СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Распространение плодов и семян

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.

Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.

Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.

Просмотр содержимого документа
«Распространение плодов и семян»

МКОУ «Бирюковская основная обшеобразовательная школа»








Открытый урок

в 6 классе по биологии

«Распространение плодов и семян»







Подготовила Вертикова И. В.








Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока: Распространение плодов и семян


Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.

Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.

Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.


Задачи урока: - сформировать знания учащихся о способах распространения плодов и семян;

- о значении этого процесса;

- сформировать умения находить черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения;

- продолжить развитие умений находить в тексте сведения для заполнения таблицы;

- воспитывать культуру труда;

- осуществлять экологическое воспитание учащихся.


Создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД)

Личностных: формировать мотивацию учебной деятельности, способность осознавать единство и целостность окружающего мира, создание условий для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, воспитывать бережное отношение к природе.

Регулятивных: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, выдвигать версии решения проблемы.

Коммуникативных: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной широтой и ясностью.

Познавательных: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, анализировать и обобщать информацию из прочитанного текста, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, анализировать объекты, выделяя существенные признаки.


Планируемые результаты обучения:

предметные: отработать на уроке понятия об основных способах распространения плодов и семян;

личностные: познавательная мотивация на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов;

метапредметные: учить работать с материалом учебника, развивать на уроке активную речевую практику.


Учащиеся должны знать: - что распространение семян необходимое условие существования растений;

- признаки растений, плоды которых распространяются с помощью ветра;

- какие растения выработали приспособления к саморазбрызгиванию семян;

- растения распространяют плоды с помощью человека и животных.




Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, беседа.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, презентация «Распространение плодов и семян».


Ход урока.


  1. Организационный этап урока.


- Проверьте, все ли готово у вас к уроку (учебник, тетрадь, дневник)?

- У меня хорошее настроение, а у вас?

- Улыбнитесь друг другу, сядьте удобно. Представьте, что вы находитесь в саду. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.


  1. Актуализация знаний.


Ребята! Мы уже ознакомились с темами: семя, цветок, плод.

(давайте вспомним)

  1. Каково строение семени?

(семенная кожура, запас питательных веществ, зародыщ: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевая почечка с листочками)

  1. Какое значение имеют семена в жизни растений?

(размножение, распространение)

  1. Как образуются плоды?

(после того, как цветок отцветает – образуется плод: из семязачатков – образуется семя, а из разросшейся и видоизменившейся стенки завязи – околоплодник)

  1. Каково строение плода?

(плод состоит из семян и околоплодника)

Дидактическая игра: собери в корзину плоды и дай им характеристику.

  1. Изучение нового материала.


Эпиграф: «Пади туда – не знаю куда».

- А что происходит с плодами после их созревания?

- Почему при отсутствии возможности передвигаться растения все же заселяют новые территории?

Прослушивание звуков: шум ветра, журчание ручья, пение птиц, ружейные выстрелы.

- Подумайте, что объединяет эти звуки? (эти звуки имеют отношение к нашей теме урока)

- Какова тема нашего урока? «Распространение плодов и семян»

- Как вы думаете, что же мы должны будем узнать? Что вас заинтересовало?

Как обычно на уроке у вас есть возможность получить оценку за разные виды деятельности. Правильные ответы с места оцениваются плюсом на полях тетради.

Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения, благодаря различным приспособлениям.

- Кто же им помогает? (спросить об окраске и аромате козлобородника.

Работа с учебником: стр. 74, заполнение таблицы рабочая тетрадь стр. 27)



  1. Распространение с помощью ветра.


Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо шарики

На стройных стебельках

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки

Стоят и не качаются

От ветерка с реки,

Но лишь пройдется осенью

Других ветров волна

Срываются, взвиваются

На воздух семена.

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

В. Рождественский


вот почему весной в наших садах зацветает желтый ковер из одуванчиков.

На территории нашей области расположен заповедник им. Алехина «Центрально черноземный», там растет ковыль. (рассказать его способ распространения)

- Какие приспособления имеют данные растения?





  1. Распространение водой.


