Просмотр содержимого документа
«Работа с текстовыми задачами в начальной школе»
Работа с текстовыми задачами в начальной школе
Таракановская Л.П.
Александрова С.В.
- Одна из основных задач обучения математике в начальной школе - формирование у обучающихся общего умения решать задачи.
- «Обучение решению задач – это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, цель которого - формирование у учащихся умения решать задачи». (Царёва С.Е.)
Структура задачи
- Непосредственно ситуация задается в той части задачи, которая называется условием .
- Завершается ситуация требованием найти неизвестный компонент. Требование может быть выражено в форме вопроса.
- Одни численные компоненты в задаче заданы, они называются данными.
- Другие необходимо найти, их называют искомыми .
Цель первого периода обучения решению задач -
формирование у учащихся основных познавательных действий, представлений о ключевых отношениях мира:
- отношениях целого и части
- равенства и неравенства
- формирование представлений о числах и действиях с ними как о системе знаков для сохранения и передачи информации .
- При развивающем подходе процесс решения задач (простых и составных) рассматривается как переход от словесной модели к модели математической или схематической .
- В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нём математических понятий и отношений ( математический анализ текста ).
- «Задача без вопросов". Дети приобретают первые навыки анализа условия задачи на основе событий, происходящих в задаче.
- Далее дети учатся правильно ставить вопрос к условию задачи .
- Постановка вопроса к данному условию – частый приём в системе Занкова.
- Важно подвести детей к пониманию того, что к одному и тому же условию иногда можно поставить несколько вопросов, и в зависимости от этого задача будет иметь различных решения.
- Поставь к данному условию «У Коли 8 синих шариков и 2 зеленых» вопросы так, чтобы задача решалась с помощью выражений: 8 - 2; 2 + 8: 2 - 1.
- Обучение детей составлению, сочинению, придумыванию задач:
- по картинкам
- числовым данным
- вопросу
-схеме, чертежу, краткой записи
-данным, взятым из справочников, таблиц и т. д.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 1 этап. Восприятие задачи
- Цель этапа: п онять задачу, т. е. выделить все множества и отношения, величины и зависимости между ними, числовые данные, лексическое значение слов
- Приёмы выполнения этапа
- драматизация, обыгрывание задачи;
- разбиение текста задачи на смысловые части;
- постановка специальных вопросов;
- переформулировка;
- перефразирование (заменить термин содержанием, заменить описание термином, словом; убрать несущественные слова; конкретизировать, добавив не меняющие смысл подробности);
- построение модели (схема, рисунок, таблица, чертёж);
- выполнение соответствующей схемы – краткой записи
- Один из основных приёмов в анализе задачи- моделирование , которое помогает ученику не только понять задачу, но и самому найти рациональный способ её решения.
- Моделирование – это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образцами: моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т. п. В роли моделей выступают не конкретные предметы, о которых идёт речь в задаче, а их обобщённые заменители (круги, квадраты, отрезки, точки и т. п.).
В школьном математическом кружке занимается 28 учеников. В танцевальном кружке - на 12 учеников больше, чем в математическом, а в спортивном - на 7 учеников меньше, чем в танцевальном. Сколько учеников в спортивном кружке?
Мат. кр. – 28 уч.
Танц. кр. - ?, на 12 уч. больше
Спорт.кр. - ?, на 7 уч. меньше.
Опорные схемы
- после чтения текста задачи предлагается детям выбрать нужную схему (из 2-3 схем);
- по данной схеме с готовым числовым набором составить текст;
- по данной схеме с готовым числовым набором дать задание: назвать действия, необходимые для решения задачи, и объяснить их выбор;
- по данной схеме с готовым числовым набором и решением дать задание: проверить и обосновать верность предложенного решения или опровергнуть его;
- сравнить тексты двух задач, предложить детям выбрать для каждого из них схему и указать, чем будет отличаться их решение.
2 этап. Поиск плана решения задачи
Цель этапа - «Связать» вопрос и условие
Приёмы выполнения этапа
- рассуждения: а) от условия к вопросу;
б) от вопроса к условию;
- по модели
- составление уравнения
- графический
- Для того чтобы подвести ребенка к пониманию того, что для решения задачи необходимо научиться получать ответ НЕ пересчетом , а другими, чисто математическими, приемами ( на первом этапе - присчитыванием и отсчитыванием, а затем - путем выполнения арифметических действий ), следует соответствующим образом организовывать наглядность.
