СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстовыми задачами в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстовыми задачами в начальной школе»

Работа с текстовыми задачами  в начальной школе Таракановская Л.П. Александрова С.В.

Работа с текстовыми задачами в начальной школе

Таракановская Л.П.

Александрова С.В.

Одна из основных задач обучения математике в начальной школе - формирование у обучающихся общего умения решать задачи. «Обучение решению задач – это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, цель которого - формирование у учащихся умения решать задачи». (Царёва С.Е.)
  • Одна из основных задач обучения математике в начальной школе - формирование у обучающихся общего умения решать задачи.
  • «Обучение решению задач – это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, цель которого - формирование у учащихся умения решать задачи». (Царёва С.Е.)
Структура задачи  Непосредственно ситуация задается в той части задачи, которая называется условием .  Завершается ситуация требованием найти неизвестный компонент. Требование может быть выражено в форме вопроса. Одни численные компоненты в задаче заданы, они называются данными. Другие необходимо найти, их называют искомыми .

Структура задачи

  • Непосредственно ситуация задается в той части задачи, которая называется условием .
  • Завершается ситуация требованием найти неизвестный компонент. Требование может быть выражено в форме вопроса.
  • Одни численные компоненты в задаче заданы, они называются данными.
  • Другие необходимо найти, их называют искомыми .
Цель первого периода обучения решению задач -  формирование у учащихся основных познавательных действий, представлений о ключевых отношениях мира: отношениях целого и части  равенства и неравенства  формирование представлений о числах и действиях с ними как о системе знаков для сохранения и передачи информации .

Цель первого периода обучения решению задач -

формирование у учащихся основных познавательных действий, представлений о ключевых отношениях мира:

  • отношениях целого и части
  • равенства и неравенства
  • формирование представлений о числах и действиях с ними как о системе знаков для сохранения и передачи информации .
При развивающем подходе процесс решения задач (простых и составных) рассматривается как переход от словесной модели к модели математической или схематической . В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нём математических понятий и отношений ( математический анализ текста ).
  • При развивающем подходе процесс решения задач (простых и составных) рассматривается как переход от словесной модели к модели математической или схематической .
  • В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нём математических понятий и отношений ( математический анализ текста ).
«Задача без вопросов
  • «Задача без вопросов". Дети приобретают первые навыки анализа условия задачи на основе событий, происходящих в задаче.
  • Далее дети учатся правильно ставить вопрос к условию задачи .
  • Постановка вопроса к данному условию – частый приём в системе Занкова.
  • Важно подвести детей к пониманию того, что к одному и тому же условию иногда можно поставить несколько вопросов, и в зависимости от этого задача будет иметь различных решения.
  • Поставь к данному условию «У Коли 8 синих шариков и 2 зеленых» вопросы так, чтобы задача решалась с помощью выражений: 8 - 2; 2 + 8: 2 - 1.
Обучение детей составлению, сочинению, придумыванию задач: по картинкам числовым данным  вопросу -схеме, чертежу, краткой записи плану решения формулам -данным, взятым из справочников, таблиц и т. д.
  • Обучение детей составлению, сочинению, придумыванию задач:
  • по картинкам
  • числовым данным
  • вопросу

-схеме, чертежу, краткой записи

  • плану решения
  • формулам

-данным, взятым из справочников, таблиц и т. д.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ  1 этап. Восприятие задачи Цель этапа: п онять задачу, т. е. выделить все множества и отношения, величины и зависимости между ними, числовые данные, лексическое значение слов Приёмы выполнения этапа драматизация, обыгрывание задачи; разбиение текста задачи на смысловые части; постановка специальных вопросов; переформулировка; перефразирование (заменить термин содержанием, заменить описание термином, словом; убрать несущественные слова; конкретизировать, добавив не меняющие смысл подробности); построение модели (схема, рисунок, таблица, чертёж); выполнение соответствующей схемы – краткой записи

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 1 этап. Восприятие задачи

  • Цель этапа: п онять задачу, т. е. выделить все множества и отношения, величины и зависимости между ними, числовые данные, лексическое значение слов
  • Приёмы выполнения этапа
  • драматизация, обыгрывание задачи;
  • разбиение текста задачи на смысловые части;
  • постановка специальных вопросов;
  • переформулировка;
  • перефразирование (заменить термин содержанием, заменить описание термином, словом; убрать несущественные слова; конкретизировать, добавив не меняющие смысл подробности);
  • построение модели (схема, рисунок, таблица, чертёж);
  • выполнение соответствующей схемы – краткой записи
Один из основных приёмов в анализе задачи- моделирование , которое помогает ученику не только понять задачу, но и самому найти рациональный способ её решения. Моделирование – это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образцами: моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т. п. В роли моделей выступают не конкретные предметы, о которых идёт речь в задаче, а их обобщённые заменители (круги, квадраты, отрезки, точки и т. п.).
  • Один из основных приёмов в анализе задачи- моделирование , которое помогает ученику не только понять задачу, но и самому найти рациональный способ её решения.
  • Моделирование – это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образцами: моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т. п. В роли моделей выступают не конкретные предметы, о которых идёт речь в задаче, а их обобщённые заменители (круги, квадраты, отрезки, точки и т. п.).
 В школьном математическом кружке занимается 28 учеников. В танцевальном кружке - на 12 учеников больше, чем в математическом, а в спортивном - на 7 учеников меньше, чем в танцевальном. Сколько учеников в спортивном кружке?   Краткая запись: Мат. кр. – 28 уч. Танц. кр. - ?, на 12 уч. больше Спорт.кр. - ?, на 7 уч. меньше. Схема:

