СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по экологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебнику "Экология" (Н.М. Чернова. В.М. Галушин, В.М. Константинов) для 10-11 классов. 

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и  программы курса «Экология», (авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.) полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Экология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

 Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, содержит перечень практических работ по каждому разделу. 

Просмотр содержимого документа
«рабочие программы по экологии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и программы курса «Экология», (авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.) полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Экология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

 1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. Приказа Департамента образования от 30.05.2008 года 440 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Смоленской области, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Учебного плана МБОУ «Хорошовская средняя школа» на 2015 – 2016 учебный год;

а также на основе программы курса «Экология», (авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.) и учебника Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2008. – 304 с.

2. Цель учебного предмета «Экология»:

Экология как учебный предмет должна являться неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение экологической грамотности подрастающего поколения. Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности экологического образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на неё антропогенного фактора. Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человека на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия человечества. Курс планируется изучать на примерах конкретных экологических ситуаций, характерных для Смоленской области.

Содержание каждой главы курсов «Общая экология» и «Социальная экология» структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов. Программа изучения экологии в 10-11 классах включает практикум с целью развития творческих способностей школьников, мышления, моделирования, проектирования. В процессе изучения экологии в средней школе данной рабочей программой предусматривается изучение двух курсов (разделов): «Общая экология» и «Социальная экология»

Цель курса «Общая экология»: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Задачи:

- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;

- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;

- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;

- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.

Цель курса «Социальная экология»: сформировать знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества.

Задачи:

- формирование у учащихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;

- формирование знаний о происхождении и эволюции Земли, об основных законах, определяющих глобальные экологические процессы;

- получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;

- формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;

- создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

В процессе перехода учащихся старшей ступени на профильное обучение, изучение предмета «Экология» в 10-11 классах в рамках регионального базисного плана не предусматривается. В связи с этим на изучение данного предмета выделяется 68 часов из школьного компонента (по одному часу в неделю в 10 и 11 классах). Учебный предмет изучается в 10-11 классах, рассчитан на 68 часов, в том числе на лабораторные работы – 4 часа, практические работы- 8 часов.

В 10-11 классах на реализацию курса экологии согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.). Из них на теорию выделено 26 часов, на лабораторные работы – 2 часа, на практические работы – 5 часов, на защиту исследовательских и проектных работ – 1 час. Рабочая программа по экологии в 10 классе предусматривает изучение части первой учебника «Общая экология» (в первом полугодии) - 34 учебных часа, в 11 классе – части второй «Социальная экология» -34 учебных часа.

Содержание программы носит познавательный характер. При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, дидактические игры.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков

Административных контрольных уроков

3. Методические особенности тем.

Учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержа­ние и струк­тура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология — социальная эколо­гия — практическая экология, или охрана природы.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обуче­ния (34 ч), изучение взаимосвязей природных и соци­альных явлений (18 ч) и экологических основ охраны природы (16 ч).

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнооб­разие на планете и определяющих устойчивое сосу­ществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечи­вающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей ле­жит в основе рационального при­родопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необ­ходимо для выживания человечества. Внимание учащихся кон­центрируется на современных проблемах во взаимо­отношениях человеческого общества и природы, пу­тях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Общая экология» рассматриваются за­кономерности взаимоотношений живых организмов с окружаю­щей природной средой, специфика меха­низмов, обеспечивающих устойчивость экономиче­ских систем на популя­ционном и биоценотическом уровнях.

В разделе «Социальная экология» рассматривает­ся взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оп­тимального развития. В основе этого раздела лежат современные представ­ления о том, что человек биосо­циален по своей сущности, происхождению и эволю­ции и подчиняется как соци­альным, так и фундамен­тальным законам экологии.

В разделе «Экологические основы охраны приро­ды» рассматриваются фундаментальные экологиче­ские законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального приро­допользования, сознатель­ной реализации мер, пре­дотвращающих саморазрушение системы «общест­во—природа», а также дает возмож­ность восстанов­ления уже нарушенных связей и процессов на мест­ном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологи­чески обоснованную деятельность, способствующую рацио­нальному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Обучение школьников экологии опирается на по­лученные ими ранее знания по биологии, химии, гео­графии, фи­зике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических по­нятий, усвоения науч­ных фактов, важнейших зако­номерностей, идей, теорий, обеспечивающих форми­рование эколого-природоохран­ного мышления и под­готовку учеников к практической деятельности. Учебный предмет «Экология» ориентирован на формирование общей экологический грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках экологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни. Именно поэтому, наряду с освоением общеэкологических теорий и сущности основных экологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по экологии рассчитана на 1 час в неделю, 34 часов в год в 10 и 11 классах за счёт школьного компонента.

4.Требования к уровню подготовки.

Базовый уровень стандарта по биологии ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологи­ческий опти­мум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

— о типах взаимодействий организмов; разнообра­зии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяи­на;

— законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интро­дукции и акклиматизации видов;

— об отношениях организмов в популяциях (поня­тие популяции, типы популяций, их демографиче­ская структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

— о строении и функционировании экосистем (по­нятия «экосистема», «биоценоз» как основа природ­ной экоси­стемы, круговороты веществ и потоки энер­гии в экосистемах, экологические основы формирова­ния и поддержива­ния экосистем);

— законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая про­дукция; фак­торы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агро­экосистемах);

— о саморазвитии экосистем (этапы формирова­ния экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экоси­стем;

— о биосфере как глобальной экосистеме (кругово­рот веществ и потоки энергии в биосфере);

— о месте человека в экосистеме Земли (общеэко­логические и социальные особенности популяций че­ловека, эко­логические связи человечества, их разви­тие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

— о динамике отношений системы «природа—об­щество» (различия темпов и характера формирова­ния биосферы и техносферы, совместимость человече­ской цивилизации с законами биосферы);

— социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и пер­спективы управления демографическими про­цессами, планирование семьи;

— современные проблемы охраны природы (аспек­ты, принципы и правила охраны природы, правовые основы ох­раны природы);

— о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источни­ки загрязне­ния, борьба с загрязнением, очистные со­оружения, безотходная технология);

— о рациональном использовании и охране вод­ных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязне­ниями, очистные сооружения и их эффек­тивность, использование оборотных вод);

