муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 города Новошахтинска
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета протокол № 1 от « 29» августа 2017 года
| | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 7 Мальцева Н. В.__________________ ФИО Приказ №91/13 от «31» августа 2017г |
Рабочая программа по информатике и ИКТ Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 7 класс Количество часов 34 (33) Учитель Куверова Наталья Николаевна_______ Программа разработана на основе Примерной программы по информатике и ИКТ, 7-9 класс, М. Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения). Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 2017-2018 учебный год | |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса (базового курса) составлена на основе:
- п.3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 г. № 26-ЗС (в редакции Областных законов Ростовской области от 24.04.2015 N 362-ЗС, от 06.05.2016 N 527-ЗС, от 07.11.2016 N 660-ЗС);
- Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 7.
- Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2017-2018 учебный год.
-Положения МБОУ СОШ №7 “О рабочей программе ".
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень);
- Примерной программы по информатике и ИКТ, 7-9 класс, М. Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения).
- Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2017 – 2018 уч., в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений.
Программа соответствует учебнику «Информатика и ИКТ» для седьмого класса образовательных учреждений «Информатика и ИКТ 7» Автор: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017г., который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-18 учебный год
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение информатики в 7 классе отводится 34 ч из расчета 1 ч в неделю. Программа будет реализована за 33 часа, так как согласно расписанию уроков на 2017-2018 уч. год происходит потеря учебных часов, приходящихся на 08.03 2018г. объявленных Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 г» праздничными днями.
Недостающие часы будут компенсированы за счет уплотнения материала по теме «Коммуникационные технологии» с 9 ч до 8 ч.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе
Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ»
– формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Общие цели:
освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Реализация целей потребует решения следующих задач:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Требования к результатам освоения курса информатики
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Содержание учебного курса
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (11 ч)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации (9 ч)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
3. Обработка графической информации (5 ч)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии (8 ч)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса информатики 7 класса обучающиеся должны:
знать:
основные устройства компьютера;
структуру внутренней памяти компьютера;
файловый способ организации данных в компьютере;
принципы работы в текстовых графических редакторах;
принципиальные отличия растровой и векторной графики;
инструменты растрового и векторного ГР;
приёмы создания и редактирования изображений;
понятия «мультимедиа», «анимация»;
основные информационные ресурсы Интернета;
уметь:
работать на клавиатуре;
определять информационную ёмкость дисков и количество на них свободной памяти;
обслуживать диски при помощи соответствующих программ;
работать и ориентироваться в файловой системе;
работать с графическим интерфейсом Windows (диалоговыми панелями, контекстными меню);
работать с антивирусными программами.
создавать документы в текстовых редакторах;
редактировать и форматировать данные в текстовом документе;
настраивать палитру цветов;
ориентироваться в интерфейсе изучаемых программ;
создавать и редактировать растровые и векторные изображения;
ориентироваться в информационных ресурсах сети Интернет;
искать информацию в Интернете;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономические и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной для жизни:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
В 7 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа.
Практические контрольные работы для учащихся 7 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
1 | Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | 11 | Должны знать: опасности для здоровья при работе на компьютере; правила техники безопасности; правила поведения в кабинете информатики принципы устройства компьютеров, принципы обмена функции и состав операционных систем; понятия «драйвер» и «утилита»; устройство современных файловых систем | Умение организовать рабочее место по правилам техники безопасности. Умение организовать работу и выполнять инструкцию. Осознание необходимости выполнять правила ТБ, чтобы не навредить своему здоровью Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. | Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
2 | Обработка текстовой информации | 9 | Владение терминологией, основными понятиями и принципами работы в текстовом редакторе. Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. Знать понятия система, структура, системный подход. Уметь применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствующие на клавиатуре | Умение применять полученные навыки при работе с текстовым документом: редактировать текст, форматировать документ: задавать цвет страницы, границы страницы. Умение вставлять в документ как готовые рисунки, так и созданные в графическом редакторе. Умение создавать составной документ. | Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих умений и навыков работы с текстовым документом |
3 | Обработка графической информации | 5 | знать уметь: Научится использовать возможности графического редакторе при создании и редактировании графических объектов. Умение использовать полученные навыки работы с графикой. | Умение создавать рисунки на заданную тему. Выполнять рисунки с помощью графических примитивов. Цвет в графике. Изменять рисунок (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.). Изобретать узоры. Создавать, хранить и считывать документ | Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; навыков творческой деятельности. |
4 | Коммуникационные технологии | 8 | знать: понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «про- токол»; компьютерных сетей; строения про- водных и бес- проводных сетей; строения и ад- ресацию в сети Интернет | сетей; адрес узла по известному доменному имени; поисковые системы; электронную почту. | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. Владение умениями организации собственной учебной деятельности |
| | 33 | | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д..
