СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа на конкурс учитель года

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Глава I.

Проблема использования опорных конспектов в обучении …………………………………………………….

 

1.1.

Опора как способ выделения существенного, главного в учебном материале и как средство наглядности на уроке ……………………………….

 

1.2.

Современное состояние использования учебных опор в процессе обучения физики в 7-11-х классах

Глава II.

Организация деятельности учащихся на уроке физики в    7-11-х классах  при использовании опорных конспектов……………………………………….

 

2.1.

Опорный конспект при изучении нового материала ……………………………………………

 

2.2.

Опорный конспект при первичном закреплении ..

 

2.3.

Опорный конспект при систематизации знаний …

Заключение ……………………………………………………………...

Список литературы …………………………………………………….

Приложения ……………………………………………………………..

Приложение 1.

Урок по теме «Закон Ома для участка цепи»  8 класс ………………………………………………….

Приложение 2

Опорный конспект в компьютерной презентации           по теме «Что изучает физика» 7 класс …………….

Приложение 3

Опорный конспект к уроку по теме «Электрическое напряжение»  8 класс ……………

Приложение 4

 

Фрагмент урока по теме «Теплопередача и ее применение»  8 класс ……………………………….

Приложение 5

Опорный конспект при первичном закреплении знаний «Что изучает физика» 7 класс …………….

Приложение 6

Опорный конспект при систематизации знаний

«Работа. Мощность. Энергия» 7 класс ……………

Приложение 7

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Взаимодействие тел. Сила» 9 класс………………

Просмотр содержимого документа
«Работа на конкурс учитель года»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России – 2014»










ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Методическая разработка



Приемы работы по использованию опорных конспектов на уроках физики










Работу выполнила

Булычева Ирина Валентиновна

учитель физики

первой квалификационной категории

МОУ средняя школа №7









Ярославль, 2013

Содержание



Введение

3

Глава I.

Проблема использования опорных конспектов в обучении …………………………………………………….


6


1.1.

Опора как способ выделения существенного, главного в учебном материале и как средство наглядности на уроке ……………………………….



6


1.2.

Современное состояние использования учебных опор в процессе обучения физики в 7-11-х классах


8

Глава II.

Организация деятельности учащихся на уроке физики в 7-11-х классах при использовании опорных конспектов……………………………………….



12


2.1.

Опорный конспект при изучении нового материала ……………………………………………


12


2.2.

Опорный конспект при первичном закреплении ..

15


2.3.

Опорный конспект при систематизации знаний …

15

Заключение ……………………………………………………………...

16

Список литературы …………………………………………………….

17

Приложения ……………………………………………………………..

18

Приложение 1.

Урок по теме «Закон Ома для участка цепи» 8 класс ………………………………………………….


18

Приложение 2

Опорный конспект в компьютерной презентации по теме «Что изучает физика» 7 класс …………….


23

Приложение 3

Опорный конспект к уроку по теме «Электрическое напряжение» 8 класс ……………


24

Приложение 4


Фрагмент урока по теме «Теплопередача и ее применение» 8 класс ……………………………….


25

Приложение 5

Опорный конспект при первичном закреплении знаний «Что изучает физика» 7 класс …………….


26

Приложение 6

Опорный конспект при систематизации знаний

«Работа. Мощность. Энергия» 7 класс ……………


27

Приложение 7

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Взаимодействие тел. Сила» 9 класс………………


28









ВВЕДЕНИЕ


Важнейшим социальным требованием к школе на современном этапе развития общества является ориентация образования не только на усвоение определенных знаний, умений, навыков, но и на развитие личности школьников, их профессиональных мотиваций, на формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и социальной адаптации на рынке труда.

Необходимость решительных перемен в школе была глубоко осознана и осмыслена с точки зрения новых экономических, социальных, политических, нравственных, эстетических требований жизни общества к подрастающему поколению.

Приоритетным направлением стало внедрение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Теоретико-методологической основой их стал системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и других, раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру деятельности. Поэтому современной целью образования, основанной на деятельностной парадигме, является развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. [13,с. 5-6] .

Современные жизненные условия, в которые поставлено общество и, в том числе, школа, выдвигают свои требования к новому поколению, вступающему в жизнь: оно должно быть не только знающим основы наук и умелым, но и мыслящим, инициативным, самостоятельным.

Поэтому одной из важнейших задач школы в современных условиях является развитие интеллектуальных способностей учащихся, умения мыслить самостоятельно, творчески, то есть умения учиться. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую учебно-познавательную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет планируемые результаты обучения на нескольких уровнях:

  • личностном,

  • метапредметном

  • предметном.

Среди метапредметных результатов выделяют формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной символической формах. В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. К таким задачам относятся и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным, требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п. [11, с.18]

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырех междисциплинарных программ:

  • формирование универсальных учебных действий;

  • формирование ИКТ-компетентности обучающихся;

  • основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • основы смыслового чтения и работа с текстом.

В сфере развития познавательных УУД приоритетное внимание среди прочего уделяется регулярному обращению к использованию знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют полученные на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм и опорных конспектов).