— об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бе­режное использование полезных ископае­мых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

— о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ус­коренная эрозия, ее виды, зональные и межзональ­ные меры борьбы с эрозией);

— о современном состоянии, использовании и ох­ране растительности (причины и последствия сокра­щения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга Рос­сии и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

— о рациональном использовании и охране живот­ных (прямое и косвенное воздействие человека на жи­вотных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране живот­ных, значение Красной книги МСОП и Красной кни­ги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

— решать простейшие экологические задачи;

— использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических воп­росов;

— объяснять принципы обратных связей в приро­де, механизмы регуляции и устойчивости в популя­циях и биоце­нозах;

— строить графики простейших экологических за­висимостей;

— применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельно­сти;

— использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демогра­фических про­блем и взаимоотношений природы и об­щества;

— определять уровень загрязнения воздуха и во­ды;

— устанавливать и описывать основные виды ус­коренной почвенной эрозии;

— бороться с ускоренной эрозией почв;

— охранять пресноводных рыб в период нереста;

— охранять полезных насекомых;

— подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

— охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.

5. Учебно-тематический план.

Название курса

Название главы

Кол. часов

Общая экология

(34часа)



Социальная экология (34 часа)

Организм и среда

Сообщества и популяции

Экосистемы

Экологические связи человека

Экологическая демография

Экологические проблемы и их решение


11

12

11


12

8

14

6.Содержание тем учебного курса.

Введение (1 ч) обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) о Предмет экологии как науки. Ее разделы. Эколо­гия как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного об­щества.

10 класс

Общая экология (34 ч)

Организм и среда (7ч)

Возможности размножения организмов и их ограничения средой (1 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) о Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограниче­ние их ре­сурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.


уметь решать экологические задачи, читать схемы роста численности видов

Общие законы зависимости организмов от факторов среды (1 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Закон экологического оптимума. Понятие экстре­мальных условий. Экологическое разнообразие ви­дов. Закон ог­раничивающего фактора. Мера воздей­ствия на организмы в практической деятельности че­ловека

уметь решать экологические задачи

Основные пути приспособления организмов к среде (1 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) уметь решать экологические задачи Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с ус­тойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагопри­ятных условий.

уметь использовать явлений анабиоза на практике.

Пути воздействия организмов на среду обитания (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активно­сти.

уметь определять практическое значение средообразующей деятельности организмов и масштабы этой деятельности.

Лабораторная работа

Почвенные обитатели и их средообразующая дея­тельность.

Приспособительные формы организмов (1 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное зна­чение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инже­нерия.

Лабораторная работа

Жизненные формы животных (на примере насеко­мых).

Приспособителъные ритмы жизни (1 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Ритмика внешней среды. Суточные и годовые рит­мы в жизни организмов. Сигнальное значение факто­ров. Фото­периодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

Уметь использовать приспособительные ритмы организмов;

Иметь опыт построения режима деятельности и отдыха.

Сообщества и популяции (16ч)

Типы взаимодействия организмов (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность био­тических от­ношений. Экологические цепные реак­ции в природе. Прямое и косвенное воздействие чело­века на живую природу через изменение биотических связей.

Уметь классифицировать биотические связи;

Иметь опыт решения экологических задач.

Законы и следствия пищевых отношений (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Коли­чественные связи хищника и жертвы. Роль хищни­ков в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв.

Уметь применять Экологические правила рыболовства и промысла. Иметь опыт выявления последствий нарушения человеком пищевых связей в природе.

Законы конкурентных отношений в природе (2ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании ви­дового со­става сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохо­зяйственная практика. Роль конкурентных отноше­ний при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.

Популяции (2ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление)Понятие популяции. Типы популяций. Внутриви­довые отношения. Формы совместной жизни. Отно­шения в попу­ляциях и практическая деятельность человека.

умения: решение экологических задач.

Демографическая структура популяций (2ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Понятие демографии. Особенности экологии орга­низмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популя­ций. Прогноз численности и устойчивости популя­ций по возрастной структуре. Использование демо­графических показателей в сельском и лесном хозяй­стве, в промысле. Поддержа­ние оптимальной струк­туры природных популяций.

умения: решение экологических задач.

Рост численности и плотности популяций (2ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Про­цессы, происходящие при возрастании плот­ности. Их роль в ограничении численности. Популя­ции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плот­ностью популяций.

Динамика численности популяций и ее регуляция в природе (2ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Односторонние изменения и обратная связь (регу­ляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динами­ке численности популяций. Немедленная и запазды­вающая регуляция. Типы динамики численности раз­ных видов. Задачи поддержания регуляторных воз­можностей в природе.

умения: решение экологических задач.

Биоценоз и его устойчивость (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление)Видовой состав биоценозов. Многочисленные и ма­лочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообра­зователи. Экологические ниши видов в био­ценозах. Особенности распределения видов в про­странстве и их актив­ность во времени. Условия устой­чивости природных сообществ. Последствия наруше­ния структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.

умения: решение экологических задач.

Экосистемы (10 ч)

Законы организации экосистем (2ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Понятие экосистемы. Биоценоз как основа при­родной экосистемы. Масштабы вещественно-энерге­тических связей между живой и косной частями эко­системы. Круговорот веществ и поток энергии в эко­системах. Основные ком­поненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, ре­дуценты. Последствия нарушения круговорота ве­ществ и потока энергии.

уметь применять экологические правила соз­дания и поддержания искусственных экосистем.

Законы биологической продуктивности (2ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление)Цепи питания в экосистемах. Законы потока энер­гии по цепям питания. Первичная и вторичная био­логическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологиче­скую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.

уметь строить цепи питания и экологические пирамиды

Продуктивность агроценозов (1 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление)Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологиче­ские особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управ­ления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчи­вости и биологического разнообразия.

Биосфера как глобальная экосистема (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление)В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмо­сферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связыва­ние и запасание косми­ческой энергии. Глобальные круговороты веществ.

Устойчивость жизни на Земле в геологической ис­тории. Условия стабильности и продуктивности био­сферы. Рас­пределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в исполь­зовании ресурсов и преобразовании биосферы.

Уметь пользоваться схемами круговоротов веществ в биосфере.

