СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Распространение плодов и семян"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии 6 класс "Распространение плодов и семян"

Просмотр содержимого документа
«"Распространение плодов и семян"»

Тема «Распространение плодов и семян»

Цели урока:

Образовательная: ознакомление учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.

Развивающая: развитие мыслительной и творческой деятельности (распознавание, запоминание, понимание, воспроизведение, перенос).

Воспитательная: воспитание культуры общения, чувства ответственности за результаты своего труда.

Оборудование: муляжи, коллекция семян и плодов, картинки и фото плодов, карточки для работы в парах, и для проверки домашнего задания, презентация Power Point к уроку, мультимедийный проектор.

Технологическая карта урока

Этап

Время

Дидактические задачи этапа

Методы

Формы организации учебной деятельности

Виды деятельности

учителя

ученика

1.Организационный момент

2 мин

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе

Устное сообщение учителя

Фронтальные

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Настраиваются на урок

2.Проверка выполнения д/з

8 мин

Выявить уровень знаний по д/з. определить типичные недостатки

Мотивация, побуждение к поиску

Сочетание фронтальных и индивидуальных

Задает вопросы, побуждает к ответу, раздает карточки с индивидуальными заданиями, организует самопроверку

Отвечают на вопросы, работают самостоятельно, осуществляют самопроверку

3. Подготовка к активной учебной деятельности

1мин

Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы

Создание проблемной ситуации

Сочетание фронтальных и индивидуальных

Выдвигает проблемный вопрос, проводит параллель с ранее изученным материалом, побуждает к высказыванию своего мнения

Высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

4.Постановка познавательной задачи

1мин

Организовать учащихся на принятие познавательной задачи

Устное сообщение учителя

Фронтальные

Озвучивает тему и цель урока, уточняет понимание учащимися поставленных целей

Записывают тему урока в тетрадь

5.Усвоение новых знаний

8 мин

Сформировать конкретные представления у учащихся по теме урока

Рассказ учителя

Фронтальные

Рассказывает учащимся об особенностях распространения плодов и семян,

Слушают и пишут с экрана

6. Физкультминутка

3 мин

Продолжение формирования у учащихся здорового дыхания

Устное сообщение учителя

Индивидуальная

Включает программу БОС здоровье, напоминает как правильно дышать

Выполняют упражнения по программе

7.Закрепление знаний

14 мин

Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работе в мини-коллективе

Самостоятельная работа

Работа в парах

Раздает карточки с заданиями, обеспечивает мотивацию выполнения, контролирует выполнение работы

Знакомятся с заданиями, отвечаю на вопросы, находят в тексте понятия, информацию, делают записи в тетрадях, заполняют таблицу

8. Самопроверка знаний

4 мин

Выявить уровень первичного усвоения нового материала

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Раздает карточки с ответами на задания

Осуществляют самооценку

9. Итог

2 мин

Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся

Устное сообщение учителя, учащихся


Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

Называют основные позиции нового материала и оценивают, как они их усвоили

10.Домашнее задание

2 мин

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию



Дает комментарии к домашнему заданию

Записывают домашнее задание в дневник.



Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

  1. Вопросы всему классу

  1. Какие плоды называются простыми? Какие сложными? (Простые, те, которые развивались из цветков с одним пестиком. Сложные, те, которые развивались из цветков, имеющих несколько пестиков)

  2. Какие признаки лежат в основе классификации плодов? (В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды делят на сухие и сочные. По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.)

  3. У каких растений плод ягода? Тыквина? Гесперидий? Костянка? Зерновка? Семянка? (Ягода – томат, виноград. Тыквина – огурец, арбуз. Гесперидий – лимон, апельсин. Костянка – вишня, слива. Зерновка – пшеница. Семянка – подсолнечник.)

  1. Индивидуальная работа по дидактической карточке (5 человек)

Карточка

Вставь пропущенные слова в текст

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .

(После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется плоды. Плоды бывают сухие и сочные. Односемянной сочный плод называется костяка, он встречается у вишни . Сочный многосемянной плод называется ягода (яблоко, тыквина), он образуется у смородины(груша, арбуз) . Односемянной сухой плод называется орех (желудь, семянка), он встречается у лещины (дуб, подсолнух).Сухой многосемянной плод называется боб (стручок, коробочка), он образуется у гороха (капусты, мак) . Плоды – это приспособления для защиты и распространения семян ).

