Проверка и актуализация знаний (7 - 8 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях - Ребята! На прошлом уроке мы познакомились с темой плоды, типы плодов. Слайд 1. Давайте вспомним, что такое плод? Из какой части цветка он образуется? Из каких частей состоит плод? Какие признаки лежат в основе классификации плодов? Какой плод в списке лишний и почему? 1) Слайд 2. Костянка, зерновка, семянка (сочный). 2) Слайд 3. Тыквина, яблоко, стручок (сухой). 3) Слайд 4. Орех, семянка, коробочка (многосемянной). 4) Слайд 5. Ягода, тыквина, костянка (односемянный). Слайд 6 Дидактическая игра "Собери в корзину плоды" А сейчас разложим плоды по четырём корзинам, разделяя их по выделенным признакам. (работа у доски с карточками) Молодцы! Все учащихся получат карточки-задания для работы на местах, в них необходимо вставить пропущенные слова (задание на 4 минуты) Сдача учащимися карточек учителю. | Вспоминают ранее изученный материал. Работают по индивидуальным карточкам. Проверяют правильность выполнения по ключу с доски. Осуществляют самооценку. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).(Учащиеся дают ответы на вопросы) Плод – генеративный орган размножения. Плод образуется из стенок завязи пестика (истинный плод), и других частей (ложный) Плод состоит из семян и околоплодника. Классифицируют плоды по количеству семян (односемянные и многосемянные) и от содержания воды в околоплоднике (сухие и сочные). (сухие односемянные, сухие многосемянные, сочные односемянные, сочные многосемянные) (в корзине: яблоко, груша, персик, вишня, грецкий орех, желудь, семянка подсолнечника, пшеница, репей, горох, мак и др.) Выполняют задания | Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся адекватно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся оценивать уровень усвоения материала, осуществлять самоконтроль и коррекцию; Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в системе знаний, использовать нужную информацию. - учатся правильно использовать монологическую речь; - учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения |
Создание проблемной ситуации (2-3 мин.) | Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Слайд 7 Создает для учеников проблемную ситуацию. Сказка «О жадном дубе» На околице села рос дуб, хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней поляне, чтобы и там вырос дубочек». А дуб как на нее набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам я тебе желудей – пусть все со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Дубу очень хотелось, чтобы все его потомство было при нем. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в юном возрасте. Прошли годы. Дуб состарился и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». Проводит подводящий диалог: -Почему дуб не дождался смены? - Какой выход? - Какую проблему будем обсуждать на уроке? Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. | Вступая в диалог с учителем выявляют проблему – проговаривают и осознают её. (Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно). (Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно.) (семена должны прорасти и дать жизнь новому растению.) (Как же плодам и семенам отправиться в путь?) | Познавательные УУД:- выдвигают предположения о значении распространения плодов и семян. Коммуникативные УУД:- с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли- формулируют и аргументируют свое мнение. Регулятивные УУД:- определяют и формулируют цель урока и учебной деятельности, |
Целеполага ние (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. - Сформулируйте тему нашего урока и цель. Слайд 8 ("Распространение плодов и семян." Слайд 9 . Цель. Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.) В тетрадях запишем число и тему урока «Распространение плодов и семян». - Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян. | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения ("Распространение плодов и семян." Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.) (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение. |
