Работа в группах как способ организации учебной деятельности на уроках химии
Колыванова Лариса Михайловна, учитель химии МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.», г.Усть-Илимск
Изменения, происходящие в российской средней общеобразовательной школе, потребовали от педагогов поиска новых научно обоснованных подходов к определению содержания образования, к его структурированию, инициировали разработку новых методов и организационных форм обучения.[4]
Современная школа не может далее развиваться по пути простого увеличения количества учебного времени. Принятие Базисного учебного плана жестко ограничило максимально допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья. Мир химических проблем не стал проще, и вопросов не стало меньше, а учащиеся не стали усваивать быстрее и лучше изучаемый материал.
Наше время характеризуется лавинообразным нарастанием информации во всех областях знаний.[1] Грамотное осмысление прочитанного или увиденного, требует от современного человека знаний в различных областях науки.
В связи с этим каждый учитель сталкивается с проблемами: как повысить качество обучения химии? Как организовать активную учебную деятельность учащихся. К тому же каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников. А интерес формируют знания.
Но знания не могут быть перенесены из головы в голову механически. Необходимо сделать из ученика активного участника учебного процесса, при котором усвоение информации происходит в собственной деятельности ребенка. [3]
Актуальность заключается в том, что приоритетной задачей преподавания школьного курса химии является совершенствование методики организации познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности ученика.
В ходе инновационного поиска мы пришли к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые и другие активные формы и методы обучения.
Обозначенные проблемы в лицее решаются благодаря концентрированному обучению в разновозрастных группах. В условиях концентрированного обучения традиционные, классно- урочные учебные методы и способы организации образовательного процесса мало эффективны. Новизна данного подхода заключается в том, что традиционно раздробленное по всему курсу химии содержание, в авторской программе сконцентрировано в схематические блоки-модули, которые изучаются методом погружения в процессе общения в группах.
Под методом погружением мы понимаем увеличение периода непрерывного изучения отдельного материала по сравнению с поурочным.[2] При таком подходе к организации образовательного процесса учитель в большей степени является консультантом. Есть возможности для отслеживания индивидуального темпа развития детей. Формирование мышления происходит благодаря обучению и взаимообучению в группах малого состава. В процессе общения (а это ведущий тип деятельности подростка) поддерживается и развивается интерес к химии.
Как организовать процесс взаимообучения в разновозрастном коллективе?
Группы можно формировать двумя способами: по желанию детей или по решению учителя. Оптимальный состав групп – 4-5 человек. Обязательное условие в составе групп должны быть : 1 – десятиклассник, 1 девятиклассник, 1 восьмиклассник, т.е. группа должна быть разновозрастной. Старший ученик или более способный, выполняет роль учителя. При чем в процессе работы роли могут меняться. В разновозрастной группе дети учатся думать, объяснять материал друг другу, следуя принципу "научился сам - научи другого". У лицеистов вырабатывается чувство социальной ответственности. Каждый ребенок обучается в индивидуальном темпе, в соответствии со своими способностями, выполняя поставленную перед группой задачу. Как показали наши исследования, групповая работа наиболее эффективна при: решении химических задач, выполнении упражнений по составлению уравнений химических реакций различного типа, овладении умений и навыков в составлении электронного баланса, реакций ионного обмена, а также для организации проектной деятельности учащихся.
Метод проектов становиться особенно значимым при подготовке компьютерных презентаций, когда на первый план выдвигается исследовательская деятельность школьников. Совокупность действий поискового характера, позволяет учащимся знакомиться с основными методами исследования в химии, овладевать умениями самостоятельно добывать новые знания. В процессе такой деятельности важен разновозрастной состав группы, выполняющей проект.
При подготовке компьютерных презентаций учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний по химии для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся[5] (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения химии. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) наиболее эффективны именно в разновозрастной группе. ИТИ стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. Игровые технологии могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.)
Технология разновозрастного обучения методом погружения снимает сложность организационно-педагогической работы по использованию проектной, игровой методики, требующей большого количества времени, глубокого погружения в изучаемый материал, а также дает возможность для изучения такой сложной дисциплины как химия, постоянно менять виды учебной деятельности с целью снятия усталости и нервно- психического напряжения учащихся.
Литература:
Батербиев М.М. Разновозрастное обучение в Усть – Илимском экспериментальном лицее.- Иркутск, Главное управление общего и профессионального образования администрации Иркутской области., 1998г.,с.5.
Гуляев В.М. Метод погружения в практике работы лицея. - Иркутск, Главное управление общего и профессионального образования администрации Иркутской области., 1998г.,с.15.
Каширина С. В. Формирование содержания обучения химии на базовом уровне в классах социально-экономического профиля. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. // http://www.ioso.ru.
Хуторской А.В. Ученик как "шкаф" для знаний? К вопросу об обязательном содержании образования в России // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 27 ноября. http://www.eidos.ru/journal/2001/1127.htm.
http://www.eidos.ru