Ростовская область, Миллеровский район, х. Хмызов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНА и рекомендовано к утверждению педагогическим советом МБОУ Марьевской СОШ Протокол №1 от 23.08.2019г Председатель педагогического совета школы: ____________В.Н. Быкадоров | | | | УТВЕРЖДЕНА приказом по МБОУ Марьевской СОШ от 28.08.2019г№ 189 Директор школы: ____________В.Н. Быкадоров |
Программа
работы с обучающимися, проявивших способности в интеллектуальном, творческом и спортивном направлении
в 2019 – 2020 учебном году
х. Хмызов
2019 г
Пояснительная записка
В настоящее время все более актуальной и необходимой становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами - осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др.
Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. И одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
- подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.
- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах);
- учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
- повышение психологической компетенции педагогов, родителей, через просветительскую деятельность (проведение консультаций, обучающихся семинаров для родителей и педагогов по знакомству с видами одаренности).
Выявление одаренных детей
Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.
Методы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Направления работы:
- создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
- создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Этапы психологического сопровождения
Диагностический этап
Цель: идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников.
Диагностические методы:
- наблюдение;
- беседы;
- измерения выраженности и структуры креативности;
- измерение выраженности и структуры интересов познавательной деятельности;
- анкета способностей ребенка (для родителей);
-социометрические исследования;
- оценка коммуникативных навыков.
Информационный этап
Цель:повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.
Виды деятельности:
- индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований;
- обновление информационной базы данных одаренных детей;
- психолого-педагогические лектории;
- родительские собрания.
Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся.
Подготовительный этап
Цель: развитие способностей с помощью педагогов.
Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации).Составление плана развития индивидуальной траектории каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.
Развивающий этап
Цель: гармоничное развитие одаренных детей.
Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.
Мероприятия, проводимые в школе:
- организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся.
- занятия по развитию познавательной и творческой мотивации учащихся первой ступени обучения;
- коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции;
- создание портфолио с целью формирования мотивации достижения;
проектная деятельность учащихся.
Ожидаемые результаты:
- создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности;
- формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;
- сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах);
- использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста личности учащегося при освоении модулей.
План работы педагога-психолога
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственные | Отметка о выполнении |
Работа с педагогами |
1 | Организация постоянно действующего лектория «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие». | Сентябрь | Педагог-психолог | |
2 | Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей. | Сентябрь | Педагог-психолог | |
3 | Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию индивидуальной траектории развития одаренных детей. | Сентябрь | Педагог- психолог | |
4 | Мониторинг качества образовательной среды | Октябрь | Администрация школы | |
5 | Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция «банка данных» | В течение года | | |
6 | Методические объединения классных руководителей. Примерная тематика: «Здоровьесберегающие технологии в образовании»; «Особенности проявления одаренности детей и создание условий для их развития; «Эффективные приемы развития познавательной активности обучающихся» | В течение года | Заместитель директора по ВР | |
Работа с родителями |
1 | Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен». | В течение года | Педагог- психолог | |
2 | Согласование образовательного маршрута с родителями обучающихся. | Сентябрь | Педагог- психолог, классные руководители | |
3 | Рекомендации по организации режима учебных и внеурочных нагрузок для одаренных обучающихся. | В течение года | Педагог- психолог | |
4 | Родительские собрания. Примерная тематика родительских собраний: «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников»; «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников «Формирование учебной мотивации»; «Легко ли быть одаренным ребенком | В течение года | | |
Работа с обучающимися |
1 | Создание и уточнение «базы данных» с учетом творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад. | Сентябрь | Педагог-психолог | |
2 | Согласование образовательного маршрута с обучающимися | Сентябрь | Заместитель директора по ВР | |
3 | Изучение уровня воспитанности обучающихся. | В течение года | Классный руководитель, педагог-психолог | |
4 | Посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися | В течение года | Психолог, зам. директора по УР | |
5 | Групповые развивающие занятия по развитию креативности. | В течение года | Педагог- психолог | |
6 | Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка. | В течение года | Педагог- психолог | |
7 | Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений. | | Педагог- психолог | |
8 | Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях,обучающихся с разными видами одаренности. | В течение года | Педагог- психолог, классные руководители | |
9 | Привлечение к участию в общешкольных конкурсах предметных олимпиадах различного уровня. Учителя-предметники, | В течение года | Учителя-предметники, педагог- психолог | |
Психологическое сопровождение одаренных обучающихся представляет собой последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы МБОУ Марьевской СОШ по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
- выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
- структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.