Работа с текстом на уроках чтения
с детьми с нарушениями слуха разной степени.
На уроках литературного чтения у детей с нарушением слуха работа с текстом, занимает центральное место и предполагает поэтапное выполнение целого комплекса упражнений, которые от класса к классу усложняются как по форме, так и по содержанию. Однако алгоритм работы с текстом всегда остается неизменным. В целом он состоит из 5 этапов. В работе с учащимися 1-2 класса реализуются, как правило, только три этапа. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка (состояния слуховой функции, особенностей внимания, памяти, восприятия, развития речи и т.д.). К 5 классу школьники осваивают весь алгоритм работы с текстом.
Первый этап. Восприятие текста школьниками с кохлеарными имплантами на рабочем расстоянии. Цель этой работы – выяснение понимания текста при восприятии его целостно. Прослушав текст, ученики кратко передают его содержание. Если дети не справляется с заданием, текст предъявляется повторно.
Второй этап. Восприятие и воспроизведение текста по фразам. На этом этапе ставится цель – развитие качественного слухового восприятия, воспитание тонких слуховых дифференцировок, уточнение и расширение словаря, развитие памяти и внимания. Воспитатель читает текст по фразам, дети воспринимают ее и воспроизводят.
Школьники, владеющие связной речью, даже при неполном восприятии фразы на слух восстанавливают ее, используя логику, догадку и контекст. Дети, имеющие более низкий уровень речевого развития, не в состоянии выполнить эту задачу, поэтому проводится кропотливая работа по обучению восприятию слова (словосочетания, фразы). Слово, не воспринятое ребенком, дается в начальной форме или в словосочетании, которое облегчит его восприятие на слух.
Например, во фразе «Кировский парк – одно из самых красивых мест нашего города» (занятие «Прогулка по Сыктывкару») школьница не воспринимала слово «мест» даже после многократного повторения. Чтобы облегчить ребенку процесс восприятия, была предложена к восприятию на слух следующую цепочку слов и словосочетаний:
место – красивое место – красивые места – одно из самых красивых мест.
Такая работа достигла цели, и в заключение фраза произносится еще раз. Этому же способствовало и уменьшение рабочего расстояния слухового восприятия.
Другим не менее важным упражнением в работе над фразой является развитие слуховых дифференцировок. Этот вид работы проводится при замене слова другим, акустически близким данному. Например, во фразе «Чуковский был известным литератором» (занятие «В гостях у Мойдодыра») слово «литератором» заменяется некоторыми детьми на слово «императором». При такой замене требуется работа по слуховой дифференциации, когда каждое слово дается слухо-зрительно, а потом в паре в определенной последовательности на слух:
-
император (несколько раз);
-
литератор (несколько раз);
-
император – литератор, литератор – император;
-
император, литератор, литератор, император и т.п.
Когда дети начинают дифференцировать эти слова, слово «литератором» включается во фразу.
Третий этап. Работа над осмыслением содержания текста. На данном этапе воспитатель читает текст повторно, ученики воспринимают его целостно. Затем воспитатель выясняет у детей понимание содержания текста, основных событий, причинно-следственных связей между событиями и отношений между персонажами с помощью выполнения следующих упражнений:
-
ответы на вопросы по тексту,
-
выборочное восприятие,
-
выборочный пересказ,
-
словесное рисование,
-
деление текста на части и подбор заглавия к ним,
-
составление плана текста,
-
его озаглавливание.
Выполнение этих упражнений связано с уровнем развития связной речи ребенка и его мыслительной деятельности. Задания помогают преодолевать трудности в восприятии текста. В качестве примера можно привести работу с текстом «На горке» Н.Носова:
Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. К обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали обедать.
А Котька Чижов горку не строил. Он сидел дома да смотрел в окно. А когда ребята ушли, он выскочил во двор и полез на горку.
Раз десять он падал. Никак взобраться не мог. Стал он из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет. Взобрался на самый верх. Хотел он скатиться с горки, а коньки не едут по песку. Слез он с горки на четвереньках. Тут прибежали ребята.
Выборочное восприятие: предлагаем детям послушать отрывок из текста и пересказать его.
Выборочный пересказ: детям предъявляется весь текст целиком, и просим пересказать то, что делали ребята, или только то, что делал Котька.
Ответы на вопросы причинно-следственного характера:
-
Как ты думаешь, какая получилась горка?
-
Почему Котька стал посыпать горку песком?
-
Мальчик смог прокатиться с горки?
-
Почему у мальчика не получилось скатиться с горы? и т.д.
Словесное рисование: Нарисуйте словесную картинку к отрывку: «Стал он из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет. Взобрался на самый верх». Представьте себе, что мы создаем диафильм. Какие кадры к этому отрывку вы можете нарисовать?
1 кадр: Горка. Справа стоит ящик. Мальчик берет песок из ящика.
2 кадр: Горка. Котька с песком подошел к горке.
3 кадр: Горка. Мальчик поднялся до середины горки. Он посыпает ее песком.
4 кадр: Горка. Котька добрался до самого верха. Он стоит на площадке. Вся горка посыпана песком.
Подбор заглавия к частям текста. Предлагаем подобрать название к отрывку: «Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. К обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали обедать». Примерные варианты заглавий: Ребята построили горку. Горка готова. Горка. Далее работа строится в виде ответов на вопросы.
Развивают воображение следующие задания:
Послушайте и повторите последнее предложение («Тут прибежали ребята»). Как вы думаете, что ребята сказали Котьке? Подумайте и скажите, что было потом.
Вопросы типа «Понравился ли тебе рассказ и почему?» развивают умение учащихся высказывать собственное суждение.
В конце занятия обязательно предлагаем детям подобрать название к тексту и сравниваем его с авторским заголовком (если есть).
Четвертый этап. Работа над выразительностью речи. Работая над словом, словосочетанием и предложением текста, воспитатель уделяет внимание словесному ударению, орфоэпии, слитности, паузе, темпу речи, логическому ударению и интонации. Речевой материал текста дает возможность совершенствовать произносительные навыки учащихся и сделать их речь более внятной и выразительной.
Особенно ценны для этой работы тексты с диалогами и стихотворные тексты. Основной вид работы на этом этапе пересказ.
Пятый этап. Работа по расширению и углублению темы текста на другом материале. Содержание некоторых текстов дает хорошую возможность расширить представление детей по этой теме, но на другом материале. Например, работа со сказкой К.И.Чуковского «Мойдодыр» может быть продолжена во время воспитательной беседы о здоровом образе жизни, а также в бытовом обиходном общении с детьми.