Планирова ние (5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как (метод уточнения, если новый способ действия можно сконструировать из ранее изученных или метод дополнения, если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) и с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Где вы можете получить информацию об этом? (Учебник: текст, рисунки; образцы плодов и семян различных растений, дополнительная литература, Интернет...). - Составьте план нашей дальнейшей работы - Предложите план работы для достижения цели. План. 1. Способы распространения семян. 2. Черты приспособленности к распространению. 3. Примеры растений. Для того чтобы плоды оказались дальше от материнского организма, они должны распространяться различными способами. Сегодня на уроке мы изучим эти способы распространения плодов и приспособления в строении плодов к ним | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. Анализируют и отбирают нужную информацию, планируют пути достижения цели своего исследования. - Предложите план работы для достижения цели. План. 1. Способы распространения семян. 2. Черты приспособленности к распространению. 3. Примеры растений. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД - планируют и регулируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: -формирование личностного и жизненного самоопределения |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. Прочитайте названия статей параграфа 13 «Распространение плодов» и составьте схему. Слайд 10. Способы распространения плодов: Водой, Ветром, Саморазбрасывание, Животными, Человеком. Анализ схемы с целью формирования вывода: «Сформулируйте вывод, ответьте на вопрос: от чего зависит способ распространения плодов у растений?» ( Организует самостоятельную работу учащихся с учебником, презентацией, раздаточным материалом с последующей записью способов распространения и примеров растения в таблицу (приложение 3) Запишите схему в тетрадь. Слайд 11 1 - распространение ветром (Организует конкретизацию первичных знаний.) - Рассмотрите рис.55 на с.55 учебника ответе на вопрос 2 с.57 учебника в рубрике «Проверь свои знания» (какие плоды распространяются ветром) Найдите в тексте учебника названия растений. Которые распространяются с помощью ветра. Крылатки берёзы разносятся на расстояние до 1500м, клёна- 900 м. Слайд 12 Внимательно рассмотрите фотографии американского клёна и ясеня. Как вы думаете, какие приспособления к распространению плодов есть у этих деревьев, кроме крыловидных выростов? Слайд 13 Как называется растение, представленное на слайде? Перекати-поле – название многих степных растений, которые после созревания высыхают, образуют шары, отламывающиеся от сухого корня, и разносятся ветром, рассыпая семена. Какими должны бить сами семена, разносимые ветром? В 1г семян осины 12тысяч семян. 2 – распространение водой «Если плод падает в море, то из-за своего веса и плотности он идет ко дну. Когда он пролежит на дне достаточно времени, его скорлупа размывается и отваливается. Внутренность ореха разлагается, а газы. Которые образуются при разложении, заставляют полый орех всплывать на поверхность воды. Многие моряки видели, как эти орехи всплывали со дна, и думали. Что они растут на подводных деревьях в лесу на дне» Найдите в тексте учебника на с.56 ответ на вопрос: какие ещё приспособления есть у плодов для распространения водой. Слайд 14. Вдоль берегов наших рек, озёр и болот растёт ольха клейкая (чёрная). Это дерево-труженица, помощник, так как своими корнями удерживает воду, сохраняя полноводность рек и озёр. Её надо беречь. Слайд 15. Лёгкость достигается за счёт наличия воздушных полостей. Так, семена рдеста, частухи держатся на воде до 10 дней и за это время они успевают далеко уплыть с потоками воды. Слайд 16 А вод рекордсменом по дальности плавания являются плоды кокосовой пальмы. Физкультминутка. Способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу. Я называю растения в вы показываете каким способом идет распространение его плодов и семян. (ветер полетели, вода поплыли). Одуванчик, кувшинка, клен, ель, кокосовая пальма, тополь, ива, рябина, горох 3- саморазбрасывание А горох, как распространяет свои семена? Что же делать, как распространяться, если нет помощников? Слайд 17,18,19. Отгадайте загадку: Что за диво: плод плюётся, Почему плоды фасоли и гороха убирают, не дожидаясь полного созревания семян? 4 - распространение животными и человеком Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют. (рябина) Привязчивый и колкий, Кругом торчат иголки Кто не прикасается, За того цепляется. (лопух) Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением плодов и способами их распространения. Животные могут распространять плоды и семена на наружных покровах, в системе пищеварения, при заготовке запасов. Слайд 25 У плодов чистотела нет ни сочной мякоти, ни яркой окраски, ни органов прикрепления. Однако он распространяется животными. Какими? (муравьями) Придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла – лакомство для муравьёв. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют и отбирают нужную информацию, планируют деятельность членов своей группы, планируют пути достижения цели своего исследования. Предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. Принимают участие в обсуждении, отвечают на вопросы. Вывод: Способ распространения плодов зависит от среды и условий обитания растений. Распространение плодов и семян способ | приспособления | растения | Ветром | Парашютики хохолки крылатки | Одуванчик Осина клен | Водой | Камеры наполненные воздухом | Кувшинка, осока | Саморазбрасывание | Створки скручиваются | Горох , | Животными и человеком | Съедобные плоды. прицепки | Рябина, орехи, Лопух.череда | Одуванчик, рогоз, ель, пихта, клен, осина Плоды, мелкие, легкие. Снабжены приспособлениями: парашютики, пушистый хохолок, крылатки. Одуванчик, осина, тополь, ива, береза, перекати-поле. Улететь могут на 2-2,5 км. (Учащиеся: плоды висят на деревьях после опадения листьев, чтобы зимой почти беспрепятственно разнестись ветром по твёрдому насту.) (лёгкими) Таким образом, плоды и семена, переносимые ветром должны быть лёгкими и иметь приспособления: парашютики, волоски, крыловидные выросты. Плоды снабжены камерами, наполненными воздухом. Кувшинка, осока. Недотрога, анютины глазки, горох, фасоль, акация, бешеный огурец, Чтоб не потерять урожай. Заготовка семян про запас. Питаются птицы зимой плодами с яркой окраской. Липучки, прицепки. | Познавательные УУД: - учатся находить и использовать нужную информацию, преобразуя её в другую форму (преобразовывать информацию в таблицу). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - постепенное выстраивание собственного мировоззрения; -формирование жизненного самоопределения. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания (6-8 мин.) | Задает вопросы классу. Отчет о поделанной работе. - Какой вывод можно сделать? Давайте вернемся к нашей таблице. -Какую информацию отображает таблица? - Какай вывод можно сделать? ( растения имеют приспособления к распространению) Предлагает решить ситуационные задачи Внимание «черный ящик»!!!! У меня тут находится предмет. По подсказкам, угадайте, какой. 1. У растений эти приспособления появились давно, а людям лишь в1948 удалось его изготовить. 2. Конструкция разрабатывалась почти 8 лет. 3. Его используют на космических станциях, чтобы не терять вещи. 4. Практически каждый из нас использует его на одежде вместо «молнии». Слайд 25. Это застёжка-липучка, разработанная Жоржем де Мистралем. А давайте поработаем. 1. Перед вами карточки с растениями, которые распространяются разными способами. Подумайте как называется растение и способ его распространения. 2. Заполним таблицу. Работаем в парах (одна голова хорошо, а две лучше). Слайд 26 | Отвечают на вопросы. Решают ситуационные задачи, используя имеющиеся знания. Оценивают свой уровень усвоения материала, проводят коррекцию ошибок Формулируют вывод Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян). ( У растений есть помощники: ветер, вода, животные, человек. ) Лопух, рябина, клен, мак, береза, ольха (рисунки на карточках) | Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы. - учатся правильно использовать монологическую речь; Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учатся оценивать уровень усвоения материала, осуществлять самоконтроль и коррекцию; Познавательные УУД: - учатся использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределе-ния |
Этап. Рефлексия (2-3 мин.) | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Что удивило вас сегодня на уроке? - Каковы были цели нашего урока? - Достигли ли мы их? - Каково практическое значение знаний, полученных нами на уроке? 1. вовремя удалять сорняки, семена которых разносятся ветром или саморазбрасываются 2. вовремя убирать урожай растений, плоды и семена которых саморазбрасываются и разносятся животными. Поставьте себе сами оценки. Да не простые. Красное яблоко – урок понравился, со всеми заданиями справился, желтое яблоко урок понравился, но не со всеми заданиями справлялся, зеленое не успел все задания выполнять. И украсьте ими нашу корзину. Спасибо за урок! | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Оценивают меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; -учатся давать самооценку деятельности и подводить итоги работы Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. |