

    • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этойоснове

  • сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своегонародов);

  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетныелинии;

  • сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национальногохарактера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства иразличия);

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественноготекста;

  • видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оцениватьих;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами другихискусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

    • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы исодержания;

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения длячтения;

    • воспринимать художественный текст как произведениеискусства;

    • определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельногочтения;

    • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

    • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другимичитателями;

    • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различныхформатах;

    • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

    1. Содержание учебногопредмета

Введение. Роль книги в жизни человека.(1ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество(10ч)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты- волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Темамирного трудаи защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенностижанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

Из древнерусской литературы(2ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность наРуси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

Из литературы xviii века(2ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы xix века (42ч)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно- фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устамирядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассногочтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюби е. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки,запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистическихидеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

Ф.И. Тютчев «Зима недаромзлится», «Как весел грохот летних бурь»,«Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы xx века (28ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главногогероя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальноепредставление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…»,

«Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы(начальноепредставление). Сказ и сказка (общее иразличное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающегомира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя.

«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненныхситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Вели кой Отечественной войны. К.М.Симонов«Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский«Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин«Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо«Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирическихстихотворениях.

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы(16ч) Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви идружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характераТома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Томи Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческихситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

    1. Тематическоепланирование с указанием количества часов, отводимых

на каждую тему


урока


Разделы/темы уроков

Кол-во часов, отводимое на каждую тему

Календарные сроки

Примечание


план


факт


1

Введение. Роль книги в жизни человека.

1





РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

9




2

Понятие о фольклоре.

1




3

Малые жанры фольклора.

1





4

Сказка как вид народной прозы. «Царевна- лягушка» как волшебная сказка.

1





5

«Царевна-лягушка». Образ Василисы премудрой и Ивана- царевича.

1





6

«Царевна-лягушка». Поэтикаволшебной сказки.

1






7

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.

1




8

Образ главного героя сказки.

1






9

Сказки о животных.

«Журавль и цапля». Н.Р.К. Юрий Афанасьев

«Сказка о добром сердце»

1




10

Бытовые сказки.

«Солдатская шинель».

1





РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

3





11

Летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1





12-13

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока - киевлянина и хитрость воеводы Претича».

2





РАЗДЕЛ 3. Из ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

2





14

М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

1






15

М.В. Ломоносов.

«Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

1





РАЗДЕЛ 4. ЛИТЕРАТУР А XIX ВЕКА.

47







16-18

Вн. Чт. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века:А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев).

3





19

И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях.

1





20

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях.

1





21

Р.р. Мини-проект «Мои любимые басни Крылова».

1





22

В.А. Жуковский. Рассказ о поэте «Спящая царевна» как литературная сказка.

1






23

В.А. Жуковский.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

1






24

А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ о детских и лицейских годах жизни.

1





25

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.

1





26

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» события и герои.

1





27

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» система образов сказки.

1





28

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета.

1





29

Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам а. С. Пушкина.

1





30

Вн. Чт. А.С. Пушкин. Сказки.

Художественный мир пушкинских сказок.

1







31

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (по выбору учащихся)

1




32

Р/Р Контрольное сочинение№1 по творчеству И.А.Крылова,В.А.

Жуковского,А.С.Пушкина

1





33

А. Погорельский

«Чёрная курица,или

подземные жители» как литературнаясказка.

1




34-35

Вн.чт. П.П. Ершов.

«Конёк горбунок».

2




36

Вн. Чт. В.П. Гаршин.

«Аttaleaprinceps».

1





37

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте.

«Бородино».

1




38

«Бородино»: проблематика и поэтика.

1






39

Вн.чт. «Ашик-кериб» как литературная сказка. Добро и зло всказке.

1





40

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1





41

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

1





42

Вн. Чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация картин народной жизни.

1






43

Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте отрывок из поэмы "Мороз. Красный нос» ("Есть женщины в русских селеньях ...»).

1





44

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

1





45

Вн. Чт. Н.А.Некрасов.

«На волге». Раздумья поэта о судьбенарода.

1





46

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Му-му» как повесть о крепостном праве.

1





47

Превосходство Герасима над челядью барыни.

Герасим и Му-му.

1





48

Р.Р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа(по рассказу«Му-му»).

1





49

Р.Р. Классное контрольное сочинение

№2 по рассказу «Му-му».

1






50-51

А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте.

«Весенний дождь». НРК Роман Ругин «Мольба природы»

2







52

Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1





53

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

1







54

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. тургенева, Л.Н. Толстого.

1






55

Контрольное сочинение

№3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. тургенева, Л.Н. Толстого.

1





56

А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ.

1







57

Р.р. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. Ранние рассказыЧехова

«Пересолил»,

«Каникулярные работы институтки Наденьки»,

«Письмо к учёному соседу».

1





58

Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова.

1





59

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…»,

«Весенние воды».

1





60

Русские поэты о родине и о родной природе (обзор)

1





61-62

Русские поэты о родине и о родной природе (обзор). НРК. Андрей Тарханов «Соболёнок».

2






РАЗДЕЛ 5. РУССКАЯ

ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА.

30






63-64

И. А. Бунин. Рассказ о писателе «Косцы».

Человек и природа в рассказе.

НРК. Михаил Лесной

«Хищный цветок».

2





65

Вн. Чт. А.Бунин.

«Подснежник». Тема исторического прошлого России.

1





66

В.Г Короленко. Рассказ о писателе «В дурном обществе». Вася и его отец.

1




67

«В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция.

1





68

«В дурном обществе»:

«Дурное общество» и

«Дурные дела».

1






69-70

Р.р. Защита коллективного проекта - электронного альбома

«Мои ровесники в повести В.Г. Короленко

«В дурном обществе».

2





71

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…»,

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

1





72

П.П. Бажов. Рассказ о писателе «Медной горы хозяйка»

1







73-74

«Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ и сказка. НРК. Иван Ермаков «О чём шептал оленёнок» (отрывки из сказа)

2





75

К.Г. Паустовский

«Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

1




76

«Тёплый хлеб»: язык сказки.

1







77

Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы.

Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского.

1






78

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке

«Двенадцать месяцев».

1





79

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

1





80

А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа.

1






81

«Никита»: быль и фантастика.

Особенность мировосприятия главного героя.

1





82

В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

1





83

«Открытие» Васюткой нового озера.

Автобиографичность произведения.

1






84

Р.р. Подготовка к классному контрольному сочинению №4.

Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 в».

1






85

Р.р. Классное контрольное сочинение

№4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».

1





86

Русские поэты 20 в. О родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.).

1








87

Д. Кедрин«Алёнушка», А. Прокофьев

«Алёнушка», Н. Рубцов

«Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе.

1





88

К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете».

Дети и война.

1





89

А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война.

1





90

Саша Чёрный

«Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе.

1





91

Саша Чёрный «Игорь- Робинзон». Юмор и его роль в рассказе.

1





92

Ю.Ч. Ким. Песня «рыба- кит» как юмористическое произведение.

1





РАЗДЕЛ 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

10





93

Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

1





94

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

1






95

Д. Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1





96

Г.Х. Андерсен.

«Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.

1






97

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

1




98

«Снежная королева»:

«Что есть красота?».

1





99

Вн.чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом.

1






100

Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов.

1




101

Защита проектов «Мир сказок Х.-К. Андерсена»

1





102

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!