Работая в школе, где 85% учащихся профессионально занимаются спортом, я обратила внимание на то, что результат обучения учебному предмету «Физика» не может ограничиваться только набором фактов или суммой приёмов выполнения стандартных заданий. Относительно невысокие результаты контрольных работ дают возможность предположить, что учащиеся не всегда успешно справляются с выполнением аналитико-синтетической работы, испытывают познавательные затруднения и, несмотря на знание определений, законов, часто не могут осознанно их применить, а при выполнении заданий опираются на интуицию или на механическое заучивание.

Кроме того, частые отъезды на соревнования, ежедневные утренние и вечерние тренировки требуют особого режима обучения. Малое количество времени на выполнение домашней работы заставляют учителя организовать урок таким образом, чтобы ученики наибольшее количество информации получали на уроке и могли непосредственно ее отработать.

Необходимость решения поставленных перед учителем задач подтолкнула меня к изучению современных технологий и формированию собственного видения того, как учить, как фиксировать изучаемые теоретические сведения для осознанного усвоения учебного материала учащимися, а также для развития умений работать с информацией. В ходе изучения методической и педагогической литературы, знакомства с публикациями коллег в периодической педагогической печати меня заинтересовало крупноблочное введение теоретических знаний, предложенное В.Ф. Шаталовым, которое обеспечивало ускоренное обучение всех учащихся, формирование прочных знаний. Основу методики составляет использование опорных конспектов в процессе обучения.

Идеи данной педагогической системы были реализованы в предметных технологиях и другими педагогами. Каждый из них брал на вооружение основные идеи из опыта В.Ф. Шаталова, вносил что-то свое и совершенствовал методику использования учебных опор в обучении.

С моей точки зрения, система опорных конспектов (далее – ОК) должна строиться так, чтобы она помогала решать все основные задачи развивающего обучения. Опорные конспекты используются как средство прочного запоминания материала на основе лаконичных зрительных образов, отражающих основное содержание учебного материала, то есть являются средством усвоения, а при составлении ОК по изучаемому материалу становятся еще и средством освоения.

Целью моей работы по освоению и внедрению данной технологии в практику является создание условий для саморазвития личности обучающихся, развитие умений работать с информацией, стремление к повышению качества знаний по физике и сохранению здоровья учащихся.

Для реализации поставленной цели намечены задачи:

  • изучить теоретические основы опорного конспекта в научной и методической литературе;

  • применять организацию деятельности учащихся при использовании опорных конспектов на современном уроке физики в 7-11 классах.

Для решения поставленной цели были реализованы следующие направления деятельности, обеспечивающие внедрение технологии ОК на уроках физики:

  • подготовка учащихся к восприятию нового средства обучения с учётом их жизненного опыта;

  • определение наиболее эффективных форм работы в зависимости от уровня освоения ОК учащимися, а также типов уроков и их этапов;

  • включение технологии построения ОК в процесс выполнения домашнего задания;

  • осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся при работе над ОК.



Глава I. Проблема использования опорных конспектов в обучении


    1. Опора как способ выделения существенного, главного в учебном материале и как средство наглядности на уроке


В педагогическую литературу понятие «опора» прочно вошло с исследованиями Е.Н. Горячкина, Я.И. Груденова [6], В.Ф. Шаталова [15], С.Н. Лысенковой и других. Однако теоретические предпосылки для введения этого понятия можно найти в более ранних работах философов, так как основу учебной опоры составляет главное, наиболее важное в содержании исследуемого вопроса, а это на уровне всеобщих категорий философии означает внутреннюю сущность вещей.

О необходимости выделения существенного, главного в учебном материале говорили и выдающиеся педагоги прошлого.

Еще Я.А. Коменский указывал на необходимость выделения главного и существенного при обучении. «Легкость занятий и удовольствие от них для ученика увеличит тот, кто как можно меньше будет обременять память, давая самое главное, предоставив остальное свободному течению» [6, с.168].

На чрезвычайную важность различного рода схем и опор указывал известный историк Л.Н. Гумилев. «Схема - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко, - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать их проверку» [7, с.12]. Это означает еще и то, что комплексы опорных сигналов решают задачу стимулирования творчества непосредственно в ходе учебного процесса.

К учебным опорам относят также и структурно-логические схемы (СЛС). Они представляют собой определенные знаковые (абстрактно-логические) модели, в наглядной форме отражающие содержание и структуру изучаемого материала; характер и последовательность выполняемых действий (логика рассуждения).

В каждом листе опорных сигналов закодирован весь учебный материал соответствующих разделов программы.

Необходимость выделять главное, существенное из учебного материала - это, по мнению ученых-дидактов, важное условие формирования навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний. «Главное - предмет мысли, ядро определенной информации, внутренняя основа содержания, содержание, смысл чего-нибудь» [7, с.13]. Выделение главного и существенного является одним из важнейших интеллектуальных действий. С.Л. Рубинштейн считает, что «основным признаком ума вообще является умение выделять существенное» [12, с112].

Н.А. Криволапова, ученый – наш современник, указывает на то, что «выделение главного - это сложное умственное действие, которое состоит из анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения, следовательно, чтобы умение самостоятельно и рационально работать с учебным материалом развивалось, необходимо научить учащихся выделять главное в любом информационном материале»[7, с.13].

В психолого-педагогической литературе проблема выделения главного и существенного в изучаемом материале рассмотрена также в трудах В.В. Давыдова [7], Л.В. Занкова [11] и других.

