Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Жанаева Т.З., учитель истории и обществознания
Актуальность
В настоящее время приоритетным направлением работы педагога является выявление способностей учащихся. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:
- ускорением динамики жизни;
- увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека;
- множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.
Цель работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.
Задачи:
1. Сформировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, обучить анализу материала и оформлению сообщения, доклада, реферата.
2. Развить умение выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы.
3. Обосновать эмоционально-ценностное отношение школьников к процессу изучения истории и обществознания, потребности в творческой самореализации, самообразовании, саморазвитии.
Ожидаемые результаты
Выявление и отбор одаренных и мотивированных детей
- методика самооценки «Как я вижу себя»
- методика выявления одаренности детей А. де Хана и Г. Кафа
- методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева)
Алгоритм работы с высокомотивированными и одаренными учениками:
- Разработка положения о банке данных «Одаренные дети»
- Проведение индивидуальной оценки творческих возможностей и способностей;
- Анализ успешности ученика, какие результаты работы он показывает;
- Выявление интересов, предпочтений и особенностей каждого ученика, используя схему и таблицу «Виды одаренности и компетенции»;
- Создание условий для самореализации одаренных детей
- Работа по плану. По ходу работы коррекция плана с учетом потребностей учеников.
- Контроль участия талантливых школьников в конкурсах и соревнованиях различного уровня.
- Организация системы поощрения высокомотивированных и одаренных школьников.
Виды одаренности
Компетенция ученика
Интеллектуальная
Учебно-познавательная
Лидерская
Социальная
Творческая
Креативная
Спортивная
Личностное самосовершенствование
Формы выявления одаренных детей по видам одаренности
Вид одаренности
Интеллектуальная
1
Всероссийские, вузовские, научно-практические конференции
Лидерская
2
3
Творческая
Ученическое самоуправление
Интеллектуальные игры, конкурсы, участие в олимпиадах
Выставки
Телекоммуникационные проекты
Спортивная
Социально значимые акции, социальные проекты
Детские и молодежные объединения
Секции
Смотры, конкурсы, фестивали
Кружки, студии
Спартакиады школьников
Спортивные соревнования
Работа с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию
Содержание
Планируемый результат
Исследовать учебные потребности мотивированных учащихся
Получить оперативную информацию
Сроки
Выявить потребности мотивированных учащихся для развития творческих возможностей
Ответственный
Октябрь, январь
Запланировать систему внеурочной деятельности, дополнительного образования
Заместитель директора по УВР
Май - июнь
Заместитель директора по УВР
Банк данных одаренных и высокомотивированных обучающихся
№
Ф. И. О. учащегося
1
Возраст класс
Вид одаренности (по результатам диагностик)
2
Дугарцыренов Арсалан Будаевич
Власенко Дарья Алексеевна
11лет,
5 класс
Краткое описание достижений/уровень мероприятий
Муниципальный
Интеллектуальная, творческая
14 лет, 8 класс
Региональный
Интеллектуальная, творческая, спортивная
2 место в НПК «Я - исследователь»
Всероссийский
1 место в Республиканском творческом конкурсе «Мама милая, родная ты, моя!»
Ф. И. О. педагога, подготовившего учащегося
1 место в «НПК» Шаг в будущее
2 место в НПК «Шаг в будущее»
Жанаева Т.З. учитель истории и обществознания
Жанаева Т.З. учитель истории и обществознания