  1. Дидактическая игра «Собери плоды в корзину»

На столе у учителя разложены картинки, фото и муляжи различных плодов. Вызываются 4 учащихся, каждый из которых получает задание, по правильности и быстроте которого учитель определяет победившего.

Задание1. В корзину собрать сочные односемянные плоды

Задание 2. В корзину собрать сочные многосемянные плоды

Задание 3. В корзину собрать сухие односемянные плоды

Задание 4. В корзину собрать сухие многосемянные плоды

III. Изучение нового материала

  1. Вопрос классу

- Ребята, внимательно посмотрите на иллюстрации, показанные на экране. Как вы думаете как они распространяются? (Слайд 2)

(Ребята внимательно изучают иллюстрации и устанавливают, какие плоды сочные, какие сухие. Находят признаки околоплодника, указывающие на способ их распространения. Они рассуждают, следующим образом: «Семя череды сухое, у него есть два-четыре зазубренных крючочка, которые могут цепляться за одежду или шерсть животных. У рябины плоды сочные, гладкие, яркие, поэтому они привлекают птиц, которые, съедая плоды, распространяют семена с пометом на значительные расстояния».)

  1. Рассказ учителя

Способы распространения семян (учащиеся записывают в тетрадь) (Слайд 3)

  1. С помощью ветра

  2. С помощью воды

  3. Саморазбрызгиванием

  4. С помощью животных и человека

  1. Распространение плодов и семян ветром обусловлено наличием у них пленчатых выростов, хохолков- парашютиков; султанчиков. Такие приспособления характерны для сухих односемянных плодов, а также для семян ели, сосны, березы, ясен, одуванчика, ковыля, рогоза, клена. Семена могут быть покрыты волосками или пушком, как, например у ивы, тополя. У вяза и клена семена снабжены крыловидными выростами. (Слайды 4-7)

  2. Водой распространяются плоды ольхи, кокосовой пальмы, подорожника.

Кокосовые пальмы растут на побережьях тропических морей. Их плоды, созревая, падают в воду и морскими течениями переносятся с одного острова на другой.

Легкие, плавучие семена имеет ольха. Ольха растет по берегам рек, и ее семена, осыпаясь в воду, легко уносятся течением далеко от материнского растения.

Плавучие семена имеются также у наших сорных растений: подорожника, спорыша. Они разносятся струйками воды после дождя. (Слайды 8-9)

  1. Саморазбрызгиванием распространяются: бешеный огурец, недотрога, горох, желтая акация.

В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить бешеный огурец, сорное растение.

1. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов при малейшем прикосновении.

2. Кажется, будто растение стреляет своими семенами.



Недотрога мелкоцветковая – род главным образом травянистых растений семейства бальзаминовых. Насчитывает около 450 видов, произрастающих преимущественно в тропических Азии и Африке. Плоды недотроги активно разбрасывают семена, с треском раскрываясь от малейшего прикосновения (отсюда название). Некоторые недотроги относятся к декоративным растениям. (Слайды 10-11)

  1. С помощью животных распространяются сочные плоды, которые поедаются ими, и те плоды, которые имеют крючочки и другие приспособления, позволяющие им закрепиться за шерсть или одежду человека. К ним относятся: рябина, бузина, черника, брусника, ландыш, майник, череда, репейник. (Слайд 12-13)



Многие растения используют неутомимых тружеников муравьев в качестве курьеров, снабдив каждое своё семечко небольшой приманкой. Если такое семечко долго лежит на виду, его может съесть мышь или другое животное, поэтому, чтобы создать условия для роста, ему нужно попасть под землю при помощи насекомых. Сочная часть семечка привлекает муравьев, а остальное их не интересует. Семечко попадает неглубоко под землю, где может расти и развиваться в идеальных условиях. (Слайд 14)

Некоторые животные делают на зиму запасы из плодов и семян, пряча их в потаенных, укромных местах. Суровой зимой они питаются своими летними запасами, но не всегда съедают их полностью, часть семян прорастает, давая жизнь новым растениям. Такие запасы делают белки, бурундуки и сойки.

