Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),
творческой попытаюсь отразить в таблице. Речь пойдет о двух основных моментах:
выявление и развитие.
1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое
наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся
2- развитие способностей: проведение факультативных курсов «Мир логики»,
«Занимательная математика с элементами логики», «Занимательные игры с Кубиком
Рубика» и др . Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня,
участие в научно-практических конференциях. Проведение мероприятий в школе с приглашением учащихся других школ. Включение в учебный процесс решения
задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала,
углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы,
формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов
решения различных задач повышенной сложности.
Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности | Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности |
Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности (работ учащихся); - диагностика познавательных интересов Богданова Т.Т («Диагностика познавательной сферы ребенка»); - использую методику Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации школьников - учета желаний родителей; - наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности; - Использую методику «Репка», которая позволяет определить изменения, происходящие в личности учащегося | Работа по развитию способностей выстраивается с помощью: - применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных способностей детей и созданием условий в активную познавательную деятельность учащихся ; - включаются в образовательный процесс выше перечисленные образовательные технологии; - проведение родительских собраний «Одаренный ребенок»; - формируются навыки исследовательской, проектной деятельности (участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня и др) |
Для определения к научной деятельности применяю методики, созданные А.И Савенковым: - «Оценка общей одаренности»; Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня Дифференцированная домашняя работа. Мною разработаны и проводятся - «Карта одаренности»; - анкетирование «Интерес к предмету «Математика»; - выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности учащегося; | Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня. Дифференцированная домашняя работа.Мною разработаны и проводятся факультативные курсы «Мир логики», «Занимательная математика с элементами логики», «Юный исследователь» и др Проведение интеллектуальных игр. |
Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой); - интегрированные диагностические работы; - анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года Педагогическое наблюдение (используются методики мозгового штурма, игровые методики,КТД) | Участие в олимпиадах и конкурсах. Поведение предметных недель |
Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач. Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д) | Участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе |
Диагностика воспитанности
Диагностику воспитанности провожу по методике Н.П. Капустина. Она позволяет
определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Качества личности | Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. Любознательность: - мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | | | |
2. Прилежание: - я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | | | |
3. Отношение к природе: - я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | | | |
4. Я и школа: - я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми 5. Прекрасное в моей жизни: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек | | | |
Оценка результатов:
5 – всегдаПо каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – частоВ результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным
определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся
Методика «РЕПКА»
Цель:определить изменения, происшедшие в личности учащихся 11 класса за три
последних года обучения.
Учащимся предлагаются следующие вопросы:
Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше.
Поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак
«—»):
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) сила воли;
г) выдержка, терпение, упорство;
д) ум, сообразительность;
с) память;
ж) объем знаний;
з) внимание и наблюдательность;
и) критичность и доказательность мышления;
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) ;
л) умение планировать работу;
м) умение организовать свой труд (организованность);
н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п) чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и
принимать помощь от других;
с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
Обработка полученных данных.Полученные результаты систематизирую с помощью
следующей таблицы (фрагмент таблицы)
Фамилия, имя учащегося | Физическая сила и выносливость | Умственная работоспособность | Сила воли | Выдержка, терпение |
Ученик 1 | + | + | + | + |
Ученик 2 | - | - | + | - |
Ученик 3 | - | + | - | - |
Диагностика учебной мотивации школьников
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика
разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы
учащихся М.В.Матюхиной.Проводится три серии испытаний.
Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из
суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют
очень большое значение для учения.
0 2 4 6 8
10
12
14
Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,
по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны
особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал :
1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
3.Хочу окончить школу и учиться дальше.
4.Хочу быть культурным и развитым человеком.
5.Хочу получать хорошие отметки.
6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.
7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
9.Хочу быть лучшим учеником в классе.
10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
12.Не хочу получать плохие отметки.
13.Люблю узнавать новое.
14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
15.Люблю думать, рассуждать на уроке.
16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
19.Люблю решать задачи разными способами.
20.Люблю все новое и необычное.
21.Хочу учиться только на «4» и «5».
22.Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключи к тесту. Мотивы:
-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
-благополучия: 5 - 6;
-аффилиации: 7 -8;
-престижа: 9 - 10;
-избегания неудачи: 11 - 12;
-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
-коммуникативные: 17 - 18;
-творческой самореализации: 19 - 20;
-достижения успеха: 21 - 22.
Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи
совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые
ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Виды упражниний из факультативного курса «Занимательная математика с
элементами логики» для 5 класса»
Упражнения для тренировки памяти.
1.Учитель произносит ряды слов, ученики должны определить общий звук во всех словах
ряда:
-Глобус, бутон, клуб, баул.
- Барбос, краски, снег, полюс.
- Крем, свирель, бездна, свет.
- Крик, миска, лиса, парик.
2.К каждому слову утро, яблоко, губы, роза, пирог, лето, вечер напишите подходящее
определение (красивое, неожиданное, неповторимое). А теперь к каждому определению
напишите исходное слово.
