СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов»


«Текст как средство формирования метапредметных учебных действий»


Универсальным средством формирования метапредметных результатов обучения должна стать работа с текстом, который в силу своих лингвистических особенностей выступает наиболее эффективной дидактической единицей для формирования универсальных учебных действий в процессе обучения русскому языку. Исследовательское внимание к тексту не только как средству формирования ценностных ориентаций личности, но и средству формирования метапредметных результатов обучения обусловлено реализацией запроса государства и общества на духовно и нравственно богатую личность со сложившимся мировоззрением, соответствующим «современному уровню развития науки и общественной практики», способную анализировать современную ситуацию в стране и мире, осознавая при этом своеобразие и ценность национальной культуры, русского языка, занимая активную гражданскую позицию.

Задачей современного урока является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных

жизненных ситуациях.

Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребёнка решать при помощи языковых средств те или иные коммуникативные задачи в различных ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Поскольку основной единицей общения является текст, то именно он выступает в качестве единицы обучения. Таким образом, становится основополагающим принцип текстоцентризма - признание текста в качестве важнейшей единицы в обучении не только русскому языку и литературе, но и другим учебным предметам

Текстоцентрический принцип позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе: формируется коммуникативная компетенция, развиваются универсальные способы мыслительной деятельности, воспитывается любовь к литературе, к родине, происходит усвоение духовной культуры, и, в конечном итоге, у ученика происходит формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения.

Работа с текстом может стать средством формирования метапредметных

результатов обучения и обеспечить совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Русский язык, являясь не только объектом изучения,

но и средством обучения всем школьным предметам, обладает уникальными

возможностями для формирования метапредметных результатов обучения, и

особую роль здесь играет работа с текстом, которая должна быть организована учителем в соответствии с целями и задачами достижения метапредметных результатов обучения.

Известно, что навыки, полученные учеником при работе с текстом на уроке русского языка, должны стать основой работы с текстом на других уроках, связанных с пониманием и переработкой текстов. Таким образом,существует метапредметный потенциал для развития УУД. Старания учителя должны быть направлены на конкретный результат – на практическое владение речью, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи). Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности, также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Но самое главное – учить детей использовать полученные знания, навыки и умения при выполнении практических заданий, в формировании жизненного опыта. Навык,

полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

Под влиянием изучения русского языка и литературы, учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории,географии, обществознанию, биологии, экономике, информатике. И наоборот,языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения,полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочныеобразовательные навыки и умения. Создаются крепкие связи, позволяющиедетям самостоятельно решать жизненные проблемы.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества,подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Особое внимание следует обратить на смысловое чтение – вид чтения,

которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо

дать оценку информации, откликнуться на содержание, суметь

сформулировать вопросы по тексту.

Существуют 3 этапа смыслового чтения:


1 этап: до чтения текста.


Здесь мы обсуждаем автора и название текста, пытаемся определить его жанровую принадлежность и идейную проблематику. Этот этап работы формирует навыки выдвижения гипотезы, аргументации, развивает умение прогнозировать содержание, понимать причинно-следственные связи явлений и понятий.

1. Определить по названию, о чем будет текст (предложенные варианты интересно сравнивать с выводами после завершения работы с текстом).

2. Попытаться определить жанровую принадлежность и объяснить критерии, по которым удалось это сделать.

3.Определяем, какой текст: стихотворный, диалоговый, прозаический, – анализируем подзаголовки, шрифтовые выделения, знакомимся со структурой текста.

4. Прогнозируем тему и проблему текста. Поскольку в средней школе мы читаем произведения классиков, с именами которых дети, как правило, уже знакомы, то по имени автора можно попытаться спрогнозировать содержание и определить, какие темы и проблемы, возможно, будут затронуты в тексте произведения. Один из интересных вариантов задания – сформулировать и записать вероятные вопросы, над которыми автор размышляет в тексте. Эти вопросы в дальнейшем станут структурным стержнем урока.


Пример предтекстовой работы над рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».


  1. О чем говорит вам название текста?

  2. К какому жанру вы можете отнести это произведение? Почему?

  3. Как вы думаете, о чем может быть это произведение?

  4. Что вы можете сказать об авторе этого произведения?


