Просмотр содержимого документа
«Работа с учебным текстом»
«Просвещение»
«Прочитайте текст…» Сколько заданий начинается с этой фразы! Однако за этими двумя словами могут скрываться множество вариантов действий, ведь чтение бывает разным.
Сюжетное — понять последовательность действий в тексте, определить главные мысли.
Фиксирующее — внимательно прочитать каждое слово, абзац, страницу, обращаясь к ссылкам.
Разъяснительное — в процессе чтения выяснить непонятные части текста (новые термины, неизвестные отсылки и т.п.). Для этого ученик обращается к другим источникам или к учителю.
Критическое — предполагает не только осмысление содержания произведения, но и его анализ, оценку.
Творческое — выработка своей позиции по отношению к изучаемому вопросу.
Существуют разные методы работы с текстом, которые помогают школьникам лучше понять прочитанное и запомнить материал. Среди них:
Запись главной мысли произведения. Это можно сделать по-разному: ключевыми словами, или в виде цитат, или с помощью структурно-логических схем.
Составление плана прочитанного (простой, сложный план, цитатный).
Составление аннотации. В сжатой форме передать основное содержание произведения.
Составление резюме. В отличие от аннотации в резюме есть выводы, следующие из рассуждений автора или своих собственных.
Конспектирование.
Рецензирование — критический анализ текста и его оценка.
Реферирование — сравнение разных точек зрения на текст, их обобщение.
В зависимости от возраста ребят и учебных задач педагог может предложить им тот или иной метод работы с текстом. Малышам достаточно выписать ключевые слова и потом составить по ним план, на который им будет удобно опираться при пересказе. Ребята постарше могут писать аннотации и делать конспекты. Материал, переработанный таким образом, лучше запоминается. А навык конспектирования будет очень полезен в вузе.
Методы, связанные с оценкой текста, выражением собственной позиции или изучением позиции других людей, требуют самых больших усилий, однако именно они учат школьников учиться. Запомнить три закона Ньютона — это здорово, но куда важнее понять, как они работают в реальной жизни, а может быть, даже усомниться в их справедливости (современные физики изучают процессы, в которых эти законы не действуют). Именно такие методы помогают переосмыслить учебные тексты и начать создавать новые смыслы на их основе.
Однако, какой бы метод вы ни использовали, существуют общие этапы работы с учебным текстом.
1. До чтения: прочитать заголовок, предположить, о чём пойдёт речь, возможно, сформулировать вопросы, ответы на которые хотелось бы найти в тексте.
2. Во время чтения: вести мысленный диалог с автором, проверять сделанные предположения, искать ответы на вопросы, которые были поставлены до чтения, отмечать непонятные моменты, важные мысли, спорные утверждения.
3. После прочтения текста: сформулировать главную мысль текста, прочитать повторно трудные части и непонятные места, разобраться с этими моментами, задать себе вопросы по тексту для самопроверки.
#советы_просвещение