Классный час «Жить среди людей»
Классный руководитель: Черкавская Л.В.
Форма проведения: « круглый стол» с сюжетно - ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Цели и задачи классного часа:
создать условия для осмысления понятия «толерантность», открытия его новых граней и аспектов
развиыать способности к самоанализу, самопознанию
учить детей защищать чувство человеческого достоинства

Просмотр видеосюжета, который ребята сами сняли на одной из перемен. «Интервью на школьной перемене»
Вопросы: Какими должны быть люди, окружающие тебя?
Какие качества в человеке – главные?
Продолжи мысль: Я бы хотел, что бы в мире не было …. (чего?)
Учитель: Ребята, были ли вы когда-либо свидетелями проявления грубости, нетерпимости, хамства, жестокости по отношению к другим людям?
А вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права, когда вы испытывали на себе неприязненное, а может даже и агрессивное поведение со стороны кого-либо: взрослого или одноклассника, когда вас оскорбляли, унижали как личность?
К сожалению, приходится признать, что в сегодняшнем обществе происходит рост агрессивности, различных конфликтов.
Жестокость царит среди подростков. По телевидению и в Интернете мы все чаще и чаще видим ролики со сценами издевательств, жестоких избиений людей, совершаемыми подростками.
Да и в нашей школе, признаем, тоже имели место злодеяния в отношении детей.
Почему это происходит? Почему некоторые люди считают, что они могут обижать, оскорблять, унижать других? Как вы думаете? (………..)
Ваши ответы, ребята, подтверждают то, что жить среди людей и общаться с ними нужно учиться , и делать это так же нелегко, как и изучать математику или физику или преодолевать какие-то преграды.
Какими же правилами нужно руководствоваться, чтобы в обществе людей оставаться человеком?
Первое, что нужно усвоить как можно раньше: каждый человек с момента своего рождения имеет право на уважение человеческого достоинства.
Об этом сказано в Конвенции о «Правах ребенка»