Обобщая работы названных авторов по данной проблеме, можно назвать и основные рекомендуемые ими действия, способствующие формированию умений выделять главное: составление планов, тезисов, конспектов, моделей, схем, конструирование выводов, обобщений, их кодирование через знаки, символы. Последнее означает разработку учебных опор, опорных пунктов, позволяющих в последовательности восстановить, осмыслить, запомнить, воспроизвести и использовать на практике изученный материал.

Процесс выделения существенного, главного в учебном и другом материале включает следующие действия:

  • выделение предмета мысли;

  • разделение информации на логические части;

  • отделение главного от второстепенного;

  • нахождение ключевых слов и понятий;

  • определение смысловых опорных пунктов;

  • группировку материала;

  • знаково-символическое оформление материала в учебную опору.

Свертывание материала в учебную опору упрощает обобщение и систематизацию учебного материала.

Обобщая основные идеи, содержащиеся в психолого-педагогических исследованиях по рассматриваемой проблеме, можно сказать следующее:

- Во всех видах учебных опор на передний план выступает четко продуманная система различных смысловых опор - рисунков, схем, ключевых слов, т.е. пиктограмм и невербальных знаков.

- Одна из основных целей опорных сигналов - помочь ученикам осознать и затем воссоздать содержание учебного материала, опираясь на наглядные образы.

- Опоры как средство наглядности в обучении способствуют более глубокому осмыслению и пониманию изучаемого предмета, запоминанию и длительному сохранению в памяти ученика учебного материала.

- Опоры являются средством развития мышления учащихся, повышают устойчивость внимания и активность восприятия.

- Опоры могут быть иллюстрацией слов учителя, средством постановки задачи, средством решения различных видов задач.

- Учебная опора является одновременно формой, методом и средством, сочетающим в себе наглядное знаково-символическое, схематическое, логическое отображение главного, существенного в изучаемом материале с использованием ассоциаций, цветовой гаммы, на основе деятельностного подхода учителя и ученика к составлению, воспроизведению и применению ее на всех этапах обучения.

Использование цветовой гаммы в учебной опоре позволяет решить вопрос актуализации внимания на главном, существенном, а также позволяет установить структурно-логические взаимосвязи между понятиями, явлениями и их сущностью.

Наглядность, цвет и лаконичность делают опору эффективным средством понимания, осознания и запоминания материала.

Хорошо продуманная графическая схема позволяет разделить сложный вопрос на ряд пунктов, выразить их в условной форме с тем, чтобы сконцентрировать внимание на сути проблем и облегчить усвоение наиболее трудных вопросов.


    1. Современное состояние использования учебных опор в процессе обучения физике в 7-11-х классах.

По В.Ф. Шаталову, использование опорных сигналов в обучении составляет основу технологии интенсификации обучения при помощи схемных и знаковых моделей учебного материала. Основными целевыми ориентирами при этом являются: успешное обучение всех категорий учащихся; формирование прочных знаний, умений и навыков; ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).

Главной заслугой В.Ф. Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей высокую активность всех учащихся на уроке, что «достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся» [15, с.71].

В его системе можно выделить следующие особенности:

1. Четкая, строго определенная организация всего учебного процесса, учебной деятельности учащихся.

2. Изучение учебного материала укрупненными единицами.

3. Использование листов с опорными сигналами.

Я считаю, что систематизация теоретического материала в блоки ещё решает и существующую проблему дробности знаний у школьников. Так, в старших классах каждый ученик  на уроке получает лист с изображением скелета опоры данного блока или изображение ОК на мониторе компьютера (при работе в компьютерном классе) и, изучая новый материал, самостоятельно его продолжает заполнять.  При этом каждый ученик выполняет собственный набор действий (сам изучил, смоделировал, нарисовал, могу воспроизвести письменно и устно, развиваю идею, синтезирую, обобщаю). Представить свой проект ОК ученик может в бумажном или электронном варианте, в виде компьютерной презентации. Разновидности построения ОК обеспечивают ученикам развитие критического мышления (метод дедукции) и предоставляют возможность открытия (метод индукции).

Познакомившись с системой В.Ф. Шаталова, я постаралась взять из нее «рациональное зерно» - опорные конспекты-схемы. Л.М.Фридман справедливо отмечал: «Использование конспектов-схем было весьма положительным в опыте В.Ф. Шаталова. Такой конспект-схема являлся как бы фонарем, который освещал учащимся предстоящий путь изучения всей учебной темы, он создавал у них общее, яркое представление о наиболее существенных элементах содержания этой темы» [14, с. 74].

Для осмысленного использования разобранного слова (тер­мина, понятия) иногда достаточно знания его частичного смысла, воплощенного в наглядном образе. Употребляя это слово, мы, прежде всего, воскрешаем в памяти его наглядный образ, а словесное знание признаков этого понятия лишь приводит образ в состояние готовности. Каждый ученик работает в «своем» темпе. Достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений учащихся, развивается их творческое и критическое мышление.

Именно поэтому эта идея получила широкое распространение среди учителей, да и некоторых преподавателей ВУЗов.

