СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»









Информационная карта урока в соответствии с ФГОС



ФИО Непомнящих Ю.Д.

УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ

_________ (_______________) __________ Распопова Л.А.

«___»___________2021 г «___»___________2021 г.

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

2

Класс

2

3

Тема

Заглавная буква в именах собственных.

4

Образовательная программа, автор

Школа России В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык, часть 2

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Части речи, Правописание собственных имен существительных.

6.

Цель урока

Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные .

7.

Задачи

Развивать речь, развивать сотрудничество с учителем и друг с другом; умение наблюдать; воспитывать самостоятельность, интерес к предмету.



8

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения. компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация , раздаточный материал для групповой работы, учебник «Русский язык» 2 кл,ч.1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочие тетради







ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование


Планируемые результаты

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку

«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке».




Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.

ф


Наблюдение


Регулятивные: контроль

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение к деятельности

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа.

Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки.


Словарноорфографическая работа. Работа с фразеологическими оборотами: «Попасть в молоко» - промахнуться мимо цели.


«Молочные река, кисельные берега» - о сказочном изобилии.


Чистописание: Мм мя ям му ум


Коза Милка и козлёнок Мушка пасутся на лугу


Демонстрируют знания, умения

Ф

































Устные ответы


Познавательные: постановка и решение проблемы; - Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Личностные:

развитие учебнопознавательных мотивации

3

Этап выявления места и причины затруднения

Выход на тему урока. Учебная дискуссия. Задание с недостающими данными.

Создает проблемную ситуацию, ситуацию познавательных противоречий.

- Почему я подчеркнула буквы в словах Милка, Мушка? - Сформулируйте тему урока (обсуждение в парах). - Чему будем учиться?


Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

г


Устные ответы


- Регулятивные: умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу.. - Познавательные: Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение - Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.


4

Этап построения проекта выхода из затруднений


Обратите внимание, как записаны имена собственные и нарицательные. В чем особенность? Сделайте вывод.
Значит, сегодня на уроке мы с вами будем учиться различать собственные  и нарицательные имена существительные, правильно их записывать. Это задачи нашего урока. Разберёмся, как же отличить имена нарицательные от имён собственных.

Проведём наблюдения.
Слайд №1
На экране:
девочка Маша
река Черемшан
корова Ночка
город Димитровград
Прочитаем записи.
Скажите, предметов с каким названием больше: девочка или Маша? Река или Черемшан?  Город или Димитровград? Корова или Ночка?
Зачем Маше, Черемшану, Ночке, Димитровграду дали название?
Правильно, чтобы отличить их от множества других, похожих или как говорят ученые подобных предметов: городов, рек, коров, девочек.
Ребята, пожалуйста, помогите сделать  вывод: города, реки, коровы, девочки – названия предметов однородных. Значит, это  имена какие? И пишутся они с какой буквы?
Чтобы отличить единичные предметы от множества подобных предметов, им дают названия. Это имена какие? И пишутся они с какой буквы?
Теперь поработаем в паре, сможете ли вы отличить собственные имена существительные от нарицательных имён существительных.
Вам нужно в тетради записать названия столбиков. Записываем:
Слайд №2
нариц.                     собств.
Вам нужно  подчёркнутые слова определить в нужный столбик и приготовиться объяснить свой выбор.
Прочитайте имена нарицательные, прочитайте имена собственные.
Обратите внимание, как вы оформили запись имён  собственных на письме? Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма, подчеркнём ёё.
Слайд №3
нариц..                       собств..
гора                            Дон
озеро                          Томск
Внесите коррективы.  Сравните с эталоном. За каждое верно записанное слово в нужный столбик  — 1 балл. Подсчитайте баллы и проставьте их. Слайд №4
А сейчас ребята  немного поиграем, а заодно и отдохнём. Я буду называть вам имена существительные, а вы будете выполнять движения. Если я буду называть имена собственные, то вы будете стоять  с поднятыми руками вверх, а если я буду называть имя нарицательное, то вы будете приседать, вытягивая руки вперёд.
Саша, ветер, Санкт-Петербург, машина, Россия, комната, Васильева, шарик.
Ребята, а давайте все вместе понаблюдаем над существительным шарик.
Посмотрите на записанные на слайде предложения:
Слайд №5
К забору дома был привязан шарик. К забору дома был привязан Шарик.(прикрепляются картинки) Почему одинаковые слова пишутся по-разному? А зависит это от лексического значения слова. Запишем эти существительные  в наши столбики. А может ли быть, что имя нарицательное будет писаться с большой буквы? В каких случаях это может произойти?
Поставим нарицательное имя существительное «шарик» в начало предложения. Посмотрим на запись данного слова.
Шарик был привязан к забору дома.


