Просмотр содержимого документа
«Работа над формированием звукобуквенного анализа у детей»
Работа над формированием звукобуквенного анализа у детей
- Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза 1. Придумать слова на заданный звук . Например «З»- замок, зуб, зубры…
2. Модифицированный прием игры «Города» , когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего. Например «Лет о - о се нь - н еб о - о блак а - а рбу з …».
- 3. Усложненный вариант предыдущего задания. В слове должен быть обязательно заданный звук. Например «Б»- б атон- не б о- о б лака- а б ажур… 4. «Заданные параметры». Нужно подобрать слово, которое не только начинается, но и заканчивается на заданный звук. «К__А» Каша, кошка, калитка, кружка, крупа, калоша… Если ребенок затрудняется в подборе слов, то можно дать подсказку: « Так называют одним словом рис, гречку, пшено…». « Крупа».
- 5. « Назови лишнее слово». Логопед произносит одно и тоже слово несколько раз, но между ними вставляет созвучное им слово. Например: Гора, гора, гора, кора, гора. (Нора, пора). Коса, коса, роса, коса, коса. (Коза). Голос, голос, голос, волос, голос. (Колос). 6.Вставить в слова пропущенные гласные буквы. …збук…, …стр…, з…п…х, п…л…тк… . «А» …к…л…, …кн…, …стр…в, л…жка. «О». …гла, в…лка, л…цо, л…па. «И». М…шь, м…ло, кам…ш, пол…нь. «Ы».
к
к
к
к
к
- 7. Сквозная буква». Металлический стержень, которым открывают замок. Комната для занятий в школе. Стальные полозья для катания по льду. Овощ, похожий на огурец. Письменная принадлежность
- 8. « Замена». На доске записаны слова: дом, воз, нос, вол, сок, сом и др. Учащиеся должны заменить в этих словах гласную или согласную так, чтобы получилось новое слово
9.« Слово рассыпалось». Из букв, написанных на каждой строчке, нужно составить слова. О,Н,К,О. А,Р,У,К. И,Р,А,Г. К,А,Л,О,Ж. Ш,А,М,И,А,Н. А,Н,К,И,Г.
- 10. «Считаем» Н азывать слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: «Дым, луг – вторая буква». Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
- 11. «Чем различаются слова?» лук — лак, рис — лис, раб — рад, кот — кт, рад — ряд, мол — моль, душ — туш.
- 12. Назови, какой звук первый/последний в слове луч, сила, диван…
- 13 . Назови все звуки по порядку в слове небо, туча, крыша…
- Упражнение «Найди букву». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
- Упражнение «Найди букву». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза
- Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.
- Раскрась квадраты в соответствии со значками: — красный, — синий, — зелёный. Соедини каждую букву в слове с правильной характеристикой звука.
- Чего больше? Чего больше — гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.
- Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.
- Напиши букву С
- (в клетке с точкой),
- потом — О, в конце—К.
- Напиши букву О (в клетке с точкой),
- перед ней — С, после неё — М.
- Напиши букву Р (в клетке с точкой),
- перед ней — О, перед О — Б.
- В слове 4 буквы. Первая — О,
- последняя — А, перед А — Ц, после О — В.
На каждом кубике — буквы одного слова, на каждой грани кубика — одна буква. Напиши в клетках внизу те буквы, которые не видны.
- Составь из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.
В названии каких предметов встречается данная буква.
Послушай (прочитай) стихотворение и запомни (подчеркни) все слова со звуком Р
- Радуга.
- Радостная радуга разная-разная -
- Синяя, зеленая, голубая, красная...
- Разноцветной радуге в небе очень весело!
- Радуемся радуге и поем ей песенку:
- Радуга-дуга распрекрасная
- После дождика в небе светится,
- Ярких семь полосочек радуги
- Разноцветные, разноцветные!
- Радуга-дуга всех обрадует,
- Птички песенку радуге споют,
- Дети залюбуются радугой,
- Семь полосочек радость принесут!
Большое спасибо за внимание!