МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА»
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
С
L
Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.
Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата
Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем)
У Учитель-предметник после первичного контроля ЗУН должен отрабатывать^4 тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль
Учитель-предметник не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий ( после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине)
Учитель-предметник должен определить время , за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультации.
Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
Учитель-предметник должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти
Учитель-предметник должен поставит в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося
Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы
I
I
I
-л
i
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ = Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося (методы работы: анкетирование ученика, анкетирование родителей, собеседование)
I Возможные причины неуспеваемости:
►
с
!
Пропуск уроков
Недостаточная работа дома
Слабые способности
Нежелание учить предмет
Недостаточная работа на уроке
Необъективность выставления оценок на уроке
Предвзятое отношение учителя на уроке
Большой объем домашнего задания
Недостаточное внимание учителя
Высокий уровень сложности материала
Другие причины
В случае пропуска учеником уроков классный руководитель должен провести с ним индивидуальную работу по выявлению причин отсутствия, немедленно проинформировать родителей об успеваемости ученика через запись в ученическом дневнике или иным способом.
В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями.
к
S
I
В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить этот вопрос с учителем - предметником или обратиться к директору школы, заместителю директора по УР, чтобы проверить соответствие домашнего задания существующим нормам.
I
i
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.
Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.
X* Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений [ и задании на уроке. ^
Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан |
самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может ^ обратиться к учителю за консультацией. Ь
❖
«Причины трудностей в обучении младших школьников» Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей
Виды школьной неуспеваемости.
© Эпизодическая неуспеваемость,
© Устойчивая неуспеваемость по одному предмету,
© Устойчивая неуспеваемость по ряду предметов.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Внешние причины:
© Семейно-бытовые условия, (плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей)
© Педагогическая запущенность (слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, нерегулярное выполнение домашних заданий, низкий уровень дошкольного воспитания детей, проблемы языка обучения, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей)
© Экологические
® Школьные факторы риска (интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований)
Внутренние причины:
© Недостатки познавательной деятельности учащихся. ® Недостатки развития мотивационной сферы детей.
Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей
мл ллч1/ч/тм/?т?7_тт'?л /л, ~iao 11 глз 11 гл 11 г ел тл ипл'1//з//ч л и i /сл и/о
ГiICjuji it/ci/ vjsча iisi vxsi- fv iii~s\sv у у t ltsi.
© Индивидуально-типологические особенности учащихся и их влияние на успешность учебной деятельности (характер, темперамент)
о Длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.) о Ответственная, требующая эмоционального, нервно- психического напряжения самостоятельная, контрольная работа.
о Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на та немедленного ответа. о Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно. о Работа в шумной, неспокойной обстановке. о Работа после резкого замечания, сделанного учителем. о Работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога.
о Когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.
о Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
© недостатки в подготовке ребенка к школе ® соматическая ослабленность ребенка
© нарушения формирования отдельных психических функций вследствие нарушений со стороны ЦНС © несформированность произвольной регуляции деятельности © нарушение системы связей и отношений с другими участниками образовательного процесса Особая группа риска:
© часто болеющие дети © медлительные дети © гиперактивные дети © леворукие дети
® дети из социально неблагополучных семей
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЧТЕНИЮ И МАТЕМАТИКЕ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Первая группа трудностей связана с недостатками уровнем развития психомоторной сферы ученика.
У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:
нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр);
отсутствие связных движений при письме, "печатание" букв;
плохой, небрежный почерк;
очень медленный темп письма;
сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;
слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.
При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпоритмические характеристики громкого чтения.
Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется: а) низкой скоростью чтения, б) слоговым типом чтения, в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов. Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.
Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем:
замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;
трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;
неправильное чтение похожих по начертанию букв;
затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
отсутствие устойчивых навыков счета;
незнание отношений между смежными числами;
_ /TVt'V* Т
■Го
т гл. ттп иг» тлАтттмлатттлт'Л ттттлттп тл г»
1г\ лттлптггпттт ттт ттттптт*
wjj\о, iwjmujt i пхл \j a n » ijaix i nnm sijian.
Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие.
Несформированностъ пространственных представлений.
Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке.
У детей с несформированностью пространственных представлений часто встречается "зеркальное" написание букв и цифр (например, вместо буквы «3» пишут букву «3», вместо буквы «Я » - «R». То же имеет место и при написании цифр: вместо «1» пишут «1» и др.)
Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных представлений могут проявляться:
-в сращивании и расщеплении слов при письме;
-в слитном написании с предлогами;
Недостатки в развитии процессов звукооуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия.
Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предполагает наличие следующих умений:
способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на отдельные части (предложения, слова);
умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки -фонемы - из звукового состава слова;
овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова, и свободно оперировать ими;
умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.
Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки (с - ш, я - ж), звонкие и глухие (б - п, д - т, г- к и т.д.), твердые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смещение значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так, на звук "з" подбираются такие слова, как "жаба", "жук"; назвук "г"- "корабль",
"кукла".
Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, выражающегося, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнализирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.
Недостатки в развитии познавательных процессов.
Недостаточность зрительного анализа может проявляться в смещении сходных по начертанию букв (б- в, н- п, м-л, ш- т и т.д.). «Зеркальное»
может затруднять переход от прямого способа действий к обратному;
проявляться в трудностях при переводе из одной
формы в другую, например, из буквенной формы в цифровую).
Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо-зрительно-двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.)
Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывания слов и предложений, лишних вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении "потеря" строки, повторное считывание той же строчки и др.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
Исследование саморегуляции в младшем школьном возрасте.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - младшего школьного возрасти, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность.
В младшем школьном возрасте в центр психического развития выдвигается формирование произвольности: формируется произвольный характер памяти, внимания, мышления ребенка; возникает способность действовать организованно в соответствии со стоящими пред ним задачами; ребенок учится управлять своим поведением, протеканием психических процессов. Объясняется это тем, что в указанный период ребенок начинает учиться в школе, а положение школьника и его учебная деятельность предъявляет к произвольному поведению уже достаточно высокие требования.
Разберемся подробнее, что же в социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста определяет формирование произвольности и ее специфические черты.
Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. Ведь учение в школе - деятельность обязательная, ответственная и требующая систематического организованного труда.
мшюнькии рсоснок - он уже школьник.
б’Т’/'Ч ЛАПАО Г!ПП/Ч'1Т/'£й13 5Д|1Л 1/МГ П Т I
TU nUDWv iiUJi 'USlVKs mi W/ VJ Cn TV?
В школе ребенок должен научиться подчинять свое поведение целому ряду требований, поставленных перед ним, и которые далеко не всегда совпадают с его непосредственными желаниями. Эти новые требования идут не только от самой учебной деятельности как таковой, но и от его положения школьника. Главное здесь заключается в том, что, став школьником, ребенок оказывается на первой ступени общественного положения. Он теперь уже не
написание букв и количественные ошибки (преувеличение и преуменьшение количества элементов буквы) могут появляться не только вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения.
Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное и др. Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение. Недостаточность операции абстрагирования проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абстрактный план действия.
При овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать. У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщенностью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнивании устанавливать взаимнооднозначные соответствия. Операция сравнения лежит в основе классификации явлений и их систематизации; на основе сравнения формируются понятия равенства и неравенства, понятия о геометрических фигурах и др.
Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников: конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);
синкретичностъ мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач;
недостаточная обобщенность мышления (обусловливает затруднения при образовании поднятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале;
однолинейность мышления (т.е. прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, обусловливает решение задачи только одним способом;
инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий;
даже не осознает, но, тем не менее, чувствует, и это чувство окрашено у него положительными переживаниями.
Положение школьника сопровождается изменением не только обстоятельств его жизни, но и всех взаимоотношений с окружающими людьми: расширяется его круг общения, возникают новые авторитеты, создается сеть сложных отношений с детьми в классе, изменяется и характер его взаимоотношений с родителями. Требования родителей к ребенку носят уже совсем иной характер: теперь он ценится, прежде всего, за то, как он справляется со своими учебными делами, как он ведет себя в школе, за то, какие отметки приносит из школы, короче говоря, оценка ребенка в семье начинает зависеть от его оценки в школе.
Таким образом, поступление в школу перестаивает весь образ жизни ребенка: беспечное времяпровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности: он должен ходить в школу, заниматься тем, что определено школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хороших результатов своей учебной деятельности.
Указанная «социальная ситуация развития» и объясняет, почему именно в период младшего школьного возраста на первый план психического развития ребенка выдвигается процесс формирования произвольного характера его поведения и деятельности.
Саморегуляция - это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. Причем разные исследователи выделяют различные компоненты саморегуляции.
© самоконтроль в учебной работе;
© социальный самоконтроль;
© способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе как средства саморегуляции;
© рефлексию как один из основных психологических механизмов, обеспечивающих саморегуляцию.
Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:
неумение обнаруживать свои ошибки;
возрастание количества ошибок концу работы;
выполнение требований учителя не в полном объеме;
трудности с формированием двигательного навыка письма;
медленный темп письма.
Особо следует отметить трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. В первую очередь это касается медлительных детей - детей с флегматическим темпераментом. В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями:
пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений (вследствие того, что ученик-флегматик торопится, чтобы не отстать от класса);
медленный темп письма, чтения, счета;
невыполнение письменных заданий в полном объеме при ограничении времени, отведенного на работу;
замедленное протекание умственной деятельности.
г
4
г
I
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ о Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания ^ учеником, его посещаемость.
о Родители обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем- предметником. |
о Родители ученика имеют право посещать уроки, по которым ученик ^ показывает низкий результат О
о Родители ученика в случае затруднения имеют право обращаться за ^ помощью к классному руководителю, администрации школы.
►
I
ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТ:
S Ликвидация неуспеваемости.
^ Повышение уровня ЗУН учащихся.
^ Повышение качества знаний учащихся. У Повышение мотивации к учению.
■1
i
I
I
I
I
Вид работы | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики. | Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета. | Создание микроклимата в классе. Алгоритмизация действий. Удержание интереса. Формирование мотивации к обучению. Стимулирование оценкой, похвалой. | Вести карту наблюдения. Работа в группах, парах. Индивидуальные консультации. Уроки коррекции знаний. Опорные конспекты, памятки. Дидактические игры. |
Внеуроч ная деятель ность | При возникновени и затруднений: в изучении нового материала; выявлении пробелов в знаниях. | Для: предупреждения неуспеваемости; ликвидации выявленных пробелов в знаниях; формирования мотивации, интереса к учебе | Индивидуальнолич ностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися | Индивидуальные и групповые консультации. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников). Творческие задания. |
Воспита тельная работа | Регулярно | Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе | Индивидуальнолич ностный подход, создание комфортной среды. | Вовлечение в кружки, ктд. Проведение тематических классных часов, предметных недель. Опора на хобби. |
Работа с родителями | При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнени и домашних заданий, несоответству ющей обстановке в классе, семье. Работа ведется регулярно. | Для оказания профессионально педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости; установления единых требований. | Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних,так и внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка. | Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями. Совет профилактики. |
№ | Содержание работы | Сроки вы- полнееия | Методы и приемы | Предполагаемый результат |
1 | Диагностировать и анализировать результаты обучения | В течение учебного года | Тестирование; диагностика; оповещение родителей ребенка об успеваемости ребенка, выставление предварительных отметок | Оказание своевременной помощи по ликвидации пробелов в выполнении программных требований по предмету. |
2 | Коррекционная работа с учащимися в течение урока | В течение года | Проговаривание, комментирование, систематическое повторение | Развитие памяти, усвоение алгоритма рассуждения при выполнении типовых заданий. |
Л | Разработка опорных алгоритмов действий. | В течение года | Иллюстративно - наглядные. | Добиться умения работать над задачей, понимать алгоритм рассуждения. |
4 | Отработка навыка чтения. | В течение года | Репродуктивные методы, коммуникативное творчество | Формирования умения самостоятельно работать по учебнику, с текстом заданий. |
5 | Разнообразие тренировочных упражнений, организация дополнительных занятий. | В течение года | Проблемно - поисковые, практические. | Коррекция ЗУНов, ликвидация пробелов в знаниях. |
6 | Учет состояния здоровья ребенка, взаимодействие с др. специалистами. | В течение года | Проведение динамических пауз; мед. профилактика | Соблюдать умственное напряжение и физическую нагрузку. Соблюдать санитарно - гигиенические требования к уроку. |
8 | Проявление особого педагогического такта. | В течение года | Беседы с ребенком | Повышение уровня учебной мотивации, развитие интереса к учебе, самостоятельности в работе, оказание педподдерж- ки. |
9 | Взаимодействие с семьей | В течение года | Беседы, репродуктивные методы | Организация общих усилий семьи и школы в целях ликвидации пробелов в знаниях ребенка, определение путей коррекционной работы, метод, советы |
Цели
Выполнение Закона об образовании
Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи
Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников Реализация разноуровнего обучения
Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Основные разделы планирования
Организация работы со слабоуспевающими учащимися
П. Планирование работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися Основополагающие направления и виды деятельности
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися
Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости
Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | о Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. о Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. © Предложение учащимся примерного плана ответа. © Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. © Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | © Применение мер поддержания интереса к усвоению темы о Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. © Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. © Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
При организации самостоятельной работы | © Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. о Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. © Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. о Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. © Напоминание приема и способа выполнения задания. © Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. |
В ходе самостоятельной работы на уроке | © Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. © Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. о Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. © Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. © Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. |
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения
отставания и неуспеваемости
2 группа
посредством организации деятельности
1 группа
посредством содержания
3 группа посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания
Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
а) эмоциональнообразный;
б) аналитический (разъяснительный);
в) деловой;
г) необычный.
