Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал к уроку Комментарий 2.»
КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ 2
Проблема:
В тексте автор поднимает проблему влияния научно-технической революции на душу и личность современного человека.
Попробуем написать комментарий, по данной проблеме, применив несколько другой подход, чем ранее.
Прочитаем предложения 22—31 и установим микротемы текста и вид связи между ними.
Микротема 1.
Отрицательное влияние научно-технической революции на человека (предложения 22—28).
Микротема 2.
Развитие современной техники ведёт к повышению профессионального мастерства и ответственности человека (предложения 29—31).
Между микротемами текста, а значит, и между примерами, которые мы приводим в комментарии, существует противительная связь.
Пример - иллюстрация 1
Д.А. Гранин обращает внимание читателя на то, что школьники, решают «уже с первых классов все задачки с помощью карманного компьютера», а взрослый человек, придя домой с работы, садится за телефон, смотрит телевизионную программу и одновременно читает газету.
Пояснение к примеру- иллюстрации 1
К чему это ведёт? К неумению школьника извлекать корни и вычислять логарифмы. К тому, что люди ни пишут писем друг другу, не знают стихов, не встречают восходов. У автора такое влияние научно-технической революции на человека, безусловно, вызывает отрицательные эмоции. И поэтому в тексте есть вопросительно – ответная система предложений.
Пример - иллюстрация 2
Но так ли всё плохо? Разве развитие техники только отрицательно влияет на человека? Эти вопросы, бесспорно, волнуют автора. И он, размышляя над поднятой проблемой, пишет о том, что от профессионализма дежурного инженера, работающего на электростанции, зависит снабжение города энергией, а от памяти и реакции диспетчера аэропорта «зависит жизнь сотни пассажиров».
Пояснение к примеру-иллюстрации 2
Так писатель подводит нас, читателей, к мысли, что все ситуации, рождённые развитием техники последних лет, влияют на душу человека. Это влияние может быть благотворным, что выражается в умении человека брать на себя огромную ответственность за благополучие и жизнь других людей, но может быть и разрушительным.
Указание связи между примерами-иллюстрациями
Противопоставление примеров, иллюстрирующих последствия научно-технической революции, помогает читателям понять, что этот процесс имеет и положительные, и отрицательные стороны.