11 класс

Социальная экология (18ч)

Человек в экосистеме Земли (6 ч)

Человек — биосоциальный вид (1 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности эко­логических связей человечества: овладение допол­нительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.

История развития экологических связей человечества (2ч)

Экологические связи человечества в доисториче­ское время. Овладение огнем. Преимущества орудий­ной охоты. Экологические связи человечества в исто­рическое время. Культурные растения и домашние животные. Совершен­ствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирова­ние техносферы. Экологиче­ские аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологиче­ские особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические послед­ствия возникновения и развития системы государств.

Современные отношения человечества и природы (1 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Масштабы экологических связей человечества: ис­пользование природных ресурсов, загрязнение сре­ды, антропо­генные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильно­сти. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов.

уметь называть региональные экологические кризисы.

Социально-экологические взаимосвязи (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Всеобщая связь природных и антропогенных про­цессов на Земле. Первостепенное значение природ­ных взаимосвя­зей. Необходимость включения про­дуктов и отходов производства в глобальные круго­вороты веществ. Опере­жающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость ра­зумного регулирования потребностей людей.

уметь предлагать пути включения про­дуктов и отходов производства в глобальные круго­вороты веществ.

Диалектика отношений «природа—общество» (3 ч)

Противоречивость системы «природаобщество» (1 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ функ­ционирования биосферы (бесконечные циклы) и тех­носферы (прямоточные процессы). Истощение запа­сов сырья и загрязнения среды отходами производст­ва как следствие этих противоречий.

Принципы смягчения напряженности в системе «природа — общество» (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы. Важнейшие пути ее решения. Форми­рование циклических замкнутых технологий как основа совместимости техносферы и биосферы. Глобаль­ная роль человеческого разума.

уметь объяснять принцип работы циклических очистных сооружений

Экологическая демография (7 ч)

Социально-экологические особенности роста численности человечества (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Приложение фундаментальных экологических за­конов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение че­ловеческой деятельно­стью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость сре­ды своего обитания. Значение этого уникального ка­чества для демографии человека. Фактический рост численности человечества.

уметь читать карты населения Земли, кривых роста человечества,

Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально-экономических условий (2ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографиче­ских про­цессов, их различия и возможные последст­вия. Активная демографическая политика. Планиро­вание семьи, ее осо­бенности в разных странах.

Демография России (1ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Особенности демографических процессов в России. Формы его предотвраще­ния и их эффективность.

уметь объяснять причины и возможные последствия сокращения чис­ленности населения России.

иметь опыт работы с картой административного деления России и сопредельных стран, таблиц по экологии и охране природы.

Социально-экологические предпосылки стабилизации мирового населения (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Неравномерность роста населения Земли и его воз­можные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образова­ние, культура. Возможности и перспективы управле­ния демографическими процессами.

уметь оценивать вероят­ность достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.

Экологическая перспектива (2 ч)

Устойчивое развитие человечества и природы Земли. Формирование экологического мировоззрения населения (2ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Концепция устойчивого социально-экологическо­го развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Все­мирная эколо­гическая программа на XXI век. Необ­ходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоз­зрение как предпосылка эф­фективного решения природоохранных задач на ме­стном, региональном и глобальном уровнях. Экологи­ческая этика. Экологическое образование и воспита­ние в разных странах. Международное со­трудничест­во в формировании экологического мировоззрения.

Экологические основы охраны природы (16ч)

Современные проблемы охраны природы (1 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Природа Земли — источник материальных ресур­сов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые при­родные ре­сурсы. Современное состояние окружаю­щей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономиче­ский, социально-политический, здравоохранитель­ный, эстетический, воспитательный, научно-позна­вательный. Правила и принципы охраны при­роды. Охрана природы в процессе ее использования. Прави­ло региональности. Охрана одного природного ресур­са через другой.

уметь применять правовые основы охраны природы.

Современное состояние и охрана атмосферы (2ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязне­ния атмо­сферы. Тепличный эффект. Проблемы озоно­вого экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и про­мышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на со­стояние и жизнь живых организмов и человека. Ме­ры по охране атмосферного воздуха: утилизация от­ходов, очистные сооружения на предприятиях, безот­ходная технология.

Лабораторная работа.

Определение загрязнения воздуха.

Рациональное использование и охрана вод (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Круговорот воды на планете. Дефицит пресной во­ды и его причины: возрастание расхода воды на оро­шение и ну­жды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водо­емов. Основные меры по рациональному использова­нию и охране вод: бережное расходование, предупре­ждение загрязнений. Очистные сооружения. Исполь­зование оборотных вод в промышленности.

Лабораторная работа

Определение загрязнения воды.

Использование и охрана недр (2 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Минеральные и энергетические природные ресур­сы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости по­лезных ископаемых. Истощение энерге­тических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использо­вание новых источников энер­гии, металлосберегающих производств, синтетиче­ских материалов. Охрана окру­жающей среды при разработке полезных ископаемых.

Почвенные ресурсы, их использование и охрана (3 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Значение почвы и ее плодородия для человека. Со­временное состояние почвенных ресурсов. Роль жи­вых организ­мов и культуры земледелия в поддержа­нии плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрози­ей почв.

иметь опыт рационального использования и охраны зе­мель.

Современное состояние и охрана растительности (3 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современ­ное состоя­ние лесных ресурсов. Причины и последст­вия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроиз­водство лугов. Охрана и рациональ­ное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хо­зяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного сою­за охраны природы и Красная книга РСФСР, их зна­чение в охране редких видов растений.

Рациональное использование и охрана животных (3 ч)

обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):

обучающийся должен знать (иметь представление) Прямое и косвенное воздействие человека на жи­вотных, их последствия. Причины вымирания жи­вотных в на­стоящее время: перепромысел, отравле­ние ядохимикатами, изменение местообитаний, бес­покойство. Рациональ­ное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитаю­щих. Редкие и вымирающие виды животных, за­несенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

Межпредметные связи. Биология. Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйствен­ной деятельности человека, факторы сре­ды, обмен веществ, динамическое равновесие и устой­чивость популяций, биоценозов, экологических сис­тем. Химия, физика. Круговорот веществ и потоков энергии в природе. Свойства основных биогенных элементов (кислорода, углерода, азота). Применение законов термодинамики. География. География наро­донаселения.

7. Контроль уровня обученности.

Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические разноуровневые тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, терминологические диктанты, работа с натуральными объектами.

Итоговый контроль проводится в форме тестирования. Материалы контроля представлены в приложении.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Планируемые результаты обучения в предметно - деятельностной форме определены учебными программами в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения опроса (индивидуального, группового и фронтального) с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, которые определяются педагогом с учетом возрастных особенностей учащихся.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется посредством проведения тематических самостоятельных, контрольных работ и других средств и методов контроля, которые определяются педагогом с учетом возрастных особенностей учащихся.

Устанавливаются следующие показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с использованием пятибалльной шкалы:

Балл

Показатель оценки

1

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала; нахождение правильных определений, формулировок при работе с текстом; повторение под руководством учителя отдельных фактов, операций и приёмов при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий. Различение изученного программного учебного материала; выполнение заданий на выписывание, перерисовывание изученных природных объектов в тетрадь; оперирование отдельными разрозненными понятиями; несамостоятельное выполнение отдельных элементов практических и лабораторных работ, экскурсий

2

Фрагментарное воспроизведение программного учебного материала без осмысления связей между его элементами; неполные ответы на вопросы; выполнение заданий по образцу с существенными ошибками; выполнение и оформление. Воспроизведение большей части программного учебного материала с ошибками, исправляемыми при наводящих вопросах; выполнение заданий по образцу; выявление отдельных признаков, свойств биологических объектов, связей между ними, неполное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий фрагментов лабораторных и практических работ, экскурсий.

3

Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала с несущественными ошибками; умение описывать природные объекты, проводить наблюдения, работать с определителями; выполнение заданий, решение задач; выполнение и оформление лабораторных и практических работ, отчётов по экскурсиям с несущественными ошибками или с помощью учителя.

4

Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок при выполнении заданий на поиск и объяснение экологических закономерностей; умение характеризовать, сопоставлять, классифицировать природные объекты; самостоятельное выполнение и оформление заданий лабораторных и практических работ, экскурсий с выводами, построенными на объяснении наблюдаемых явлений и объектов

5

Безошибочное воспроизведение программного материала, оперирование программным учебным материалом в частично изменённой и с незнакомой ситуации; наличие несущественных ошибок при выполнении заданий творческого характера; умение осознанно и оперативно переносить полученные знания для характеристики объектов и явлений; выполнение заданий; теоретического и прикладного характера по темам лабораторных и практических работ, экскурсий с обоснованием явлений и закономерностей с формулированием выводов

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитываются допущенные существенные и несущественные ошибки.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основной учебный программный материал, не умеет оперировать им и применять в ходе решения экологических задач.

К категории несущественных ошибок относятся грамматические ошибки в биологических терминах, отдельные ошибки вычислительного характера, небрежное выполнение записей, рисунков, схем.

Количество баллов за выполнение задания снижается не менее чем на 50 процентов, если в нём допущена существенная ошибка, и не менее чем на 10 процентов, если в нём допущена несущественная ошибка.

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА:

«5» - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен логично,

последовательно, литературным языком;

«4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в

определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3

несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;

«3» - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ

неполный, не имеет логической последовательности;

«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания

учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся

не может исправить при наводящих вопросах учителя;

«1»- полное незнание содержания учебного материала.

ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

«5» - работа выполнена полностью и правильно, сделаны верные наблюдения и

выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и

правил работы с веществами и оборудованием, проявлены организационно-

трудовые умения ( поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе,

экономно используются реактивы);

«4» - правильно выполнена работа, сделаны верные наблюдения и выводы, но при

этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные

ошибки в работе с веществом и оборудованием;

«3» - правильно выполнена работа не менее 50% или допущена существенная

ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя;

«2» - допущены 2 и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении

и оформлении работы, в соблюдении правил по технике безопасности при

работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить

по требованию учителя;

«1»- не приступал к выполнению работы.

ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

«5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом

«4» - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача

решена нерационально или допущено не более двух несущественных ошибок;

«3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в

математических расчетах;

«2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

«1» - не приступал к решению задачи

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся

при проверке письменных контрольных, самостоятельных, лабораторных и практических работ

№ п/п

Составляющие критериев

Ниже среднего

Среднее

Выше среднего

Примечание

1.

Предметная:

а) теоретические знания (знание формул, законов, теорий, понятий);



+



+



+

 для среднего уровня могут быть неточности и незначительные ошибки

б) понимание причинно-следственных связей;





+



+

в) эмпирические знания (знание фактов,

примеров, связи с практикой)



+

+



2.

Деятельно-коммуникативная:

а) методические знания (знание приемов учебной деятельности, алгоритмов работы) – выполнение задания в соответствии с инструкцией, т.е. «как нужно делать».

 

+

 

+

 

+

 

для среднего уровня могут быть неточности и незначительные ошибки

б) уровень сформированности умений:

 

 

 

- общеучебные

+

+

+

- специальные

 

+

+

3.

Ценностно-ориентационная:

а) мотивы деятельности;

+

+

+

 

б) интересы, потребности в знании;

 

 +

 +

в) ценностные установки;

 

+

+

г) нестандартное выполнение, творческий подход.

 

 

 +

Итоговая оценка формируется суммированием качественных характеристик по составляющим с учетом количества неточностей и ошибок:

«5»– уровень выше среднего, признаки проявляются всегда, ошибки отсутствуют или носят случайный характер;

 «4»– уровень средний, признаки в основном проявляются, допускаются 1-2 ошибки (по блоку 1 и 2);

«3»– уровень ниже среднего, признаки проявляются частично, допускаются ошибки по всем составляющим, не искажающие требования Стандарта образования;

«2»– допущены грубые ошибки, результаты деятельности не достигают требований

«1»- не приступал к работе

8. Литература и средства обучения

Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2008. – 302 с.

4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.

5. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.

6. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.

7. «Экология»

Оборудование и приборы:

- учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;

- географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «ООПТ России», карта растиетльности, карта животного мира;

- портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;

Дидактический материал: инструктивные карточки для выполнения лабораторных работ, тематические тесты, учебно-методические планы учебных проектов.

Список литературы

Литература для учителя

Атлас Смоленской области.

Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 468 с.

Литература для учащихся

Конституция Российской федерации. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.