Использование, показ,
подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность;
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
Показ значимости знаний, умений:
а) общественной
б) личностной
Межпредметные связи
Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач
Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания,
замечания, мимика); единые и индивидуальногрупповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)
Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.
Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
контроль за деятельностью учащегося
(тщательный,
Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств...) и побуждение учащихся к подобным проявлениям
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)
беглый), взаимо- и
самоконтроль,
оценка.
7. Четкое
использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.
Основные признаки неуспеваемости учащихся
Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
Различные формы взаимопомощи.
Дополнительные занятия с учеником учителя.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
Индивидуальный подход к учащемуся.
Специальная система домашних заданий.
Усиление работы с родителями.
Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за уч
Памятка для работающих с неуспевающими учениками
Фамилия, имя, отчество ученика.
Класс.
По каким предметам не успевает.
Поведение ученика.
Причины, которые привели к плохой успеваемости.
Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.
Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
Сколько времени уже длится эта работа
Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
| Профилактика неуспеваемости |
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
При опросе создаются специальные ситуации успеха.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Математика
Основные цели курса:
Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Направления коррекционной работы:
формирование элементов самостоятельной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
° образование новых грамматических форм по аналогии, т. е. по заданному образцу.
Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения).
Особенности курса:
предлагаемые задания развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом младшими школьниками. Своеобразие предложенной системы коррекции письма и выработки навыков русского правописания заключается в использовании специальных приемов, вовлекающих в обучение речеслуховые, речедвигательные и речезрительные функциональные системы;
° методический материал предлагается в доступной форме,
соответствует возрастному развитию младших школьников;
° курс разработан на основе коррекционно-логопедических методик по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников и методики преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях.
Направления коррекционной работы:
Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа.
Отработка алгоритма решения орфографических задач от простого к сложному:
фонематический анализ;
вставка букв;
° выделение орфограмм;
Формирование альтернативных приемов усвоения навыков правописания ° списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова);
Формирование навыков морфемного анализа:
® усвоение основного смыслового значения каждой грамматической формы;
Русский язык
Основные цели курса: развитие речи младших школьников, как устной, так и письменной, а также развитие некоторых функций неречевого характера.
Развитие устной речи, развитие речемыслительных способностей ребенка, аналитико-синтетических процессов, реализующихся в школьном возрасте в виде ведущей учебной деятельности.
Развитие специфического вида речевой деятельности - письменной речи.
Развитие неречевых функций, играющих роль в формировании письменной речи.
Основные задачи курса:
Развитие устной речи
Развитие речевого мышления.
Развитие аналитико-синтетических процессов, лежащих в основе формирования навыков чтения и письма.
Формирование коммуникативной функции речи - функции общения.
Развитие речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания.
Обогащение словарного запаса и формирование грамматических категорий речи.
Совершенствование процесса письменной речи
Обучение умению активно применять орфографические правила русского языка.
Преодоление напряжения и страха письма.
Совершенствование графомоторных навыков.
Преодоление стойких ошибок в письменной речи.
Обогащение словарного запаса и грамматических категорий, используемых в письменной речи.
Развитие звукового анализа и синтеза.
Развитие неречевых функций
Формирование пространственных ориентировок.
Формирование временных ориентировок.
Развитие сенсо - и акустико-моторных координаций.
Развитие оптико-моторных координаций.
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
в восполнению пробелов базовых знаний;
® формированию индивидуального справочника учащегося;
® отработке основных типов заданий по разделам и темам;
о отработке основных алгоритмов при решении задач базового уровня;
о рассмотрению комплексных заданий;
о отработка навыков анализа и интерпретации условия задачи;
о отработка навыков самостоятельного решения элементарных базовых задач;
о достижению базового уровня знаний согласно требованиям контрольных измерительных материалов.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно - ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированное™ умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стамулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
При опросе создаются специальные ситуации успеха.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера б л а гожел ател ьности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.