Отвечают на вопросы. Примерные ответы:
1)Имена существительные собственные пишутся с заглавной буквы, а имена существительные нарицательные – со строчной.

Читают записи, отвечают на вопросы.
Примерные ответы:
1) больше предметов с названьем девочка, река, корова, город.

2)Чтобы отличить Машу от других девочек, реку Черемшан от других рек, корову Ночку от других коров. город Димитровград от других городов.
3)Это нарицательные имена существительные, они пишутся со строчной буквы.
4)Это  собственные имена существительные, они пишутся с заглавной буквы.

Работают в парах. Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.
Примерные ответы:
1) Слово Дон записали во второй столбик, потому что это название реки, имя собственное.
2)Слово гора записали в первый столбик, это слово обозначает множество однородных предметов, значит это имя нарицательное.
3)Слово озеро записали в первый столбик, это слово обозначает множество однородных предметов, значит это имя нарицательное.
4) Слово Томск записали  во второй столбик, потому что это название города, имя собственное.
Сравнивают с эталоном на слайде, подсчитывают и выставляют баллы.






Выполняют упражнения.







Отвечают на вопросы .

Примерные ответы:
1)Потому что в первом предложении это воздушный шарик, а во втором предложении Шарик – это кличка собаки.
2) Нарицательное имя существительное может писаться с большой буквы, если оно стоит в начале предложения.



презентация, интерактивная доска

Определение цели  деятельности.
Правильное и быстрое выполнение предложенных  заданий 


Познавательные:
— формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения 
-проводить наблюдение под руководством учителя,
  Коммуникативные:
-овладение навыками коммуникации, сотрудничества с учителем.
-умение работать в паре
Регулятивные :
Умение ставить цель, планировать деятельность.

 

5

Этап реализации построенного проекта

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной

ситуации. Дидактическая игра. Коллективные формы работы (в парах). Учебная дискуссия. Практическая работа.

Создает проблемную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.


«Помоги почтальону».

КОМУ: Мишкиной оле

КУДА: г. орел Ул. Зелёная, 5

Теперь прочитаем само письмо. «Здравствуй соня! Живу я хорошо. Я очень рад. Теперь у меня есть шарик! Твой брат лев». –

Всё ли вы поняли из письма? - Чему рад автор письма?

Читаем приписку.

«Шарик звонко лает».

- О ком же идет речь в письме? Исправление ошибок, которые допустил мальчик

- Какие правила нужно

знать, чтобы наша речь была понятной?

- Дети называют правила. Имена собственные пишутся с большой буквы

- Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду называть слова. Если это имя собственное, то присядьте, если какоето другое слово – поднимите руки вверх.

Будьте внимательны: Мама, Елена Николаевна, собака, Жучка, коза, воробей, Мурка, Дима, окунь, Маршак, сорока, Петров, корова, шарик/ Шарик (здесь дети могут засомневаться).

- Ребята, как вы думаете,почему

некоторые из вас присели, а некоторые подняли руки, когда я произнесла слово шарик/Шарик?

- Как называются слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение? (Многозначные). - Действительно, написание слов шарик/Шарик зависит от его значения.

Физминутка

-Вы, наверное, устали?

-Да!

-И поэтому все встали

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш!»

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.


Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу.