- Для исключения пересчета рекомендуется использовать прием работы со "скрытой" наглядностью , т.е. сначала наглядность предъявляется, сосчитывается, обозначается цифрами, а затем прячется (в коробку, конверт, корзину, за ширму и т. п.). После этого в соответствии с сюжетом задания приступают к выбору действия, поясняя его.
Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два пешехода. Первый прошел 5/8 пути, второй 3/10 . Произошла ли встреча пешеходов?
Опираясь только на чертеж, легко дать ответ на вопрос задачи: «Встреча не произошла». Такой способ решения можно назвать графическим .
3 этап. Выполнение плана
Цель этапа - в ыполнить операции в соответствующей математической области (арифметика, алгебра, геометрия, логика и др.) устно или письменно
Приёмы выполнения этапа
- арифметические действия: выражением, по действиям (без пояснения, с пояснением, с вопросами);
- изменение, счёт на модели;
- решение уравнений;
- логические операции;
4 этап. Проверка
Цель этапа - у бедиться в истинности выбранного плана и выполненных действий, после чего сформулировать ответ задачи
Приёмы выполнения этапа
До решения:
- прикидка ответа или установление границ с точки зрения здравого смысла, без математики.
Во время решения:
- по смыслу полученных выражений;
- осмысление хода решения по вопросам.
После решения задачи:
- решение другим способом;
- решение другим методом;
- постановка результата в условие;
- сравнение с образцом;
- на малых числах;
- составление и решение обратной задачи
5 этап. Рефлексия
Цель этапа:
- Осмыслить свои учебные действия.
- Скорректировать свои последующие действия.
Приёмы выполнения этапа
- физическая (успел – не успел);
- сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
Приём, используемый после решения задачи
- Варьирование (т.е. изменение) данных, условия и вопроса.
Задача 1. У пруда росло 9 осин и берёз. Осин было 4. Сколько было берёз?
- После решения этой задачи рекомендуется провести варьирование данных с целью повторить состав чисел. (Если бы осин было 3? 5? 8?).
Задача 2. Слава принёс в класс 7 рисунков, а Павлик на 4 рисунка меньше. Сколько рисунков принёс Павлик?
- варьирование условия: что нужно заменить в условии, чтобы задача решалась сложением?
- варьирование вопроса: что изменится в решении задачи, если вопрос будет таким: «Сколько рисунков они принесли вместе?» Или: Измените вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.
Задания, побуждающие детей активно использовать те представления, которыми они овладели, а также требовали бы опоры на смысловые признаки в анализе текстов:
- 1. Часть условия выражена в повествовательной форме в начале текста, затем идет вопросительное предложение, включающее вопрос и часть условия: "У Оли было 6 яблок. Сколько яблок стало у Оли, если 2 она отдала брату?".
- 2. Часть условия выражена в повествовательной форме в начале текста, затем следует также повествовательное предложение, включающее вопрос и часть условия: "У Оли было 6 яблок. Найдите количество яблок у Оли после того, как 2 она отдала брату".
- 3. Текст задачи представляет одно сложное вопросительное предложение, в котором сначала стоит вопрос, а затем - условие: "Сколько яблок осталось у Оли после того, как она из своих 6 яблок 2 отдала брату?".
- 4. Текст задачи представляет одно сложное повествовательное предложение, в котором сначала стоит вопрос задачи, а затем - ее условие: "Найдите количество яблок у Оли после того, как. она из своих 6 яблок 2 отдала брату".
- Попытаться сформировать обобщенные приёмы, помогающие решению задач, сформировать у ребенка самостоятельную учебную деятельность – одна из основных методических линий современной методики.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
- Антюхова С.Ю. Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №9.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.
- Зембатова Л.Т. Организация работы над составной задачей в начальной школе (учебно-методическое пособие)
- Методические приемы работы над задачей в начальной школе ( xn --j1ahfl.xn--p1ai)
- http://metodisty.ru/modules/boonex/files/data/files/39484.pdf?ysclid=l795js9jt5856457328