СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со словами с непроверяемыми написаниями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно-проверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в 1-ом классе, работая по прописи и учебнику. 

Просмотр содержимого документа
«Работа со словами с непроверяемыми написаниями»

Работа со словами с непроверяемыми написаниями. Выполнила работу учитель начальных классов МБОУ гимназии № 5 Кодзаева Фатима Валерьевна

Работа со словами с непроверяемыми написаниями.

Выполнила работу

учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 5

Кодзаева Фатима Валерьевна

 Один из этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно-проверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в 1-ом классе, работая по прописи и учебнику.  Освоение таких слов строится в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. 1 вариант. Чтение слова (с доски, таблицы и т.д.) Обозначение ударения. Выделение корня, нахождение безударной гласной, непроверяемой ударением. Проговаривание слова вслух, письмо слова в тетрадях. Разбор слова по составу, подбор родственных слов. Этимологический анализ (если возможно и необходимо). Составление с данным словом словосочетания, предложения (устно или письменно).

Один из этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно-проверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в 1-ом классе, работая по прописи и учебнику.

Освоение таких слов строится в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

1 вариант.

  • Чтение слова (с доски, таблицы и т.д.)
  • Обозначение ударения.
  • Выделение корня, нахождение безударной гласной, непроверяемой ударением.
  • Проговаривание слова вслух, письмо слова в тетрадях.
  • Разбор слова по составу, подбор родственных слов.
  • Этимологический анализ (если возможно и необходимо).
  • Составление с данным словом словосочетания, предложения (устно или письменно).
2 вариант. Даёт более эффективное восприятие. Введение нового слова. Способы: Чтение загадки, отгадывание её учащимися; Рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»); Описание признаков предмета или предъявление слова – синонима. Дети определяют, какое слово они будут изучать и т.д. Работа над «слуховым» образом слова.  Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют трудное место. Это очень важно для последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в период обучения грамоте учащихся знакомили с признаками орфограмм (со слабыми позициями для гласных и согласных), то после орфоэпического произнесения дети сразу могут назвать в этом слове «трудное» место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

2 вариант.

Даёт более эффективное восприятие.

  • Введение нового слова.

Способы:

  • Чтение загадки, отгадывание её учащимися;
  • Рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»);
  • Описание признаков предмета или предъявление слова – синонима. Дети определяют, какое слово они будут изучать и т.д.
  • Работа над «слуховым» образом слова.

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют трудное место.

Это очень важно для последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в период обучения грамоте учащихся знакомили с признаками орфограмм (со слабыми позициями для гласных и согласных), то после орфоэпического произнесения дети сразу могут назвать в этом слове «трудное» место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3. Запись слова с «окошком».  После того, как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слова, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окном». Дети записывают слово, пропустив безударную гласную, обозначив её «сигналом опасности» – например точкой : б . рёза и ставят ударение. 4. После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и ещё раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, т.е. так, как оно написано. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова). Возьмём пример из практики. Проведём работу над словом медведь. 1. Предлагается загадка:  Кто в лесу глухом живёт,  Неуклюжий, косолапый,  Летом ест малину, мёд,  А зимой сосёт он лапу.

3. Запись слова с «окошком».

После того, как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слова, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окном».

Дети записывают слово, пропустив безударную гласную, обозначив её «сигналом опасности» – например точкой : б . рёза и ставят ударение.

4. После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и ещё раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, т.е. так, как оно написано.

Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Возьмём пример из практики.

Проведём работу над словом медведь.

1. Предлагается загадка:

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

Дети называют отгадку, сообщают признаки, по которым они определили отгадку. 2. Учащиеся проговаривают слово медведь орфоэпически, определяют ударный и безударный слоги. 3. Перед учащимися ставится орфографическая задача: в тетрадь самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму «трудное» место. 4. Прежде чем мы вставим в «окошко» нужную букву, послушайте, что пишет о медведе Н. Сладков «Сорока и медведь» -Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь. -Какой вопрос, Стрекотуха? -А почему у тебя Медведем зовут? Глухаря – понятно: он ведь весной глухой. Зайца-беляка – понятно: он зимой белый, а вот медведь – не понятно! -Хе-хе! Бестолковая ты птица: мед-ведь – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. После этой этимологической справки учитель задаёт вопрос: какую же букву, как подсказывает эта история нужно написать в первом слоге? Идёт способ собственного решения орфографической задачи.
  • Дети называют отгадку, сообщают признаки, по которым они определили отгадку.