Плоды ольхи, плоды сейшельской кокосовой пальмы,

семя кувшинки имеет губчатое мешковидное покрывало, наполненное воздухом, которое как поплавок, удерживает семя на поверхности воды.

(плавучесть)


  1. Распространение саморазбрызгиванием.


Акация,

на огороде растет фасоль, горох.

- Как вы думаете, почему урожай таких растений собирают не дожидаясь полного созревания? (створки высыхают, закручиваются и семена высыпаются, урожайность снижается).

-Как этот способ называется?

Рассказать про бешеный огурец (на болоте в нашей местности).


  1. Распространение с помощью птиц и человека.


Дрозд рябинник – плоды рябины; сойка – желуди, черемуха.

Животные: лопух, череда – крючочки.


  1. Физминутка.


Рассказать о подорожнике, борщевике.

Культурные растения человек выращивает ради получения плодов, которые он использует в пищу.



  1. Закрепление изученного материала.


  1. Давайте проверим таблицу, что у нас получилось? Как вы думаете, какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?

  2. Установите соответствие:


Признаки плодов и семян

Способ распространения

1. плоды имеют сочную мякоть

А) ветром

Б) водой

В) животными

2. плоды имеют перистые волоски

3. плоды и семена мелкие, легкие

4. плоды имеют крючочки

5. плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки


Ответы: 1-в, 2-а, 3-а, 4-в, 5-б.

  1. Загадки.

  2. Головоломка.


Д. з. § 14, найти пословицы.


Рефлексия.

Поднимите ту карточку, которая соответствует нашему уроку.

- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?

- Что вы узнали сегодня на уроке? (как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными, водой)


Стихотворение.


Анализ урока по теме

«Распространение плодов и семян»

в 6 классе






Учитель Вертикова И. В.

Урок разработан в соответствии с рабочей программой по биологии. Автор учебника Пасечник.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: УДД:

личностных: формировать мотивацию учебной деятельности, способность осознавать единство и целостность окружающего мира, создание условий для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы;

регулятивных: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, выдвигать версии решения проблемы;

коммуникативных: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной широтой и ясностью;

познавательных: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, анализировать объекты, выделяя существенные признаки.

Задачи: - сформировать знания учащихся о способах распространения плодов и семян, о значении этого процесса;

- сформировать умения находить черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения;

- продолжить развитие умений находить в тексте сведения для заполнения таблиц;

- осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Методы, применяемые на уроке: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, экран, наглядные материалы.

Планируемые результаты обучения:

предметные: отработать на уроке понятия об основных способах распространения плодов и семян;

личностные: познавательная мотивация на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов;

метапредметные: учить работать с материалом учебника, развивать на уроке активную речевую практику.

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово; изложение вопросов, связанных со способами распространения плодов и семян и приспособленности плодов и семян к тому или иному способу распространения; мультимедийная презентация; работа с учебником; рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, наглядность, доступность.

На уроке формировались следующие компетентности: информационная, коммуникативная.

Урок состоит из 5 этапов логически связанных между собой:

1. Мотивация учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

(Л) смыслообразование, самоопределение;

(П) целеполдагание.

2. Актуализация (повторение) знаний. Идет процесс выявления уровня знаний по прошлому материалу: Как образуется плод? Каково его строение? Каково строение семени?

На данном этапе проводится игра «Собери в корзину плоды» и дай им характеристику, используются:

(П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

(Р) фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2а. Создание проблемной ситуации ( прослушивание звуков).

(Р) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

(П) общеучебные – формулирование познавательной цели.

3. Изучение нового материала. На данном этапе учащиеся ставят цель, согласовывают тему урока, строят план достижения цели, определяют способы распространения семян, с помощью диалога находят черты приспособления плодов и семян к распространению.

(Р) планирование (определение последовательности промежуточных целей);

(П) моделирование, логическое решение проблемы.

4. Закрепление. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5. Рефлексия – самооценка учениками собственной учебной деятельности.

(П) контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Л) самооценка на основе критерия успешности.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!