- Доброе утро, ребята! - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. У нас очередной урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебники и письменные принадлежности. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. | - осуществлять самоконтроль; - слушать и понимать речь других |
- Прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы: Хозяин, комбайн, багаж, шофёр, корабль, костюм, вокзал, билет, каникулы, горизонт, библиотека. пропущенные буквы - Поменяйтесь карточками, проверьте правильно ли вы выполнили задание. - Что объединяет все эти слова? К какой части речи они относятся? - Прочитайте название раздела, который будем изучать. - Что случится с яблоком, если оно будет падать со ступеньки на ступеньку? - Точно также, произойдет и с любым словом, оно изменит свою форму. - Как называется такое изменение слов? -Падеж- от греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступенек на ступеньку. 6 ступенек - 6 пар вопросов-командиров - 6 падежей. - Прочитайте тему сегодняшнего урока. Какие задачи поставим перед собой? правильно ли вы выполнили задание | Записывают словарные слова в тетрадь, вставляют пропущенные буквы. Взаимная проверка. Работают с листом самооценки, выставляют оценки. - Имя существительное - Изменит свою форму. - Изменение по падежам имен существительных. -Как определить падеж имени существительного. -Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков, синтез. -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи. -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала |
1. Работа по учебнику. -Кто из вас помнит сколько падежей в русском языке, названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать? -Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей. Упр.135 -Прочитайте стихотворение выразительно. -Что обозначает выражение «склоняется весна»? -Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». Правы ли вы оказались? -Что такое склонение? -В каком предложении даны все формы изменения имени существительного весна? -Выполним письменное задание к упражнению. 2. Работа по таблице - В домике живут 6 падежей. - Вспомним, какие вспомогательные слова помогают распознавать падежи? Запишем их. - Сколько вопросов имеет каждый падеж, почему? -Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» -Какие падежи называются косвенными? -Какая форма является начальной для имени существительного? - Просклоняйте существительное: окно, лиса, еж И.п. ежи окно лиса Р.п. ежа окна лисы Д.п. ежу окну лисе В.п. ежа окно лису Т.п. ежом окном лисой П.п. о еже об окне о лисе | -В русском языке 6 падежей. Выполняют задание -Изменяется по вопросам или падежам. Ответы детей. -Изменение имен существительных по падежам. -В последнем предложении. Записывают предложение, определяют падеж слова весна. Работают по таблице. -Один вопрос относится к одушевленному имени существительному, другой- к неодушевленному. -Все, кроме именительного -Форма именительного падежа единственного числа. Выполняют задание в парах. Проговаривают вслух выполненное задание. Выполняют задание самостоятельно. Проверяют правильность выполнения Самооценка. | |
Упр.139 -Прочитайте первую загадку. Отгадайте ее. -Запишите первую загадку. -Как будем определять падеж имени существительного земля? И.п. Конь бежит, земля дрожит. - Запишите третью загадку, определите падеж имени существительного земли. Р.п. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. -Запишите четвертую загадку и самостоятельно определите падеж имени существительного землёй. Т.п. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. | -Найдем слово, от которого оно зависит, поставим вопрос. По вопросу определим падеж. Выполняют самостоятельно Объясняют правильность выполнения. Работают с листом самооценки, выставляют оценки. | -ориентируются в своей системе знаний. -оценивают собственную деятельность на уроке. -проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. |
-Какие цели мы ставили на уроке? -Достигли ли мы целей? -Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? -Что осталось непонятным? -Оцените свою работу на уроке по листу самооценки. | -Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении Ответы детей Работают с листом самооценки, выставляют оценки. | -ориентируются в своей системе знаний. -оценивают собственную деятельность на уроке. -проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. |