2. Учащиеся проговаривают слово медведь орфоэпически, определяют ударный и безударный слоги.

3. Перед учащимися ставится орфографическая задача: в тетрадь самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму «трудное» место.

4. Прежде чем мы вставим в «окошко» нужную букву, послушайте, что пишет о медведе Н. Сладков «Сорока и медведь»

-Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.

-Какой вопрос, Стрекотуха?

-А почему у тебя Медведем зовут? Глухаря – понятно: он ведь весной глухой. Зайца-беляка – понятно: он зимой белый, а вот медведь – не понятно!

-Хе-хе! Бестолковая ты птица: мед-ведь – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан.

После этой этимологической справки учитель задаёт вопрос: какую же букву, как подсказывает эта история нужно написать в первом слоге? Идёт способ собственного решения орфографической задачи.

Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в «окошко» нужную букву. Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, после чего запись сверяется с образцом.
  • Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в «окошко» нужную букву.
  • Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, после чего запись сверяется с образцом.
Разнообразные словарные диктанты как промежуточные, так и контрольные помогают интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, затрачивая минимум времени на её проведение.  Использование разных видов диктантов позволяет ученикам проработать слово со всех сторон (его толкование и происхождение, употребление с разными словами, антонимы и синонимы, однокоренные слова), а так же способствует развитию словообразовательных навыков.  Виды диктантов.  Выборочный диктант - развивает умение выделять необходимые слова на слух. Учитель диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию. Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, делает работу со словарными словами разнообразной, развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение быстро анализировать слово и относить его к тому или иному виду орфограмм.

Разнообразные словарные диктанты как промежуточные, так и контрольные помогают интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, затрачивая минимум времени на её проведение. Использование разных видов диктантов позволяет ученикам проработать слово со всех сторон (его толкование и происхождение, употребление с разными словами, антонимы и синонимы, однокоренные слова), а так же способствует развитию словообразовательных навыков. Виды диктантов. Выборочный диктант - развивает умение выделять необходимые слова на слух. Учитель диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию. Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, делает работу со словарными словами разнообразной, развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение быстро анализировать слово и относить его к тому или иному виду орфограмм.

Выборочные диктанты. 1. Запиши слова, в которых 2 слога.  Молоко, ягода, пальто, быстро, завод, Москва, машина, петух, вдруг, скоро, одежда, собака. 2. Запиши слова, в которых первый слог ударный.  Быстро, собака, сорока, посуда, лисица, ягода, Москва, весело, скоро, машина, девочка, пальто. Запишите только имена собственные или нарицательные.  Город Москва, кот Васька, корова Ночка, река Терек, Черное море, учительница Ольга Петровна, собака Трезор, Красная площадь, ученик Костя, медвежонок Умка. Запиши существительные мужского рода или женского рода. Комбинированный диктант – позволит учителю увеличить материал для работы со словарными словами, помогает повторять ранее пройденные, и закрепить вновь изученные орфограммы.

Выборочные диктанты.

1. Запиши слова, в которых 2 слога.

Молоко, ягода, пальто, быстро, завод, Москва, машина, петух, вдруг, скоро, одежда, собака.

2. Запиши слова, в которых первый слог ударный.

Быстро, собака, сорока, посуда, лисица, ягода, Москва, весело, скоро, машина, девочка, пальто.

  • Запишите только имена собственные или нарицательные.

Город Москва, кот Васька, корова Ночка, река Терек, Черное море, учительница Ольга Петровна, собака Трезор, Красная площадь, ученик Костя, медвежонок Умка.

  • Запиши существительные мужского рода или женского рода.

Комбинированный диктант – позволит учителю увеличить материал для работы со словарными словами, помогает повторять ранее пройденные, и закрепить вновь изученные орфограммы.