Свое место опорные конспекты находят и в системе развивающего обучения. Так, Криволапова Н.А., соглашаясь с тем, что опорные конспекты используются как средство прочного запоминания материала на основе лаконичных зрительных образов, отражающих основное содержание, считает, что они могут служить и развитию общих и специальных способностей и мышления учащихся. Для этого автор статьи расширяет принципы составления опорных конспектов, разработанные В.Ф. Шаталовым, добавляя следующие:

1. Развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей на основе привлечения учеников к разработке опорных конспектов, осуществляемое в различных формах (в зависимости от уровня подготовленности учащихся, содержания учебного материала, его объема и других обстоятельств), а также включение в ОК заданий творческого характера.

2. Постепенное повышение степени самостоятельности учащихся при разработке опорных конспектов.

3. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.

Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама учебного материала.

Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект (приложение 2).

Внедрение различных технологий обучения не означает, что они заменят традиционную методику предмета. Технологии применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.

При переходе на федеральный государственный стандарт опорные конспекты сохраняют свое место среди приемов работы учителя. Основной задачей ФГОС является формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Общеучебные УУД включают:

  • поиск и выделение необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и вывод вида чтения в зависимости от цели;

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Общеучебные УУД на уроках физики предусматривают:

• формирование умений воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).

Совокупность логических действий представляет собой:

• сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации;

• анализ-выделение элементов, расчленение целого на части;

• синтез-составление целого из частей;

• классификация-отношение предмета к группе на основе заданного признака;

• обобщение-генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• доказательство-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

• установление аналогий.

С целью реализации познавательных универсальных учебных действий можно использовать опорные конспекты (ОК), структурно-логические схемы.

В заключение отмечу, что в работе большинства учителей, знакомых с системой В.Ф. Шаталова и использующих ее, опора является знаково-символической схемой, в которой закодировано основное содержание, подлежащего усвоению материала. Она значительно облегчает запоминание и усвоение учебного материала, является средством развития алгоритмических способов мышления. Также опора используется как один из методов формирования универсальных учебных действий.























Глава II. Организация деятельности учащихся на уроке физики в 7-11-х классах при использовании опорных конспектов


В педагогической теории и практике школы учебно-воспитательный процесс рассматривается как двусторонний, сочетающий обучающую деятельность учителя и активную учебную деятельность учащихся, что соответствует идее развивающего обучения. Основными задачами развивающего обучения являются: усвоение основного содержания учебного материала, развитие творческого мышления учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать знания на основе овладения рациональными приемами познавательной деятельности.

С моей точки зрения, система опорных конспектов должна строиться так, чтобы она помогала решать все основные задачи развивающего обучения. Опорные конспекты используются как средство прочного запоминания материала на основе лаконичных зрительных образов, отражающих основное содержание учебного материала, то есть являются средством усвоения, а при составлении ОК по изучаемому материалу становятся еще и средством освоения.

Привлекая учащихся к работе над составлением ОК, я использую следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • частично-поисковый,

  • исследовательский,

отдавая предпочтение таким методам обучения, которые максимально способствуют решению задач развивающего обучения.

Весьма эффективным средством развития логического, а также творческого мышления является использование опорных конспектов, включающих нестандартные упражнения, обеспечивающие неформальное усвоение знаний и привлечение учащихся к разработке опорных конспектов.

При работе с опорными конспектами очень важным условием общего успеха является многократное обращение к ним и словесное изложение учащимися содержащегося в них материала. Это способствует развитию речи и со временем позволяет учащимся свободно овладеть физической терминологией, логически последовательно и четко выражать свои мысли. А, как известно, «кто хорошо говорит, тот и хорошо мыслит».

Опорные конспекты в моей педагогической деятельности успешно и эффективно используются при изучении нового материала, его первичном повторении и закреплении, при решении задач, а также на уроках повторения и обобщения отдельных блоков знаний.


    1. Опорные конспекты при изучении нового материала

При изучении нового материала я использую составление опорного конспекта на основе фронтального эксперимента учащихся и эвристической беседы. Моя задача в этом случае - организовать и направить процесс познания учащихся. В результате данной работы, как результат их совместной деятельности, опорный конспект появляется на доске.

Вопросы и задания записываются на доске так, чтобы против каждого мог быть записан и зарисован соответствующий фрагмент ОК. Это позволяет максимально реализовать принцип наглядности. Вопросы построены так, чтобы ответы на них отражали основное содержание темы в ОК в логической последовательности. ОК записывается в тетради учащихся и учителем на доске поэтапно, по мере ответов на вопросы и выполнения учащимися соответствующих опытов. Я заметила, что опорные конспекты и особенно совместное конструирование их с учащимися, способствуют выработке у них навыков обобщения и логического мышления, знания становятся более осмысленными, прочными. Например, урок в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи» (приложение 1).

Я считаю, что достоинством данного методического приема является то, что учащимся не только сообщается определенная сумма знаний, но у них формируются рациональные способы умственной деятельности: умение проводить анализ, устанавливать причинно-следственные связи между физическими величинами, делать умозаключения, обобщения.

Так, в параллели 8 классов был выбран контрольный класс, в котором большинство учащихся регулярно посещали уроки и не имели большого количества тренировок, и экспериментальный, спортивный. В контрольном классе изложение учебного материала проводилось по традиционной методике.

Выяснилось, что в экспериментальных классах результаты самостоятельной работы по теме «Закон Ома для участка цепи» за три года выше, чем в контрольных, обучающихся по традиционной методике.


