СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на занятиях русского языка и литературы.

Цель: Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Использование на занятиях русского языка и литературы метода дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, научно-исследовательских навыков, творчества.

  3. Организация разнообразной внеурочной деятельности и консультационных занятий по предмету.

Формы работы с одаренными учащимися:

- Конкурсы и конференции;

- Участие в школьных, городских и республиканских олимпиадах;

- Участие в открытых уроках;

- Участие в школьных и городских мероприятиях.

Основными общими принципами обучения одаренных детей на занятиях по русскому языку и литературы являются:

- принцип развивающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

- принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Систему работы с одаренными детьми по  русскому языку можно разделить на 4 части:

1) урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, диспут, дебаты, ролевая игра, интегрированные уроки;

2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы обучения.

4) самостоятельная работа.

Остановимся на каждой из частей:

1) Урочная деятельность. Реализация создания условий  для развития личности   происходит  в основном, на учебных занятиях, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом.

Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Более того, в работе с одаренными детьми следует ориентироваться на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. 

2) Внеклассная работа. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной работы. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру страны». Основными формами которой являются предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. Применительно к интеллектуально одаренным учащимся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

3) Система дополнительного образования (дистанционные олимпиады, дистанционные курсы обучения), которая медленными темпами, но внедряется учителем, подразумевает активное использование ИКТ технологий в целях:


4) Самостоятельная работа.

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование ряда учебных пособий,  современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Учитель направляют свою деятельность на развитие одаренности, вовремя оказывают педагогическую поддержку одаренным детям. Они создают творческие программы, делают процесс развития одаренности детей непрерывным и корректируют свою деятельность в работе с одаренными детьми. Таким образом, работа с одаренными детьми предполагает три этапа:

- учет успешности детей, в каком либо виде деятельности;

- индивидуализация творческих возможностей и способностей ребенка;

- формирование, углубление и совершенствование неординарных способностей учащегося.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!