1. Распредели слова на две группы. Слова с безударным гласным, проверяемым ударением записывайте в один столбик, а слова с непроверяемым безударным гласным – в другой.  Хороший, Москва, моряк, больной, работа, сорока, солить, посуда, товарищ, капуста, столы. 2. Запиши слова в два столбика. В первый столбик слова, в которых на месте безударного гласного звука пишется буква «о», во второй – «а».  Воробей, Москва, ягода, карандаш, солёный, водопад, рабочий, посуда, повар, водяная, товарищ, полевой, капуста, старик, наварить. 3. Образуй от имён существительных родственные слова с помощью суффикса –ник-. Выдели суффикс.  Суббота, осина, малина, корова, собака, работа, сапог, дорога, месяц, ягода. 4. Образуйте от имён существительных имена прилагательные мужского рода(женского рода, среднего рода). Выделите окончания. Орех, библиотека, январь, коллектив, класс, малина, горох, город, народ, осина, улица.

1. Распредели слова на две группы. Слова с безударным гласным, проверяемым ударением записывайте в один столбик, а слова с непроверяемым безударным гласным – в другой.

Хороший, Москва, моряк, больной, работа, сорока, солить, посуда, товарищ, капуста, столы.

2. Запиши слова в два столбика. В первый столбик слова, в которых на месте безударного гласного звука пишется буква «о», во второй – «а».

Воробей, Москва, ягода, карандаш, солёный, водопад, рабочий, посуда, повар, водяная, товарищ, полевой, капуста, старик, наварить.

3. Образуй от имён существительных родственные слова с помощью суффикса –ник-. Выдели суффикс.

Суббота, осина, малина, корова, собака, работа, сапог, дорога, месяц, ягода.

4. Образуйте от имён существительных имена прилагательные мужского рода(женского рода, среднего рода). Выделите окончания.

Орех, библиотека, январь, коллектив, класс, малина, горох, город, народ, осина, улица.

Цифровой диктант – развивает память, учит кодировать информацию с помощью цифр и других знаков. Это делает работу интересной, не утомляет ученика. В результате выполненной работы дети могут сделать вывод и лучше запомнить правописание словарных слов.  1. Зашифруйте буквы безударных гласных с помощью цифр: 1 – о; 2 – а. Сложите цифры и запишите результат.  Коньки, собака, завод, сапоги, пальто, ягода, корова, мороз, сорока. (1,1,2,2,2,1,1,1,1=12) 2 . Ветер, петух, учитель, ребята, берёза, дежурный, деревня, ученик, медведица, медведь, учительница, лисица, тетрадь. (1,1,2,1,1,1,1,1,1,1,2,2,1=10)
  • Цифровой диктант – развивает память, учит кодировать информацию с помощью цифр и других знаков. Это делает работу интересной, не утомляет ученика. В результате выполненной работы дети могут сделать вывод и лучше запомнить правописание словарных слов.

  • 1. Зашифруйте буквы безударных гласных с помощью цифр: 1 – о; 2 – а. Сложите цифры и запишите результат.

Коньки, собака, завод, сапоги, пальто, ягода, корова, мороз, сорока. (1,1,2,2,2,1,1,1,1=12)

2 . Ветер, петух, учитель, ребята, берёза, дежурный, деревня, ученик, медведица, медведь, учительница, лисица, тетрадь. (1,1,2,1,1,1,1,1,1,1,2,2,1=10)

Зрительный диктант – нужно чередовать со зрительно – слуховым диктантом, давать его можно не только в виде пропущенных букв, но и пропущенных слов(например, при записи антонимов и синонимов). Ценность этого вида работ заключается в том, что, чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до написания слова.  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подберите антонимы.  (До)св_дания - ______(здравствуй), пл_хой - _____(хороший), ю(г,к) - ____(север), запа(д,т) - ____(восток), белый - _______(черный), мать - _____(отец), сейч(а,я)с - _______(потом) и т.д. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подберите синонимы.  З_л_той - _______(желтый), п_стель - _______(кровать), хр_брец - _____(герой), тру(д,т) - _____(работа) , (а,о)(лл,л)ея - _____(дорога), в_роной – (черный) и т.д.
  • Зрительный диктант – нужно чередовать со зрительно – слуховым диктантом, давать его можно не только в виде пропущенных букв, но и пропущенных слов(например, при записи антонимов и синонимов). Ценность этого вида работ заключается в том, что, чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до написания слова.

  • 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подберите антонимы.

(До)св_дания - ______(здравствуй), пл_хой - _____(хороший), ю(г,к) - ____(север), запа(д,т) - ____(восток), белый - _______(черный), мать - _____(отец), сейч(а,я)с - _______(потом) и т.д.

  • Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подберите синонимы.

З_л_той - _______(желтый), п_стель - _______(кровать), хр_брец - _____(герой), тру(д,т) - _____(работа) , (а,о)(лл,л)ея - _____(дорога), в_роной – (черный) и т.д.

Этимологический диктант – содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет объяснить его современное написание.  Запишите слова по истории их происхождения. 1. Образованно от другого русского числительного один на десяти «один сверх десяти». (Одиннадцать) 2. День, не занятый делами, свободный от работы. (Праздник) 3. Образованно от слова «род»; первоначальное значение – «семья». (Родина) и т.д.
  • Этимологический диктант – содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет объяснить его современное написание.
  • Запишите слова по истории их происхождения.
  • 1. Образованно от другого русского числительного один на десяти «один сверх десяти». (Одиннадцать)
  • 2. День, не занятый делами, свободный от работы. (Праздник)
  • 3. Образованно от слова «род»; первоначальное значение – «семья». (Родина) и т.д.
Письмо по памяти . Цель – «впитать» новую лексику, закрепить материал. Учитель проводит с учащимися работу по запоминанию (чтение целиком, затем по предложениям, давая повторить про себя). Затем материал закрывается, и ученики записывают его так, как запомнили. В конце работы детям даётся возможность проверить написанное.
  • Письмо по памяти . Цель – «впитать» новую лексику, закрепить материал. Учитель проводит с учащимися работу по запоминанию (чтение целиком, затем по предложениям, давая повторить про себя). Затем материал закрывается, и ученики записывают его так, как запомнили. В конце работы детям даётся возможность проверить написанное.
Диктанты с фразеологическими оборотами. 1. Запиши только словарные слова. 1) Язык без костей. 2) Не вырубишь топором. 3) Не в своей тарелке. 4) Семь пятниц на неделю. 5) Чувство локтя и т.д. 2. Подбери к каждой ситуации фразеологический оборот. 1) Угадывать что-либо, интуиция.(Шестое чувство). 2) Бесплатно, не получив никакой выгоды.(Спасибо в карман не положишь) 3) О человеке, имеющем свежий, бодрящий внешний вид. (Как огурчик) 4) Не может сказать внятно, путается в словах. (Язык заплетается) и т.д.
  • Диктанты с фразеологическими оборотами.
  • 1. Запиши только словарные слова.
  • 1) Язык без костей.
  • 2) Не вырубишь топором.
  • 3) Не в своей тарелке.
  • 4) Семь пятниц на неделю.
  • 5) Чувство локтя и т.д.
  • 2. Подбери к каждой ситуации фразеологический оборот.
  • 1) Угадывать что-либо, интуиция.(Шестое чувство).
  • 2) Бесплатно, не получив никакой выгоды.(Спасибо в карман не положишь)
  • 3) О человеке, имеющем свежий, бодрящий внешний вид. (Как огурчик)
  • 4) Не может сказать внятно, путается в словах. (Язык заплетается) и т.д.
  • Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений разного характера , которые позволяют запомнить непроверяемую букву интересно, с учётом психологической особенности мышления ребенка, точно подмеченной К.Д. Ушинским: «Ребёнок мыслит образами». Для этого надо оживить буквы, слова, создать их «образы».
  • Чтобы побудить интерес ученика к словам, с непроверяемыми написаниями, я воспользовалась вариантом группировки их по написанию на: о, а, е, я и др. С этими словами отдельно на каждую вышеуказанную букву составила сюжетные картинки. Каждая картинка включают в себя предметы, обозначенные словами с о ; с а ; с е ; с я и т.д. Все предметы, обозначенные словами, включены в композицию.
  • Например, на одной из картинок изображены портнихи. С ней связаны слова на о : п о ртнихи, к о лени, к о ричневый, к о стюм, о дежда, пуг о вица.
  • Все эти слова группируются вокруг слова портнихи , оно для них является как бы главным.
  • По картине, используя данные слова, дети составляют рассказ:

О ксана и О леся п о ртнихи. На к о ленях у них к о ричневый к о стюм. О ни пришивают к о дежде пуг о вицы.

Предлагаемая работа с картинкой развивает у детей наблюдательность, зрительную память.