Учебный год

Класс

Выполняемость

Качество знаний

2010-2011

Традиционный

97%

38%

Спортивный

100%

45%

2011-2012

Традиционный

96%

39%

Спортивный

99%

51%

2012-2013

Традиционный

95%

49%

Спортивный

100%

69%


При изучении некоторых тем я использую ОК в виде компьютерной презентации с возможностью гиперссылок. Это позволяет расширять границы представляемого материала с сохранением минимума для усвоения. Пример такого конспекта для 7 класса по теме «Что изучает физика» представлен в приложении 2.

Составление опорного конспекта на основе самостоятельной работы с учебными пособиями и дополнительное литературой помогает привлечь учащихся к осмысленной творческой работе.

Форма организации деятельности учащихся при этом может быть различной: индивидуальной, групповой, коллективной.

Основными целями и задачами таких уроков является обучение учащихся самостоятельной работе с литературными источниками, умению выделять в них главное; составлять развернутый, логически последовательный план прочитанного.

В организации деятельности учащихся на уроках такого типа можно выделить следующие этапы:

1. Ознакомление с материалом учебного блока - логически цельной частью учебного материала. Это может быть, в зависимости от цели: параграф, фрагмент параграфа, несколько параграфов (если это обобщение и повторение учебного материала), научная статья и т.д. Работа может выполняться индивидуально и в творческих группах по 4-5 человек, желательно с сильным лидером. Ученики проверяют друг друга по вопросам взаимоконтроля, а учитель затем контролирует уровень освоения материала.

2. Выделение в учебном блоке основных структурных элементов содержания учебного материала, определение причинно-следственных связей и логических цепочек, связывающих отдельные элементы.

3. Составление плана к данному блоку или составление рассказа по обобщенному плану. Групповые обсуждения предложенных планов и выработка окончательного варианта плана с учетом мнения всех членов группы. Коллективное обсуждение подготовленных группой вариантов и разработка окончательного варианта.

4. Рассказ по ОК изученного материала учащимися после того, как работа по составлению конспекта уже закончена, с целью закрепления.

Я пришла к выводу, что при изучении отдельных тем, можно использовать составление опорных конспектов на основе самостоятельной работы с учебником.

Практически весь материал прикладного характера (технические применения физики, объяснения природных и других явлений, исторические сведения) вполне доступен для самостоятельного изучения его учащимися и составления ОК. Но и многие вопросы теоретического характера, как показывает практика, могут быть изучены учениками, в основном, самостоятельно, если для этого у них имеется теоретическая база, материал не слишком сложный, и учащиеся уже владеют основными умениями и навыками работы с учебником. Так, например, в 8 классе на основе имеющихся представлений о строении вещества, понятий о кинетической и потенциальной энергии (и некоторых других) ученики могут самостоятельно изучить большинство вопросов, рассматриваемых в таких больших темах, как «Тепловые явления» и «Изменения агрегатных состояний вещества».

Если предлагается небольшой объем учебного материала, то составление опорного конспекта может быть осуществлено на основе индивидуальной самостоятельной работы с учебником, с последующим коллективным обсуждением предложенных вариантов и их доработкой. Для того чтобы облегчить ученикам работу, начало ее можно провести под руководством учителя (приложение 4).


2.2. Опорный конспект при первичном закреплении знаний

При первичном закреплении знания я применяю опорные конспекты с пропусками, которые необходимо заполнить.

В приложении 5 представлен фрагмент ОК, который учащиеся дополняют на уроке и дома после прочтения материала учебника или дополнительной литературы.

В этом случае информация учебника расширяет уже полученные сведения, конкретизирует их, дополняет информацией, оставшейся вне опорного конспекта; этот вариант наиболее эффективен при необходимости усвоить материал в кратчайшие сроки.

2.3. Опорные конспекты при систематизации знаний

Листы с опорными сигналами могут достаточно эффективно применяться для систематизации и обобщения материала. Так на уроке обобщения в 7 классе по теме «Механическая работа. Энергия» учащиеся самостоятельно составляют ОК в виде граф-схем данного раздела, устанавливая связи между изученными величинами (приложение 6).

В уроке систематизации знаний в 9 классе по теме «Взаимодействие тел. Силы» в ходе частично-поисковой деятельности ОК составляется в виде структурно-логической схемы, в которой отражаются причинно-следственные связи между физическими понятиями.

Тем самым учу ребят видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, учу умению базировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Всё это позволяет систематизировать знания, учит обучающихся выделять основное, а моя задача лишь направлять их мысли. Схема «рождающаяся» на глазах, воспринимается ими, как результат собственного труда, лучше запоминается и в дальнейшем используется как справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. Такие схемы помогают освоить основной материал. Слабоуспевающие обучающиеся вначале используют схему, как опору. С ее помощью можно воспроизвести материал, ответить на вопросы учителя, учитывая логические связи и зависимости по стрелкам, вписать в нее информацию, воспроизвести схему (ОК) по памяти, выписать обозначения всех физических величин, встречающихся на схеме (ОК) и их единицы. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, повышается активность обучающихся, растет интерес к предмету.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Целенаправленная работа по составлению ОК на различных типах уроков позволяет разгрузить содержание урока, дает возможность многократного повторения, позволяет сформировать у школьников умение:

  • объяснять физические явления;

  • применять полученные знания при решении качественных и количественных задач.