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Список использованной литературы.
Примерная программа (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям . «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -6-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Примерной программы по информатике и ИКТ, 7-9 класс, М. Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения).
7–9 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: И. Ю. Хлобыстова, М. С. Цветкова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2013.
Приложение №1 к рабочей программе
по информатике для 7-х классов
Календарно-тематическое планирование по информатике в 7-х кл. УМК Угринович Н. Д. 2017-2018 учебный год
№ урока | Тема урока | Практикум | Дата проведения урока |
7-а | 7-а, б, в | 7-б, в |
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (11 ч) |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, ее представление и измерение Программная обработка данных на компьютере. | Формирование первоначальных представлений об информации, ее представлении и измерении. Изучение нового теоретического материала | 05.09 | 07.09 | 02.09 |
2 | Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации | Изучение нового теоретического материала. | 12.09 | 14.09 | 09.09 |
3 | Устройство компьютера. Устройства вывода информации. Оперативная память. | Изучение нового теоретического материала. Ввод текста | 19.09 | 21.09 | 16.09 |
4 | Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК | Изучение нового теоретического материала. Ввод цифр | 26.09 | 28.09 | 23.09 |
5 | Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. | Практическая работа 1.1 «Работа файлами с использованием файлового менеджера» | 03.10 | 05.10 | 30.09 |
6 | Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. | Практическая работа 1.2 «Форматирование диска» | 10.10 | 12.10 | 07.10 |
7 | Программное обеспечение компьютера | Практическая работа 1.3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» | 17.10 | 19.10 | 14.10 |
8 | Графический интерфейс операционных систем и приложений | Практическое задание | 24.10 | 26.10 | 21.10 |
9 | Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса | Клавиатурный тренажёр | 07.11 | 09.11 | 28.10 |
10 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Практическое задание | 14.11 | 16.11 | 11.11 |
11 | Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» | | 21.11 | 23.11 | 18.11 |
Обработка текстовой информации (9 ч) |
12 | Создание документов в текстовых редакторах | Практическая работа 2.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». | 28.11 | 30.11 | 25.11 |
13 | Ввод и редактирование документа | Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул» | 05.12 | 07.12 | 02.12 |
14 | Сохранение и печать документа | Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | 12.12 | 14.12 | 09.12 |
15 | Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев | Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | 19.12 | 21.12 | 16.12 |
16 | Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки | Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков» | 26.12 | 28.12 | 23.12 |
17 | Таблицы | Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными» | 16.01 | 11.01 | 13.01 |
18 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов | Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | 23.01 | 18.01 | 20.01 |
19 | Системы оптического распознавания документов | Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | 30.01 | 25.01 | 27.01 |
20 | Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации» | | 06.02 | 01.02 | 03.02 |
Обработка графической информации (5 ч) |
21 | Растровая и векторная графика | Практическое задание 3.1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 13.02 | 08.02 | 10.02 |
22 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов | Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 20.02 | 15.02 | 17.02 |
23 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков | Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 27.02 | 22.02 | 24.02 |
24 | Растровая и векторная анимация | Практическая работа 3.3 «Анимация» | 06.03 | 01.03 | 03.03 |
25 | Контрольная работа №3 «Обработка графической информации» | | 13.03 | 15.03 | 10.03 |
Коммуникационные технологии (8 ч) |
26 | Информационные ресурсы Интернета. | Практическая работа 4.1 «Путешествие по Всемирной паутине» | 20.03 | 05.04 | 17.03 |
27 | Электронная почта | Практическая работа 4.2 «Работа с электронной почтой» | 03.04 | 12.04 | 07.04 |
28 | Файловые архивы | Практическая работа 4.3 «Загрузка файлов из Интернета» | 10.04 | 19.04 | 14.04 |
29 | Общение в Интернете. Мобильный Интернет | Практическое задание | 17.04 | 26.04 | 21.04 |
30 | Звук и видео в Интернете. Социальные сети | Практическое задание | 24.04 | 03.05 | 28.04 |
31 | Поиск информации в Интернете | Практическая работа 4.4 «Поиск информации в Интернете» | 08.05 | 10.05 | 05.05 |
32 | Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» | | 15.05 | 17.05 | 12.05 |
33 | Электронная коммерция в Интернете | Практическое задание | 22.05 | 24.05 | 19.05 |
| Всего | | 33 | 33 | 33 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МС МБОУ СОШ № 7 от _____ августа 2017 года №_______ _______________________ Подпись руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________________ Подпись ______ августа 2017 года |
7