Опираясь на зрительную память, дети должны запомнить расположение предметов и определённое количество слов.

Работа проводится по частям.

  • К уроку готовится картина и отдельно слова, где буквы выделены.
  • После каждого прочитанного слова дети находят предмет, выраженный этим словом.

В начале работы обращается внимание на связь слов (предметов), на то, что является главным.

3. Затем проводится запоминание слов и предметов, расположенных на картинке.

На это отводится 1 минута.

После такой работы ученик становится перед классом спиной к картинке и списку слов, называя предметы. При назывании предметов ученик чётко произносит в словах выделенную букву. Все дети внимательно следят за ним. Так проводится работа по каждой намеченной части картинки.

4. Затем по картинке пишутся слова в тетрадях (без списка слов)

С данными словами составляются предложения, связанные рассказы по картинке, включая в них слова с непроверяемыми написаниями.

Аналогичная работа проводится и последующим картинкам; где изображены предметы, обозначенные буквами а, я, е.

Например, на картинке изображены: з а вод, киоск, н а род, тр а мвай, а втобус, многоэтажные дома.

С неё связаны слова на а : з а вод, н а род, п а льто, пл а ток, с а пог, тр а мвай, а втобус, в а гон, кв а ртира, комн а та, р а бота, р а бочий, к а ртина, г а зета, к а лендарь, к а р а ндаш.

Текст может быть примерно такой: З а вод. Н а род р а ботает на з а воде. Р а бочие в п а льто , с а погах , пл а тках. Рядом м а шины , а втобусы, тр а мвайные в а гончики. В киоске г а зеты, к а ртинки, к а лендари, к а рандаши. Р а бочие живут в кв а ртирах. Там несколько комн а т.
  • Текст может быть примерно такой:

З а вод.

Н а род р а ботает на з а воде. Р а бочие в п а льто , с а погах , пл а тках. Рядом м а шины , а втобусы, тр а мвайные в а гончики. В киоске г а зеты, к а ртинки, к а лендари, к а рандаши. Р а бочие живут в кв а ртирах. Там несколько комн а т.

На следующей картинке изображены предметы, обозначенные словами с буквой: я : за я ц, земл я ника, л я гушка, мес я ц, я гнёнок, я зык. По картинке, используя данные слова, дети составляют рассказ: Ночь. На небе мес я ц. Л я гушка высунула я зык. Она охотится. За я ц испугался. Бродит заблудившийся я гнёнок. В траве растёт земл я ника.
  • На следующей картинке изображены предметы, обозначенные словами с буквой: я : за я ц, земл я ника, л я гушка, мес я ц, я гнёнок, я зык.
  • По картинке, используя данные слова, дети составляют рассказ:

Ночь. На небе мес я ц. Л я гушка высунула я зык. Она охотится. За я ц испугался. Бродит заблудившийся я гнёнок. В траве растёт земл я ника.

Предметы, обозначенные буквой е : Р е бята д е журят в д е ревне. Там вет е р и б е рёзы. У уч е ников и уч е ниц п е налы и т е тради.
  • Предметы, обозначенные буквой е :

Р е бята д е журят в д е ревне. Там вет е р и б е рёзы.

У уч е ников и уч е ниц п е налы и т е тради.

Серия картинок, где изображены предметы, обозначенные буквой о : 1. Ур о жай. На о г о роде б о гатый ур о жай. Ов о щи и яг о ды в п о судах. Ов о щи на о : о гурец, п о м и дор, м о рковь, г о рох. Ов о щи на а : к а пуста, к а ртофель, к а б а чки .
  • Серия картинок, где изображены предметы, обозначенные буквой о :
  • 1. Ур о жай.

На о г о роде б о гатый ур о жай.

Ов о щи и яг о ды в п о судах.

Ов о щи на о : о гурец, п о м и дор, м о рковь, г о рох.

Ов о щи на а : к а пуста, к а ртофель, к а б а чки .

К о мандир с с о лдатами о держал п о беду. Св о бода! На г о р о дской в о кзал! Д о рога в ст о лицу Р о ссии – М о скву!
  • К о мандир с с о лдатами о держал п о беду.

Св о бода! На г о р о дской в о кзал!

Д о рога в ст о лицу Р о ссии – М о скву!