Давайте вспомним основные положения Конвенции о правах ребенка. (….)
Итак, есть закон, который гласит, что всем необходимо уважать достоинство каждого человека.
Знать законы необходимо, но еще более важно их соблюдать. А это, как показывают нам происходящие вокруг события - нелегко.
Вопрос: Как же нужно жить, общаться, взаимодействовать с другими людьми, чтобы при этом всем было хорошо? Я хотела бы, чтобы вы послушали одну историю.
Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять красивых девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал волшебник – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. 
Вопрос: А кого выбрали бы вы? Почему? (Ребята отвечают на вопрос)
- Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь?
Ответ:
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Вопрос: Почему Любовь выбрала Доброту?
Ученик 1: предполагаемые ответы
(Человек, окруженный любовью и добротой своих близких или окружающих его людей, справится со всеми невзгодами в жизни)
Ученик 2:
(Человек, которого всегда окружала доброта и любовь, не может быть плохим человеком. Он не сможет другим приносить несчастья, причинить зло)
Ученик 3:
(Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать человеку, пожалеть, да и не только человека. Животное человек с добрым сердцем тоже никогда не обидит)
Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным.)
Ребята, так что же является основой общения между людьми?
- Любовь и доброта.
-Да. Эти два слова в основном и объясняют смысл такого понятия как ТОЛЕРАНТНОСТЬ. На одном из уроков иностранного языка мы, чтобы лучше разобраться в понимании этого слова, искали значение этого слова в немецко-русском словаре. А теперь, давайте посмотрим, как это слово переводится с других языков.
Итак, смысл, который несёт это понятие, оказывается, заключается в очень простых и понятных для нас словах. 
Ребята! Ребята, какой образ ассоциируется у вас в связи со словом толерантность?(Ребята делятся своими ассоциациями)
«Толерантность» я изобразила в виде солнца.Два лучика у него уже есть. Давайте дорисуем остальные.(ребята нажимают на лучики и появляются слова, определяющие понятие «толерантность»
Все эти качества, ребята, являются признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека. Если все люди будут воспитывать в себе эти качества, или хотя бы пытаться это делать, насколько наш мир станет прекраснее!
Ребята! Я хотела бы подробнее поговорить о таких понятиях как УВАЖЕНИЕ и САМОУВАЖЕНИЕ.
Уважать других людей очень важно.
Скажите, ребята,
- Как вы думаете, что дает человеку самоуважение? (предполагаемые ответы:
– Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.
– Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.
– Человек, который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.
– Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.
- Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно отстаивают свои права, свое мнение.
-Нельзя воспитать уважение к себе, лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. )
Автор (Оля). В этот день 7 класс сорвал урок. Учительница вынуждена была признаться директору школы. Директор объявил, что в наказание за плохое поведение сорванный урок переносится на 7 урок. На перемене перед 6-м уроком состоялся такой разговор.
Вова (громко, вызывающе). С седьмого урока смываемся все, усекли? Пусть, ничего не будет! Они не имеют права!
Гаджи: (мямлит). Да мне, вообще-то нужно … А то – пара в четверти …
Вова. Ага, от коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной!
(Показывает кулак.)
Катя: Да не хорошо это. Уже и директор и наша классная все знает А потом и до родителей дойдет.
Вова: Испугалась? Ой-ой! Родители? Ну и что? Поругают еще немного. Подумаешь?! Велика важность!
Рома А для меня – важность. (спокойно, уверенно, без вызова). Так из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и …
Вова (грубо обрывает). Я сам знаю, что мне надо, а что не надо!
Рома (твердо). Я тоже знаю, что мне надо было сдать Светлане Александровне доклад, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.
Вова А я считаю, что она не имеет права нас оставлять! Скажи, а? Скажи, а? (Толкает локтем в бок Диму.) Скажи?
Дима. Да-а, нам кушать надо …
Рома . А я - против! Тебе нужно – ты и уходи!.
Вова (с угрозой). Ну, мы с тобой еще разберемся!
Кто из ребят являет собою пример самоуважения? Кто старался агрессивно доминировать? То есть господствовать, возвышаться? А. не оскорбил, не унизил, своим поведением в этой непростой ситуации он показал этим ребятам, что можно вести себя и по-другому, не отказываться от своих интересов.
А кто подавлял свои желания, подчинялся идеям невоспитанного грубияна, готов был отказаться от своих интересов?
(- У нас в классе есть такие люди. Я считаю, что такие люди на самом деле не уверены в себе, не уважающие себя. Поэтому они утверждают себя именно так.)
Я хочу напомнить вам недавно просмотренный фильм. (Эпизоды из к\ф «Чучело») Просмотрите эти эпизоды и скажите затем, какие чувства вызывает у вас поведение ребят. (Ребята смотрят отрывки из к\ф «Чучело»)
В первом эпизоде – ребята, вдохновляемые сумасбродными идеями Железной кнопки, унижают достоинство девочки. Но ни сама Железная Кнопка, ни ее одноклассники не вызывают у нас никакого уважения.
Все ребята, в том числе и Дима Сомов, которого Лена считает своим другом, слепо подчиняются толпе. Так какое же уважение могут вызывать эти ребята?
(предполагаемые ответы:
-То, что они делают жестоко и глупо. Нормальный человек не станет в этом принимать участие.
-В толпе, наверное, так и бывает. Все смотрят друг на друга, подбадривают.
-А в этом эпизоде образец милосердия, прощения. Пример такого самоуважения и уважения к другим, даже к тем, кто издевался над ней.
Ученик: Я думаю, что милосердие Лены, ее прощение изменило ребят, по крайней мере, большинство из них. Они увидели себя со стороны. А иначе они не попросили бы прощения у Лены.)
Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие. Маленькая девочка, но как безошибочно выбрала она путь, по которому нужно было ей идти в этой ситуации.
Если все люди будут воспитывать в себе эти качества, или хотя бы пытаться это делать, насколько наш мир станет милосерднее, добрее, прекраснее!
Конечно, я уверена, что вы по мере взросления будете чаще задумываться над своими поступками, над тем, как вы ведете себя в обществе людей и в течение всей жизни работать над собой, воспитывая себя ежедневно, ежечасно. Это – огромный труд!
Ребята! А если бы вам представилась возможность купить в магазине себе те качества, которых вам не хватает для осознания себя личностью, похожей на Лену Б., т.е. толерантной личностью. То, что бы вы взяли? (……….)
Такая возможность у нас есть. Только покупать мы ничего не будем. Мы будем обменивать плохие качества, те которые вам мешают жить в мире людей на те, которые вы хотите в себе воспитать.(Ребята записывают на листочках отриц.качества и обменивают их на те, которые им хотелось бы в себе поскорее воспитать)
Итак, ребята, унося с собой листочки с понятиями, которые вы выбрали для себя, вы сделали еще один шаг в понимании себя.
1-я группа получает задание: составить из набора слов предложения (проверка с помощью интерактивной доски)
людей, в, мира, красота, разнообразии, -, его
не, никогда, нужно, к, людям, к, животным, жестокими, ко, - , всему, на, Земле, живому, быть
себя, уважать, достоинство, значит, - , людей, других, уважать
к другим, относись, так, людям, как ты, чтобы, хотел бы, к тебе, относились

2-я группа отвечает на вопрос
Что нужно делать, чтобы тебя уважали.
Что правильно, а что - нет
1. Хорошо и модно одеваться.
2. Не боятся высказывать свое мнение.
3. Никому не подражать.
4. Постоянно тренироваться, быть спортивным, чтобы уметь постоять за себя.
5. Попросить старшего брата или папу «разобраться» с обидчиком.
6.Стать чемпионом по боксу.
9.Заняться музыкой, рисованием, танцами, развивать какие-то свои таланты.
10.Стать первым в каком-то деле.
А сейчас, ребята, напишите Чтобы жить среди людей, нужно…. Продолжите мысль.
Дети приклеивают листочки на плакат – поэму.
Эту поэму будут читать и другие дети.