г

Карточки для группы




- Познавательные: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

-Коммуникативные: Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Организовать  усвоение учащимися открытого ими нового знания

Слайд №6
Организация усвоения учащимися  открытого ими нового знания на основе применения групповой формы работы.
А сейчас, ребята, поработаем в группах.(Приложение3)

У каждой группы  будет своё, особое задание.
1.группа будет отгадывать загадки о сказочных героях
2.группа у нас сегодня побывают в роли поэтов, вам надо будет подобрать рифмы из имён людей, изменяя предложенные в стихах имена.
3 группа из предложенного списка отберёт только название государств.
4 группа  поработает сегодня планетологами, они отыщут  планеты .
5 группа будет подбирать клички домашним животным.
6 группа будет работать со слогами, из которых нужно составить названия городов.
После принятого решения в группе каждый из членов группы запишет имена существительные в тетрадь.
Сделаем вывод. Посмотрите на каждую группу слов. Как они пишутся? Сверьте свою работу  с эталоном. Слайд №7.

Оцените свою работу, внесите коррективы при необходимости, за каждое верно записанное  слово  — 1балл.


Работают в группах: выполняют задания.

Представители групп выходят к доске и представляют итог совместно проделанной работы и делают выводы:
1)Имена людей пишутся с заглавной буквы.
2)Названия сказочных героев пишутся с заглавной буквы.
3)Названия  государств пишется с заглавной буквы.
4)Названия планет пишутся с большой буквы.
5) Клички животных пишутся с заглавной буквы.
6)Названия городов пишутся с заглавной буквы.
7)Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

Оценивают свою работу, сравнивая с эталоном на слайде, выставляют баллы в оценочный лист.

г

презентация, интерактивная доска

Осмысление  и запоминание изучаемой темы. Воспроизведение изученного материала.  


Познавательные УУД:

— выполнение учебной  задачи.
Коммуникативное УУД:
— умение организовывать учебное сотрудничество с партнерами и вступать с ними  в диалог;
-умение работать в группе





7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий. Практическая индивидуальная работа

Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями, вариантность

- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями

- Примените изученные орфограммы.

Я уверена, что вы все справитесь. кошка Дружок собака Мурка корова Хавронья конь Зорька свинья Орлик Проверка с п о м о щ ь ю мультимедийной презентации. - С какой буквы написали клички животных?

- Какое правило применили?

Использует приобретенные знания в практической деятельности. Самооценка.

и


Устные ответы


- Познавательные: умение использовать информациюи вычленять необходимую для решения учебной задачи.

- Р е г у л я т и в н ы е : формирование установки на п о и с к способов разрешения трудностей.

- Л и ч н о с т н ы е : ут о ч н е н и е собственных возможносте й

8

Этап включения в систему знаний и повторения

Действие по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - объединение признаков; - оформление вывода. Действия по оценке знаний умений и навыков.

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу.

Восстановление деформированного текста (коллективная работа). - Восстановите текст, исправьте ошибки и подчеркните главные члены предложения - В каком слове допущена ошибка? (обсуждение в парах) спал, крыльце, на, котёнок, пушок, маленький - Запись с комментированием

Выявляют границы применимости нового знания и выполнения заданий, в которых новый способ действий предусматриваетс я как промежуточный шаг.

г


Устные ответы


- Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; установление причинноследственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования. - Коммуникативные: высказывать сравнения по результатам сравнения.

- Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения

9

Этап рефлексии УД на уроке

Беседа

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.


Какую задачу ставили в начале урока? - Удалось ли её решить? - Что нового узнали на уроке? - Где можно применить новые знания? - Какие слова пишутся с большой буквы? Чтение правила - Кого хотите поблагодарить? - Положите зеленый кружок тому, кто вам помог (кружки на парте каждого ребенка) - Оцените свою работу на уроке (на парте каждого ребенка смайлики с настроением).

Анализирует деятельность.

и




- Регулятивные: оценка своих достижений на уроке - Познавательные: Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.

- Личностные: самоопределение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!