К о смонавт на к о смическом к о рабле. П о том в о кру г  о рбиты.
  • К о смонавт на к о смическом к о рабле.

П о том в о кру г о рбиты.

Т о варищ в б о тинках с п о ртфелем спешит на тр о ллейбус.
  • Т о варищ в б о тинках с п о ртфелем спешит на тр о ллейбус.
На к о ньках в м о роз.

На к о ньках в м о роз.

Инструменты на букву о : м о л о ток, л о пата, т о пор и т.д.
  • Инструменты на букву о :

м о л о ток, л о пата, т о пор и т.д.

Хорошему усвоению правильного написания слов способствуют приёмы, которые позволяют пропустить словарное слово через сознание ребёнка. Для этого используют интеллектуальные упражнения, т.е. мнемонические приёмы. К мнемотехнике можно отнести стихи, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приёмы особенно полезны и в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Например, работа над проговариванием, т.е. слуховой, образной памяти.
  • Хорошему усвоению правильного написания слов способствуют приёмы, которые позволяют пропустить словарное слово через сознание ребёнка. Для этого используют интеллектуальные упражнения, т.е. мнемонические приёмы. К мнемотехнике можно отнести стихи, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приёмы особенно полезны и в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Например, работа над проговариванием, т.е. слуховой, образной памяти.
В кастрюле часто готовят горячие блюда, и поэтому из неё идёт пар  П КАСТРЮЛЯ  Р Пар поднялся из кастрюли: это суп готовит Юля.

В кастрюле часто готовят горячие блюда, и поэтому из неё идёт пар

П

КАСТРЮЛЯ

Р

Пар поднялся из кастрюли: это суп готовит Юля.

В слове СУ ББ ОТА - 7 букв, столько же, сколько дней в недели, и 2 буквы Б , столько же сколько выходных.
  • В слове СУ ББ ОТА - 7 букв, столько же, сколько

дней в недели, и 2 буквы Б , столько же сколько

выходных.

Кос тя пришёл в кос тюме, а  Пав ел в пал ьто.
  • Кос тя пришёл в кос тюме, а

Пав ел в пал ьто.

Х О р О ш О , что х О р О ш О  пишется через три О !
  • Х О р О ш О , что х О р О ш О

пишется через три О !

П е туха назвали «П е тя» – П е ть он любит на рассвете
  • П е туха назвали «П е тя» –

П е ть он любит на рассвете

А м е дведь, наоборот, Петь не любит, любит мёд.
  • А м е дведь, наоборот,

Петь не любит, любит мёд.

Л и са – л и сица, посмотри, Очень любит буквы… (и).
  • Л и са – л и сица, посмотри,

Очень любит буквы… (и).

Чтоб не обиделась корова И не прокисло молоко, Мы оба этих дружных слова, Напишем в корне с буквой о .
  • Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

Мы оба этих дружных слова,

Напишем в корне с буквой о .

Слышишь соло меж ветвей? Трель выводит соло вей. (Соло – выступление одного исполнителя)
  • Слышишь соло меж ветвей?

Трель выводит соло вей.

(Соло – выступление одного исполнителя)

С большим интересом дети относятся к рисунком, схемам, ребусам, кроссвордам, например: АЛ ЛЕЯ

С большим интересом дети относятся к рисунком, схемам, ребусам, кроссвордам, например:

АЛ ЛЕЯ

Четвертый лишний. Материал для развития памяти, внимания и мышления. Покажите ребенку карточку. Попросите его найти «лишний» предмет, по каким-то признакам, и попросите его объяснить, почему он так думает.

Четвертый лишний.

Материал для развития памяти, внимания и мышления. Покажите ребенку карточку. Попросите его найти «лишний» предмет, по каким-то признакам, и попросите его объяснить, почему он так думает.

Таким образом, в данной работе я пыталась описать те приёмы и некоторые виды упражнений, которые я стараюсь использовать при работе над словами с непроверяемыми и трудно-проверяемыми написаниями. Эти приёмы и упражнения позволяют мне заинтересовать детей значением изучаемых слов, обратить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
  • Таким образом, в данной работе я пыталась описать те приёмы и некоторые виды упражнений, которые я стараюсь использовать при работе над словами с непроверяемыми и трудно-проверяемыми написаниями. Эти приёмы и упражнения позволяют мне заинтересовать детей значением изучаемых слов, обратить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!