В школьном математическом кружке занимается 28 учеников. В танцевальном кружке - на 12 учеников больше, чем в математическом, а в спортивном - на 7 учеников меньше, чем в танцевальном. Сколько учеников в спортивном кружке?

  • Краткая запись:

Мат. кр. – 28 уч.

Танц. кр. - ?, на 12 уч. больше

Спорт.кр. - ?, на 7 уч. меньше.

  • Схема:
Опорные схемы  после чтения текста задачи предлагается детям выбрать нужную схему (из 2-3 схем); по данной схеме с готовым числовым набором составить текст; по данной схеме с готовым числовым набором дать задание: назвать действия, необходимые для решения задачи, и объяснить их выбор;  по данной схеме с готовым числовым набором и решением дать задание: проверить и обосновать верность предложенного решения или опровергнуть его;  сравнить тексты двух задач, предложить детям выбрать для каждого из них схему и указать, чем будет отличаться их решение.

Опорные схемы

  • после чтения текста задачи предлагается детям выбрать нужную схему (из 2-3 схем);
  • по данной схеме с готовым числовым набором составить текст;
  • по данной схеме с готовым числовым набором дать задание: назвать действия, необходимые для решения задачи, и объяснить их выбор;
  • по данной схеме с готовым числовым набором и решением дать задание: проверить и обосновать верность предложенного решения или опровергнуть его;
  • сравнить тексты двух задач, предложить детям выбрать для каждого из них схему и указать, чем будет отличаться их решение.
2 этап. Поиск плана решения задачи Цель этапа - «Связать» вопрос и условие Приёмы выполнения этапа рассуждения: а) от условия к вопросу;  б) от вопроса к условию; по модели составление уравнения графический

2 этап. Поиск плана решения задачи

Цель этапа - «Связать» вопрос и условие

Приёмы выполнения этапа

  • рассуждения: а) от условия к вопросу;

б) от вопроса к условию;

  • по модели
  • составление уравнения
  • графический
Для того чтобы подвести ребенка к пониманию того, что для решения задачи необходимо научиться получать ответ НЕ пересчетом , а другими, чисто математическими, приемами ( на первом этапе - присчитыванием и отсчитыванием, а затем - путем выполнения арифметических действий ), следует соответствующим образом организовывать наглядность. Для исключения пересчета рекомендуется использовать прием работы со
  • Для того чтобы подвести ребенка к пониманию того, что для решения задачи необходимо научиться получать ответ НЕ пересчетом , а другими, чисто математическими, приемами ( на первом этапе - присчитыванием и отсчитыванием, а затем - путем выполнения арифметических действий ), следует соответствующим образом организовывать наглядность.
  • Для исключения пересчета рекомендуется использовать прием работы со "скрытой" наглядностью , т.е. сначала наглядность предъявляется, сосчитывается, обозначается цифрами, а затем прячется (в коробку, конверт, корзину, за ширму и т. п.). После этого в соответствии с сюжетом задания приступают к выбору действия, поясняя его.
  Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два пешехода. Первый прошел 5/8 пути, второй 3/10 . Произошла ли встреча пешеходов?   Опираясь только на чертеж, легко дать ответ на вопрос задачи: «Встреча не произошла». Такой способ решения можно назвать графическим .

Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два пешехода. Первый прошел 5/8 пути, второй 3/10 . Произошла ли встреча пешеходов?

Опираясь только на чертеж, легко дать ответ на вопрос задачи: «Встреча не произошла». Такой способ решения можно назвать графическим .

3 этап. Выполнение плана Цель этапа - в ыполнить операции в соответствующей математической области (арифметика, алгебра, геометрия, логика и др.) устно или письменно Приёмы выполнения этапа арифметические действия: выражением, по действиям (без пояснения, с пояснением, с вопросами); изменение, счёт на модели; решение уравнений; логические операции;

3 этап. Выполнение плана

Цель этапа - в ыполнить операции в соответствующей математической области (арифметика, алгебра, геометрия, логика и др.) устно или письменно

Приёмы выполнения этапа

  • арифметические действия: выражением, по действиям (без пояснения, с пояснением, с вопросами);
  • изменение, счёт на модели;
  • решение уравнений;
  • логические операции;
4 этап. Проверка Цель этапа - у бедиться в истинности выбранного плана и выполненных действий, после чего сформулировать ответ задачи Приёмы выполнения этапа До решения: прикидка ответа или установление границ с точки зрения здравого смысла, без математики. Во время решения: по смыслу полученных выражений; осмысление хода решения по вопросам.

