Карточка 1
Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.
Образец: въезд.
В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.
Карточка 2
Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
Образец: отъезд.
Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).
Карточка 3
Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.
Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.
Карточка 4
Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь, а цифрой 2 -слова с ь — показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.
Карточка 5
Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящие в скобках.
Образец: (Лиса) лисья нора,
(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко, (медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка.
Карточка 6
Запиши слова в два столбика: в первый — слова с разделительным мягким знаком, а во второй — слова с мягким знаком — показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).
Карточка 7
Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.
1. Вся сем....я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть. 3. По плат....ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с...ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем.
Карточка 8
Спиши, вставив пропущенные буквы.
З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.
Карточка 9
Запиши слова в два столбика.
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.
Карточка 10
Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительнымиъ и ь.
1. Саша ………………... пирог. 2. К дому...................................... машина. 3. Весной по дорожкам потекли ........................................... . 4. Илья любит пенки с ...................... 5. Птицы …………………. . гнезда на ........................................ и кустарниках. 5. Дожди часто ...................................... осенью.
Карточка 11
Спиши, вставив пропущенные буквы.
1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.
Карточка 12
Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.
Карточка 13
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Как-то в блюдеч..ке в..ренья
Я (на) шел ст..хотворен..е.
Я, конеч..но, сразу сел
И в..рен..е быстро сел.
И тепер.. для продолжен..я
Этого ст..хотворен..я
Нет ни капел..ки в..рен..я.
Карточка 14
Спиши слова, исправляя ошибки.
Белъё, обехал, палъто, подьезд, счасте, объмен, братя, вороби, обьявление, соловъи, конки, седобный, пъеса, обезяна, подёмник.
Карточка 15
Вставь пропущенные буквы, составь словосочетания и запиши их.
вороб_и важное
грозд_я кран
об_явление сладкое
варен_е смелые
лист_я спелые
под_ёмный осенние
Карточка 16
Раскрой скобки и запиши слова.
Лист(ъ/ь)я, ш(ъ/ь)ют, от(ъ/ь)езд, в(ъ/ь)юга, под(ъ/ь)езд, дерев(ъ/ь)я, об(ъ/ь)едение, п(ъ/ь)еса, пред(ъ/ь)юбилейный, с(ъ/ь)ел, п(ъ/ь)ю, мурав(ъ/ь)и, брат(ъ/ь)я, об(ъ/ь)ект, учен(ъ/ь)е.
Карточка 17
Запиши слова в группы по признакам: 1) Нужно вставить Ь-показатель мягкости; 2)Нужно вставить разделительный Ь; 3) Не нужен Ь; 4) Нужно вставить Ъ
2. Выдели орфограммы.
Кол_цо, под_езд, поч_ка, мол_, мурав_и, свеч_ка, ноч_ной, гон_щик, с_ёмка, руч_и, рол_, коп_ё, варен_е, л_ёт, пал_ма, барабан_щик, под_ём, в_езд, поб_ю, сроч_ный, мал_чик, пач_ка, с_езд, корол_, под_ёмник.
Карточка 18
Прочитайте, выделяя голосом сочетания ЬИ, ЬЁ, ЬЕ, ЬЮ, ЬЯ.
ЬИ —козьи, рыбьи, волчьи, собачьи, ульи, медвежьи, заячьи, вороньи, беличьи.
ЬЁ —шьёт, бьёт, зашьёт, прибьёт, бельё, чутьё, мытьё, копьё.
ЬЕ —, ненастье, варенье, сиденье, пьедестал, чириканье, сучья.
ЬЮ — под изгородью, за площадью, с сиренью, за печью, солью, под елью, мелочью, дочерью, хохотунью, вьюга, тетрадью, прядью, брешью, поверхностью, под елью, к платью, к муравью, медалью, сталью, с метелью, ленью, охотничью, лошадью, ночью.
ЬЯ — сыновья, гостья, стулья, перья, листья, друзья, прутья, деревья, клочья, листьями, Марья, Софья, Дарья, тальянка, сучья, Демьян, Татьяна, Наталья, Ульяна, Аксинья, попрыгунья, крылья.
Карточка 19
Составь предложения из данных слов. Вставь пропущенные буквы.
1) Поезд, на, раз..езде, остановился.
2) К, поезду, автомобиль, под..ехал.
3) Тигр, напал, раз..ярённый, на, сл..на.
4) Щенок, от, холода, с..ёжился.
5) К..за, лист..я, с, кустов, об..едает.
Карточка 20
Запишите слова в два столбика.
Медалью, стальной, Наталья, брось, возьми, веселье, слабенький, мельник, осенью, хорошенький, читать, жильё, житьё, льёт, сыновья, ехать, гостья, павлиньи, беленький, бьёт, листьями, жильцы, брошью, крыльцо, ночью, льдинка, поверхностью,воробьи, платье, деньки, дочерью, коньки, собачьи, ульи, учительница, вьюга, тетрадью, здоровье, мелочью, оладьи, серенький, надень, вьёт, ручьи, прядью, школьники, медвежьи, достань, стулья, плыть, ладонью, мыльница, перья, львица.
Карточка 21
Распредели слова в 2 столбика:
С…язвил, солов…и, с…ежился, ненаст…е, ател…е, из...ян, печен…е, раз…единить, в…юн, пред…явить, грозд…я, чут…ё, бур…ян, вз…ерошить, раз…яснить, свин…я, об…ём, в…езд, с…ем.
Карточка 22
Спишите, вставляя пропущенные знаки Ъ или Ь.
Под..ём флага, зелёный в..юн, в..езжать в лес, п..ют молоко,
солов..иная трель, беспокойные мурав..и, с..ёжился от холода, раз..ярённый лев, с..ехать с квартиры, в..ездные документы, раз..ёмная молния, с..едобная травка, пит..евая вода, точное об..яснение.
Словарный диктант 2 класс
по теме: «Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками»
Шьёт, въехать, бьёт, пьёт, съели, подъём, стулья, платье, съёмка, объезд, объяснить, друзья, жильё, птичьи, съедобный, деревья, воробьи, объятия, перья,платье, польёт, объезд, вьюга, ночью, объяснить, объявление, перья, жильё, подъезд, обезьяна, съедобный, осенью, оленьи, съезд, Илья, съел, друзья. (38 слов)
9