Таким образом, я считаю, что использование ОК при изучении физики:

  • дает возможность повысить качество усвоения излагаемого материала посредством сужения информации;

  • включает учащихся в продуктивную деятельность;

  • экономит достаточное количество времени на различных этапах урока.

Основным достоинством такого средства обучения является то, что учитель перестаёт быть транслятором знаний для учеников. В свою очередь, у учащихся появляется возможность не просто заучивать учебный материал, а понимать логику его изложения, чтобы осознанно применять па практике.

Использование опорных конспектов на уроках даёт результативность в работе, а это:

  • взаимная психологическая удовлетворенность образовательным процессом;

  • умение учащихся самостоятельно добывать знания;

  • умение сконцентрировать внимание на основных вопросах;

  • результаты итоговой аттестации выпускников.

Так в:

2011 г. 78% выпускников 9 классов, сдававших физику по билетам, получили оценки "4" и "5";

2012 г. 100% выпускников 9 класса получили оценку "4" и "5".

Изучив проблему использования опорных конспектов, я выступила на педагогическом совете школы (4.02.10, тема «Личностно-ориентированное обучение как средство развития личности»), чем заинтересовала некоторых педагогов. Транслировала свой опыт на методическом объединении района (28.09.11, тема заседания «Из опыта работы учителей Кировского района»). Давала открытые уроки: 11.03.10 по теме «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы» в 9 классе (город), 24.10.11 по теме «Первый закон Ньютона» в 10 классе (район).

Отмечая положительный эффект использования ОК на уроках физики, ставлю перед собой задачу перевести ОК с уровня освоения знаний на уровень формирования УУД.





Список литературы


Анцупова, М.Д. Урок систематизации знаний [Текст] / М.Д. Анцупова // Физика в школе.- 2009.- №2.- С.34-38.

Болотова, В.С. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики. - http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html.

Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]/В.В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1986. – 239 с.

Дубик, М.А. Опорный конспект как средство освоения содержания учебного текста по курсу физики основной школы [Текст] / М.А. Дубик: дисс. канд. пед. наук. – Челябинск, 2004. – 168 с.

Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. - М.: Педагогика, 1990. – 418 с.

Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А. Коменский // Избранные сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - 182 с.

Криволапова, Н. А. Опорные конспекты по физике в системе развивающего обучения [Текст] / Н.А. Криволапова: дисс. канд. пед. наук. - Курган, 1999. – 168 с.

Куперштейн, Ю.С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7, 8 классы [Текст] / Ю.С. Куперштейн. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 144 с.

Марон, Е.А. Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс" [Текст] / Е.А. Марон. - Виктория плюс, 2008. – 96 с.

Пигалицын, Л.В. Всероссийский съезд учителей физики в МГУ-2011 // Физика в школе. - 2011. - № 16. - С. 49-52.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 454 с.

Рубинштейн, С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории [Текст]/С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - С.220.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение. - 2010. – 159с.

Фридман, Л.М. Новый аспект педагогического мышления: главная цель - воспитание учащихся в процессе обучения [Текст] / Л.М. Фридман // Физика в школе. - 1989. - №3.- С.42-45.

Шаталов, В.Ф. Точка опоры: Из опыта работы школ г. Донецка [Текст] / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1987. – 159 с.

Шаталов, в.ф. Физика на всю жизнь [Текст] / В.Ф. Шаталов. – М, 2003. -52 с.

Шаталов, в.ф. Физика чести [Текст] / В.Ф. Шаталов. – М, 2005. - 76 с.

Шимко, Е.А. Электродинамика в структурно-логических схемах [Текст] / Е.А. Шимко. - Барнаул: БГПУ. - 2004. – 58 с.

Приложение 1

урок по теме «Закон ома для участка цепи» 8 класс

Тема урока «Закон Ома для участка цепи»

Тип урока – комбинированный.

Цель: освоение знаний о законе Ома для участка цепи.

Задачи:

  • образовательные:

      • проконтролировать степень освоения знаний смысла физических понятий сила тока, напряжение, сопротивление;

      • обеспечить овладение умениями устанавливать причинно-следственные связи между силой тока, напряжением и сопротивлением; применять закон для анализа процессов на качественном и количественном уровнях;

      • продолжить формирование умения представлять результаты измерений с помощью таблицы и графика; описывать и объяснять результаты эксперимента;

      • продолжить работу по формированию умения структурировать полученные знания; записывать логико-смысловые модели в виде опорных конспектов.

  • воспитательные:

  • показать значение опытных фактов и эксперимента при изучении закона Ома;

  • воспитывать целеустремленность, убежденность в возможности познания природы; уважение к творцам науки и техники;

  • развивающие:

  • формирование самостоятельности в приобретении новых знаний при выполнении экспериментальных исследований; умений сравнивать, делать выводы;

  • работать над развитием монологической речи.

Оборудование:

  • для учителя: раздаточный материал, компьютер, проектор, источник тока, ключ, лампочка, реостат, соединительные провода.

  • для учащихся: амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, резистор, реостат, соединительные провода.



