«Работа с текстом – одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии УУД»
«Чтение - вот лучшее учение!»
А.С. Пушкин
Подготовила
Сакович Анжела Войтеховна,
Учитель начальных классов
МОУ «Победненская школа»
Джанкойского района
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований.
Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладение младшими школьниками умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Необходимо использование перспективных педагогических технологий, одной из которых - является технология продуктивного чтения , способствующая обеспечению нового качества образования за счет сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных ФГОС:
1. Коммуникативных – умение формулировать свои мысли, понимать собеседника.
2. Познавательных – приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее.
3. Личностных – умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст.
4. Регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:
- Работа с текстом до чтения.
II. Работа с текстом во время чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.
Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Учащихся необходимо научить понять идею произведения, замысел автора; почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.
Какие требования ФГОС к смысловому чтению обязательно выполняют учитель и ученики
- Навык чтения включает смысловую и техническую стороны. Ученик должен понимать содержание и смысл текста и при этом читать в темпе, правильно и выразительно. Техническая сторона обслуживает смысловую.
- Смысловое чтение – метапредметный результат, который любой учащийся достигает по требованиям ФГОС начального общего образования.
Из данных слов составь предложения
Нарисуй, о чём прочитал
Назови одним словом.
- Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
- Картофель, свекла, лук, капуста.
- Грузовик, поезд, автобус, автомобиль.
- Яблоня, тополь, сирень, ландыш.
- Карп, щука, окунь, карась.
- Венера, Юпитер, Сатурн, Земля.
- Рыцарь, замок, турнир, доспехи.
- Ислам, буддизм, православие, иудаизм.
Какое слово лишнее и почему?
- Красивый, синий, красный, желтый.
- Дорога, шоссе, тропинка, путь.
- Цветаева, Есенин, Зощенко, Брюсов.
- Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
- Храбрый, злой, смелый, отважный.
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Молоко, творог, сметана, хлеб.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
- Платье, свитер, шапка, рубашка.
- Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
- Береза, дуб, сосна, земляника.
- Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Найди лишнее словосочетание
Соедини части пословиц
Раздели фразы на слова
- НАДДОМОМВЬЁТСЯДЫМОК
- УДОМАСИДИТКОТИК
- УАНТОНАТАКСАКЛЯКСА
- ТАМУНАСКАКТУСНАОКНЕ
- КТОТАМКОСИТКОСОЙПОРОСЕ
- УНИКИТЫДЫНИИАПЕЛЬСИНЫ
Выбери слово в скобках и прочитай полученный текст
Прочитай вопросы к тексту. На какие вопросы нет ответа в тексте?
Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие.
Мальчик и стадо Лгун Волк
Мальчик стерег стадо овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он так два или три раза. Случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать, звать на помощь, но к нему никто не прибежал. Мужики подумали, что он обманывает, и не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Объясни значение пословиц
- Друзья познаются в беде.
- Дружба в делах помощница.
- К дому друга дорога не бывает длинной.
- Один за всех – и все за одного.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Подбери правильную интонацию
А ёжик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал ещё вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал!
Его мы так любили —
И гладили, и мыли.
Но он свернулся и дрожал.
А после взял и убежал.
Ю. Могутин
Найди «лишние» предложения
- Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Покрылась поляна изумрудным ковром. Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.
- Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. Ветер поднимает пыль и несёт по знойному воздуху. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
В итоге учащиеся должны научиться :
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя,
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- учиться работать в паре, группе;
- выполнять различные роли.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе.
Спасибо за внимание!