Сойка обожает поедать и запасать желуди, не зря она у лесоводов давно пользуется славой "сеятеля дуба", хотя рассеивает она семена не только дуба, но и других орехоносов. Роль этих птиц в благородном деле распространения дуба трудно переоценить. Покончив с гнездовыми делами, сойки с нетерпением дожидаются поспевания желудей и запасают их с начала сентября до начала ноября.

В отличие от своих конкурентов — белок и лесных мышей, прячущих желуди не далее 30—40 метров от места сбора, — сойки обеспечивают дальнюю транспортировку. Птица набирает в подклювную полость пять-семь желудей и относит их на расстояние до трехсот метров. Держатся при этом птицы крайне осторожно – будто прячут золотые самородки. Для тайников они выбирают густые заросли молодых елочек и сосенок, под которыми и зарывают желуди. За два месяца одна сойка устраивает до 2500 кладовых, запасая до 4 килограммов желудей. Часть спрятанных желудей птица выкапывает из-под снега, часть остается и прорастает. (Слайд 15)



IV. Физкультминутка

V. Закрепление знаний

Самостоятельная работа в парах по карточкам

Контрольный лист

Задание на оценку «3»

В карточке №1 найдите ответы на вопросы:

А) Какова роль плодов в жизни растений?

Б) Из чего состоит плод?

В) По каким признакам плоды разделяют на простые и сложные?

Г) Какое условие необходимо для существования и процветания растений?

Д) Какие растения разбрасывают свои семена?

Задания на оценку «4»

1. Выбери правильный ответ. Семена некоторых голосеменных и покрытосеменных растений распространяются животными, так как они:

а) очень мелкие и легкие;

б) имеют парашютики или крылышки;

в) содержат питательные вещества, которыми питаются животные.

2. Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?

3. Почему дачник должен собирать фасоль и горох, не дожидаясь полного высыхания створок плода?

Задание на оценку «5»

  1. Заполните таблицу

Признаки семян

Способ распространения

Плоды имеют сочную мякоть


Плоды имеют перистые волоски


Плоды мелкие


Плоды имеют крючки


2. Определите способ распространения семян у следующих растений:

– череда трехраздельная;

– одуванчик лекарственный;

– горох полевой;

- рябина

Карточка 1

«Плоды и способы распространения плодов и семян»



А

Б

В

Г

Д

1

Акация, горох, фасоль

Подорожник, рябина, череда

Ольха, кокосовая пальма

Ч4Л4Т4+2П1

Ягода, костянка

2

Образуется из зародышевого корешка

Защита и распространение семян

3000 вид

боб

кисть

3

Капуста, редька, хрен

Состоит из придаточных и боковых корней

Околоплодник и количество семян

Пшеница, рожь, ячмень

Корзинка

4

3200 вид

Стручочек

Закрепляются в почве, поглощают воду с мин. веществами

Количество пестиков

Плющ

5

стручок

Корневые волоски

Зона деления

Корневой чехлик

Распространение семян





Лист для самопроверки знаний

Задания на оценку «3»

А) 2Б Б) 3В В) 4Г Г) 5Д Д) 1А

Задания на оценку «4»

  1. – В

  1. Галка

  2. Т. К. при полном высыхание створок плода при легком прикосновении его створки разрываются, скручиваются и с силой разбрасывают семена.

Задания на оценку «5»

1.

Признаки семян

Способ распространения

Плоды имеют сочную мякоть

животные

Плоды имеют перистые волоски

ветер

Плоды мелкие

ветер

Плоды имеют крючки

Животные или человек

2. Череда трехраздельная – с помощью животных, на их шерсти

Одуванчик лекарственный - с помощью ветра

Горох полевой - саморазбрасыванием

Рябина – с помощью птиц

VI Итог урока

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке (Как распространяются плоды и семена растений: ветром, водой, животными, саморазбрасыванием)

Учитель оценивает работу ребят на урока, ставятся отметки.

VII. Домашнее задание – пар. 31, выполнить творческое задание – сочинить сказку о путешествии семени.

Литература

  1. Пасечник В.В.Биология. Бактерии, грибы, растения 6кл. М.: Дрофа 2007г

  2. Биология 6-11 кл.: конспекты уроков: технологии, методы, приемы. О.О. Пустохина – Волгоград, 2009 -134с.

  3. Занимательная биология 6-9кл.Ю.В. Щербакова – М.: Глобус,2010 – 2008с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!