4 этап. Проверка

Цель этапа - у бедиться в истинности выбранного плана и выполненных действий, после чего сформулировать ответ задачи

Приёмы выполнения этапа

До решения:

  • прикидка ответа или установление границ с точки зрения здравого смысла, без математики.

Во время решения:

  • по смыслу полученных выражений;
  • осмысление хода решения по вопросам.
После решения задачи: решение другим способом; решение другим методом; постановка результата в условие; сравнение с образцом; на малых числах; составление и решение обратной задачи

После решения задачи:

  • решение другим способом;
  • решение другим методом;
  • постановка результата в условие;
  • сравнение с образцом;
  • на малых числах;
  • составление и решение обратной задачи
5 этап. Рефлексия Цель этапа: Осмыслить свои учебные действия. Скорректировать свои последующие действия. Приёмы выполнения этапа физическая (успел – не успел); сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно); интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

5 этап. Рефлексия

Цель этапа:

  • Осмыслить свои учебные действия.
  • Скорректировать свои последующие действия.

Приёмы выполнения этапа

  • физическая (успел – не успел);
  • сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
Приём, используемый после решения задачи Варьирование (т.е. изменение) данных, условия и вопроса. Задача 1. У пруда росло 9 осин и берёз. Осин было 4. Сколько было берёз? После решения этой задачи рекомендуется провести варьирование данных с целью повторить состав чисел. (Если бы осин было 3? 5? 8?). Задача 2. Слава принёс в класс 7 рисунков, а Павлик на 4 рисунка меньше. Сколько рисунков принёс Павлик? варьирование условия: что нужно заменить в условии, чтобы задача решалась сложением? варьирование вопроса: что изменится в решении задачи, если вопрос будет таким: «Сколько рисунков они принесли вместе?» Или: Измените вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.

Приём, используемый после решения задачи

  • Варьирование (т.е. изменение) данных, условия и вопроса.

Задача 1. У пруда росло 9 осин и берёз. Осин было 4. Сколько было берёз?

  • После решения этой задачи рекомендуется провести варьирование данных с целью повторить состав чисел. (Если бы осин было 3? 5? 8?).

Задача 2. Слава принёс в класс 7 рисунков, а Павлик на 4 рисунка меньше. Сколько рисунков принёс Павлик?

  • варьирование условия: что нужно заменить в условии, чтобы задача решалась сложением?
  • варьирование вопроса: что изменится в решении задачи, если вопрос будет таким: «Сколько рисунков они принесли вместе?» Или: Измените вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.
Задания, побуждающие детей активно использовать те представления, которыми они овладели, а также требовали бы опоры на смысловые признаки в анализе текстов: 1. Часть условия выражена в повествовательной форме в начале текста, затем идет вопросительное предложение, включающее вопрос и часть условия:

Задания, побуждающие детей активно использовать те представления, которыми они овладели, а также требовали бы опоры на смысловые признаки в анализе текстов:

  • 1. Часть условия выражена в повествовательной форме в начале текста, затем идет вопросительное предложение, включающее вопрос и часть условия: "У Оли было 6 яблок. Сколько яблок стало у Оли, если 2 она отдала брату?".
  • 2. Часть условия выражена в повествовательной форме в начале текста, затем следует также повествовательное предложение, включающее вопрос и часть условия: "У Оли было 6 яблок. Найдите количество яблок у Оли после того, как 2 она отдала брату".
3. Текст задачи представляет одно сложное вопросительное предложение, в котором сначала стоит вопрос, а затем - условие:
  • 3. Текст задачи представляет одно сложное вопросительное предложение, в котором сначала стоит вопрос, а затем - условие: "Сколько яблок осталось у Оли после того, как она из своих 6 яблок 2 отдала брату?".
  • 4. Текст задачи представляет одно сложное повествовательное предложение, в котором сначала стоит вопрос задачи, а затем - ее условие: "Найдите количество яблок у Оли после того, как. она из своих 6 яблок 2 отдала брату".
Попытаться сформировать обобщенные приёмы, помогающие решению задач, сформировать у ребенка самостоятельную учебную деятельность – одна из основных методических линий современной методики.
  • Попытаться сформировать обобщенные приёмы, помогающие решению задач, сформировать у ребенка самостоятельную учебную деятельность – одна из основных методических линий современной методики.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов: Антюхова С.Ю. Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №9. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. Зембатова Л.Т. Организация работы над составной задачей в начальной школе (учебно-методическое пособие) Методические приемы работы над задачей в начальной школе ( xn --j1ahfl.xn--p1ai) http://metodisty.ru/modules/boonex/files/data/files/39484.pdf?ysclid=l795js9jt5856457328

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

  • Антюхова С.Ю. Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №9.
  • Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.
  • Зембатова Л.Т. Организация работы над составной задачей в начальной школе (учебно-методическое пособие)
  • Методические приемы работы над задачей в начальной школе ( xn --j1ahfl.xn--p1ai)
  • http://metodisty.ru/modules/boonex/files/data/files/39484.pdf?ysclid=l795js9jt5856457328