Красная книга Смоленской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования

Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448 с.

Данная рабочая программа подкреплена учебниками:

1. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2013.- 302 с.

Основные понятия курса «Общая экология»


Глава

Основные понятия


Организм и среда



Общая экология, уровни организации жизни; способность к самовоспроизводству; ограниченность ресурсов; экологические факторы, абиотические и биотические факторы; закон оптимума, пессимум, критические точки, экстремальные условия, ограничивающий фактор; анабиоз, скрытая жизнь, избегание неблагоприятных факторов; средообразующая деятельность организмов; фотопе-риодизм, суточные и годовые ритмы; биотические связи, трофические отношения, конкуренция, симбиоз, нейтрализм; хищники, жертвы, паразиты, циклическое колебание численности; закон Гаузе, правило Тинеманна


Сообщества и популяции

Популяция, численность и плотность популяции, структура популяции; ёмкость среды, саморегуляция численности, динамика численности популяции; биоценоз, ярусность, экологическая ниша

Экосистемы



Экосистема, потоки энергии и вещества, биологический круговорот веществ, продуценты, консументы, редуценты; цепи питания, трофические уровни, правило 10%, биологическая продукция, биомасса; агроценозы, агроэкосистемы; сукцессии, незрелые и зре-лые сообщества; функции биологического разнообразия; биосфера, озоновый экран, живое вещество, круговороты углерода, азота, кислорода.



Основные понятия курса «Биосфера и человечество»


Глава

Основные понятия


Человечество в социосфере



Показатели состояния биосферы, мониторинг, устойчивость биосферы, активная адаптация человечества, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация; несбалансированное питание, адекватное питание, экологически чистая пища, производство пищи как биосферный процесс; динамическое развитие в атмосфере, постоянство газового состава атмосферы; продолжительность жизни, рождаемость, смертность, естественный прирост населения; техносфера; глобальный экологический кризис.

Человечество в биосфере


Социосфера, глобализация; жизненные, социальные и идеальные потребности человека; биологический, общественный и творческий уровни развития потребностей, мораль, нравственность; биоэтика, жизнь как высшая ценность; экологическая ответственность, социальный фактор; договор, разрешение конфликтов, экологические конфликты; устойчивое развитие, экологическое общество, концепция устойчивого развития.

Человечество в ноосфере



Разум, сознание, биосферная роль человека; мифологическая, религиозная, классическая естественно-научная, вероятностная естественно-научная,, системная естественно-научная картины мира; научно-техническая революция, наукоёмкие технологии, глобальные проблемы человечества; учение о биосфере, ноосфера; экоцентрическое, антропоцентрическое экологическое сознание.


Календарно-тематическое планирование

урока

Раздел, тема урока


Кол-во

часов

Дата

Элементы содержания, базовые понятия

Требования к уровню подготовки

Практические работы, демонстрации

Методические пособия, оборудование

Тип/форма урока

Контроль знаний

Домашнее задание


10 класс

34










1 четверть

9










Введение

1









1

Предмет, методы, задачи общей экологии. Формирование экологического мировоззрения как условия выживания человечества



Экология – наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой. Человечество; клетка, организм, вид, популяция, биоценоз, биогеоценоз



Табл. «Уровни организации жизни

Лекция с элементами беседы





С.4-8





Тема 1. Организм и среда

7









2

Возможности размножения организмов и их ограничения средой

1


Способность к самовоспроизведению. Геометрическая прогрессия

Строить и читать кривые потенциального роста численности видов


Демонстрация схем роста численности видов

Схема роста численности видов


самостоят. работа


индивид.письменный


С.10-15


3

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

1


Экологические факторы: биотические, абиотические; правила построение графиков

Строить графики областей выживания и оптимума


Демонстрация схемы «Пределы выносливости»

табл. «Закон оптимума»


комбинированный


фронтальный устный


С.15-22

4

Основные пути приспособления организмов к среде

1


Глубокий анабиоз. Постоянство внутренней среды

Приводить примеры избегания организмами неблагоприятных условий



комбинированный

индивид

С.22-30

5

Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду

1


Водная, почвенная, наземно-воздушная среда


Различать организмы разных сред обитания



дидак. материал по теме

комбинированный

письменный

самоконтроль

С.30-40

6

Лабораторная работа №1. Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность

1


Фотосинтез, почва, гумус, структура почвы, микроорганизмы, планктон, корневая система, паразиты, фильтраторы

Приводить примеры воздействия организмов на среду


Практическая работа


Коллекции, препараты, модели


Практикум

индивид.уст.


С.40-45


7

Приспособительные формы организмов. Лабораторная работа №2. Жизненные формы животных на примере насекомых

1


Плотность воды, окислительные реакции способы распространения плодов и семян.

Конвергенция, жизненная форма

Определять по внешнему виду среду обитания животных


Практическая работа



Практикум

взаимоконт-роль


С.46-53

8

Приспособительные ритмы жизни

1


Суточные и сезонные изменения в природе. Фотопериодизм

Уметь проводить простейшие эксперименты



решение задач

индивид.письменный

С.53-59


Тема 2. Сообщества и популяции

16









9

Типы взаимодействия организмов. Конкуренция и мутуализм



Конкуренция, опылители, мутуализм, симбиоз, лишайники, клубеньковые бактерии

Различать типы биотических отношений




решение задач

самоконтроль


С.60-62


2 четверть

7









10

Типы взаимодействия организмов. Нейтрализм

1


Односторонние типы связей. Нейтральные отношения.

Различать типы биотических отношений



самостоят. работа

индивидуал.

С.65-68

11

Законы и следствия пищевых отношений. Типы пищевых отношений

1


Пищевые связи


Различать типы пищевых связей




решение задач

фронтальный устный

С.68-74

12

Законы и следствия пищевых отношений. Явление «экологического бумеранга»

1


Хищники, собиратели. Регулярные периодические колебания численности

Предлагать способы избегания пищевой конкуренции




самостоят. работа


письменный,

самоконтроль

С.74-79

13

Законы конкурентных отношений в природе

1


Закон Гаузе, правило конкурентного исключения

Применять правило конкурентного исключения



комбинированный

взаимоконтр.