Подобные задания – один из способов мотивации к чтению, так как всегда интересно узнать, насколько многозначно название и верно ли твоё предположение.


2 этап: работа с текстом в процессе чтения.


Главная задача этого этапа – научиться понимать содержание текста, видеть детали, которые выделяет автор и которые являются маркерами авторской мысли, различать как фактическую информацию, так и подтекст.

В зависимости от целей урока возможно самостоятельное чтение текста (вслух или про себя), чтение педагогом, прослушивание аудиозаписи в исполнении актеров (при этом ученики обязательно должны следить глазами за текстом по книге).

Перед чтением необходимо дать задание, для выполнения которого потребуются пытливость, вдумчивость, аналитическое мышление. Варианты заданий: — задания на внимание к деталям (найти определенную подробность в тексте, посчитать, сколько в нем эпизодических образов, определить время действия). Такого рода задания позволяют научить медленному вычитыванию в тексте скрытого подтекста, формируют интерес к подробностям; — выделить ключевые цитаты, подумать, почему именно они – ключ к пониманию смысла (в процессе чтения работаем с карандашом, подчеркиваем нужную информацию, делаем пометки). Затем письменно оформляем цитаты – с ними удобнее работать в таблице с последующей проверкой и самоанализом: почему не получилось то или иное задание, где произошел сбой, чему нужно уделить внимание. Это задание позволяет развивать навыки самоанализа, самоконтроля, мотивацию к работе над собой; — школьники помладше очень любят задания-загадки: кто описан, о ком этот отрывок.


3 этап: работа с текстом после чтения. Корректировка читательского восприятия текста, «упаковка» информации – преобразование текстовой информации в другую форму (схема, таблица, кластер, синквейн, рисунок и др.), то есть когда ученик не пересказал, а изложил информацию по-своему и объяснил, почему именно так.

Приемы и методы смыслового чтения:

 целенаправленное чтение

 аудирование

 чтение молча

 выразительное чтение вслух

 выборочное списывание

 комментированный диктант

 лексический анализ слов (словарная карта)  составление схем предложений

 пунктуационный анализ текста

 устное изложение

 тренинг ассоциативного мышления (составить ассоциативный ряд со словом (весна: молодость, детство, цветущий сад, яркое солнце, синее небо)

 тренинг воссоздающего воображения (опишите море так, чтобы читатель увидел его, почувствовал запах, услышал шум)

 составление синквейна




Тренинг воссоздающего воображения (синдром художника).


Этот прием можно использовать на 3 этапе работы с текстом, то есть после чтения. Учащиеся представляют себя «художниками», которые должны «нарисовать» произведение. Зачастую это лирические произведения, во время «написания» картины, ребята работают с текстом, находят слова из произведения, которые помогают им выполнить эту работу.


Приведу пример таких «картин» к стихотворению И. А. Бунина «Листопад»


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.


Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет.


Примеры мини-сочинений:


« Я рисую поляну перед лесом. Лес, словно стена, протягивается вдоль поляны на огромном расстоянии. Я вхожу в этот лес, меня охватывает покой. Здесь настолько тихо, что можно услышать шуршанье листьев. Сквозь ветви деревьев просачиваются лучи солнца»


« Я бы нарисовала опушку леса, много деревьев. От них падают тени на землю. Значит, солнце светит. Мои цвета: лиловый, золотой, багряный. Высокие березы и клен, сквозь ветви деревьев просачиваются лучи солнца.»


«Начиная работать над картиной, я подготавливаю в основном краски различных желтых оттенков. На переднем плане своей картины я изображу уже пожелтевшую поляну с редкими оттенками зеленого цвета. На заднем плане густой, смешанный лес…»


«Я бы нарисовала поляну перед осенним лесом. Багровый, золотой, оранжевый и коричневый –основные цвета моей картины. Небо голубое, на нем мелькают облака. Сквозь листья деревьев проходят лучи еще яркого, но не такого теплого солнца.»

« В своей работе я использовал лиловый, золотой и багряные цвета. Именно это сочетание цветов создает живую и пеструю картину осенней природы. Прекрасная игра палитры цветов помогает мне нарисовать изумительные березы на фоне лазурного неба, купание елей в лучах осеннего солнца. Лес замер, утопая в лучах солнца. Улыбается поляне, которая прекрасна в любое время суток.»