3.Учитель три раза читает семь слов: Буратино, Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон,
Тортилла, Пятачок.
4.Письменно ответить на вопросы:
- Кто автор сказки, героиня которой вторая в ряду? (Шарль Перро)
- Есть ли среди персонажей один и тот же герой, который носит разные имена? (Буратино,
Пиноккио)
- Каких имен названо больше - женских или мужских? (мужских - 4)
- Какие персонажи являются героями сказки "Золотой Ключик"? Кто ее автор? (Мальвина,
Буратино, Тортилла, А.Толстой)
- В написании каких имен есть удвоенные буквы? (Пиноккио)
Упражнения для тренировки внимания.
1. Сколько групп из трех цифр дают в сумме 15 ?4 8 9 5 6 1 3 4 8 5 2 6 4 1 9 5 6 9 7 2 4
2. Сколько чисел делятся одновременно на 2 и 3 ?33 18 56 66 74
3. Задана последовательность чисел. Найти закономерность и вместо ... написать
следующее цисло.
o 5, 10, 15, 20, ...
o 11, 101, 1001, 10001, ...
o 3, 13, 23, 33, ...
o 9,18, 27, 36, 45 ...?
4. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок; у каждой из них было по мешку, а
в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
5. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось
по целому яблоку. Может ли так быть?
Упражнения для проверки способности слушать.
Прослушав задание только один раз, нужно ответить на вопросы:
1. В каком из слов парта, парад, коробка, седло, мама есть буква "Д" ?
2. В ряду слов сон, кон, стон, слон, вон - вторым стоит "Стон".Так ли это ?
3. Вам дали указание: поднимитесь на третий этаж здания, зайдите в комнату 325. В
правом нижнем ящике стола лежит статья из детской газеты. Принесите ее шефу. А
теперь определите, верно ли следующее утверждение:
o Вам надо было зайти в комнату 235.
o Вам предложили спуститься на третий этаж.
o Статья находилась в правом ящике, а не в левом.
o Статья находилась в верхнем ящике, а не в нижнем.
o Это была статья из детского журнала
Упражнения на развитие логического мышления.
1. Как из трех спичек сделать одиннадцать ?
2. Как при помощи спичек доказать, что если отнять пять от восьми, то ничего не
останется ?
3. Когда мы смотрим на две, а говорим десять ?
4. Как можно разделить двенадцать пополам, чтобы получилось не шесть, а семь ?
5. Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего
он отметил 6 точек. Покажи, как он это сделал ?
6. Разрежь квадрат на три треугольника, чтобы среди них был лишь один треугольник
с прямым углом.
7. Квадрат разрезали на 4 равных части и составили из них два равных квадрата. Как
это сделали ?
8. В записи 4 · 12 + 18 : 6 + 3 поставьте скобки, чтобы получилось 50 ?
9. Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Укажите последнюю цифру.
10. Имеется два замка и 2 ключа к ним. Достаточно ли одной проверки, чтобы узнать,
от какого замка каждый ключ ?
11. Сумма трех чисел и их произведение равно 6. Найди их.
12 .Между сколькими людьми можно поделить поровну 121 яблоко ?
12. Что лишнее?
а) Килограмм, километр, центнер, грамм, тонна.
б) Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, пятиугольник.
Запишите общее название, которым можно заменить оставшиеся слова.
13. Какую цифру надо поставить в пустой сектор? (33)
14. Расставьте математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так,
чтобы равенства были верны.
1 2 3 4 5 = 4 ((1 + 23 – 4) : 5 = 4)
1 2 3 4 5 = 5 (12 : 3 – 4 + 5 = 5)
1 2 3 4 5 = 41 (12 + 34 – 5 = 41)
15. По дороге вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
И вопрос мой к вам таков:
Сколько было петухов? (7 петухов.)
16. Вот симпатичные ежи,
Какого как зовут, скажи.
От Пэта слева Физа нет,
От Физасправо нет Чучачу,
Мак рядом с Физом. Пэт
Мне эту предложил задачу.
Еѐ решил я в 5 минут...
А ты? Ежи ответа ждут! (Чучачу, Пэт, Физ, Мак.)
Упражнения для развития интеллекта.
Быстро ответить на вопросы:
1. "Что написано пером, не вырубишь топором". Что может опровергнуть эту
пословицу? (Ластик.)
2. Четыре уха и перьев не сосчитать. Что это? (Подушка.)
3. Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:
o Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа.)
oПомни, все исчезает после 12 ночи. (Фея из "Золушки".)
oУшел от зайца, волка и медведя. (Колобок.)
oКупили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха.)
o Ключ достал. Скоро буду. (Буратино.)
4. Какого цвета середина у светофора ? (Желтого цвета.)
5. Как называется сумка школьника и солдата? (Ранец.)
6. Сколько штук в дюжине ?(12)
7. Одна игра по-русски называется крестословица. Как это звучит по-английски?
(Кроссворд.)
8.Что украла Клара у Карла ?(Кларнет.)__