Не задано

14

Правило конкурентного исключения

1


Закон Гаузе, правило конкурентного исключения


Применять правило конкурентного исключениz



комбинированный

Фронтальный

устный

С.79-80

15

Популяция. Взаимосвязь и взаимоотношения


1


Вид, ареал, популяция, внутривидовые отношения

Объяснять термины



табл.«Популяции»

исследование

взаимоконтр.

С.81

16

Популяции. Основные показатели и процессы популяций. Проверка знаний

1


Численность, смертность, рождаемость, миграции


Рассчитывать плотность популяции, смертность




семинар

индивидуал.

письменный,

самоконтроль

С.80


3 четверть

10









17

Популяция. Взаимоотношения особей внутри популяций

1


Внутривидовые взаимодействия


Приводить примеры внутривидовых взаимодействий



комбинированный

взаимоконтр

С.85-87

18

Демографическая структура, численность и плотность популяции

1


Возрастная структура популяций. Пирамида возрастов

Составлять возрастную пирамиду



табл. «Возрастн пирамиды популяций»

комбинированный

фронтальный

устный

С.87-89

19

Демографическая структура популяций

1


Анализ возрастного и полового состава популяций

Составлять прогнозы численности видов



комбинированный

индивидуал.

письменный

С.91-93

20

Рост численности и плотности популяций


1


Ёмкость среды, кривая роста популяций

Составлять кривую роста популяций




конференция


фронтальный

устный

С.95-99

21

Рост численности и плотности популяций


1


Саморегуляция плотности популяций, территориальное поведение, отрицательная обратная связь

Объяснять изменения в популяциях в ответ на увеличение плотности



лекция с элементами беседы

самоконтроль

С.99-101

22

Динамика численности популяций

1


Три типа популяционной динамики


Анализировать динамику численности



Комбинированный

устный

индивидуал.

С. 102-106

23

Регуляция численности популяции в природе

1


Пищевые связи, хищник-жертва, паразиты; правила чтения графиков

Читать графики




Комбинированный

фронтальный

устный

С.106-111

24

Биоценоз-сложная природная система

1


Надорганизменный уровень организации жизни



Сравнивать биоценозы по видовому составу и т.п.


Демонстрация аквариума


табл. «Биоценоз пруда», «Биоценоз дубравы»

круглый стол


взаимоконтр.


С.111-114


25

Биоценоз и его устойчивость. Экскурсия «Лесной биоценоз и экологические ниши видов»

1


Виды-средообразователи, предел выживаемости


Использовать формулу Жаккара




Экскурсия

фронтальный


С.115-117


Тема 3. Экосистемы

10









26

Законы организации экосистем



Круговорот веществ в природе, органическое вещество, раститильноядные организмы, плотоядные виды;

Решение экологических задач



табл.«Экосистема»


Лекция с элементами беседы

устный

взаимоконтр

С.117-121


4 четверть

8









27

Законы организации экосистем

1


Цепи питания в экосистемах, законы потока энергии по цепям питания


Решение экологических задач


табл. «Пирамида продукции», «Цепи питания»

Семинар

Тематический письменный

С.121-123

28

Законы биологической продуктивности

1


Масштабы биологической продукции в экосистемах разных типов

Применять «Правило десяти процентов»



дискуссия

фронтальный


С.124-129

29

Законы биологической продуктивности

1


Масштабы биологической продукции в экосистемах разных типов

Рассчитывать КПД передачи энергии



круглый стол

устный

взаимоконтр.

С.129-136

30

Продуктивность агроценозов

1


Агроценоз и агроэкосистема,экологические способы повышения их устойчивости

Чертить схемы пищевых цепей, решать экологические задачи




контрольная работа

Самоконтроль

С.136-142


31

Саморазвитие экосистем


1


Незрелые и зрелые сообщества, сукцессия, этапы сукцессии

Решать экологические задачи



табл. «Сукцессия»

Комбинированный

взаимоконтр.

с.142-147

32

Биологическое разнообразие

1


Взаимная дополнительность частей, взаимозаменяемость видов

Приводить примеры отрицательной обратной связи



Комбинированный

инд. письменны

с.148-156

33

Биосфера



1


В.И.Вернадский и его учение о биосфере


Приводить примеры закономерности распределения биомассы по территории Земли. Оценивать районы по продуктивности



Комбинированный


Фронтальный

с.157-160


34

Биосфера – глобальная экосистема. Обобщение

1


Глобальные круговороты веществ


Применение знаний


табл.«Кругово-роты веществ: воды, азота, углерода»,

Обобщающий


Фронтальный

§ 23,24,25


11 класс

34










1 четверть

9










Курс «Социальная экология»











Тема 1. Человек в экосистеме Земли

6









1

Человек – биосоциальный вид

1


Экологические сходства и отличия человека и животных


Обосновывать биологическую природу человека



урок изучения нового материала

Фронтальный

§ 26


2

История развития экологических связей человечества.

1


Экологические предпосылки и этапы возникновения человека

Называть представителей древнейших, древних и современных людей



Комбинированный

Фронтальный

§ 27

3

История развития экологических связей человечества.

1


Экологические предпосылки и этапы возникновения человека

Описывать культурные растения и животных



Комбинированный

Фронтальный

§ 28

4

Современные отношения человека и природы


1


Социально - экологическая революция


Выявлять положительные и отрицательные результаты развития современных технологий



Проверки знаний

Фронтальный

§ 29

5

Социально-экологические взаимосвязи


1


Масштабы экологических связей человечества


Предлагать проекты включения отходов производства в глобальные круговороты



Изучения нового материала

Фронтальный

Не задано

6

Социально- экологические взаимосвязи

1


Проверка знаний


Применять полученные знания



Комбинированный

Фронтальный

Лекция


Диалектика отношений «Природа-общество»

3









7

Противоречивость системы «Природа-общество»

1


Необходимость разумного регулирования потребностей людей

Оценивать потребности людей и возможности природы



Изучения нового материала

Фронтальный

Лекция

8

Принципы смягчения напряжённости в системе «Природа-общество»

1


Формирование циклических замкнутых технологий как основа совместимости техносферы и биосферы

Знать коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы



Комбинированный

Фронтальный

Лекция

9

Принципы смягчения напряжённости в системе «природа-общество»

1


Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы



Уметь предлагать пути решения глобальных проблем человечества



Обобщающий

Фронтальный

Не задано


2 четверть

7










Экологическая демография

7









10

Социально-экологические особенности роста численности человечества

1


Экологические законы и изменения численности человечеств

Характеризовать глобальную роль человеческого разума


Карта населения Земли


Изучения нового материала

Фронтальный

§30

11

Социально – экологические особенности роста численности человечества

1


Фактический рост численности человечества, лимитирующие факторы

Составлять таблицу экологических факторов



Комбинированный

Фронтальный

§30

12

Особенности демографии населения. Рост численности человечества

1


Современное население Земли, его распределение по планете

Предлагать возможности увеличения социально-экологической ёмкости среды



Комбинированный

Фронтальный

§31

13

Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально – экономических условий

1


Демографическая кривая, демографическая политика

Определять максимальный уровень роста численности населения




Комбинированный

Фронтальный

§31

14

Демография России

1


Особенности демографических процессов в России, причины и последствия сокращения численности населения

Строить и читать демографические кривые




Комбинированный

Фронтальный

§32

15

Социально-экологические предпосылки стабилизации мирового населения

1


Возможные последствия роста населения Земли


Рассчитывать доли населения Земли, читать половозрастную пирамиду



Справоч. инф-я «Альтернатив-ные источники энергии»\Таблицы

Комбинированный

Фронтальный

§32

16

Социально – экологические предпосылки стабилизации мирового населения

1


Возможные последствия роста населения Земли


Характеризовать демографические процессы



Карта административного деления

Комбинированный

Фронтальный

§33


3 четверть

10










Экологическая перспектива

2









17

Устойчивое развитие человечества и природы Земли

1


Экологическая этика


Аргументировать свои позиции относительно дальнейшего социально – экологического развития



Изучения нового материала

Фронтальный

Лекция

18

Формирование экологического мировоззрения населения

1


Роль природы в жизни человеческого общества, природные ресурсы, принципы, правила и правовые основы охраны природы

Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения

Работать с периодической печатью и справочными материалами




Комбинированный

Фронтальный

Не задано


Экологические основы охраны природы

8









19

Современные проблемы охраны природы

1


Концепция устойчивого социально-экологического развития, необходимость всеобщей экологической грамотности

Уметь применять классификацию природных ресурсов



Табл. «Схема классификации природных ресурсов

Изучения нового материала

Индивидуальный

§34

20

Современное состояние атмосферы. Л.р.№1. Определение загрязнения воздуха

1


Изменение состава и охрана атмосферы


Владеть приёмами определения загрязнённости воздуха

Практическая работа



Практикум

Фронтальный

§35

21

Охрана атмосферы

1


Меры по охране атмосферного воздуха


Обосновывать влияние загрязнений атмосферы на состояние живых организмов



Комбинированный

Фронтальный

§35

22

Рациональное использование вод

1


Причины дефицита пресной воды


Предлагать варианты рационального использования водных ресурсов



Комбинированный

Индивидуальный

§36

23

Охрана вод. Л.р.№2. Определение загрязнения воды

1


Основные меры по охране водных ресурсов, очистка сточных вод

Объяснять принцип работы очистных сооружений

Практическая работа


Практикум

Фронтальный

§36

24

Использование недр

1


Недра, их значение. Проблема исчерпаемости


Находить на карте основные месторождения ископаемых Смоленской области

Демонстрация карты полезных ископаемых


Комбинированный


Фронтальный

§37

25

Охрана недр

1


Охрана природной среды при разработке полезных ископаемых

Предлагать альтернативные источники энергии



Комбинированный


Фронтальный

§37

26

Почвенные ресурсы

1


Значение почвы для человека Живое вещество. Биогенное, биокосное, косное вещество

Работать с почвенной картой



Демонстрация почвенных профилей

Схема «Рекультивация земель»

Комбинированный


Фронтальный

§38



4 четверть

8









27

Использование почв. Экскурсия. Наблюдение за разными видами эрозии почв

1


Причины истощения и разрушение почв


Различать виды почвенной эрозии



Почвенная карта


Экскурсия


Фронтальный

§38

28

Охрана почв

1


Удобрения минеральные и органические, культурные растения, пестициды, севообороты; биологические методы борьбы с вредителями

Различать межзональные, зональные и лесомелиоративные мероприятия




Комбинированный


Индивидуальный

§38

29

Современное состояние растительности

1


Современное состояние и охрана растений

Называть роль леса в природе

Демонстрация карты растительности

Карта растительности


Комбинированный


Фронтальный

§39

30

Охрана растительности


1


Значение растений в природе и деятельности человека, прямое и косвенное воздействие человека на растения

Работать с Красной книгой




Демонстрация Красной книги

Красная книга


Комбинированный

Фронтальный

§39

21

Контрольная работа


1


Проверка знаний

Применять полученные знания


варианты КИМов

Контрольный

Индивидуальный

Не задано

32

Рациональное использование животных


1


Значение животных в природе и деятельности человека, прямое и косвенное воздействие человека на животных

Называть редких животных Смоленской области


Демонстрация карты животного мира

карта животного мира,

Комбинированный

Фронтальный

§40

33

Охрана и восстановление видов редких и ценных промысловых животных

1


Современное состояние и охрана животных

Перечислять редких животных и меры их охраны


Красная книга


Комбинированный

Фронтальный

§41-42


34

Заключение

1


Обобщение изученного материала

Применять полученные знания


Таблицы по экологии

Обобщающий

Фронтальный

Не задано






Экология

урока

Раздел, тема урока


Кол-во

часов

Дата

Домашнее задание


10 класс

34




1 четверть

9




Введение

1



1

Предмет, методы, задачи общей экологии. Формирование экологического мировоззрения как условия выживания человечества



С.4-8



Тема 1. Организм и среда

7



2

Возможности размножения организмов и их ограничения средой

1


С.10-15

3

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

1


С.15-22

4

Основные пути приспособления организмов к среде

1


С.22-30

5

Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду

1


С.30-40

6

Лабораторная работа №1. Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность

1


С.40-45


7

Приспособительные формы организмов. Лабораторная работа №2. Жизненные формы животных на примере насекомых

1


С.46-53

8

Приспособительные ритмы жизни

1


С.53-59


Тема 2. Сообщества и популяции

16



9

Типы взаимодействия организмов. Конкуренция и мутуализм



С.60-62


2 четверть

7



10

Типы взаимодействия организмов. Нейтрализм

1


С.65-68

11

Законы и следствия пищевых отношений. Типы пищевых отношений

1


С.68-74

12

Законы и следствия пищевых отношений. Явление «экологического бумеранга»

1


С.74-79

13

Законы конкурентных отношений в природе

1


Не задано

14

Правило конкурентного исключения

1


С.79-80

15

Популяция. Взаимосвязь и взаимоотношения

1


С.81

16

Популяции. Основные показатели и процессы популяций. Проверка знаний

1


С.80


3 четверть

10



17

Популяция. Взаимоотношения особей внутри популяций

1


С.85-87

18

Демографическая структура, численность и плотность популяции

1


С.87-89

19

Демографическая структура популяций

1


С.91-93

20

Рост численности и плотности популяций

1


С.95-99

21

Рост численности и плотности популяций

1


С.99-101

22

Динамика численности популяций

1


С. 102-106

23

Регуляция численности популяции в природе

1


С.106-111

24

Биоценоз-сложная природная система

1


С.111-114

25

Биоценоз и его устойчивость. Экскурсия «Лесной биоценоз и экологические ниши видов»

1


С.115-117


Тема 3. Экосистемы

10



26

Законы организации экосистем



С.117-121


4 четверть

8



27

Законы организации экосистем

1


С.121-123

28

Законы биологической продуктивности

1


С.124-129

29

Законы биологической продуктивности

1


С.129-136

30

Продуктивность агроценозов

1


С.136-142

31

Саморазвитие экосистем

1


с.142-147

32

Биологическое разнообразие

1


с.148-156

33

Биосфера

1


с.157-160

34

Биосфера – глобальная экосистема. Обобщение

1


§ 23,24,25


11 класс

34




1 четверть

9




Курс «Социальная экология»





Тема 1. Человек в экосистеме Земли

6



1

Человек – биосоциальный вид

1


§ 26

2

История развития экологических связей человечества.

1


§ 27

3

История развития экологических связей человечества.

1


§ 28

4

Современные отношения человека и природы

1


§ 29

5

Социально-экологические взаимосвязи

1


Не задано

6

Социально- экологические взаимосвязи

1


Лекция


Диалектика отношений «Природа-общество»

3



7

Противоречивость системы «Природа-общество»

1


Лекция

8

Принципы смягчения напряжённости в системе «Природа-общество»

1


Лекция

9

Принципы смягчения напряжённости в системе «природа-общество»

1


Не задано


2 четверть

7




Экологическая демография

7



10

Социально-экологические особенности роста численности человечества

1


§30

11

Социально – экологические особенности роста численности человечества

1


§30

12

Особенности демографии населения. Рост численности человечества

1


§31

13

Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально – экономических условий

1


§31

14

Демография России

1


§32

15

Социально-экологические предпосылки стабилизации мирового населения

1


§32

16

Социально – экологические предпосылки стабилизации мирового населения

1


§33


3 четверть

10




Экологическая перспектива

2



17

Устойчивое развитие человечества и природы Земли

1


Лекция

18

Формирование экологического мировоззрения населения

1


Не задано


Экологические основы охраны природы

8



19

Современные проблемы охраны природы

1


§34

20

Современное состояние атмосферы. Л.р.№1. Определение загрязнения воздуха

1


§35

21

Охрана атмосферы

1


§35

22

Рациональное использование вод

1


§36

23

Охрана вод. Л.р.№2. Определение загрязнения воды

1


§36

24

Использование недр

1


§37

25

Охрана недр

1


§37

26

Почвенные ресурсы

1


§38


4 четверть

8



27

Использование почв. Экскурсия. Наблюдение за разными видами эрозии почв

1


§38

28

Охрана почв

1


§38

29

Современное состояние растительности

1


§39

30

Охрана растительности

1


§39

21

Контрольная работа

1


Не задано

32

Рациональное использование животных

1


§40

33

Охрана и восстановление видов редких и ценных промысловых животных

1


§41-42

34

Заключение

1


Не задано

















































11 класс

34




1 четверть

9




Курс «Социальная экология»





Тема 1. Человек в экосистеме Земли

6



1

Человек – биосоциальный вид

1


§ 26

2

История развития экологических связей человечества.

1


§ 27

3

История развития экологических связей человечества.

1


§ 28

4

Современные отношения человека и природы

1


§ 29

5

Социально-экологические взаимосвязи

1


Не задано

6

Социально- экологические взаимосвязи

1


Лекция


Диалектика отношений «Природа-общество»

3



7

Противоречивость системы «Природа-общество»

1


Лекция

8

Принципы смягчения напряжённости в системе «Природа-общество»

1


Лекция

9

Принципы смягчения напряжённости в системе «природа-общество»

1


Не задано


2 четверть

7




Экологическая демография

7



10

Социально-экологические особенности роста численности человечества

1


§30

11

Социально – экологические особенности роста численности человечества

1


§30

12

Особенности демографии населения. Рост численности человечества

1


§31

13

Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально – экономических условий

1


§31

14

Демография России

1


§32

15

Социально-экологические предпосылки стабилизации мирового населения

1


§32

16

Социально – экологические предпосылки стабилизации мирового населения

1


§33


3 четверть

10




Экологическая перспектива

2



17

Устойчивое развитие человечества и природы Земли

1


Лекция

18

Формирование экологического мировоззрения населения

1


Не задано


Экологические основы охраны природы

8



19

Современные проблемы охраны природы

1


§34

20

Современное состояние атмосферы. Л.р.№1. Определение загрязнения воздуха

1


§35

21

Охрана атмосферы

1


§35

22

Рациональное использование вод

1


§36

23

Охрана вод. Л.р.№2. Определение загрязнения воды

1


§36

24

Использование недр

1


§37

25

Охрана недр

1


§37

26

Почвенные ресурсы

1


§38


4 четверть

8



27

Использование почв. Экскурсия. Наблюдение за разными видами эрозии почв

1


§38

28

Охрана почв

1


§38

29

Современное состояние растительности

1


§39

30

Охрана растительности

1


§39

21

Контрольная работа

1


Не задано

32

Рациональное использование животных

1


§40

33

Охрана и восстановление видов редких и ценных промысловых животных

1


§41-42

34

Заключение

1


Не задано




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!