Развернутый план урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, как выглядит наша планета? (Голубая)

- Да, но это освещенная солнцем дневная сторона планеты? А как она выглядит ночью? (Фото из космоса ночной Земли). Земля сверкает как новогодняя елка. Что этому причина? (Огромное количество осветительных приборов, используемых человеком)

- И все эти приборы являются элементами электрической цепи. Значит, наша Земля окутана электрическими проводами, как паутиной, и знать законы их нам необходимо.

- Тема нашего сегодняшнего урока:

(Закон Ома)


  1. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.

-А какие величины характеризуют электрические цепи? (Сила тока, напряжение, сопротивление).

- Что такое сила тока? Напряжение? Сопротивление?

- Проверьте себя на знание этих величин.

I часть. Выберите, согласно своему варианту, обозначение, единицу измерение, формулу и прибор для измерения одной из величин.

I вариант – сила тока;

II вариант – напряжение;

III вариант – сопротивление.

А

калориметр

Q

F

В

амперметр

R

динамометр

I

Ом

вольтметр

Дж

Н

U

омметр


II часть. Заполните строку таблицы, решив задачу.

I вариант

I = ?

q = 300 Кл

t = 10 мин

II вариант

U = ?

A = 100 00Дж

q = 5 Кл

III вариант

R = ?

l = 100 м,

ρ=0,017

S = 2мм2

Оцените себя:

5 баллов - оценка «5»;

4 балла – оценка «4»;

3 балла – оценка «3».

  1. Изучение нового материала.

Целеполагание и планирование

-Существует ли зависимость между величинами, характеризующими электрическую цепь? (Вероятно, да)

-Как это можно установить, проверить? (Собрать электрическую цепь и произвести измерения)

-Какие зависимости и каким образом будем исследовать?

-Запишем это в качестве вопросов-заданий к нашему сегодняшнему ОК и эксперименту. Как будем представлять результаты эксперимента. (Таблицей и графиком)

Выполнение эксперимента

1. -Работаем поэтапно. Первую зависимость проверите самостоятельно. У вас на столе стоят приборы для эксперимента.

-Какая электрическая цепь поможет исследовать зависимость силы тока от напряжения? Начертите ее в ОК справа от линии. Для чего используем в этой схеме реостат? (изменяем силу тока в цепи и следим за изменением напряжения)

-Приступайте к сборке цепи и выполнению работы.

Работу выполняйте аккуратно, следите за полярностью измерительных приборов. Соблюдайте правила по технике безопасности.

Анализ результатов

-Итак, какой график получился у первой группы? Какова зависимость наблюдается для силы тока и напряжения? (прямая зависимость)

Выполняются записи в ОК на доске и в тетрадях.

2. Вторую зависимость проведем следующим образом. Соберем цепь из источника тока, лампочки, реостата и ключа.

-Переместим ползунок реостата. Что наблюдаем?

(Увеличение/уменьшение яркости свечения лампы,

т.е. увеличение/уменьшение силы тока)

-Как это объяснить? Что изменяем и как, переме-

щая ползунок реостата? (изменяем длину проводни-

ка, а, следовательно, изменяем и сопротивление. При перемещении ползунка вправо длина проводника уменьшается, уменьшается и сопротивление. Наблюдаем увеличение яркости, а, значит, увеличение силы тока).

-Что же можно сказать о связи силы тока и сопротивления? (С уменьшением сопротивления сила тока увеличивается, т.е. сила тока обратно пропорциональна сопротивлению)

Запишем в опорный конспект (рис.2).

3.-К аналогичным выводам в ходе экспериментов в 1827 году пришел английский ученый Георг Ом. Объединив их в математической формуле, он сформулировал один из важнейших законов электротехники, получивший впоследствии его имя. «Ом вырвал у природы так долго скрываемую тайну и передал ее в руки современников». Ему было 38 лет.

-Сформулируйте закон Ома. Найдите его формулировку и математическую запись в учебнике. Сделайте записи в тетради в ОК.

-Как найти напряжение (сопротивление), пользуясь законом Ома? (запись в ОК)


Запись ОК на доске и в тетради учащихся































  1. Первичное закрепление.

Решим устно задачи.

*Как изменится сила тока в лампе при уменьшении сопротивление в 3 раза?

*Чему равно напряжение на участке цепи при силе тока в 2А? 4А?

*При напряжении 5 В сила тока равна 1 А. Чему будет равна сила тока при уменьшении напряжения до 2,5 В?

Решим экспериментальные задачи.

Типовые:

  • Проверить опытным путем, совпадают ли величина сопротивления с указанным на резисторе.

  • Что изменилось в участке цепи, если включенный параллельно вольтметр показывает уменьшение напряжения?

Творческие (внесение их в опорный конспект без решения):

  • Предложите способ определения длины проволоки в мотке не разматывая его.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-Давайте подведем итог нашего урока.

- Между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?

- В какой формуле выражена эта взаимозависимость?

-Какие задания вам показались наиболее интересными? Трудными? Важными?

  1. Домашнее задание.

§§ 42,44, упр., творческое задание: Какими способами можно определить напряжение в городской сети, имея в своем распоряжении любые приборы, кроме вольтметра?






















Приложение 2

опорный конспект в компьютерной презентации 7 класс















Приложение 3

Опорный конспект к уроку по теме «электрическое напряжение» 8 класс






















Приложение 4

Фрагмент урока по теме «теплопередача и ее применение» 8 класс


Урок по теме «Теплопередача и ее применение» был проведен следующим образом:

а) ученикам предлагалось внимательно прочитать содержание параграфа (параграф разделен на отдельные, законченные по смыслу части) и в каждой части выделить основные положения.

б) затем под руководством учителя осуществляется анализ I части параграфа «Ветры», В ней выделялись ключевые фразы в тексте, и совместно с учителем идет составление конспекта. Вот как выглядела эта часть ОК.


Ветры - конвекционные потоки.

Причина - различная t0 поверхности отдельных участков Земли.

Рис. 5

в) работу над составлением ОК по остальным 3 пунктам учащимся предлагается выполнить самостоятельно.

г) в конце урока собираются тетради, просматриваются ОК и выбираются наиболее удачные из них.

д) следующий урок начинался с анализа этих конспектов и коллективного составления итогового ОК. Из разных ОК выбирались наиболее удачные фрагменты и составлялся итоговый ОК



















Приложение 5

опроный конспект при первичном закреплении знаний «Что изучает физика» 7 класс















Приложение 6

опорный конспект при систематизации знаний

«работа. мощность. энергия» 7 класс













































ё



Приложение 7

урок обобщения и систематизации знаний по теме «взаимодействие тел. сила» 9 класс

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме "Взаимодействие тел. Сила"

Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме “Взаимодействие тел. Сила”.

Задачи:

  • образовательные:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • познакомить с возможностью классификации сил.

  • воспитательные:

  • формировать интерес учащихся к изучению физики;

  • воспитывать волю и настойчивость в достижении конкретных результатов, культуру общения.

  • развивающие:

  • формировать умение применять ранее полученные знания;

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, исследовательские умения, навыки самоконтроля.

Оборудование:

  • карточки с названием сил, взаимодействий

  • рабочие таблицы

  • карточки с текстами

Развернутый план урока

  1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке вы должны познакомиться с типами взаимодействий, которые существуют в природе.

Эпиграф: Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
                                                                                    О. де Бальзак

Учитель. Нашим первым вопросительным знаком будет тема урока, которая зашифрована в виде ребуса. Для знакомства с темой урока и для постановки целей урока давайте отгадаем ребусы:



Учитель. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Обобщение и систематизация знаний по теме “…”».

Ученики. Взаимодействие тел. Сила.

Учитель. Молодцы. Сегодня на уроке мы с вами будем повторять и закреплять материал по теме “Взаимодействие тел. Сила”. Кроме того, мы должны учиться работать в парах, уметь слушать и говорить правильно, уважать друг друга, быть внимательными. Пожелаем друг другу удачи и начнем урок.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Давайте вспомним, что нам уже известно о силе.

  • Что такое сила? (Причина ускорения тела и мера взаимодействия тел)

  • От чего зависит результат действия силы? (От модуля силы, точки ее приложения и направления)

  • Как можно измерить силу? (С помощью динамометра)

  • Какие силы вы знаете?

Ученики перечисляют известные им силы, а я закрепляю на доске по очереди карточки с названиями сил.

Учитель Прошу объединить сходные силы в группы.

Ученики предлагают различные варианты классификаций сил. Объясняют причину такой классификации.

Учитель. Вы попробовали сделать классификацию физических сил.

  • Легко ли это было?

  • Пришли ли вы к единому мнению? Почему?

  • Кто прав?

  • Выдвигаем гипотезу: «Какое основание для классификации сил является наиболее существенным?» (запись на доске)

  • Для включения вашей интуиции и мышления в процесс обучения предлагаю вам сформулировать свои гипотезы, записать их на доске.

  • Ребята, вы видите, что однозначного ответа на поставленный вопрос мы не смогли дать, поэтому требуется провести дополнительное исследование.

  1. Работа в группах. Исследование.

Учитель. Исследование проведем по группам. Делимся на группы по 6 человек. На столе у каждой группы лежит текст, работая с которым вы заполните таблицу и подготовите выступление.

Таблица 1


Номер группы


Название силы

Название текста

Краткое описание силы


Природа силы

точка приложения

направление

формула








Ваш вывод о природе изученных сил


  1. Обмен информацией.

Учитель. Заслушаем отчеты групп и выводы по нашей проблеме.

Что общего прозвучало в выводах групп?

Что же разумнее всего положить в основу классификации сил?

Ученики. Природу сил. (Тип взаимодействия).

Учитель. Попробуем отразить это в виде схем. Выполняем построения на доске и в тетрадях.






Электромагнитные взаимодействия

Гравитационные взаимодействия

Сильные взаимодействия




Сила

всемирного тяготения

Силы межмолекулярного взаимодействия

Ядерные

силы

Слабые взаимодействия






Обеспечивают

Сила тяжести

Сила трения

Сила упругости



Превращения элементарных частиц

Связь между нуклонами в ядре




Вес




Учитель. Прошу дать ответ на главный вопрос: «Какой признак лежит в основе научного объединения сил в группы?»

Ученики. Природа физической силы – важнейшее основание научной классификации сил. (этот вывод записывается в тетрадь)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Выясним, что мы узнали на уроке. Обратимся к нашим гипотезам, сформулированным в начале урока. Смотрим, какие из них удалось подтвердить, какие оказались ошибочными.


  1. Закрепление информации. Домашнее задание.

Определите природу архимедовой силы и ее место в классификационной схеме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей